От даровитости к благодарности, или От харизмы до Евхаристии

Педагогические размышления об одарённых детях

 

Слово «одарённость» имеет корень -дар-, который есть в целом ряде привычных нам слов: дарить, одаривать, подарок, даровитость, даром, дармовой и т.д. По В.И. Далю дарить - это «отдавать навсегда безмездно, отдать даром, приносить в дар». Помните из детства: «без-возд-мезд-но, то есть даром»? Дар - это что-то, отданное (данное) кем-то кому-то даром и навсегда. Одарённость, даровитость, талантливость - это Божий Дар человеку быть способным что-то делать лучше других. А бездарность - это отсутствие этого дара или неумение его разглядеть. Господь милостив и щедр, а человек, хоть и создан по образу и подобию Божиему, не всегда внимателен к этому дару. Он может зарыть талант, а может его и не пытаться увидеть изначально. Тогда «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25: 29).

Поскольку человек несёт в себе повреждённый грехом образ, а повреждённость эта у разных людей (детей) имеет разный масштаб и разную глубину, то, по-видимому, одарённость - это Божий дар минимальной повреждённости человеческой природы. Искать причины того, почему этот дар разный у разных людей, на мой взгляд, бессмысленно, ибо это дар. А дар даётся не за что-то, не за заслуги, а просто так, без-возд-мезд-но, то есть даром. А если за что-то, то это не дар, а награда. Поэтому искать источник одарённости в наследственности или генах - дело пустое, ибо источник этот - Бог.

Одáренный и одарённый ребёнок - это объект особой педагогической заботы, ибо он более подвержен опасности впасть в соблазн или в прелесть. Одарённый ребёнок - это всегда зона нравственного риска. Это как дар внешней красоты. За красавицами глаз да глаз нужен. Их беречь и пасти (с-пас-ти) труднее, чем барышень неброской внешности. Ибо «от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Для родителей одарённый ребёнок - это крест, который нести непросто. Ребёнок обделённый (например, инвалид) менее подвержен риску соблазна, чем одарённый.

У одарённого ребёнка гораздо легче и быстрее распаляется эгоизм. Его гордыню проще подогреть успехом. Толстое пухлое портфолио, из папок которого торчат грамоты и дипломы, распаляет тщеславие. Тщеславие распаляет славолюбие и себялюбие. И если всё это усугубляют воспитанием стремления к лидерству и конкурентоспособности, то в итоге мы получаем интеллектуального монстра, неспособного к заботе и ответственности, быстро забывающего тех, «кто нас выводит в люди, кто нас выводит в мастера».

Несколько лет назад меня позвали консультировать педагогов одного замечательного центра дополнительного образования для интеллектуально одарённых детей. До моего прихода в эту команду педагогов воспитанники центра завоевали все возможные призы и дипломы на всех российских интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. Все стены были увешаны дипломам, грамотами и медалями. Один из шкафов в кабинете директора ломился от кубков и памятных знаков. Но коллектив педагогов, добившийся, казалось бы, высот и признания, забил тревогу. Стало вдруг очевидным, что постоянная доминанта на победах в олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных конференциях деформирует личностные качества воспитанников. И это искажение (порча образа) тем сильнее, чем успешнее наш ученик.

Одним словом, мы увидели, что ученики, воспитываясь в обществе потребления, становятся высокоинтеллектуальными потребителями. Этот отрицательный педагогический эффект (на фоне внешних успехов) заставил коллектив пересмотреть некоторые педагогические установки. Мы, как нам кажется, вовремя спохватились. И спасло нас то, что мы в каждую группу высоколобых интеллектуалов добавили либо одного-двух «трудных», либо одного-двух детей-инвалидов и сумели (не сразу, но сумели) настроить первых на даяние и заботу.

Даяние, одаривание, возможность даром поделиться этим даром Божьим, порождало благодарность тех, кому был дарован недуг и немощь как напоминание о необходимости и возможности дарить заботу и милосердие. «Расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2 Кор. 9: 9). Харизма (χάρισµα, милость оказанная, Божественный дар) одних порождала евхаристию (εύχαριστία, благодарность, благодарение) других. И все обрели общую радость  (χάρις, радость, милость, дар, благодарение). А всё только потому, что «моё только то, что я отдал» (прп. Максим Исповедник).

Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета и Екатеринодарской духовной семинарии

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Остапенко:
Сместить доминанту на утверждение доброго и светлого
Горькая реплика о региональной воспитательной политике
16.07.2019
Станиславский сказал бы: «Не верю!»
Импортозамещение в сфере образования снова откладывается
27.08.2018
От даровитости к благодарности, или От харизмы до Евхаристии
Педагогические размышления об одарённых детях
04.04.2017
Все статьи автора
"Проблемы семьи и брака"
«Никто не прислушивается к голосу Церкви»
Протоиерей Димитрий Смирнов принял участие в IV Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье семьи — здоровье нации»
18.10.2019
Заключение на второй анти-культурный законопроект Ямпольской
Мнение юриста об идеологической диверсии против России
17.10.2019
«Лоббисты манипулируют общественным мнением»
Участники слушаний в Общественной палате признали, что сторонники принятия закона о профилактике т.н. «домашнего насилия» используют агрессивные методы
17.10.2019
Все статьи темы
"Русская школа"
«Профессия — это пророческое свойство человека»
Общее образование, оторванное от христианских корней, провоцирует ложное восприятие слова «профессия» и морочит голову родителям
19.10.2019
О критике системы высшего образования
Чиновники и предприниматели не понимают, что выпускников нужно обучать на рабочем месте и адаптировать к конкретному труду
15.10.2019
«Культурный норматив школьника» - благо или зло?
Стартовавший 1 октября межведомственный проект Минкультуры и Минпросвещения вызвал неоднозначную оценку
03.10.2019
Все статьи темы