Песни исторические Петрова времени

Часть 4. История самого творчества

Новости Москвы  Консервативная классика 
0
318
Время на чтение 12 минут

 

Ко дню памяти (22 февраля (7 марта) 1898 г.) великого русского патриота-труженика, неутомимого собирателя, хранителя и исследователя славянской (а особенно русской) народной старины и песнотворчества, большого знатока множества языков, в том числе древних, фольклориста-подвижника, филолога, историка, источниковеда, архивиста, этнографа, музыковеда, общественного деятеля Петра Алексеевича Безсонова (1827-1898)  (См. подробнее о нем: «...Откуда возьмем, если бросим и загубим взятое?») мы переиздаем его «Заметку» из сборника «Песни  собранные П.В.Киреевским». (Вып. 8.)

Публикацию (в сокращении) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию:    Безсонов   П.А.   Заметка   //   Песни,   собранные П.В.Киреевским. Вып. 8. - М., 1870. - С. I-LXXXV.) подготовил профессор А. Д. Каплин. Орфография приближена к современной. Деление на части и названия - составителя. 

+ + +

«Песни  собранные П.В. Киреевским»

Вып. 8.

Заметка

 

Проходя этот путь, то есть, следя за связью и преемством былин, мы вступаем уже отчасти в историю самого творчества, на сколько былевые приемы его и способы изменяются, развиваются или движутся вперед внутри их самих, хотя и по стороннему иногда поводу: одним словом, не отыскиваем уже исторический элемент в былине, а, напротив, в былинах, несомненно отражающих историю, наблюдаем последовательность и развитие самих былевых приемов, способов, образов и выражений.

Этими шагами, говорим, переходим мы к связи третьего ряда - к истории самого народного творчества, в нем самом, в собственной его области: зависимо или независимо от всякой другой истории, только во всяком случае это история своя, собственная и особая.

Как на первых порах творчества былевого, вынесенного на свет Божий из глубины доисторической, созерцаем мы образы и слышим повесть внутреннего бытия народного, внутреннюю историю того, как сам народ слагался, сложился и явился на поприще истории народом; как в дальнейшем ходе по былинам следим историю дееписательную, во взаимных соотношениях внешней действительности и творчества, события и былевого слова: так, после известных пройденных стадий на поприще развития, само творчество дает нам свою собственную историю, где мы можем даже, например, забыть исторические имена, местности и события, как внешние, где историческая действительность принадлежит уже самой песне, где событие, исторически развивавшееся, есть сама былина, где исторический факт есть -  создание, состав, склад, строй, размер, вид, стих, напев, образ, слово, звук былины.

Эту внутреннюю историю самого былевого и всяких родов, лишь бы народного устного, творчества, - еще плохо отличают у нас от истории вне творчества или от исторических отношений его: все несчастия сочинителей происхождения былин, беззаветных любителей Ильи Муромца и вообще петербургских критиков происходят именно пока отсюда, из этого источника не-до-раз-умений и не-до-умений.

Вся вина и все извинение их неуспеха состоит в том, что они сами не следят, не слышат, не собирают, не записывают в народе, не издают в связи его памятников, а потому не держатся сих последних как природы и вместе исторической жизни, одним словом не идут обычным путем плодотворных естественных наук и талантливой истории, напротив, налетают на устное творчество с высока, с кабинетного воздуха, с облаков сигарного дыма или петербургской атмосферы, с исторической мысли, выработанной совсем иным путем, с философского понятия о мифе, представляющего результат, а отнюдь не начало, с насиженных - почти гемороидальных -  припадков литературной - письменной - критики, даже прямо с фантастических рыцарских зáмков своего отвлеченного воззрения: то есть, строят здание науки с крыши.

 К чему подобный прием может довести, - мы видели уже тому плоды в печати: мы получили в ученом ареопаге даже такого одного критика, который, привыкши жизнь свою разбирать признаки рукописей, приписки их, буквы и бумагу или пергамин, при нахлынувшем вдруг потоке памятников устного творчества, при интересах, возбужденных к изданию их, до сих пор с невозмутимой стойкостию продолжает здесь искать бумаги, буквы, приписки и чернильного «признака», а за неимением того не стыдится даже печатно проговариваться, что все эти былины сочинены издателями или по крайности присочинены.

Между тем каждый новый наш шаг в изданиях прибавляет собою новый период, новую область данных, новую широкую полосу для истории самого творчества: петровские песни заключают собою историю сего рода, не меньше как тысячелетнюю, и по крайности при них уже имеем мы достаточно данных, чтобы уловить организм и развитие, ход, последовательность, поступание, признаки, особенности такой многовековой жизни. Чтό же привносят к этого  рода исторической связи песни петровские, каким звеном примыкают к предъидущему и связуют с собою последующее? За ограниченностью места и времени, скажем о том пока хоть в нескольких словах.

При издании 7-го выпуска, на сколько позволял нам досуг, - ибо мы все-таки считаем «издание» памятников, на нас судьбою возложенное, пока важнее всяких «разсуждений» о сем предмете, - успели мы в кратких чертах обозначить связь московских былин с предъидущими и специальные их отличия, с точки зрения их внутренней истории. Мы видели постепенность перехода старших форм былины в побывальщину и старину, разложение их на песни других отделов, даже в сказку и простое сказание: но вместе с тем, в московском периоде творчества мы усмотрели возобновление сил, способов и средств, творчество воспрянувшее и ознаменовавшее новую жизнь свою некоторыми новыми формами, новыми приемами и путями. -

Мы здесь заметили особенную краткость, точность и законченность, в определенности сжатую могучую силу, в характере силы драматизм и его первые яркие зачатки, хотя еще туго связанные узлом эпическим. - В размере стиха последовательно наблюдали мы, начиная от доисторической основы в 8 слогов, вступившее со временем, на поприще истории и при первом цвете собственного эпоса, господство 10 слогов, уклонения к 9, 11и 12, через 13 (любимых) слогов переход, в размеры новые, зарождение строф и припева, разлом стиха на две, связные половины, и т. п. -

В напеве былин, чем ближе к нам, в московских отличили мы небывалое дотоле разнообразие, связь с  лирикой, резкое деление колен или повторение одного в припеве и т.п.[1]

Разумеется, все это совершалось в связи с историей народных инструментов: XVII-й век унес большинство их с лица нашей земли, даже те средней поры инструменты, кои существовали у старшей Московской Руси: за то скоро заменил их отчасти развитием музыки полковой, военной, отчасти, в самом народе, и преимущественно по окраинам или, чтό очень близко, по козацким украйнам, инструментами заносными, исключительно струнными и притом многострунными, с широтою диапазона и крайним разнообразием ладов[2]. -

Наконец, в выражении и языке не могли мы опустить без внимания особенную простоту, естественность, ясность, близость к нашему современному обиходу речи и также точно родство с языком Московской письменности, с языком господствующим и установившимся в литературе, даже вторжение оборотов чисто-книжных или выражений из документов письменных и актов, а отсюда близость к печати и самый легкий, так сказать, сам напросившийся переход в старшие издания наших песенников. -

Нечего прибавлять, что все это отличие «московское», и в мере бόльшей, и с решительным перевесом, оказывается в песнях петровских, достойно заключивших собою былевой период московского творчества. Но здесь, кроме того, есть еще несколько шагов вперед. - Песня весьма часто выдерживает старший строй еще строгой, типической былины; редко ослабляет его до побывальщины и вовсе не представляет примеров, разве в мелочах, - старины, той формы, которая однако же господствует в уцелевших до нас образцах о Грозном.

В сказку, кроме двух-трех примеров, нами приведенных, былины эти не переходили, и очень понятно: чем более раскидывается здесь мир исторический, тем менее сказочный, и, в обратном отношении, чем выше восходим в периодах былевого нашего творчества, тем более там элементов сказки, пока, видим, совсем не завладела она нашим эпосом доисторическим, разложивши его в тысячи образцов своих.

За то, напротив, песня Петровская обыкновенно что-нибудь одно: или строгая былина, или уже всякая обычная песня, так называемая лирическая, то есть женская, - семейная, беседная, тягольная и т. д.; другими словами, былина, потерявши черты былевые и исторические, перешла здесь не в промежуточные формы (побывальщины, старины) и не в сказку, а в простые обиходные песни, смешалась с ними и часто в них затерялась. В этой растеряности она сберегает нам порою только прежний строй и размер, типически заданный былиною, да еще некоторые мелкие черты, иногда по-видимому даже одни лишь случайные выражения, и по сим-то признакам, доступным только опытному взгляду, вынимали мы часто из разнородной массы творчества песню петровского происхождения и характера, или дополняли ею песню чисто-историческую.

Тем не менее, там, где былина еще уцелела, состав ее и строй опять поражает нас характером силы возобновившейся и воспрянувшей, яркою возбужденностью творчества, о которой, и даже причинах ее, мы упоминали выше. Как первые собственно-московские былины об Иване относятся к периоду предшествовавшего ослабления и разложения, к периоду княжескому и областному, почти также петровские относятся к былинам, побывальщинам, старинам и всяким сего рода песням XVII века, у нас прежде отпечатанным (в 7-м выпуске): творчество возстало вновь и еще в большей мере, чем когда-либо прежде, отличается законченностью, точностью, краткостью, определенностью, сжатостью и сдержанностью силы.

Единство московское, в основе народное, на вершине общественное, во внешности государственное, единство царства и патриархата не прошло даром для творчества или, лучше, послужило и для сего последнего замечательным даром: империя, новое войско, флот, преобразования петровские и победы, - всё это еще выше напрягло настроенность к сознанию или по крайности чувству единства, цельности, определенности, какой-то державной власти - во всем, даже в творчестве и в его слове.

Строй творчества не мог не ответить сей общей настроенности: так называемая «концепция» петровских былин нередко удивляет своею искусною выдержкой, художественной строгостью, цельностью, единством. Особенно, если попробуете это сравнить с широтою, плодовитостью, цветистостью, расплывчивостью, наклонностью к эпизодам и тому подобными отличиями в старших, богатырских былинах, на другом, южном и старшем конце нашего творчества.

Драматизм, о котором мы говорили прежде, так уже силен теперь, что сказывается в самой внешней форме выражения: былина безпрестанно выводит разговоры лиц действующих; в рассказ входит с речами сам народ от себя (особенно в песне о Голицыне); вступление к шведским войнам целиком излагается в диалогах и реплике; говорит от себя Москва-река-Смородина, говорит Земля (о Ладожском канале), говорить и жалуется Дон...

И это все тем замечательнее, что для былины петровской представлялось гораздо больше искушений сойти с подобного пути, чем во всех периодах предшествовавших: обок с нею, возникшее еще прежде, развилось теперь, окрепло и обозначилось всеми особенностями творчество окраин или, что, почти то же для тогдашней эпохи, козацких украйн. Не Малороссия могла влиять здесь, об ней речь еще впереди: наше ближайшее, наше присное козачество, хотя родом оттуда же, но в новых, «московских» формах,заиграло роль дотоле небывалую.

Начавшееся для нас собственно с Ермака, оживленное Разиным, творчество козацкое теперь было уже и полно, и обширно, и своеобразно. Между, тем по характеру, как и сама действительность, оно, отличалось резко от обрисованного нами творчества московского, тем более императорского и петровского. По славным рекам своим, которые несли, славу козачества до моря, по двум морям, Черному и Синему-Хвалынскому, а иногда и по третьему, Белому-Средиземному, поприлежащим берегам и сотням островов, в тысяче мелких,тем не меньше геройских похождений, следом за подвижными дружинами и за подвигами многих тысяч удалых личностей, творчество козацкое по преимуществу расплывчиво и почти безкрайно в содержании своем, составе и строе; народные инструменты жителей оседлых скоро совсем здесь исчезли, получили господство струнные, большею частию заносные и даже многострунные, бандура и кобза, потом торбан; в прямом соответствии с сим, стих растянулся, возрос даже до 16 слогов, то есть вдвое против основных восьми, переломился от такой длинноты на две половины, разбился на части и отрезки, в особый запев и разнородные припевы; напев козацкий то растянут до безконечности, то дробится на повторяющиеся колена.

Невозможно здесь, как и в прочих петровских редко, типическое перерождение былины в старину и побывальщину: напротив, былина поется действующим лицом и действующими лицами, это - песня известных лиц, и мы видели много примеров, как беспрестанно переходит она от лирической песни лица к эпическому рассказу о лице и обратно.

Высший пункт такого развития в XVII веке - песни разинские. К этой-то области и эпохе относится своим происхождением большинство наших песней о Волге и по Волге, о Доне и по Дону, по Синему морю Хвалынскому, степь - Царицынская, Моздоцкая, Саратовская, знаменитая «Молодость» и т. д., где стих и даже часто одно слово, один слог и звук гуляет по нескольким гаммам и регистрам.

Когда не знали истории нашего песнотворчества, - а такое неведение к сожалению длится с редкими исключениями доселе, - в этих песнях видели древнейший, исконный тип великорусский, восторгались безконечною ширью и удалью, дивились неуловимости, умилялись тоном протяжным и заунывным: тут нет иоты правды, все это сравнительно позднейшее, все -  порождение окраин,

Чем старше песня наша вообще, тем, -  разве отделяя порчу и новизну, строже и определеннее склад, короче состав, сосредоточеннее художественность, размереннее и точнее стих, проще, яснее и уловимее напев, в прямом соответствии с более древними народными инструментами, обыкновенно разнообразными по количеству, но простейшими по качеству и строю, специальными по особым отделам песни.

Уже старший и южный наш эпос, сравнительно позднейший после исконных неэпических песней, несколько выступил отсюда, как мы видели выше и в Заметках 7-го выпуска: расширил внешнею предметностью содержание, порастянул склад, строй, стих, напев, и в этом его ступень, в этом особенности эпического творчества, историческое его отличие и развитие.

Сюда-то, на известной степени дальнейшей, как убедимся еще ниже, примыкают малорусские,  козацкие южные думы, так сказать вторичные былины русского юга на частном наречии Украйны; сюда же, еще того далее, подходят наши великорусские песни козацкие от Сибири и Урала до Кубани, от Каспийского, Черного, Азовского моря и устья Дона до верхней половины Волги. Былевое творчество собственно-московское, напротив, мы знаем, прямо наследовало старшей былине типической, во всей целости ее состава, склада, стиха и напева: но, мало того, - восполнило убыль промежутка княжеского или областного и воспрянуло вновь к вящей и особой, назовем ее - северо-восточной художественности.

Петровскими песнями это завершилось: за то, в их эпоху, повторяем, не только достигло зрелости творчество козацкое, но даже исторически, местно и территориально, вместе с самими козаками, подвинулось с юга в верх, к Воронежу и Москве, отсюда рассыпалось по всему лицу земли Русской, обогнуло окраины самые северные и западные, прошло поморю Варяжскому, до Пскова, Двины, Немана, а отсюда спустилось к Полтаве и слилось навсегда с творчеством козацким-малорусским. То есть, оно вернулось к тому же южному началу, откуда некогда вышло, но зрелое, обогащенное длинным путем опытов, наложило свое господство и влияние на Украйну: с тех пор малорусские песни отличаем лишь по наречию; сколько в них есть еще былевого, сколько остатка от старшей думы и сколько связи с козачизною «московской», - это все уже не особый отдел, в роде прежних дум, напротив это одни и те же общие песни козацкие.



[1]Подробнее развита нами с тех пор теория народного нашего стихосложения, с полнотою примеров, в помянутых «публичных Чтениях» и особенно в том, которое держали мы перед Московским Археологическим съездом 26 марта 1869 года. Оно еще не напечатано.

[2]История и виды наших народных инструментов изложены нами в публичных Чтениях перед Московским Археологическим съездом, в заседании Общества древнерусского искусства 25 марта 1869 года. Кажется, будет напечатано в издании Общества.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Алексеевич Безсонов
«Есть перерывы в бытии: их нет в сознании бытия...»
Ко дню памяти (22 февраля (7 марта) 1898 г.)
06.03.2019
Песни исторические Петрова времени
Часть 6. «Граница настоящих народных исторических песен»
26.03.2017
Все статьи Петр Алексеевич Безсонов
Новости Москвы
Все статьи темы
Консервативная классика
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
25.11.2024 04:21
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.11.2024 02:52
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 23:47
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Агафон
24.11.2024 22:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34