Песни исторические Петрова времени

Часть 1. «Повесть народного исторического самосознания»

Консервативная классика 
0
380
Время на чтение 10 минут

 

Ко дню памяти (22 февраля (7 марта) 1898 г.) великого русского патриота-труженика, неутомимого собирателя, хранителя и исследователя славянской (а особенно русской) народной старины и песнотворчества, большого знатока множества языков, в том числе древних, фольклориста-подвижника, филолога, историка, источниковеда, архивиста, этнографа, музыковеда, общественного деятеля Петра Алексеевича Безсонова (1827-1898) (См. подробнее о нем: «...Откуда возьмем, если бросим и загубим взятое?») мы переиздаем его «Заметку» из сборника «Песни  собранные П.В.Киреевским». (Вып. 8.)

Публикацию (в сокращении) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию:    Безсонов   П.А.   Заметка   //   Песни,   собранные П.В.Киреевским. Вып. 8. - М., 1870. - С. I-LXXXV) подготовил профессор А. Д. Каплин. Орфография приближена к современной. Деление на части и названия - составителя. 

+ + +

«Песни  собранные П.В. Киреевским».

Вып. 8.

Заметка.

 

В 1869 году продолжалось печатанием собрание песней былевых и исторических, именно 8-й их выпуск. «Если появление его несколько задержалось, виною того неожиданное богатство содержания. Выпуск весь посвящен лицу и эпохе Петра I-го.

В нашей литературе, в действующих доселе руководствах русской словесности и исторических хрестоматиях утвердилось господствующее мнение, подкреплявшее себя разными соображениями, что Петр Великий не оставил по себе никакого почти следа и отклика в песнотворчестве народном; точно, самый сборник П. В. Киреевского представлял тому лишь несколько образцов: но, благодаря вкладам других собирателей[1], редакций издания удалось достигнуть до цифры почти двух сот номеров, и все они дают более или менее живую картину  - и высокого лица, и обстоятельств его времени, притом, чтό особенно замечательно, в выражениях искреннего сочувствия к истинному смыслу великих событий той эпохи. - Дело потребовало усиленного труда и напряженных разысканий: за то, надеемся, оно восполнит значительный пробел в нашей науке и литературе, с точки зрения совершенно уже беспристрастной и неподдельной, одним словом народной[2].

Песнотворчество народное следует шаг в шаг почти за всеми важнейшими действиями и событиями жизни великого государя, от минуты рождения его до последнего дыхания: величавый образ носится всюду, даже в тех былевых песнях, которые единственно лишь современны своим происхождением и касаются случаев как будто посторонних; и здесь, если не действует он, то он присутствует, как зерцало, перед коим совершается действие, как дух и характер, вызов к творчеству и средоточие фантазии.-

Есть много образцов, где, по народному представлению, дела решались даже менее личностью Петра, чем было в действительности, гораздо более героями другого имени и образа: но и эти герои - люди, окружавшие царя, его близкие. Это граф Борис Петрович Шереметев, атаман Флор Миняевич, Долгорукий, Голицын, Семен Палий, и меньшие Рычков, Ефремов, даже безъимянные драгун, донской козак, темничный добрый молодец, крестьянин: имена, в народе любимые, образы, творчеством взлелеянные. -

Враги, недоброжелатели Петру, - враги народу по смыслу его песней: старший Голицын, Некрасов, Маныцкой, шведский король, шведская королевна-девица, майор земли шведской, Шлиппенбах, Мазепа, азовский паша, турецкий султан. -

Приближенные, испытавшие справедливое безучастие или прямое отвращение народа, но столь же явно обличенные самим государем, Меншиков и Гагарин нарочито выделяются из общего состава и связи былин: творчество намеренно выгораживает из вины их непричастного Петра. -

Там, где в спорном деле колеблется сочувствие народа, как бы не зная, на чью сторону склониться, стрелецкий атаманушка и большой боярин сами, выразительными словами, решают участь свою, сами послушно подчиняют себя роковому приговору, в виду несостоятельности прежних условий, в виду новых требований жизни; Евдокия Федоровна не пеняет, не жалуется, не ищет перерешения судьбе своей, отвергает возврат из кельи, молится за далекого супруга и - «спасается». -

Есть особый прием песней петровских, почти неизвестный дотоле прежнему нашему творчеству: оценка этому приему должна быть в самой области творческой, но нельзя также не видеть в нем прямого отношения к действительности внешней, к истории положительной. Именно, казни стрельцов сопровождаются великодушным прощением пытанного мόлодца, во всем виновного, во всем сознавшегося, во всем помилованного. Отверженное - ибо позднее - предложение жертв и услуг старого войска, укрощенная притязательность и сбитая надменность любимца Царевны выводят за собою смелую борьбу и откровенное слово драгуна, одобренного и пожалованного. Гроза на донцов, стоны и жалобы Дона, отчаяние беглецов, бросающих родину, - разрешаются любовным образом властителя, терпеливо слушающего нарекания заключенных, свобождающего их, протянувшего им, тому, или другому, руку помощи и пощады. «Выкатается ли он в золотой карете», жадно ли «желает себе бою да драки», - он же ходит-гуляет по просту между простым народом, «в одной сорочке без пояса, в одних чулочках без чоботов». С самых первых лет его, юноша, за похвалу и гордость гибнущий на чужой стороне, в переправах опасных, сын, отшатнувшийся отца-матери, рода-племени, не слышит проклятий отчизны, им покинутой: ему во след посылаются сожаления, к нему несутся вопли - «воротись, позабыл ты два друга сердечные, два товарища надейные», и, опутанный коварной сетью чужеземной королевны, царь вывозится на святую Русь спасающим крестьянином.

Одно из самых тяжелых дел и воспоминаний для народа чорного, «рытьё каналов» приходится однако же в средине между отрадными событиями и очертаниями. При раздраженном Некрасове - многие лета усердный Флор, из-за ядовитого Мазепы вырастает в цветущих красках удалой Краснощоков, даже из-за могилы возвещается непрерывная жизнь: когда гробовая доска прикрыла собой, казалось, все русские надежды, и тогда зовет творческое слово - «Встань, погляди на Россию свою, ждет тебя войско, как живого военачальника!»

Так, в сем же порядке следуют у нас самые былины: но то не намеренный подбор для печати, - он отвечает ходу событий, естественному току летосчисления. В полном согласии с условиями творчества, но кроме них и даже глубже их, и первоначальнее, - здесь прямое отношение к жизни действительной, здесь историческое самосознание народа. Не утаено зло, не молчат упреки, - громко говорит прощение; не беззаветная снисходительность прощения, - явное оправдание; не пристрастное оправдание, - спокойное созерцание исторической правды; не холодная правда, - теплое сочувствие; не бессознательное расположение чувства, - сознание истинного смысла и величия событий; - не одно настоящее, схваченное образом творчества в данную минуту, - прозрение будущего, зреющих плодов истории; не одна быль народного творчества, - сама История в народном сознании, представлений, образе.

Не раз говорили мы и всякий мыслящий исследователь хорошо понимает, что быль народного творчества и былина в нем по были сложившаяся - совсем не то, что событие действительности и внешняя, положительная история, а тем менее история политическая, а еще менее историческая наука или наука истории.

История Петра остается сама собою, при всем народном творчестве об нем: наши исторические воззрения могут пребывать неприкосновенными, наши взгляды и сложившиеся убеждения не склоняются и не преломляются сложенною песней; приговор наш, даже неблагоприятный, сохраняет право на всю свою силу; наше сочувствие, несочувствие и безучастие не условливаются заявлением былины; мы в состоянии признать заблуждение самого творческого воззрения. Но никому нет права - не признавать сего воззрения, нет справедливости - отзываться об нем неведением, с той минуты, как стало оно известно, слышано и записано из уст народа в творческом слове, собрано и общедоступно в печати.

История, повествуемая в народном творчестве, есть история внутренняя, история - внутри народного сознания; Быль его - событие жизни внутренней; Былина - повесть о сем событии, выносимая на свет Божий и облеченная словом творческим. Тем не менее, творчество былевое, кипящее силами народного сердца, питающееся переливами внутренней жизни, обращено лицом к событию всякой, и самой внешней, истории: рост истории внешней, положительной и даже политической, привлекает к себе внутреннее внимание из среды народа, возбуждает образ, вызывает творческое слово, воспринимается творчеством, отражается в нем; по мере роста внешней действительности и положительной истории, она усваивается в родство и сродняется при посредстве творчества; ее дело, ее событие постепенно становится народу: своим собственным, кровным.

При выходе на поприще истории внешней, народ по ее событиям мотивирует рассказ событий своих внутренних, или, чтό то же, времен доисторических; силы, нажитые в ту пору, когда слагался сам народ, приносятся в краски новым образам начавшейся исторической действительности; эпос входит первым словом в летопись, первая летопись повествует по эпическим воззрениям; былина сопровождаете историю, история находит в ней творческий себе образ народный.

Тот же, всегда неизменный, основной и коренной деятель всякой истории, равно и внутренней, и внешней положительной, народ не скоро, но не менее решительно, начинает в известные эпохи различать и эту внутреннюю, и эту внешнюю жизнь свою, признавать себя средоточием той и другой, совмещать их сознательно, усматривать и допускать по праву двойство существования своего, жить той и другой стороною в едином существе своем. В сей-то постепенности и последовательности развития вся тайна перехода народа в нацию, народности в национальность, - понятия, не всегда еще и не всеми у нас различаемые, - жизни народной в государственную, истории бытовой в гражданскую, политическую.

Здесь же разгадка тому: как эпос постепенно зреет до исторической повести, история делается народной былью; как внутренний, эпический элемент преображается в исторический, историческое, как будто в свою пору чуждое и внешнее, претворяется в собственность существа народного; как это тело, при всем видимом отличии от души, со временем сознается единым существом с нею, звук голоса является словом души, природа раскрывается в свободе исторического развития, свободная история совершается по законам природы.

Тут и с начала не было борьбы и противоположности: были только степени, последовательность предшествующего и наступившего; двойство отзывалось лишь сознанию на его первобытной ступени; единство творится им же в завершение поприща жизни народной.

Не все предшествующее, то есть в настоящем случае внутреннее, доисторическое, природное, эпическое и еще шире - народное, есть непременный закон, исключительная роковая необходимость для всего последующего: тогда начало, не имеющее других прав кроме начала, стеснило бы свободу последующего, внешнего и положительного, исторического, национального развития; не все последующее есть непременный, единственно возможный ответ на задатки основные: тогда узаконилось бы действие исторических случайностей и обстоятельств, тогда - вместо свободы  всякий произвол посягал бы на естество и природу.

Тем не менее, в жизни есть период, есть срок личному бытию известного организма. После одностороннего развития разных сторон, настает своя пора и цельному существу, и завершению бытия в полноте возможной, и даже неизбежному, обратному разложению.

Не всякий проживет, как бы должен прожить, долг остается неоплаченным на каждом и уносится с ним в могилу: но, так ли, не так ли, хорошо или худо, только известные периоды и в известной степени проживает до конца человек, семья его, общество, целый народ, нация, государство. Расценка доблести их и недостаткам, успеху и ошибкам, достоинству и заблуждениям, добру и злу -   завещается как задача для решения преемников общей жизни, потомства.

Былевое творчество, наше русское, в уцелевших памятниках и потому на глазах наших, вынесло с собою и в себе все силы, образы, предания, приемы и готовый язык свой из эпохи слагавшегося народа, эпохи до-исторической, в тесном и собственном смысле народной. С первых же шагов своего развития, по ступеням последовательным, оно явилось и потому именовано киевским, Владимировым, богатырским, новгородским, княжеским, суздальским, московским; в московском оно предстало нам как былевое-историческое, с историческим пошибом былины, с былевым характером воспетой истории: былины петровские  по преимуществу исторические, это вернее даже не былины в смысле прежнем, тесном и собственном, это исторические песни.

Движение жизни тем не кончилось: мы еще увидим после Петра, как постепенно в творчестве стерлись и замерли черты самой истории, как история потеряла себе выражение в творческом народном слове, как наступила пора одних лишь повторений и воспоминаний, как изсякли силы для всякого нового создания творческого в прежнем роде, былевом ли чисто, историческом ли всецело.

Мало и этого: искаженные песни исторические увидали рядом с собою ослабевшие песни былевые, - те, кои потеряли всякое соотношение с  историей и восполнили историческую убыль сугубым обилием безотносительных приемов эпических, в песнях безъимянных и молодецких.

И этим еще не завершилось: и они, песни безъимянные, остались в одной памяти для повторения, с силою воспроизведения, но без мощи производительной, с уделом замереть в песнях так называемых «лирических» или «женских», в той среде, в той широкой области сил и начал внутренних, из которой некогда вырос и в которую возвращается организм, уже не для новой жизни, а чтоб дожить здесь остаток бытия своего и передать новым будущим народам разложившиеся свои образы, расплывшиеся очертания, как элементы и стихии.

Здесь ли, в неотвратимом, постепенном умирании, конец творчеству устному, народному? Да, оно будет отселе изучаться по памятникам, собранным и записанным для истории - как науки. Конец ли здесь всякому творчеству? Сохрани Бог: начало и простор искусству личному, поэзии письменной, художественному слову в печати, чтобы, прошедши искус воспитания и опыт образцов народных, подняться также до самостоятельного творчества; и дай Бог быть преемнику, в его деле, таким же творцом и столь же народным вторично, каким успел себя явить народ наш в произведениях устных первоначально. Нация, государство, а быть может даже национальное государство - надолго обеспечат еще пригодную среду для успехов развития сего рода в грядущем[3].



[1]См. об них ниже.

[2]Отчет Общества Л. Р. Словесности за 1869-й год, читанный в годичном публичном заседании 18-го января 1870 года.

[3]Подробности о сих вопросах изложены нами в публичных Чтениях об истории Русского народного творчества, 1869 года, которые надеемся скоро предложить в печати, если начало их не задержится еще долее обстоятельствами.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Алексеевич Безсонов
«Есть перерывы в бытии: их нет в сознании бытия...»
Ко дню памяти (22 февраля (7 марта) 1898 г.)
06.03.2019
Песни исторические Петрова времени
Часть 6. «Граница настоящих народных исторических песен»
26.03.2017
Все статьи Петр Алексеевич Безсонов
Консервативная классика
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
25.11.2024 04:21
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.11.2024 02:52
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 23:47
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Агафон
24.11.2024 22:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34