Принципиальные различия между христианскими Таинствами и языческими ритуалами

0
15413
Время на чтение 6 минут


         Продолжая говорить о христианстве, как о совершенно уникальной религии, имеет смысл рассказать о тех дарах, которые получили все христиане исключительно благодаря Жертве Христовой. В данной работе речь пойдет о христианских Таинствах, как о принципиально новом явлении в религиозной истории, ибо дохристианская религиозная практика таковых (Таинств) не знала. Человек знакомый с историей религий может возразить: в языческих религиях присутствует множество мистерий, инициаций, обрядов, ритуалов и т. д. И термин «мистерия» и русское слово «таинство» происходят от древнегреческого слова μυστήριον (тайна, таинство) и тем не менее разница между двумя этими понятиями весьма существенная. Наша задача показать - в чем состоит сущностная сторона этого различия, а также указать на содержание христианских Таинств, как на предмет принципиального отличия от языческих ритуалов.

         Историкам религий известно, что какие либо внятные свидетельства о языческих мистериях (об их смысле, содержании и направленности) имеют весьма позднее происхождение и относятся к эпохе не ранее II века н. э. Более того, исторических источников, из которых позволительно почерпнуть информацию о языческих культах не так уж и много: о них пишут платоник Апулей (125-170 гг.), неоплатоник Порфирий (232 - 306 гг.). Более того, интересные исторические свидетельства о языческих мистериях содержатся в трудах христианских апологетов - свт. Климента Александрийского (150 - 215 гг.), Тертуллиана (165 - 225 гг.). О христианских Таинствах историческая наука имеет сведения, относящиеся к I веку и данные сведенья достаточно подробны - они представляют не только само чинопоследование, но и историю возникновения, догматический смысл и содержание. Другими словами - исторические свидетельства о языческих мистериях появляются уже в христианскую эпоху, а соответственно, атеистическая критика, видящая в христианстве сплошной «рассадник заимствований» выглядит весьма неубедительно (как и всякий другой раз), т. к. ситуация могла быть диаметрально противоположенная. Доподлинно известно, когда император Юлиан Отступник (правивший в 361-363 гг.) решил возродить язычество, то он повелел «сконструировать» языческие обряды «по модели» христианских Таинств. Таким образом, христианским Таинствам Крещению и Евхаристии были противопоставлены т. н. митраистские «тавроболии».

         Кстати, о митраизме... Чаще всего атеистическая и неоязыческая критика обращает свое внимание на некое сходство христианских Таинств и мистерий, присущих индоиранскому культу Митры. Однако на сегодняшний день историческая наука может утверждать, что распространение митраизма на территории Юго-Восточной Азии и Европы началось только с конца II века н. э. По-сути вся область эллинизма той эпохи, т. е Греция, Македония, Фракия, Вифиния, Тирия, Палестина, Египет не имела внятного представления о культе Митры, но уже была знакома с христианством. Поэтому вполне возможно вести дискуссии касательно фактора заимствований, только объективные исторические данные склоняют нас к принятию того, что именно митраизм в III-IV вв. многое позаимствовал у своего главного конкурента в Европе - христианства, но не наоборот. Выше мы привели пример действия Юлиана Отступника. Блж. Августин в свою очередь приводит восклицание одного фригийского жреца: «Et ipse Pileatus chrstianus est» («и сам Митра христианин»), что, несомненно, выдает в говорившем человеке какое-то искреннее стремление хоть как-то оправдать языческое заблуждение перед утверждающимся христианством.           Не стоит забывать, что сами христиане резко отрицательно относились к языческим мистериям, почитая последние за духовную скверну, о чем пишут почти все раннехристианские апологеты, что в свою очередь только подтверждает маловероятность каких-то заимствований оттуда.

         Тем не менее, во внешней стороне совершения между христианскими Таинствами и языческими мистериями действительно имеется некоторое сходство. Скажем вода (как материал), используемая в Таинстве Крещения присутствует и во многих языческих мистериях и магических практиках и рассматривается, как символ сакрального очищения. На первый взгляд может показаться, что и внутренняя сторона языческих ритуалов чем-то схожа с христианскими Таинствами - определенные культовые действия (в представлении язычников) должны дать человеку некие мистические силы, некую метафизическую «защиту», у шаманов эти обряды должны обеспечить «подчинение» духов и т. д. Здесь нужно подчеркнуть один очень существенный момент - магическое сознание подразумевает, что мистериальные действия (ритуалы и обряды) сами по себе (по факту их совершения) дают человеку соответствующие мистические силы (или помогают в повседневной жизни) вне зависимости от нравственного или духовного состояния этого человека и подчас даже вне зависимости от его религиозности. Такова фабула понимания языческих мистерий.

         В рамках христианства кардинально иной взгляд на этот вопрос. Христианские Таинства есть определенное действие Бога, Божественной благодати на человека посредством внешних культовых действий священника (священнодействий). За каждым подобным действием, за каждым Таинством стоит не механизм (не «банкомат», который выдает денежные купюры при правильном наборе кода), а Личность Бога Живого! «Ты бо еси приносяй и приносимый»[i] - говорится в евхаристической молитве, т.е. священник совершает священнодействие, а Дар Божий таинственно (непостижимо для наших грубых органов чувств и рационального мышления) сообщает Сам Создатель. В христианстве общение между Богом и человеком - это общение между двумя свободными и разумными личностями. Бог есть Любовь и всегда Любовь, и Он в любую секунду готов дать человеку в преизобилии Свою благодать, однако человек далеко не всегда любовь и вследствие своей нравственной и духовной нечистоты он не всегда способен принять этот Великий Божественный Дар. А посему результативность совершенного Таинства напрямую зависит от нравственного и духовного состояния человека. А посему совершенное священником Таинство может не иметь ожидаемых (человеком) результатов или иметь, но прямо противоположенные. Совсем неслучайно Апостол Павел, говоря о Таинстве Евхаристии, предупреждает: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 28-29).

         Также имеет смысл раскрыть различие в понимании самого термина μυστήριον (таинство) в языческой культуре и культуре христианской мысли. Почти во всех языческих культах присутствует деление своих последователей на «посвященных» и «профанов», наличествуют разные степени посвящения и т. д. В контексте вышесказанного почти всегда знание язычника о мистериях было следствием прошествия им некоей инициации или «посвящения», ибо «тайные обряды» на то и тайные, т. е. сокрытые от глаз и ушей непосвященных. Смысл и содержание некоторых ритуалов можно было узнать, только пройдя целый ряд различных инициаций-посвящений, ибо таковые (ритуалы) были «великой тайной» и о них нельзя было прочитать в общедоступной литературе.

         В христианстве мы видим принципиально обратное: человек не может стать участником Таинства (допустим Крещения) не зная смысла и цели совершения такового, не зная основ христианского вероучения. С первых веков существования христианской веры основываются т. н. катехизические (вероучительные) школы, в задачу которых входит как раз подготовка к принятию Крещения тех, кто хочет стать христианином. В рамках этих учреждений пишутся целые труды, т. н. «огласительное беседы», т. е. педагогические трактаты, которые нацелены на то, чтобы человек, заинтересовавшийся христианской верой, мог почерпнуть из них соответствующую информацию о таковой, а также узнать смысл и содержание непосредственно Таинства Крещения. Сам термин μυστήριον (Таинство) употребляется не в значении того, что происходящее имеет какой-то тайный, конспирологической смысл и сокрыто от глаз и ушей непосвященных, а в знак того, что посредством священнодействия человеку таинственно (т. е. непостижимо для наших грубых органов чувств) подается благодать Божия. Столь же таинственно (т. е. непостижимо для рационального мышления) эта благодать Божия помогает человеку в его духовном росте (опять же непостижимом) и в аспектах телесной жизни.

 



[i] Служебник, стр. 129

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. Ответ на 6., eka:

Ходите в лес по ночам, там Нечистых много, в проклятых местах, жуткая злобная Нечисть.сейчас нечистые в основном в инете сидят, пишут всякое, деньги отрабатывают.....

класс!
чистякова / 13.12.2017, 17:32

14. Ответ на 6., eka:

Ходите в лес по ночам, там Нечистых много, в проклятых местах, жуткая злобная Нечисть.сейчас нечистые в основном в инете сидят, пишут всякое, деньги отрабатывают.....

Точно, например, о том, что Земля плоская и стоит на трёх китах или на рогах быка.

13. Ответ на 5., СТРОИТЕЛЬ:

Ходите в лес по ночам, там Нечистых много, в проклятых местах, жуткая злобная Нечисть.

Очередное обострение? Или лечащий врач опять с анунаками бухает?

12. Ответ на 11., Василий В.В.:

Дураком ты был, дураком и остался.
М.Яблоков / 13.12.2017, 08:02

11. Ответ на 10., М.Яблоков:

"Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова; а действует сила и благодать Божия. "Сие есть тело Мое", сказал Он. Эти слова претворяют предложенное, и как то изречение: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Быт. 1:28), хотя произнесено однажды, но в действительности во все время дает нашей природе силу к деторождению; так и это изречение, произнесенное однажды, с того времени доныне и до Его пришествия делает жертву совершенной на каждой трапезе в церквах. Итак, никто пусть не приступает коварным, никто — исполненным злобы, никто — имеющим яд в мыслях, чтобы не причащаться "в осуждение". И вот, после принятия предложенного, в Иуду вошел дьявол, презрев не тело Господне, но, презрев Иуду за его бесстыдство, дабы ты знал, что на тех, которые недостойно причащаются божественных тайн, особенно нападает и постоянно входит дьявол, как и тогда в Иуду. Так почести приносят пользу достойным, а недостойно пользующихся ими подвергают большему наказанию."Свт. Иоанн Златоуст.

Я Вас спросил: " А с чего Вы взяли, что Иуда причастился? ". " Со слов святителя Иоанна Златоуста ", видимо, есть Ваш ответ. Некоторые слова свт. Иоанна Златоуста, например, его слова о том, что причащаться нужно за каждой литургией, Вы во внимание не принимаете, а эти цитируете. Возможно, свт. Иоанн Златоуст был прав, побуждая прихожан причащаться на каждой литургии, ведь произносил он слова о причащении в 4-м веке, а не в 10-м веке или в более поздние века, когда установилась традиция причащаться реже, а затем и вообще - редко. Возникает вопрос: " А в наше время стал бы свт. Иоанн Златоуст повторять свои слова о якобы причащении Иуды, или он бы с большим вниманием отнесся к тем различиям, которые существуют между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна? " Скорее всего, он бы этим различиям уделил должное внимание ( в наше время ), ибо эта тема в наше время становится предельно актуальной, и обратил бы внимание на то, что в Евангелии от Иоанна нет ничего, что бы указывало на то, что " обмакнутый кусок хлеба " - это Плоть и Кровь Христа.
Василий В.В. / 12.12.2017, 21:35

10. Re: Принципиальные различия между христианскими Таинствами и языческими ритуалами

"Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова; а действует сила и благодать Божия. "Сие есть тело Мое", сказал Он. Эти слова претворяют предложенное, и как то изречение: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Быт. 1:28), хотя произнесено однажды, но в действительности во все время дает нашей природе силу к деторождению; так и это изречение, произнесенное однажды, с того времени доныне и до Его пришествия делает жертву совершенной на каждой трапезе в церквах. Итак, никто пусть не приступает коварным, никто — исполненным злобы, никто — имеющим яд в мыслях, чтобы не причащаться "в осуждение". И вот, после принятия предложенного, в Иуду вошел дьявол, презрев не тело Господне, но, презрев Иуду за его бесстыдство, дабы ты знал, что на тех, которые недостойно причащаются божественных тайн, особенно нападает и постоянно входит дьявол, как и тогда в Иуду. Так почести приносят пользу достойным, а недостойно пользующихся ими подвергают большему наказанию." Свт. Иоанн Златоуст.
М.Яблоков / 12.12.2017, 04:48

9. Ответ на 8., М.Яблоков:

Иуда причастился, после этого в него вошел сатана.

А с чего Вы взяли, что Иуда причастился? В Евангелии от Иоанна сказано: " Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана." (Ин.13.26-27) " Обмакнутый кусок хлеба ", по-вашему, - Плоть и Кровь Христа?
Василий В.В. / 08.12.2017, 11:41

8. Ответ на 7., Андрей Карпов:

Главное принципиальное различие:Таинства - это вхождение в отношения с Богом,а языческие ритуалы - отношения с бесами.

Иуда причастился, после этого в него вошел сатана.
М.Яблоков / 08.12.2017, 09:23

7. Re: Принципиальные различия между христианскими Таинствами и языческими ритуалами

Главное принципиальное различие: Таинства - это вхождение в отношения с Богом, а языческие ритуалы - отношения с бесами.
Андрей Карпов / 08.12.2017, 08:10

6. Ответ на 5., СТРОИТЕЛЬ:

Ходите в лес по ночам, там Нечистых много, в проклятых местах, жуткая злобная Нечисть.

сейчас нечистые в основном в инете сидят, пишут всякое, деньги отрабатывают.....
eka / 08.12.2017, 02:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Артемий Сильвестров
В погоне за лайками он утратил чувство реальности
Священник Артемий Сильвестров о деятельности заштатного диакона Олега Рыжкова, распространяющего в Интернете антипрививочные фейки
22.02.2022
Все статьи Священник Артемий Сильвестров
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07