В широких массах общества бытует заблуждение, что христианство ненавидит человеческое тело, считая его «темницей души» или чем-то низким. Мнение это настолько распространено, что иногда проникает даже в среду верующих и лиц духовного звания. Что же говорит Церковь о теле на самом деле? Давайте разбираться!
Предание о сотворении мира и месте в нём человеческого существа
Книга Бытия говорит нам о том, что Бог, являющийся надвременным и надпространственным нетварным Духом сотворил два мира - духовный (ангелы) и материальный (планеты и звёзды, животные и растения): «В начале сотворил Бог небо и землю». Толкования встречаются и другие, но большинство православных библеистов понимает под «небом» и «землёй» именно духовный и материальный миры.
Всякая тварь должна восхвалять своего Творца. В этом плане, человек занял высшее место в иерархии сотворённого не только как существо, созданное по Образу Бога, но и как квинтэссенция мира. Если человек начнёт прославлять Бога, то в нём будет славить Творца как бы весь мир сразу, духовный - через человеческую душу, а материальный - через данное ему тело.
Уже из этого видно, что тело занимает в человеческом существе исключительно важное положение и неким «злом» являться не может.
Воспринятое и преображённое Христом
Не надо забывать и о том, как Христос совершил величайшее благодеяние для человеческого рода. Восприняв нашу повреждённую грехом природу, он безвинно пострадал и умер за человечество, примирив людей с их Небесным Отцом.
Икона Воскресения Христова. Иконописец Р.Гирвель. Собор св.Саввы, Белград
Однако дальше следовали не менее важные для людей события: Господь воскрес в обновлённой, восстановленной, преображённой человеческой природе. Преображённой, в том числе, и телесно. Вспомните евангельские события: Спасителя трудно было узнать, если сам Он того не хотел, Господь мог проходить сквозь закрытые двери. В то же время Христос вкушал пищу и был вполне осязаем, то есть являлся ученикам в теле.
В этом же теле Господь вознёсся, таким образом введя человеческую природу в непосредственное общение со Святой Троицей через свою Личность.
Из Священного Предания нам известно, что и сами мы однажды воскреснем, вновь воссоединившись с собственными телами. Те, кто последует за Господом, потом вечно будут обитать в Царствии Небесном в полноте человеческой природы, то есть в своих преображённых телах.
Таким образом, христианин просто не может и не должен относиться к телу, как к чему-то негативному, как не делает этого по отношению к собственной душе.
Почему же тогда аскеты усмиряли плоть, и почему апостол в Писании Павел называет плоть злом?
Аскеты усмиряли плоть, добиваясь правильной иерархии потребностей: сначала духовное, а потом телесное. Они считали, что человек - это как бы два «сообщающихся сосуда» и если в одном из них убыло, в другом обязательно прибудет.
Иначе говоря, тело не являлось для них злом, но чтобы легче управлять собой, они стремились несколько ослабить его и через это усилить дух, подчинив тело именно духовным желаниям. Ведь и в Пресвятой Троице Бог Сын и Бог Дух Святой находятся в подчинении у Бога Отца, то есть соблюдается подобающая иерархия, хотя они не являются сколько-нибудь худшими или меньшими, чем Бог Отец.
«Плоть желает противного духу, а дух - противного плоти» (Гал 5:17), действительно говорил апостол Павел, но здесь не содержится указания на «низость» тела. Он же говорил и другое: »Ваше тело - храм Духа Святого. Прославляйте Бога в телах Ваших. Вы искуплены дорогой ценой» (1 Кор 6:12-20).
Под плотью в данном случае апостол подразумевал не само наше тело, а именно низменные греховные желания повреждённой природы, страсти с которыми надо бороться, в то время как само тело возводил на подобающее ему место.
В книгах многих древних подвижников можно встретить утверждения, говорящие о теле несколько уничижительно. Но, во-первых, подобная литература написана монахами и для монахов и не во всём применима к христианам в целом. Во-вторых, не стоит забывать о том, что они были людьми грамотными и применяли на письме разнообразные литературные приёмы - метафоры или преувеличения. В третьих же, часто они как апостол Павел имели в виду не тело человека, а его греховные склонности.
Кто считает тело низменным началом и когда появилась эта идея
Эллинистические философы и гностики. Именно они считали тело злом. Например, Платон производил термин «soma» (тело) от «sema» (могильная плита, гроб). Знакомые с христианским учением сектанты-гностики также считали, что тело может быть лишь неким наказанием, темницей для человека, в которой он страдает и от которой «освобождается» со смертью.
В христианском понимании ни душа, ни тело отдельно друг от друга человеком не являются. Они становятся им только вместе, в единении и полноте, а смертность, вызванная греховным повреждением первозданной природы, считается трагедией.
Тело не считается темницей, ведь темница ограничивает свободу - свободу греха или свободу добродетели, а тело не ограничивает. Всю энергию тела человек может свободно употребить на любые полюбившиеся ему дела, может разрушать или строить, делать добро или причинять зло. Всё зависит только от его воли.
А как же спортсмены? Ведь они укрепляют тело, то есть ослабляют дух?
Так может показаться на первый взгляд. Но если серьёзно разобраться, то скольким ограничениям и усилиям духа подвергают себя атлеты, выстраивая правильный мышечный корсет, ежедневно понуждая себя к тренировкам и заставляя напряжённо работать во имя победы!
Спортсмены укрепляют тело, но для них это не опасно, поскольку ещё больше при этом они укрепляют свой дух, чтобы тело находилось в повиновении.
Кроме того, для человека живущего в миру важна возможность быть выносливым физически. Монах может посвятить большую часть своего времени молитве за себя и за нас, а у человека в миру другая задача. Он обязан кормить семью: детей, престарелых родителей, и помогать окружающим.
Для того чтобы много работать и не ограничивать себя в посвящаемых Господу делах своих рук, он должен заботиться о теле и держать его в тонусе. Поэтому для православного человека зарядка важна не менее, чем ежедневная молитва, а занятия спортом - не грех, а возможность увеличить свои возможности по проявлению действенной любви к Богу и ближним.
Пример священников и... даже епископов!
Нам в своей христианской жизни следует брать пример со священноначалия, являющегося звеном в непрерывной цепи передачи духовного опыта к нам от Господа и апостолов. Многие епископы и священники разумно заботятся о теле, занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни.
Например, епископ Игнатий, нынешний глава Синодального отдела по делам молодёжи, однажды принял участие в соревнованиях по картингу.
Одесский священник Виктор Кочмарь и новосибирские священники Александр Новопашин и Борис Левитан - выигрывают соревнования по пауэрлифтингу, тверской иерей Сергий Акимов профессионально занимается боксом, московский священник Сергий Поперечный - греко-римской борьбой.
А молодой священник Василий Лях из Орла идёт в ногу со временем и увлекается паркуром. Он даже создал собственную паркур-команду...
В общем, берегите здоровье тела, данного вам Господом, и тренируйте его так же, как бережёте душу от греха и стараетесь преуспеть в добродетели!
1. Re: Православие и тело: как же обстоит с ним дело?