Первый православный
священник в
Калининградской
области
Сегодня мне хотелось бы обратиться к истории Православия в Калининградской области. Общеизвестно, что ни в Восточной Пруссии, ни в советский период истории Калининградской области на ее территории не было православных храмов. Иногда я задаю вопрос своим знакомым, кто в нашей области является первым православным священником? В ответ - молчание. А им является настоятель Свято-Георгиевского морского собора в Балтийске архимандрит Софроний (Колосов). 30 июня 1985 года - тогда отец Анатолий (Колосов) - был рукоположен в священники, а уже 1 июля этого же года он совершил первую службу в Калининграде в маленьком домике, принадлежавшим одной прихожанке, на улице Третьяковской. Отец Софроний вспоминает, как из Смоленска прибыл в Калининград на поезде, и его торжественно встречали на Южном вокзале верующие, постелив ковровую дорожку, с цветами. В то время прибытие священника в Калининград воспринималось событием под номером один.
14 сентября 1985 года власти города Калининграда передали православной общине руины немецкой церкви Юдиттен-кирхи на Тенистой аллее, и отец Анатолий стал первым настоятелем первого православного храма в области.
- Мы вошли в него, освятив в декабре 1986 года, - вспоминает отец Софроний. - Поражало воодушевление людей, желание восстановить храм. Средний возраст прихожан был 65-70 лет, но было и много молодёжи. 20-30 женщин трудились беззаветно. Приходили в 9 утра и уходили поздно вечером. Делали они все: расчищали, подносили материалы, готовили обед. Первой прихожанкой была сейчас уже покойная Анна Ивановна Носикова - жительница Балтийска, которая приезжала в Калининград.
Одновременно по разным городам области стали возникать православные общины, которые добивались от городских властей передачи им сохранившихся лютеранских церквей.
Кафедральный собор Христа Спасителя Калининградской епархии Русской православной церкви
История калининградского Кафедрального собора Христа Спасителя берет свое начало от 30 апреля 1995 года. В этот год праздновалось 10-летие православия на Калининградской земле. Храм Христа Спасителя был задуман как первый в городе храм, выстроенный в соответствии с канонами русского православного зодчества - пятиглавый, златоглавый белокаменный собор, подобный храмам Псковского кремля.
Первым настоятелем проектируемого собора был назначен игумен Меркурий (Иванов), ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский. Архитектором бы выбран Олег Вадимович Копылов. Его проект был одобрен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 23 июня 1996 года тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совместно с собравшимися прихожанами заложил в основание будущего собора капсулу с освященной землей, взятой из-под стен Храма Христа Спасителя в Москве. В тот же день от Крестовоздвиженского собора, расположенного на острове, к скверу на площади Победы прошел общегородской крестный ход. После молебна на месте будущего храма митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) был освящён закладной камень, а также установлен семиметровый деревянный крест. Будущий собор должен стать символом Православия на Калининградской земле. В конце июня 1996 года рядом со стройплощадкой собора был сооружен деревянный Малый собор Христа Спасителя. Он был освящён митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом в честь Нерукотворного образа Господня. Первое праздничное богослужение состоялось 27 сентября 1996 года. В 2009 году он был разобран и собран вновь в микрорайоне «Сельма». На его месте в 2010 году открыт новый небольшой Храм Петра и Февронии, где так любят молодые пары венчаться.
А на площади Победы возникло величественное здание собора Христа Спасителя, которое представляет собой восьмиугольник с выступающими арочными порталами входов. Шлемовидные купола созданы в древне-византийском храмовом стиле. Верхний храм Кафедрального собора посвящён празднику Рождества Христова. Он освящён 10 сентября 2006 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в честь 20-летия открытия первого православного храма в Калининграде.
Нижний храм в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя (Убрус) находится в цокольном этаже. Он был освящён 27 сентября 2007 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. В этот день в храме был установлен переданный еще в 1996 году Свято-Князь-Владимирским братством из Германии «Мемельский» иконостас.
Мемельский иконостас и Свято-Князь-Владимирское братство в Гамбурге
События в Калининграде, связанные с закладкой собора Христа Спасителя, широко освещались не только российскими, но и зарубежными СМИ. Узнало об этом событии Свято-Князь-Владимирское братство, находящееся в Гамбурге. По предложению председателя этого братства Глеба Александровича Рара было принято решение - передать в Калининград священную реликвию русской воинской славы - иконостас эпохи императрицы Елизаветы Петровны, чтобы собор Христа Спасителя стал храмом-памятником русским воинам, погибшим в Семилетнюю войну, в Наполеоновские войны, в Первую мировую войну и Вторую мировую войну в Восточной Пруссии, чтобы Кафедральный собор Христа Спасителя, построенный всеми силами общества: властью, предпринимательством и народом, стал свидетельством духовного возрождения, символом народного единства и лицом российской государственности на западе её границ.
Свято-Князь-Владимирское братство обладало поистине сокровищем русской истории и духовной культуры - Мемельским иконостасом. На него претендовали музеи Германии, далеко не все члены братства хотели расставаться с ним, но большинство согласились с тем, что иконостас должен вернуться в Россию, это был подлинно патриотический поступок. На церемонии передачи иконостаса Глеб Александрович Рар сказал: «Восстанавливается связь времен. Преодолевается былое противостояние русских людей. Мы вновь едины. Роднит нас и объединяет наша общая воля - созидать новую Россию на началах правды и справедливости, образованную и культурную, благоденствующую и преуспевающую, великую и могучую. На славу нам, на страх врагам. Возвращение на родину иконостаса церкви российской армии времен Семилетней войны - более, чем просто символ. Иконостас этот - святыня Церкви, реликвия нашего воинства, редкостный памятник русского искусства».
Русский дипломат Сергей Васильевич Арсеньев
Спрашивается, откуда название Мемельский и как иконостас попал в Гамбург? Обратимся к эпохе присоединения Восточной Пруссии к России. Жители провинции присягнули на верность Елизавете Петровне. Казалось, что Королевец, так называли русские Кенигсберг, теперь навсегда русский город. Было принято решение - создать православные церкви в основных трех военных гарнизонах: в Кенигсберге, в Пиллау (Балтийск) и в Мемеле (Клайпеда). По указу императрицы Елизаветы Петровны были выделены специальные средства на изготовление трех иконостасов, трех комплектов утвари и ризницы для русских войск в Пруссии.
В 1760 году церкви были устроены и освящены. В Кенигсберге - во имя Воскресения Христова, в Пиллау - Сошествия Святого Духа, в Мемеле - Преображения Господня. После возвращения королевства Пруссии Петром III королю Фридриху Второму все три иконостаса сначала оказались в Петербурге и некоторое время хранились в Петропавловской крепости. Затем иконостас из Пиллау был установлен в домовой церкви Императорской Академии изящных искусств. Иконостас и утварь кенигсбергской церкви были отправлены в церковь российского посольства в Вене, а Мемельский - в посольскую церковь в Стокгольме.
Шли годы, и следы трех иконостасов затерялись. Неизвестна судьба Кенигсбергского, оказавшегося в столице Австрии, исчез из церкви Петербургской Академии художеств Пиллауский иконостас в революционном и богоборческом огне в 1918 году. А вот Мемельскому иконостасу повезло больше благодаря русскому дипломату Сергею Васильевичу Арсеньеву (1854-1922). Он работал Генеральным консулом в Стокгольме, и других европейских странах. Сергей Васильевич отличался любовью к русской истории и археологи. Он награжден орденом Св. Анны 1 степени, Ольденбургского Дома герцога Петра Фридриха Людовика за заслуги большим крестом, черногорским Даниила 1 степени, шведским Вазы 1 степени, командорским крестом со звездой и Полярной Звезды кавалерским крестом, командорским крестом Св. Гроба Господня, болгарским Св. Александра командорским крестом, греческим Спасителя командорским крестом, сербским Св. Саввы 2 степени со звездой, Золотой Звездой 1 степени, турецким Меджидиэ 2 степени и Османиэ 3 степени, прусским Короны 3 степени, норвежским Олафа 1 степени и множеством других медалей и орденов.
Он был большим знатоком, большим ученым в области русской, славянской, византийской истории. Он хорошо знал, что за иконостас в русской церкви в Стокгольме. Но в 1892 году в Стокгольме была построена новая православная церковь с новым иконостасом, а Мемельский хотели отправить в Россию, но почти восемь лет он пролежал на складе.
Будучи глубоко верующим человеком, по приезду в Гамбург, куда был назначен министром-резидентом ганзейских городов, русский дипломат принял участие в освящении Свято-Никольского храма, помещение для которого приобрело основанное при Российском посольстве Свято-Князь-Владимирское братство. Тогда С.В. Арсеньев предложил установить здесь Мемельский иконостас, лежавший по-прежнему в чулане российского консульства в Стокгольме. В Гамбург иконостас переехал в 1900 году.
К нему приходили высланные из России после революции 1917 года эмигранты, православные люди молись о победе над фашизмом во время второй мировой войны. В Гамбурге службы у этого иконостаса шли до 1965 года, когда был построен новый православный храм.
Ведомство по охране культурно-исторических памятников в Гамбурге поставило вопрос о передаче иконостаса в один из музеев Германии. Свято-Князь-Владимирское братство передало иконостас в Российское посольство в Бонне.
Вряд ли С.В. Арсеньев мог предположить, что спасенный им иконостас спустя почти век окажется в городе, где после революции 1917 года 24 года в эмиграции в Кенигсберге с 1920 по 1944 годы будут жить его жена Арсеньева Екатерина Васильевна и дети: Василий Сергеевич - известный историк, генеалог, Николай Сергеевич - философ, автор более 60 книг, Наталья Сергеевна, очеркист, Вера Сергеевна, педагог, Анна Сергеевна, писательница, публиковавшаяся по псевдонимом Анна Анзерова, Юрий Сергеевич, сотрудник ООН, которые за неимением в Кенигсберге православной церкви, арендовали здание гимназии, чтобы в святые праздники собраться там православным изгнанникам.
Долгий путь иконостаса в собор Христа Спасителя
4 сентября 1996 года на самолете МИДа иконостас был доставлен в Москву, а затем - в Калининград по просьбе администрации Калининградской области. Семь лет он пролежал в Калининграде в ящиках в Крестовоздвиженской церкви. Понадобились долгие годы, чтобы его отреставрировать. Много усилий в этом направлении положил председатель Свято-Владимирского братства Глеб Александрович Рар. В 2001 году подключилось Министерство культуры РФ. Реставрация проходила в институте имени И. Грабаря, в мастерской масляной живописи Государственной Третьяковской галереи.
В
центре иконостаса
расположены
главные ворота,
через которые
во время службы
выходит священник.
Колонны по
бокам ворот
нарисованы,
поскольку
иконостас был
походным, каменные
колоны было
бы невозможно
возить с собой.
На воротах
изображены
архангел Гавриил,
Пресвятая
Богородица
и евангелисты
Иоанн, Матфей,
Лука и Марк.
Слева от центральных
ворот расположены
иконы первого
дьякона Стефана
и образ Богородицы
с Младенцем,
а с правой -
икона Господа
Вседержителя
и икона Преображения
Господня.
Сегодня
часто можно
услышать, что
иконостас
называют Суворовским,
в честь губернатора
Восточной
Пруссии с 1760 по
1762 годы Василия
Ивановича
Суворова (1705-1775),
генерал-аншефа,
сенатора, отца
генералиссимуса,
Александра
Васильевича
Суворова-Рымникского,
который лишь
один год был
комендантом
в Мемеле во
время Семилетней
войны. Важно,
что сегодня
у иконостаса
совершают
молитвы жители
Калининградской
области и ее
гости.
Православная церковь в Королевце. Из воспоминаний А.Т. Болотова
Среди различных воспоминаний, исторических исследований или художественных осмыслений этого периода, как, например, книга Валентина Пикуля «Пером и шпагой», выделяется подробное описание жизни в Восточной Пруссии в период Семилетней войны А.Т. Болотова, автора книги «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков». Она состоит из отдельных глав в виде писем читателю, в которых речь идет о занятии русскими войсками Восточной Пруссии, пребывании в ней и оставлении её по велению Петра Третьего после скоропостижной смерти императрицы Елизаветы Петровны.
Среди «знаменитейших происшествий», свидетелем которых был Болотов, он называет «освящение нашей церкви». Вот как он описывает переоборудование лютеранской церкви под православную: «Кенигсберг мы себе прочили на должайшее время и, может быть, на век», поэтому «помышляемо было о том, где б можно было нам сделать порядочную для всех россиян церковь, которая и нужна была как по множеству нашего народа, так и потому, что императрице угодно было прислать к нам туда для служения и архимандрита со свитою, певчими и со всем прибором».Была выбрана церковь, находившаяся неподалеку от замка, и «сию-то кирку надобно нам было тогда освятить и превратить из лютеранской в греческую. Избрана и назначена была к тому одна из древнейших кенигсбергских кирок, довольно хотя просторная, но самой старинной готической архитектуры, с высокою и остроконечною башнею или шпицем».
Возникло «затруднение»: «чтоб снять с помянутого высокого шпица обыкновенного их петуха и поставить вместо того крест на оный, однако мы произвели и сие.
Отысканы были люди, отважившиеся взлезть на самый верх оной башни и снять не только петуха, но и вынуть из самого яблока тот свернутый трубкою медный лист, который есть у иностранных обыкновение полагать в яблоко на каждой церкви, и на котором листе вырезывают они письмена, означающие историю той церкви, как, например, когда она? по какому случаю? кем? каким коштом? какими мастерами и при каком владетеле построена и освещена, и так далее. Мне случилось самому видеть оный вынутый старинный лист, по которому означилось, что церковь та построена была более, нежели за двести лет до того. И мы положили его опять туда, присовокупив к тому другой и новый, с вырезанными также на нем латинскими письменами, означающими помянутое превращение оной из лютеранского в греческую, с означением времени, когда, по чьему повелению и кем сие произведено. А посему и остался теперь в Кенигсберге на веки монумент, означающий, что мы, россияне, некогда им владели и что управлял им наш генерал Корф и производил сие превращение. Что касается до иконостаса, то прислан оный был из Петербурга, написанный прекрасно на камке и довольно великолепный; а прислана была также оттуда и вся прочая церковная утварь и резница на славу, очень богатая и великолепная. Самый архимандрит прислан был уже другой, по имени Тихон, и муж прямо благочестивый, кроткий, ученый и такой, который не делал стыда нашим россиянам, но всем поведением своим приобрел почтение и от самых прусских духовных. Сей-то самый архимандрит освящал тогда сию церковь: и как церемония сделана была при сем случае самая пышная, то привлекла она бесчисленное множество зрителей, и все пруссаки не могли духовным обрядом нашим, а особливо миропомазанию самых церковных стен, которое и нам случилось тут впервые видеть, довольно надивиться. И как в сей церкви и служение производилось всегда на пышной ноге, с прекрасными певчими, и как архимандритом, так и бывшими с ним, иеромонахами сказываны были всегда разумные проповеди, то все сие тамошним жителям так полюбилось, что не было ни одной почти обедни, в которую не приходило б по нескольку человек из тамошних зрителей для смотрения».
Когда меня спрашивают о самой яркой достопримечательности Калининградской области, я без колебания отвечаю, что это иконостас в нижнем приделе кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде, изготовленный в эпоху правления Елизаветы Петровны. Это произведение искусства России 18 века и духовное сокровище, символ русской воинской славы, драгоценная реликвия Православной церкви - дань памяти о тех четырех годах (1758-1762), когда Пруссия являлась провинцией России.
Литература:
А.Т. Болотов в Кенигсберге: Из записок А.Т. Болотова, написанных им самим для своих потомков/Предисловие В. Антонова- Калининград, 1990. - 191 с. - (По страницам истории края)
Л.В. Довыденко. Кенигсберг - Русское зарубежье. Николай Сергеевич Арсеньев. - К.: «Комсомольская правда», 2008.
Л.В. Довыденко. Тайны Пиллау, издание 3-е, расширенное и дополненное. - К: Капрос, 2009
Маргарита Артамонова. История Мемельского иконостаса. http://soborkld.ru/istoriya-memelskogo-ikonostasa/
Лидия Довыденко, Член Союза писателей России, член Союза журналистов России, кандидат философских наук, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега»
1. Re: К истории Православия в Калининградской области