2. Чтобы напрасно не трудиться строящим его...
«Ибо телесное упражнение мало полезно,
а благочестие на всё полезно есть,
имея обетование жизни настоящей и будущей».
(1 Тим. 4, 8)
Третий урок благочестия святого князя Владимира - это стремление к достижению духовно-нравственного единства народа, как основе государственной стабильности и надежному заслону от любых идеологических диверсий, в то время - религиозных ересей. Народ становится непобедимым не только за счет достижения определенной военной силы, но еще и за счет достижения духовно-нравственного единства. Язычество требовалосилового объединения общества и братоубийственной резни противников, тогда как христианство предлагало добровольное объединение на основе духовных идеалов: духовной цельности, как единства небесного и земного, братолюбия, служения, нестяжания, соборности, милосердия. Вплоть до любите врагов ваших и благотворите ненавидящим вас. Князь Владимир увидел в христианстве - концепцию объединения и духовно-нравственной безопасности общества, ограничивающую распространение зла. И эта концепция оказалась намного эффективнее язычества.
Обратите внимание на очень важный аспект - христианские духовные идеалы никого не унижают, ни у кого не отбирают права и никому не придают дополнительных прав, но обеспечивают условия для равноправного сотрудничества. Для сравнения - «общечеловеческие ценности» отбирают права у большинства для придания их меньшинству и специально созданы для того, чтобы подогревать постоянный конфликт между духовно-нравственным в христианской традиции большинством и безнравственным неолиберальным меньшинством. Поэтому в традиционном обществе либерализм полезен в тех формах, которые направлены на поиск модернизаций для традиции, но он может стать и часто становится разрушительной силой, если ценности либерализма ставятся выше традиции. Из истории мы знаем, что свобода лишенная абсолютного добра всегда воплощается в разнообразных идеологиях ненависти.
Атеистический гуманизм, оторванный от евангельских заповедей и оформленный в «общечеловеческие ценности» - представляет собой набор инструментов для нравственной дегенерации и поддержания в обществе холодной гражданской войны с целью уничтожения религиозной традиции, превращения народа в население, семьи в номерных родителей, биологических полов в трансгендеров, носителя образа Божия в генератора желаний. Чем более разобщен народ на группы, которые поклоняются разным языческим идолам, тем легче достичь внешнего управления и превратить еще недавно независимую страну в колонию глобальной империи.
Главные идолы глобализации - свобода от обязанностей перед обществом, равенство добра и зла, братство в безнравственной жизни, превращают человека в раба греховных страстей. Вспомним, что князь Владимир искал не просто религию, он искал еще и концепцию для решения духовно-нравственных проблем, порождаемых греховными страстями, в которых он увидел настоящие причины пороков тогдашнего общества. С помощью новой концепции он надеялся создать солидарные отношения в обществе, погасить и в будущем не допускать межродовые конфликты, которые разрушали государственное единство, утвердить такие ценностные идеалы, которые преобразят и отношения и образ жизни людей. И уже первые изменения показали, что христианство с его евангельскими заповедями способно обеспечить новое качество отношений в русском обществе.
В мировоззрении латвийской русской диаспоры представлены различные духовно-нравственные концепции - атеистическая, языческая, либеральная, православная, марксистская, протестантская, нигилистическая и другие. Думается, что определенная часть диаспоры, являющаяся носительницей православного мировоззрения может быть объединена в общественно-культурную силу, например, общественное движение, которое при условии структурной самоорганизации сможет стать субъектом создания русской культурной автономии в Латвии. Такое возможно, но исключительно, как духовно-культурное объединение, не подлежащее ни прямой, ни сателитной политической ангажированности. Ведущую роль в этом процессе могут сыграть общественные организации, но могут быть созданы и новые культурно-образовательные центры.
Воплощение русской культурной автономии - это генеральная задача самосохранения русского самосознания в Латвии, без решения которой все проводимые культурно-образовательные мероприятия и проекты школ и общественных организаций не имеют долгосрочной перспективы. Ведь сохраниться можно только будучи частью культурной традиции, все, что не в традиции, все проходящее и уходящее. Культурная автономия представляет собой совокупность традиций, которые действуют через систему мероприятий. У русской диаспоры этой совокупности пока нет, есть лишь отдельные традиции. Какой должна быть стратегия и тактика создания русской культурной автономии? Какую роль в этой работе будет играть достижение духовно-нравственного единства русской диаспоры?Вспомним, что в опыте князя Владимира, достижение духовно-нравственного единства стало стратегией объединения общества.
И когда мы начнем обсуждать эти принципиальные для русской диаспоры вопросы? Сложность предстоящей работы еще и в том, что культурно-образовательныеинтересы русской диаспоры в настоящее время некому защищать на политическом уровне. Нет политических субъектов, имеющих концептуальное понимание перспектив создания культурной автономии, действенных методов и форм по ее сохранению и развитию. Все как обычно - спасение утопающих в руках самих утопающих, правда, среди утопающих спасателей крайне мало. Речь идет о компетентных апологетах русского самосознания, желающих и способных предлагать конструктивные идеи и проекты духовно-культурной самоорганизации.
Трудно сказать, когда начнется самоорганизация православной по духу русской общественности, но то, что она в ближайшие годы произойдет не вызывает никаких сомнений. Из разных источников поступает информация, что русская интеллигенция устала от идейной пустоты либеральных игрищ, которой с годами становится все больше и больше в русской общественной работе. Нарастает усталость от политиканства псевдорусских организаций и проектов, изначально обреченных на провал, демократической политической демагогии, направленной на защиту идолов неолиберализма, тогда как вопросы культурной самоорганизации, создания и укрепления культурных традиций остаются без внимания. Важнейшее направление работы - создание консервативной идеологической платформы для русской культурной автономии ждет своих разработчиков.
И опыт князя Владимира является прекрасным примером первого движения по христианской самоорганизации на Руси. Из этой самоорганизации вырастут русские традиции, русское самосознание и русский образ жизни. Но князь Владимир был практиком, однако есть и теория организации движения за русскую культурную автономию, которая изложена в трудах славянофилов. Может стоит самым тщательным образом заняться изучением своего культурно-организационного наследия? И не только изучать, но и пропагандировать те компоненты славянофильского опыта, которые актуальны для самоорганизации русской диаспоры?
Четвертый урок - вера без дел мертва, христианские духовные идеалы преображают человека и общество только в том случае, если они начинают соблюдать законы духовной жизни. Идеалы начинают действовать, если у человека появляется, а в обществе поддерживается стремление к духовно-нравственному совершенствованию, понуждению к добрым делам, ведь Царство Божие нудится: «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Согласно святым отцам только смирение - очищение от греховных страстей, позволяет приобрести духовную любовь и добрые дела не заменяют духовной жизни, но помогают ее деланию. Как писал преподобный Амвросий Оптинский: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя бы сначала и без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».
Законы духовной жизни применительно к общественной работе определяют, чтоподлинные внешние изменения рождаются в процессе внутреннего духовного роста личности - пока ты сам возрастаешь в духовно-нравственном плане, ты способен осуществлять и изменения вокруг себя. Если ты сам духовно не растешь, то и внешних изменений в твоем окружении не будет. Ты можешь много, умно и теоретически правильно говорить, заявлять, выступать, писать, проводить мероприятия, но если твой духовно-культурный уровень не растет, то ничего вокруг тебя изменяться не будет.
Первый признак духовного роста - новые идеи, воплощение которых вполне реально и приведет к активизации определенной, пускай и не очень большой на первых порах части общества, привлечет сторонников, повысит веру в будущий успех. Можем ли мы назвать хотя бы три-четыре таких новых идеи, предложенные за последние год-два по сохранению школьного образования на русском языке? А может быть у нас есть такие идеи по повышению качества общественно-культурной работы, созданию и укреплению культурно-исторических традиций? Если внимательно почитать публикации за последние год-два, которые сегодня составляют основу общественного дискурса по «русской теме», то за редким исключением с новыми идеями у нас большие проблемы. Может стоит собрать круглый стол или семинар и организовать мозговой штурм для поиска решений этих проблем?
С помощью духовной жизни подвижники накапливают необходимый потенциал благодатных энергий, позволяющий изменять ценности мировоззрения не только у самих себя, но и у многих окружающих. Такими были многие носители духа в истории России, достаточно вспомнить хотя бы о собеседниках преподобного Сергия Радонежского или учениках преподобных Иоанна Кронштадтского и Алексия Мечёва. Но не только святые, по и обычные люди, ведущие духовную жизнь и занимающие активную общественную православную позицию, со временем становятся способными предлагать обществу идеи и проекты, реализация которых постепенно преображает общество.
Пятый урок - измененияв мировоззрении части или всего общества происходят по меререализации проектов социокультурных преображений, в процессе чего формируется новый идеологический актив, в первую очередь молодежный. Почему сегодня русская молодежь не активна в общественной работе? А какие творческие проекты предлагаются молодежи, на какие преображения в обществе эти проекты направлены? Где молодые люди могут получить бесплатную культурно-образовательную поддержку? Насколько эти проекты помогают молодежи укрепить русское самосознание, раскрыть свои способности и приобрести опыт общественно-культурной работы?
Во времена князя Владимира христианство устанавливалось в том числе и оказанием социальной помощи обездоленным,открытием богаделен, больниц и школ. Князь потому и получил прозвище Красное Солнышко, что начал создавать школы для молодежи, в которых готовили проповедников, учителей, социальных работников, одним словом - идеологический актив, носителей христианского света. Всем выпускникам этих школ предлагалась работа и возможности карьерного роста. А что сегодня предлагается русской молодежи, какую поддержку своим благотворительным и культурно-образовательным проектам она получает? Почему с каждым годом становится все больше молодежи, желающей покинуть Латвию? Есть над чем задуматься, не правда ли?
А чем, по-вашему, был вызван энтузиазм молодых строителей первых советских пятилеток? Сразу следует оговорить, языческие идолы, которых насаждал марксизм, энтузиазм людей не повышают. Богохульство и классовую ненависть повышают, но на них далеко не уедешь. Ну не будет рабочий, вчерашний крестьянин,верующий в Бога, ударно строить Сталинградский тракторный завод ради классовой борьбы, мировой революции или победы коммунизма. Зачем ему этот идеологический хлам? Тогда что?
Энтузиазм молодых строителей первых пятилеток объяснялся верой в реальность светлого будущего, которая ежедневно подкреплялась созданием вместе с заводами социокультурных форм для духовно-культурного возрастания и физического укрепления- детских садов, школ, больниц, клубы, поликлиники, библиотеки, кинотеатры, стадионов. Образование, спорт, культурное самовыражение, разумный аскетизм - становятся образом жизни людей. Советские люди видят, как уходят из их жизни голод, нищета, безработица, социальные болезни, малограмотность, низкий культурный уровень. У них с детства воспитывается понимание правильного соотношения духовных и материальных благ в жизни человека. И это соотношение пришло из Православия.
Такую же веру в реальность светлого будущего у молодежи подкрепляла раздача пищи, проповедь Евангелия, помощь больным и обездоленным которой занимались выпускники школ князя Владимира. Это милость к ближнему, за которую дающий будет помилован в вечности. По сути дела, большевики распространяли христианское мировоззрение и образ жизни без Христа. В этом была главная, хотя и не единственная причина советского энтузиазма и фантастических достижений!
Таким образом, христианское Откровение принятое и глубоко осмысленное князем Владимиром, принесло понимание того, что воплощение духовной любви в общественных отношениях ведет к духовному единству общества, умножению добра и красоты социокультурных форм. Опыт христианизации Руси святым князем позволил понять даже простым и малограмотным людям, что в их мир пришла ценность выше человеческой жизни - духовная любовь, приобщаясь к которой, человек не только преображает свою земную жизнь, но и соединяет ее с вечностью. С этого момента в общественном мировоззрении укрепляется стремление к идеалу Святой Руси, который недостижим, но именно он будет определять все русские смыслы земной жизни.
И осознание того, что не сильные, не умные и даже не удачливые, а милостивые будутпомилованы в вечности, потрясло и преобразило и князя Владимира и его окружение. Оказалось, что и преображение общества происходит совсем не силой и коварством, а немощью благочестия и самые прочные конструкции создает не железо и кровь, а духовная любовь.
Таковы уроки благочестия святого князя Владимира.
Валерий Бухвалов, Dr. paed.
При подготовке статьи использованы следующие источники:
1. Карташев А. В. Завет святого князя Владимира // Путь. 1932. №36. С. 75.
2. Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991. Т. 1.
3. Федотов Г. П. Социальное значение христианства. Париж, 1933.
4. Иларион, митрополит. Слово о Законе и Благодати // Памятники литературы Древней Руси. XI век. М., 2003.
5. Карпов А.Ю. «Владимир Святой»- 2-е изд., исправл. и доп.- М., 2004.
6. Иоанн (Снычев), митрополит Русская симфония. Очерки русской историософии - СПб.: «Царское дело», 2015, - 528 с.
7. Масленникова Наталья Святой Креститель\
http://ruskline.ru/analitika/2015/12/03/svyatoj_krestitel/