itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Хлеб насущный

Памяти русского бытописателя. Часть 2

Консервативная классика 
0
1066
Время на чтение 7 минут

Памяти русского бытописателя, поэта, журналиста, переводчика Аполлона Аполлоновича Коринфского (1868-1937) ниже мы публикуем одну из глав самого крупного его сочинения - «Народная Русь».

Публикация (в сокращении, приближенная к современной орфографии по первому изданию: Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901) подготовлена специально для Русской Народной Линии. Разбивка на части - редакции РНЛ.

 Часть 1

 ***

В одной свадебной песне еще более ласковыми словами ублажается каравай хлеба: «Свети, свети, месяц, нашему короваю! Проглянь, проглянь, солнце, нашему короваю! Вы, добрые люди, посмотрите, вы нашего коровая отведайте, вы, князь с княгиней, покушайте!»

 

 

Другая - так и зовется, коровайною: «Коровай катается, коровай валяется, коровай на лопату сел, коровай на ножки встал, коровай гряды достал. Уж наш-то коровай для всей семьи годен, для всей семьи - чужой родни: чужому батюшке заесть, чужой матушке закушать, молодой княгине нашей утричком прикушать; молодому-то князю нашему сыто-насыто наесться!».

 

 

Красно говорит охочая до крылатого словца деревня о хлебе-батюшке, послушать любо. «Хлеб за брюхом не ходит!» - молвит народ, всю жизнь ходящий за хлебом и около хлеба. «Ищи - как хлеба ищут», - прибавляет он к этому слову меткое присловье, указывая на трудность добывания хлеба. «Как хочешь зови - только хлебом корми!» - вылетает из народных уст окрыленный голосом голодной нужды прибауток. «И пес перед хлебом смиряется!», - цепляется за него другой, еще более резкий по своей неумытой-неприглаженной правдивости. Но тут же у мужика-хлебороба про запас и третье - веселенькое - словцо. «Что нам хлеб - были бы пироги!», «Где хозяин прошел, там и хлеб уродился!» - приговаривает он.

 

 

Народ не считает деньги за двигателя жизни. «Не держи денег в узлу, держи хлеб в углу!» - говорит его устами житейский опыт. - «Ел бы богач деньги, кабы убогий хлебом не кормил!» - дополняет он высказанную мысль: «И беду можно с хлебом съесть!», «Не дорог виноград терский, дорог хлеб деревенский: немного укусишь, а полон рот нажуешь!», «Без хлеба - смерть!», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай!», «Палата бела, а без хлеба - беда!», «Хлеб на стол, и стол - престол; а хлеба ни куска, и стол - доска!», «Без хлеба - не крестьянин!». Неприхотлив русский пахарь: «Как хлеб да квас, так все у нас!», - похваляется он: «Хлеб да вода, мужицкая еда!», «Хлеб (ржаной) - калачу (пшеничному) дедушка!», «Калач приестся, а хлеб - никогда!», «Покуда есть хлеб да вода - вполбеды мужику лихая беда!»...

 

 

Любит погуторить честной деревенский люд; никогда он не прочь - острым словом перекинуться. А и метко же бывает об иную пору это словцо мужицкое: скажешь - как пить дать, не в бровь, а в самый глаз попадет!.. «Родись человек - и краюшка готова!» - гласит оно. «Без краюшки - не прожить и седой старушке!», «Люди за хлеб - так и я не слеп!», «Каков ни есть, а хлеб хочет есть!», «Урод-урод, а хлеб в рот несет!», «Голодной куме - все хлеб на уме!» - словно житом ниву засевают, сорят по людям присловиями одни люди добрые. «Не я хлеб ем, а хлеб - меня ест!» - пригорюниваются другие. «Мужик на счастье засеял хлебца, а уродилась лебеда!» - махают рукой третьи. Но навстречу этому слову идет уже и новое, хотя в стародавние времена сложившееся в народной Руси: «Это что за беда, коли вó ржах лебеда; а вот нет хуже беды - как ни ржи, ни лебеды!», «Всем сытым быть - чистого хлеба не напастись: проживем - не умрем, коль с лебедой пожуем!», «Не всем пирог с начинкой, кому - и хлебец с мякинкой!» Охотники до зелена-вина государева от словец о хлебе не прочь зачастую перейти и к присловьям о «хлебной водице». А чем не красны хотя бы такие прибаутки, например, как: «Нет питья лучше воды, коли перегонишь ее на хлебе!», «Хлебом мы сыты, хлебом мы и пьяны!», «Полюби Андревну (соху), так и хлебом брюхо набьешь, хлебным пойлом горе зальешь!»

 

 

Среди загадок русского народа встречается немало говорящих о хлебе. Вот некоторые из них, занесенные собирателями живой старины в неисчерпаемую сокровищницу великорусского языка: «Лежит бугор между гор, пришел Егор, унес бугор (хлеб в печи)!», «Режу, режу - крови нету!», «Что без кореньев растет, без костей встает?», «Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно, колесуют, пройду огонь и воду, конец мой - нож да зубы!» - говорит о себе хлеб, питающий своего неустанного вековечного работника.

 

 

 

 

В русском народе, от мала до велика, коренится сознание того, что Господь повелел от земли кормиться. Но, по тому же народному слову, и земля не всякого человека захочет кормить: «Бог не родит, и земля не даст; Бог не даст, и земля не родит!» - говорят в крестьянской Руси. Хотя и сложилось в ней присловье - «Не земля родит, а небо!», но с гораздо большей уверенностью повторяет деревенщина-посельщина такие, как: «Земля-мать, подает клад!», «Какова земля, такой и хлеб!», «Добрая земля - полная мошна, худая земля - пустая мошна!», «Чего на землю не падет, того земля не подымет!» и т.д. Сельскохозяйственный опыт подсказал крестьянину слова: «Добрая земля назем раз путем примет, да девять лет помнит!», «Не та земля дорога, где медведь живет, а где курица скребет!», «На доброй земле сей яровое раньше, на худой позже!».

 

 

Изо всех хлебов ближе, родней изо всех для русского пахаря рожь. Зовет он «матушкой», «кормилицею» величает, именует ее своим «богоданным богачеством». Про ржаной черный хлеб у него и своя песенная слава сложена:

 

«..............................................

А эту песню мы хлебу поем, слава!

Хлебу поем, хлебу честь воздаем, слава!

Старым людям на утешение, слава!

Добрым молодцам на услышание, слава!»

 

 

 

 

«Матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеничка - по выбору!» - говорит мужик; говоря, простота, приговаривает: «Красно поле рожью!», «Не кланяюсь и богачу, коли рожь молочу!», «И год хорош, коли уродилась рожь!..» По старинной народной примете, рожь поспевает из закрома в закром в таком порядке: две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает да две недели хозяину поклоны бьет, жать себя просит: «Торопись, - говорит, - а то зерно уплывет!» Она же, матушка, ведет к мужику и такую речь: «Сей меня хоть в золу, да в пору!», «Сей хоть в песок, да в свой часок!», «Сеять-то, сей, да на небо поглядывай, дождичка у Бога моли!» Если сев ржи придется во время полуночного (северного) ветра, то - по примете - рожь выйдет крепче и крупнее зерном. Тороватый на приметы деревенский люд говорит, что если при посеве ржи пойдет дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подает; а если пойдет ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой, - не то быть худым всходам. Сложились и у бедняков-бобылей свои бобыльские слова про рожь-кормилицу. «Хороша рожь уродилась, да другим пригодилась!», - говорит их устами народная Русь: «Ходи да любуйся на соседнину рожь!», «Пойду туда, где про меня рожь молотят!», «У кого не засето, тому и тужить об урожае горя нету!»... Привыкшие к неурожайным годам пахари обмолвились про свое житье-бытье серое таким красным словцом: «У нас народ все богатеет: земли от семян остается!», «Не сей, не тужи, знай - котомку за спиной держи: Бог подаст, как по миру нужда погонит!» Об озимой ржи ходит в народе старая загадка: «Загану я загадку, закину за грядку: в год пущу, а в другой выпущу!»

 «Ржаница» идет, по народному слову, «мужику на сыть», а пшеница - «на верхосытку». Пшеница - «ржи богатая сестра», она не кормит, а прикармливает. «Одним пшеничным пирогом мужик сыт не будет, коли ржаного хлеба не добудет!», «Пшеничка - привередница: и кормит по выбору!», «Пшеница - невеста разборчивая, не ко всякому мужику в дом пойдет!», «В поле пшеница годом родится, матушка-рожь - из году в год!»...

 

 

Песни о пшенице - в большинстве случаев - девичьи песни. Все они по своему содержанию сбиваются на одну и ту же.

 

«Я у матушки на пшеничниках,

Я у батюшки на житничках росла,

Что бела росла, красна выросла...» и т.д.

 

(Окончание следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Аполлон Коринфский
Хлеб насущный
Памяти русского бытописателя. Часть 3
10.08.2022
Хлеб насущный
Памяти русского бытописателя. Часть 1
13.07.2022
Все статьи Аполлон Коринфский
Консервативная классика
I. Россия и европейское образование
4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
30.06.2022
«Честь русского войска и дух его не уронены»
Памяти великого русского мыслителя
30.06.2022
Знамение времени
«Полунощники». Повесть Н. Лескова
16.06.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Ювенальный гнойник на теле Новосибирска
Новый комментарий от наталья чистякова
29.09.2022 10:01
Пора вернуть смертную казнь!
Новый комментарий от наталья чистякова
29.09.2022 09:49
О «гнилом мясе» на «Потемкине»
Новый комментарий от C. Гальперин
29.09.2022 09:45
ФАДН предлагает ввести единую школьную форму с косынками для девушек
Новый комментарий от наталья чистякова
29.09.2022 09:45
«Пусть бегут», – напутствовал Лукашенко
Новый комментарий от наталья чистякова
29.09.2022 09:41
Назвать войну войной
Новый комментарий от наталья чистякова
29.09.2022 09:34
Запасаясь терпением, не теряем надежду
Новый комментарий от С. Югов
29.09.2022 09:27