Песни исторические Петрова времени

Часть 2. «Творческая история истории»

Консервативная классика 
0
488
Время на чтение 11 минут

 

Ко дню памяти (22 февраля (7 марта) 1898 г.) великого русского патриота-труженика, неутомимого собирателя, хранителя и исследователя славянской (а особенно русской) народной старины и песнотворчества, большого знатока множества языков, в том числе древних, фольклориста-подвижника, филолога, историка, источниковеда, архивиста, этнографа, музыковеда, общественного деятеля Петра Алексеевича Безсонова (1827-1898) (См. подробнее о нем: «...Откуда возьмем, если бросим и загубим взятое?») мы переиздаем его «Заметку» из сборника «Песни  собранные П.В.Киреевским». (Вып. 8.)

Публикацию (в сокращении) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию:    Безсонов   П.А.   Заметка   //   Песни,   собранные П.В.Киреевским. Вып. 8. - М., 1870. - С. I-LXXXV.) подготовил профессор А. Д. Каплин. Орфография приближена к современной. Деление на части и названия - составителя. 

+ + +

«Песни  собранные П.В. Киреевским»

Вып. 8.

Заметка

 

Мы не пойдем теперь далеко в периоды позднейшие: на то впереди есть у нас еще много будущих «выпусков» с наглядными образцами. Мы возвратимся и остановимся на завершительном периоде нашего творчества былевого, когда явилось оно песнями историческими Петрова времени.

Это не история внешней действительности петровской, как текла она сама всебе и сама собою, не документы исторические и акты петровской эпохи, письменные или печатные с самой минуты своего происхождения, не тот материал для исторической науки, в коем каждое показание отвечало бы внешнему событию, тем более не плод исторического личного сознания или не историческая наука, в роде безпристрастного изложения устряловского или увлеченного рассказа соловьевского. Это история Петра, времени его, деятелей и деятельности эпохи, как протекла сия история в жизни народной, отзываясь в этой последней из сфер политических, общественных, религиозных и, короче, всех тех, кои различны от собственного существа и бытия народного, если не противоположны ему, то, однако, несовпадают сним, не заменяют его и им не заменяются.

Не все здесь дошло до народа, народ не пережил всего того, что имело место вне его, в делах политических, общественных и религиозных из той эпохи. Это история существа и бытия народного в данный петровский период общей русской жизни. Если здесь есть что-либо политического, общественного, религиозного, то лишь на столько, на сколько в эту пору сам народ, жил политически, в представителях своих среди общества или в области религиозной; и все это, обратно, нашло себе здесь место лишь по стольку, по скольку было народно.

Еще теснее: сюда не вошло вполне даже всего того, что прожито было тогда самим народом во внешней его жизни и действительности: многое утекло с потоком внешних событий и в числах времени, прошло и миновало, оставляя след в самой внешней жизни, но, не доходя до сознания, не двигая мыслью и чувством, не отверждаясь в памяти, не творясь творческим образом, не оповещая себя творческим словом.

Народ не летопись, не акт, не документ, не перо и печать: не записывает подряд; не удерживает во внешнем памятнике сплошной полноты действительной; намеренно не сочиняет, не пишет, не оставляет по себе историю. Отпечатлелось здесь только то, что дошло до народного  сознания: в нем прожило, в нем отозвалось и удержалось, в нем оставило след и из него воздвиглось особым памятником, как памятью прожитого и двигателем будущего.

Определенное явлениями жизни внешней, народное сознание сравнительно с нею сосредоточеннее и так сказать гуще своими стихиями, экстрактнее, вторичнее: сколько частных событий, случаев, жизней, лиц, сил, должно было пройти и миновать, чтобы из всего этого выработалось общее сознание народа, отпечатлевшее в себе всю эпоху в результате, в извлечении, в выводе!

Масса элементов, слагающих народную жизнь, не вошла целиком в народное сознание: вспомним, что сюда не вошла разнообразная жизнь личная и даже семейная, сюда не поступили события, случаи, мысли, чувства, внутренние движения и взгляды безчисленных лиц, многих тысяч семейств. Личное и семейное вошло только то, что было народно и только своею народною стороною; и не только, чтό было народно, но лишь то, что удостоилось народного сознания. Лица и семейства прожили эпоху не без сознания же, самого живого, самого разнородного: весь и целый, сам народ взял в свое общее сознание отсюда только то, что было общим для целого народа.

Сколько самых высоких, самых влиятельных лиц миновало, чтобы оставить в народном сознании окрепший образ Шереметева, Палия, Флора, еще пять-шесть, еще с десяток таких, - и только; сколько народного должны были иметь в себе, больше других, эти именно лица, чтобы занять место в сознанной народом истории; сколько семейств пробыло-прожило жизнью, мыслью, чувством и словом, чтобы определился пред взглядом народа семейный вопрос в деле Лопухиной или в этом десятке семейств, то обрадованных, то горюющих в петровской песне по поводу петровских событий; сколько, говорим, широты и разнообразия этого семейного материале потребно было, чтобы выжать у целого народа эти две-три «семейных» слезы, просветлеть двумя- тремя улыбками «семейной» отрады!

Тысячи безъименных слагателей, лиц, кипевших творческими силами, умерло, исчезло и забыто прежде, чем плодом их деятельности и творчества явились десятки песней, принятых народом в народное достояние, признанных присными и общими, запечатленных народною печатью, как собственность народа; личные силы вошли элементами в народное творчество только с той стороны, с которой они были народны, и, теряя свой отпечаток личный, выражали собою уровень и характер общего сознания народного.

Так, здесь явилась нам история народная, во сколько она сознана общим народным сознанием целого народа. Но и этого мало, границы еще съуживаются: не все, чтό было сознано сим способом и на сем пути, сделалось уделом творчества, поступило в творческий образ и воплощено в нем. Нет сомнения, что в эту эпоху сознание народное со всею силою, со всем увлечением, вниманием и соучастием жило, питалось и развивалось, например, на таких событиях, как раскол старообрядства или резкое устранение земства из участия в общих делах, когда отправления земские заменены были коллегиями и разнородным набором чиновнической службы: и однако ничего подобного не нашло себе доли в былевом творчестве народа. Изменения в крестьянских отношениях, потрясения в экономическом быте, наплыв иностранцев и тому подобные явления также точно не отозвались ни одним творческим словом, хотя весьма ясно сознавались и оставили по себе память, даже в произведениях словесности, - только не устной творческой, а письменной.

Далее, весьма многое, сознанное в ту эпоху народом, жило и живет доселе не только в памятниках письменности, но и в устных рассказах, преданиях, утвердившихся обычаем выражениях, пословицах (например, «не дорого Нарышкиных богатство - дорога Наталья Кириловна»), даже в целых сказках: не поднялось все это лишь до творчества «песни», до поэтического слова «былины», или, лучше, поднялось на эту степень весьма ограниченное количество материала, избранное, именно «изящное».

Наконец, даже из сложенных в ту пору песней, обличающих явные признаки того времени в своем происхождении, не все возвысилось до песни «исторической», а из ее сокровищ дошло к нам, то есть уцелело в народе, или, иначе, сбереглось цельным достоянием целого народа количество еще меньшее, выбор еще теснейший: прочее улетело с минутой или годами, не имело в себе долговечности, не оказало непрерывности, не заключало в себе этих свойств истинно-творческого произведения.

Столь заметные во всем настоящем выпуске, усилия наши подобрать и связать осколки, самый успех этих усилий, вознаградивший нас живою петровскою картиной, - все это доказываем собою: во-первых, обилие творческих образцов, сопровождавших жизнь эпохи и нередко оставивших нам одни лишь отрывки; во вторых условия слабости или зародыши ранней смерти, во многих внутри лежавшие; и в-третьих, строгий выбор народа, сортировавшего в своем достоянии преходящее от существенного и вечного, мимолетное и обреченное гибели от достойного жизни и памяти.

В конце концов, по всем признакам и по сличению с эпохами прежними, не сомневаемся еще и в том, что в период петровский слагались многие произведения вполне творческие, даже лучшие, чем ныне имеем в руках, но не дошедшие к нам потому лишь, что сфера их устная область  слишком непрочна и расплывчива в деле «памятников», коих намеренно не ставит себе живой народ, пока не думает он о смерти, прямее сказать - потому, что, благодаря известным случаям и нашему невниманию, песня не записана во время и из уст лучшего певца, не попала на нашу бумагу, а это еще потому, что лучшие, образованнейшие слои народа переставали уже петь, песня сходила в низшие массы, но и здесь глохла в безвестности, ибо не интересовала высших.

Это подлинное несчастие, которому уже не причинен сам народ, но несчастие однако тем в особенности поучительное, что, стало быть, с той поры искусство письменное и художество книжное, забравши всю силу и весь передний план, игнорировало, закрыло бытием своим бытие творчества народного, одним словом забыло, а между тем резко отделилось от народного и признак «народности» остался лишь за стихиями самыми простыми, на которые обратно разлагается целый сложившийся народ при конце народного бытия своего. Это также немаловажное знамение, это характеристическая черта эпохи. -

Итак, вот с чем имеем мы дело в исторических песнях петровских и вот сколько для себя имеем в них: слава Богу, что не меньше. Но, как скоро это имеем, когда песни сделались перед нами памятником, когда записаны, собраны и лежат перед нами в печати, мы по счастью имеем в них больше, чем бы казалось с первого взгляда, и в этом сейчас убедимся: только мы пойдем другим, обратным путем рассмотрения и окинем взглядом предмет наш уже не с верху вниз, от положительной истории до уцелевшего народного творчества, а с низу в верх - от песней нашего простого народа к сложному, широкому и разнообразному их материалу, к воспетой в них исторической жизни и к самой действительности петровского времени. -

Правда, в настоящем случае перед нами свидетель - народ простой: но тем проще, безъискусственнее, неподдельнее, надежнее и вернее его показания; последствия невежества, незнания или ошибки, как например порчу имен или море Хвалынское вместо Варяжского, Левенгаупт вместо Ласси, и т. п., гораздо легче заметить, отделить или поправить, чем многие вещи, проистекавшие coвсем из другого источника, у Голикова, Штелина, Прокоповича.

Даже то, чтό в этой области «не дошло» до нас, несравненно возможнее дополнить или представить себе, нежели то, чтό было намеренно «скрыто». Что бы ни говорили, лишь за нисшими слоями удержалось у нас название «народа» в собственном смысле: это народ «уцелевший» и мы в праве, мы обязаны понимать его как народ «целый», по крайности за неимением другого «более целого».

Как ни мелки отрывки его песней, как ни ослабело, может статься, творчество в сих образцах, никто не усумнится признать его творчеством «народным»: между тем как не именуем же мы народным творчеством произведения петровских кант, Преображенского приказа, Кантемира или поэму «Петр Великий», даже Полтаву, как ни близко «возвращается» она путем своим к народному творческому типу.

Во всяком случае, нам представляется истинное «творчество»: где единый образ часто заменяет собою тысячи прозаических реляций, где силы народа свободно настроены и подняты к созиданию, притом силы лучшие и высшие, где дух крепнет и светлеет, где он имеет в виду одну только истину, красоту и благо, гнушается дрязгами и случайностями обиходного житейского взгляда или личных намеренных тенденций, где устами движет не только предметное созерцание окружающего мира, но с тем вместе высшее песнотворческое провидение и прорицание.

К созданию творческому привтекли здесь силы не одного узкого или условного кругозора, обведенного тогдашнею эпохой, но столько же прожитого прошедшего, силы всего прежнего творчества былевого и даже более ранние зачатки его, как элементы, сосредоточенные на любимом произведении: без любви к созданию не были бы вызваны эти элементы из глуби прошлого, а мы видим в песнях петровских и краски «Слова о полку Игореве», и черты былин богатырских, и приемы самых старших песней - обрядных, например, плачей или заплачек. Не на искажение же действительности или истины исторической совершен такой подъем творческого духа: на оплодотворение и оживление, на вящую истину, красоту и правду.

Средства и способы былевые не уничтожают, не ослабляют здесь истории: история действительности только преломляется здесь в творческом былевом миросозерцании, подобно как один и тот же белый луч живет одинаково и в разложении своем, и в переливах цветов радужных. При всей свободе творческой, мы, тем не менее, усматриваем здесь историю, мы встречаем исторические имена, местности, года и события; нам удобно дополнять здесь творческие картины свидетельством соответственных показаний истории положительной и письменной.

И с этой, говорим, внешней творчеству, стороны, мы видим в нем за петровское время гораздо более исторического в тесном смысле, чем за все эпохи предшествовавшие, даже московские. Отсюда же, восходя выше и раньше, мы постепенно теряем более черт исторических, встречаем более эпических, былевых; отсюда, с определенной точки зрения, выучиваемся мы признавать известные степени исторической действительности в самых старших произведениях нашего народного эпоса и, нисколько не смешивая, сопоставлять с историей в эпосе - историю действительной жизни.

Только типические сочинители «происхождения русских былин» способны в этом сопоставлении или взаимном дополнении видеть посягательство истории на эпос, вместо правильного различения усматривать здесь помесь враждебных несродных областей, или же, на оборот, неспособны заметить в былевом творчестве своего рода народную историю.

Они не постигают, что такого рода история в прямом соответствии с историей всякой, сколько бы ни выступала сия последняя до крайних пределов внешности; они не постигают, что это также совершенная действительность: но, дело в том, - это история творческая, действительность творческих образов, творческая история истории.

Так, не только пластика и живопись образов народных, не только творческое слово и неразрывная с ним народная музыка, это живое, еще не распавшееся сочетание сил в творческом мире народа, но даже и те, порознь разделившияся позднее искусства, ваяние, живопись, изящная литература и музыка воспроизводят перед нами своеобразную историю народа никак не менее летописи, исторического исследования и учебника. Ряд греческих статуй, последование немецких музыкальных созданий - с избытком может если не заменить, то, конечно, восполнить Геродота, Фукидида и Ксенофонта или трудолюбивых историков Германии.

Когда же эта творческая повесть, обращенная лицом своим к историческим событиям, вторично их «претворившая» в своем лоне и взлелеявшая в высшем духовном образе, другими словами - эта повесть народного исторического самосознания, разсказавшая поэтически, как сознал себя сам народ в известную историческую эпоху, когда она, говорим, ныне предлежит нам уже в письменности, как письменный и даже печатный памятник: ни сколько не беднее она, не слабее, не молчаливее, не уже и не сомнительнее любого, какого угодно, исторического документа, напротив, во многом богаче, живее, красноречивее, осязательнее, открытее, чище, искреннее, неподкупнее, влиятельнее, вожделеннее.

Всякой порядочный историк отныне воспользуется сим для истории Петра и петровской эпохи: в науке восполнился громадный, значительно прежде ослаблявший ее, пробел. А когда, наконец, в этом новом, прямо изуст народа столь свежем еще памятнике видим мы явную любовь народа к Петру и искреннее к нему сочувствие, когда встречаем воплощенное представление всего величия тогдашних событий и сознание далеко проникающее вперед, в ожидании знаменательных плодов от будущего и с терпением перед тугим ростом начал новых, крепкою рукою втиснутых в тогдашнюю почву русской жизни: мы отныне, что бы ни говорила о Петре и какая бы ни говорила нам история, сошлемся всегда на творчество народное.

Ясный исторический взгляд на эпоху нередко подтвердим мы: да, то же самое и также точно говорит сам народ наш в своих песнях; самую обличительную тенденцию встретим порою словами: однако же не так передается дело в творческом образе самого народа. Историческую истину можно поздравить с немаловажным торжеством правды.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Алексеевич Безсонов
«Есть перерывы в бытии: их нет в сознании бытия...»
Ко дню памяти (22 февраля (7 марта) 1898 г.)
06.03.2019
Песни исторические Петрова времени
Часть 6. «Граница настоящих народных исторических песен»
26.03.2017
Все статьи Петр Алексеевич Безсонов
Консервативная классика
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07