Песни исторические Петрова времени

Часть 5. Строфы

Консервативная классика 
0
462
Время на чтение 12 минут

 

Ко дню памяти (22 февраля (7 марта) 1898 г.) великого русского патриота-труженика, неутомимого собирателя, хранителя и исследователя славянской (а особенно русской) народной старины и песнотворчества, большого знатока множества языков, в том числе древних, фольклориста-подвижника, филолога, историка, источниковеда, архивиста, этнографа, музыковеда, общественного деятеля Петра Алексеевича Безсонова (1827-1898)  (См. подробнее о нем: «...Откуда возьмем, если бросим и загубим взятое?») мы переиздаем его «Заметку» из сборника «Песни  собранные П.В.Киреевским». (Вып. 8.)

Публикацию (в сокращении) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию:    Безсонов   П.А.   Заметка   //   Песни,   собранные П.В.Киреевским. Вып. 8. - М., 1870. - С. I-LXXXV.) подготовил профессор А. Д. Каплин. Орфография приближена к современной. Деление на части и названия - составителя. 

+ + +

«Песни  собранные П.В. Киреевским»

Вып. 8.

Заметка

 

Разумеется, все эти явления должны были потрясти былевой строй творчества московского: и однако оно еще устояло крепко в песнях петровских, за петровское время. Новое, что принесли с собою в поступательную историю развития былины петровские, - это, кроме помянутых выше отличий,  дальнейшее, решительное образование строфы: при стихе в десять или около того слогов, образуется стих второй, добавочный, более краткий; это уже не столько повторение второй половины стиха или второго колена, даже не второе, надломившееся и отделяющееся колено, как мы видели в некоторых былинах старших и откуда зарождалась строфа, выделялся припев; нет, это уже большею частию стих особый, также определенный, только кратчайший, и, чем обильнее он попадается в общем складе, тем резче выдается особенность «петровская».

Именно, если сим неминуемо прервано однообразное течение эпоса, то самое разнообразие, стих - так сказать - пестрый не может уже повторяться в сем виде однообразно: течение делится на группы, каждая группа представляется из нескольких сочетаний стиха - то длиннее, то короче, являются обороты и повороты склада, одним словом - стрόфы.

Сравнительно с классическою древностью, это почти то же, что сначала переход от гекзаметра к пентаметру, а далее, через пентаметр, до тех размеров и строф, кои видим уже, например, в господстве у Горация. Разумеется, такое явление есть уже одной ногою близкий шаг к падению эпоса, это переход ко всякой прочей песне, так называемой «женской»: здесь, отчасти, действовало влияние песней козацких, скоро слившихся с солдатскими.

В музыке инструментальной отвечало сему  - не какое-нибудь развитие прежних народных инструментов, - они совсем пали и в XVIII веке немногие остались, лишь на долю песней небылевых, особенно, всего дольше, хоровых и обрядных; не было и расширений инструмента, и заимствований, какие с чужи привились к нему у козаков: напротив, взяла силу музыка военная, скоро совсем сменившая и заменившая народную, хотя при Петре она отчасти держалась еще старых форм народных и гораздо меньше, чем после, наполнялась инструментами немецкими или итальянскими.

Многие песни петровские, например о походах Шереметева, - так и слышно в складе, - следуют военному маршу, в такт не народному уже выступу и не пляске народной, а военному шагу или вычурной искусственной выпляске: родоначалие последующих форм солдатских. 

Чтобы не осталось это для многих одной отвлеченностью, вот, пока до будущего печатания подробностей, несколько наглядных образцов:

а) Господствующий размер старших Былин:

                       Илья Муромец, сын Иванович;

                       Он в сиднях сидел ровно тридцать лет.

Развившийся далее, но еще любимый:

                       Что не белая берёза к земле клонится.

С надломом, делением неровных колен, зародышем строфы:

                       Как из дáлеча далéча 

                                   Из чистá поля.

С зачатком припева:

                       Сослал ты нам, Боже, прелестника,

                                   Прелестника.     

С повторениями другого свойства:

                       Вы скажите мне про старое,

                       Про старое, про бывалое.

Побывальщины можно видеть на каждом шагу, стариныособенно в Ивановых (выпуск 6-й), строгие Московские в

 7-м выпуске.      

6) Козацкие и особенно разинские (выпуск 7-й), растянутые:

Уж не травушка в чистом поле зашаталась,

Не муравая ко сырой земле приклонялась.

-------

Вниз то было по матушке Камышенке реке,

Супротив то было устьица Самары реки.

-------

Как далеченько-далеченько во чистом поле.

-------

Тихохонько сине море становилося,

Ничем наше Каспийское не шевельнулося

-------

Достижение 16 слогов:

Еще вниз то было по матушке Камышенке реке,

Легкая лодочка выплывает, братцы, коломенка,

 Хорошо-больно легкая лодочка изукрашена.

-------

 

Зачернелися на Волге Черноярскиестружечки.

 «Ох вы гой еси, козачье наше вольное собранье!»

-------

Через надлом сей крайней длинноты стиха по полам, возвращение к основным 8слогам:

            Как по матушке по Волге | легка(я) лодочка плывет.

Еще яснее:

Уж вы горы мои, горы, | прикажите-ка вы, горы,

 Под собой нам постояти, | нам не год-то годовати.

Или:

Уж вы горы мои, горы,

Прикажите-ка вы, горы,

Под собой нам постояти,

Нам не год-то годовати.

 Зарождение припева:

                       Ты взойди, взойди, солнце красное,

                       Над горою да над высокою,

                                               Над высокою!

 (при пении растягивается 10 слогов до 16-ти).

Подобно некоторым старшим и в переходе к петровским, с образованием строфы:

            Собирался князь Никита

                       Сын Федорович,

            Он во путь во дороженьку,

                       В Астрахань город.

в) Из петровских, ближайшие к старшему типическому складу былин, в особенности стрелецкие, о казнях и всякой «грозе»:

            Из Кремля-Кремля, крепка города,

            От дворца-дворца государева,

            Что до самой ли Красной Площади.

-------

 

Во далече, во далече во чистόм поле,

 А еще того подале во раздольице,

 Тут не красное солнышко выкаталося.

Или:

Во далече, во далече

       Во чистόм поле,

А еще того подале

       Во раздольице.

-------

 

            На зоре было на утренней,

            На восходе солнца красного,

            Государь-царь по дворцу гулял.

-------

            Возле реченьки хожу млада,

            Меня реченька стопить хочет.

-------

            Ах ты батюшка, светёл месяц,

            Что ты светишь не по старому?

(Последний размер через 9слогов особенно резко переходит к лиризму и потому всего более любим у нас в песнях заунывных, - это своего рода элегия после эпоса).

Преимущественно возобновленные в размере московском всего виднее в шереметевских походах, и здесь же отзвук военный:

Не грозная туча возставала,

Не част-крупен дождик выпадает.

-------

Идет тут царёв большой боярин,

Граф Борис Петрович Шереметев.

-------

Ни в уме то было, ни в разуме,

В помышленьице того не было.

-------

Ты злодей-злодей, ретиво сердце,

Ретиво сердце молодецкое!

-------

Граф Борис сударь Петрович Шереметев,

Не дошедщи Красной Мызы становился,

Хорошо-добре полками приполчился.

-------

Как никто-то про то не знает, не ведает,

Что куда наш православный царь снаряжается.

То же с отломом:

Как никто-то про то не знает,

                       Не ведает,

Что куда наш православный царь

                       Снаряжается.

Но и в других отделах:

Злата труба в поле протрубила,

Прогласил государь, слово молвил.

-------

Пό морю мόрю по Верейскому.

-------

Ох ты ягодка самородинка,

 Распрекрасное мое деревцо...

Молодой сержант на часах стоял...

Воздыхает он словно лес шумит,

Возрыдает он ровно гром гремит:

Вы подуйте с гор, ветры буйные!

-------

 

Ах ты ноченька, ты ноченька осенняя,

Надоела ты мне, молодцу, наскучила.

-------

 

Что под славным было городом под Шлюшеном,

Ах не люта змея, братцы, извивалася.

-------

То же, в другом лишь способе размещения:

            Ах не люта змея, братцы,

                       Извивалася.

                                   И т. п.

Связь петровских песней с предыдущими и козацкими в переходе к строфе:

                       Ох вы гой естя, Азовскии (ски)

                       Караульщички,

            Доложите во Азове свым

                       Начальничкам.

-------

Что со вечера солдатам

       Приказ отдан был,

Со полуночи солдаты

       Ружья чистили,

Ко белу свету солдаты

       Во строю стоят.

г) Отличие петровских песней, особенно частое в них и потому закрепленное ими в творчестве:

Со треми со теми со малыми

         С пригородками,

А и со славною со Кубаньей,

         С крепким Лютиком.

-------

Перекинулся собака

         Ко Азовскому паше,

А Азовский-то паша

         Стал его спрашивать:

Ты скажи, скажи, приятель,

         Правду истинную.

-------

 

Малые малолеточки

         Перепужалися,

По темным лесам

         Разбежалися,

Один у них стоит,

         Не полόшится:

Стойте, малы малолеточки,

         Не пужайтеся!

-------

 

Да никто к этой избушечке

         С роду не захаживал,

         С роду не заезживал.

Случилося ехать самому-то царю,

         Петру Первому.

Захватили в этой избушечке

         Добра молодца.

-------

 

Распросил бы меня батюшка

         Православный царь,

Я сказал бы ему, батюшке,

         Правду истинну.

-------

Вечόр то мне, матушка,

         Малым-мало спалося,

Что малым-мало спалося,

         Много виделося....

Как на кустике сидит птица,

         Млад сизόй орел,

Во когтях своих он держит

         Черна ворона.

-------

 

 

Ты дорожка ли моя, дорожка,

       Торна-широкая!

Долиною ты, дорожка.

       Конца-краю нету...

 Закричал ли король шведский

       Громким голосочком:

Поглядите вы, ребята,

       На свою сторонку!

-------

Какь по крутόму по красному

       Бéрежку,

Как по жолтому-сыпучему

       Песочку,

Тут ходил-гулял батюшко

       Православный царь.

                   И т. п.

Просим, однако, не злоупотреблять сими примерами и не слишком далеко простирать выводы: мы, для краткости, рассматриваем только число слогов; по количеству, протяжению голоса и ударениям - открываются совсем другие стороны и отличия. Здесь, для незнакомых с делом, нарочно берем только самый внешний и наглядный признак: но по ударениям, например, даже десяти-сложные стихи московские, и особенно петровские, существенно рознятся порою от древнейших. Об этом у нас в своем месте.

Окончание следует

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Алексеевич Безсонов
«Есть перерывы в бытии: их нет в сознании бытия...»
Ко дню памяти (22 февраля (7 марта) 1898 г.)
06.03.2019
Песни исторические Петрова времени
Часть 6. «Граница настоящих народных исторических песен»
26.03.2017
Все статьи Петр Алексеевич Безсонов
Консервативная классика
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
25.11.2024 04:21
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.11.2024 02:52
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 23:47
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Агафон
24.11.2024 22:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34