Божественная поэзия Шестоднева
О третьем дне творения
Часть 1
«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо».
Поскольку земной мир твориться для человека, то и все в нем устроено Богом не случайно, но разумно и целесообразно. Земной мир предназначен стать неким училищем премудрости и благочестия будущего человека, и в этом смысле материальный мир является еще и как бы воплощенным отражением человеческой природы. Тогда появление суши в начале третьего дня в избранной системе образов можно рассматривать как завершение формирования триады - дух, душа и тело.
Человек - таинственное соединение двух природ - духовной и материальной. И как не может жить тело без души, так и душа без тела не является человеком. Подобно и морем не можем назвать воду без ограничивающих его берегов, также и берега без воды не могут называться морем. Апостол Павел не раз в своих посланиях называет плоть глиняным сосудом, в котором находится душа. По объяснению святых отцов, после грехопадения Бог связал буйство человеческой души немощной плотью, как сдерживается буйство моря берегами. Невещественная душа помещена в плоть, в грубую вещественную оболочку, тесную скорлупу, которая в силу своей ограниченности удерживает необузданные стремления души, не позволяет ее совершенно удалиться от Бога, как молниеносно удалились во главе с сатаной падшие ангелы.
Так и море - стихия бурная, подвижная, всегда стремящаяся заполнить собой свободное пространство, ограничивается сушей. Это подмечено поэтическим взором святого пророка Иеремии: «...положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут» (Иер.5:22), говорит он, передавая слова Бога и восхищаясь славными делами Его. В притчах Соломона и в пророческой книге Ездры говорится о том, что морю дано свое место и пределы, «чтобы воды не переступали пределов его» (3Ездр.4:19; Прит.8:29). Святые пророки говорят здесь о море, но подразумевают те духовные образы, которые отражены в движении земных стихий.
Обширные пространства суши обогащают душу самыми различными видами и подобиями. Мы не можем в точности сказать, каков был мир земли до грехопадения человека, но то, что видим сейчас, дает огромное богатство художественных сравнений. В иных местах перед человеком в грандиозном величестве предстают горы, изрезанные пропастями и ущельями. В других простираются обширные долины и пространные дали степей, обрамленные мягкими очертаниями холмов. В иных местах поверхность земли рассекают крутые берега оврагов и причудливые изгибы русел рек. В других поражает взор кажущаяся бесконечной волнистая гладь пустынь, покрытых песчаными барханами.
Суша, как правило, статична, она имеет конкретные формы и размеры, она тверда и неподвижна. Созерцание суши учит человека понимать разность расстояния между предметами и их размеры, различать большое и малое, длинное и короткое, тяжелое и легкое, твердое и мягкое. Дает возможность ощутить ногой надежность твердой земной поверхности, сравнить ее с беспокойной поверхностью озер и быстрым движением речных вод. Подняв глаза ввысь, человек видит необъятное пространство неба, то сияющее бездонной голубизной, то покрытое мрачными тучами, то украшенное легкими облаками, волнующими поэтическую душу своими неповторимыми фигурами.
Хаотический вид различных мест суши символизирует свободу, которую дал Господь человеку, и в тоже время беспорядочность его души и всей его деятельности, если она отлучена от Бога. Сама же природа суши в свою очередь состоит из огромного многообразия веществ и минералов, обладающих весьма характерными свойствами, дающими богатый материал, как для духовного развития человека, так и для будущего материального прогресса. Суша преподает прекрасные уроки искателям истины, обогащает человеческое мышление огромным богатством поэтических образов и подобий, необходимых для осмысления и отражения законов духовного мира.
Сам Господь в Священном Писании, говоря о потомстве Авраама, часто сравнивает его с песком морским, по бесчисленности его. А себя, как твердое основание правды на земле, с камнем, положенным во главу угла (Матф.21:42), то есть, имеющим наиважнейшее значение при строительстве дома. Святые пророки Божии говорили о горах, подразумевая великих людей - царей и властителей мира, учителей и наставников народов; об островах, подразумевая то страны и поселения народов земли(Быт.10:5, Ис41:5, Соф.2:11 и проч.), то иноческие обители (Откр.16:20).
Поэты и мыслители всех времен и народов широко использовали эти образы в своих литературных произведениях, в философских и богословских трудах, составляющих драгоценную сокровищницу человеческой мысли. Также и в своей повседневной жизни люди часто используют художественные аллегории, данные природой суши. Например, про человека эгоистичного, неуживчивого, говорят тяжелый характер. Про человека необидчивого и миролюбивого скажут - у него легкий характер. Про человека жестокого и безжалостного скажут, - у него каменное сердце. Про упорного и стойкого скажут - как скала, а о добром и миролюбивом говорят, мягкий сердцем. Про человека надежного и верного говорят, его слово как алмаз. Человеческое сердце может быть горячим, взгляд бывает холодным, тяжелым, и даже свинцовым, слова теплыми или колкими и т.д.
Можно привести бесчисленное множество примеров художественных аллегорий в человеческом языке, связанных с сушей - они встречаются на каждом шагу. Но мы привыкли к ним и не замечаем, какую важную роль в человеческом мышлении и общении имеют образы земной поверхности и составляющих ее веществ.
О третьем дне творения
Часть 2
«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий».
Третий день творения венчается созданием «зелени», то есть первой формы жизни на земле - растительного мира, покрывшего землю ковром трав и цветов, зарослями кустов и деревьев. Удивительным образом земная почва, состоящая из различных простых веществ, одухотворяется Богом и производит из хаоса химических элементов многоцветное множество прекрасного вида растений, являющих собою образ красоты и порядка. Земная растительность явилась как великое чудо преображения вещественного хаоса в высокоорганизованную структуру, действующую и самостоятельную, которая сама себя выстраивает, хранит и питает, проникая корнями в почву. По слову Творца, растения явились из земли способными «сеять семя» и «приносить плоды, в которых семя по роду и по подобию». Зелень сотворена не только для красоты, она еще приготовлена в пищу будущим новым живым творениям - животным и человеку, поэтому она должна иметь способность восполнять свою убыль.
Земная растительность весьма разнообразна и бывает то скромна видом, то изумительно красива. В устройстве большинства растений видим нечто единое и общее для всех - корень, ствол, ответвления, листья и плоды. В тоже время, у каждого растения есть свой духовно-поэтический художественный образ, «характер». Весьма отличаются видом между собой мягкая, шелковистая трава и красочное разнообразие цветов. Качают высокими кронами и шелестят листвой могучие деревья, округлыми зелеными шатрами обрамляют лес ветвистый кустарник. Деревья различаются между собой внешним обликом и внутренним строением. Все они приносят плоды, каждый своего рода, разного качества, цвета и формы. Появление на ветвях плодов, как правило, предваряется цветами, преобразующимися в плодовые завязи.
Зелень может символизировать собой первичную одухотворенность человеческой природы, начатки нравственного закона, некие психофизические и социальные инстинкты, изначально вложенные в человека и которые хорошо заметны уже во младенчестве. Так, ребенок, сразу по рождении уже способен плакать, и плачем выражать свое недовольство чем-либо. Через четыре-шесть недель он уже начинает улыбаться маме, часто отвечает улыбкой на улыбку всякому приветливому лицу. А если посмотреть на ребенка грозно или хмуро - он испугается и заплачет. Вскоре он уже различает своих и чужих, и, видя незнакомое лицо, тревожится. От двух-трех лет младенец уже может обижаться и прощать, настойчиво требовать себе что-то и тут же дарить это ближнему. Главной чертой здорового ребенка, находящегося в нормальных условиях, это веселость, ощущение своего бытия как радости и счастья. С самого раннего возраста замечаем у детей сострадание, дружелюбность, способность и стремление к творческой деятельности. Ребенок способен понять, что такое грех, имеет стыд, страх, хорошо воспринимает рассказы о Боге и ангелах. Он сам, без подсказки, отлично различает образы окружающего мира и соответственно к ним относится: любит играть с котенком или щенком, но бежит от собаки, боится змеи или крысы.
То есть, в человека от самого его рождения вложены некие нравственные законы, понятия и инстинкты, которые являются основой для его дальнейшего развития в процессе земной жизни. Этот дар Творца делает человеческую душу способной к осмыслению многих премудрых духовных истин, восприимчивой к поэтическим аллегориям и художественным сравнениям. Образы растительной природы составляют целый мир словесных обобщений в словесно-мыслительной культуре человека. Эти подобия наполняют нашу речь, обогащают мышление.
Существует большое число пословиц и поговорок, связанных с растительным миром. Во многих жизненных процессах - в проектировании и строительстве, в решении проблемных вопросов и задач, в осмыслении взаимоотношений людей мы можем услышать о корне вопроса или проблемы, об ответвлениях научных направлений. Говорим о плодах и бесплодности усилий, уподобляем твердости дуба чью-то стойкую позицию, сравниваем с гибким стволом молодой березки податливую к изменениям юную душу. Сравниваем фамильное родословие с деревом, крепких сыновей с молодыми дубками. Говорим о трусливом человеке - «трепещет как осиновый листочек».
Применение образов растительного мира во множестве встречаем Боговдохновенных текстах Священного Писания, как в книгах Ветхого Завета, так и в Евангелии. Яркими примерами этого послужат явление Бога пророку Моисею из горящего куста (Исх.3:2), прообразовавшего, по учению отцов, Пресвятую Богородицу; сон виночерпия (Быт.40:9); Пророчество Иакова о сыновьях (Быт.49:21,22); благословение Валаама (Чис.24:6); притча Иофама (Суд.9:8-15); многие другие сравнения (Втор.32:32; Суд.9:8-15; Иов.15:33; Пс.79:9; Пс.91:13; Иер.12:10; Сир.50:14 и проч.).
В Евангельском повествовании это чудо о засохшей смоковнице, символизирующее ветхозаветный Израиль (Матф.21:19); притча о бесплодной смоковнице, оставленной по просьбе садовника, во образ долготерпения Божия о грешнике (Лук.13:7); в притчах о плевелах (Матф.13:39) и о сеятеле (Мар.4:3-20). В начале Своей проповеди о покаянии Сын Божий называет народ Израиля побелевшей нивой, готовой к жатве а учеников - жнецами (Иоан.4:35-37). В прощальной беседе с учениками Иисус Христос сравнивает Себя с лозой, а учеников с виноградными ветвями. Откровение Иоанна Богослова рассказывает о великих бедствиях при кончине века в образах жатвы и сбора виноградных плодов. С ветвистым деревом сравнивают развитие поместных церквей, отпавшими ветвями называют еретические сообщества.
О четвертом дне творения
Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
(Пс.8:4,5)
«...И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы».
На четвертый день Божьим повелением является Солнце, Луна и звезды. Земля начала свое вращение вокруг оси и вокруг солнца. Явились и отправились в свой бег вокруг солнца планеты и другие космические тела, составляющие солнечную систему. Как свидетельствует Священное Писание, главное назначение великих светил - Солнца для освещения и управления земли днем, Луны - ночью. Под управлением надо понимать строгое распределение света и тьмы, дающее возможность точного определения времени суток, а по фазам луны и положению звезд многодневные и многолетние периоды времени. Кроме этого, солнце и звезды служат ориентирами путешественникам, что бы найти дорогу в пустыне, помогают точно определить направление движения в море.
Афанасий Великий учит: «каждая из звезд и каждое из великих светил явились не так, чтобы иное было первым, а иное вторым; но в один день одним и тем же повелением все призваны в бытие». То есть, все космическое пространство, и все звезды и планеты, сотворенные Богом, а также солнечная система, были устроены сразу совершенными, такими, какими они должны быть по плану Творца. И опять, для будущих умников, проповедующих «многомиллиардную эволюцию», сказано четко и определенно: «И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый».
Святитель Иоанн Златоуст объясняет, почему творение небесных светил совершилось именно на четвертый день: «Почему Бог творит украшение земли раньше украшения неба? По причине имевшего возникнуть многобожия и ложного почитания солнца, луны и звезд. Почему Бог не создал солнца и луны в первый день?.. Потому что не было еще плодов, которые должны были пользоваться теплотою, - плоды произросли на третий день. Чтобы ты опять не подумал, что они произросли действием солнца, Бог творит солнце, луну и звезды тогда уже, когда творение их совершилось»
Вокруг Солнца по мановению всемогущего Творца стремительно разворачивается бездна космического пространства и наполняется звездами. Возникают из темноты миллиарды звездных скоплений, состоящих из многих миллиардов звезд, подобных нашему солнцу. Как определили астрономы, большинство галактик имеют вид плоского диска с некоторым утолщением в центре (в плоскости напоминает веретено). Эти скопления получили название галактик, и в одной из них заняло свое место солнечная система. Но есть и шаровые скопления звезд, есть грандиозные и невыразимо прекрасные облака звезд и так называемой межзвездной пыли, виды которых стали доступны человечеству благодаря снимкам телескопа Хаббла, вынесенного на орбиту земли.
Солнечная система расположена ближе к краю галактики, на расстоянии, равном примерно 2/3 радиуса от центра. Такое положение солнца весьма примечательно! Ведь, если бы наша земля находилась в самом центре галактики, то все небо светилось от огромного количества звезд и ни какие телескопы не позволили бы нам созерцать необъятные просторы сотворенной вселенной. А если бы Господь поместил солнце в пространстве между галактиками, то небо было бы почти совершенно темным, кроме редких светлых пятнышек далеких звездных скоплений. Но солнце расположено так, что человек может наблюдать и отдельные звезды, и ближайшую галактику, и отдаленные звездные скопления, и даже целые скопления галактик, находящиеся на непостижимом для человеческого разума удалении от земли. Для современного человека видимая вселенная, это мир гигантских космических размеров и скоростей. В сравнении с ними наша Земля кажется малейшей пылинкой космоса.
Величественные виды звездного неба многие века приковывает к себе взор человеческий. В ясные ночи звездное небо очаровывает взгляд путника своей неземной красотой. Луна привлекает внимание наблюдателя своей загадочной улыбкой, светящейся во тьме ночи мягким серебристым светом. Луна светит отраженным светом и потому вид ее изменяется от узкого серпа до полного яркого круга, в зависимости от освещенности ее солнцем. В полнолуние при ясном небе, яркий лунный свет освещает природу, создавая волнующие видом картины с особой цветовой гаммой. Днем солнечный свет наполняет небо ослепительной голубизной, сквозь которую уже не разглядеть ни света звезд, ни луны.
Видимое человеческим взором движение светил по небесной тверди совершается по строгим и незыблемым законам, символизирующими вечность и незыблемость Божьих постановлений. Издревле ведутся и наблюдения за звездами, начерчены карты, составлены таблицы и схемы движения звезд. Изучаются планеты солнечной системы, кометы и астероиды, метеориты и межзвездная пыль, измеряются космические расстояния. Специальные радиотелескопы чутко прислушиваются ко всем радиосигналам, идущим из космических глубин, надеясь найти в них послания «иных цивилизаций». Но исследования космического пространства не столько снимают, сколько ставят перед человеком все новые и новые вопросы. Космос не открывает свои тайны, а все более озадачивает исследователей.
Впрочем, это забота ученых-астрономов. Нам же важно другое - духовное значение рассказа Священного Писания о четвертом дне творения, его символический смысл в шестидневной системе мироздания. Издревле человек с волнением и благоговейным ужасом далекие неведомые пространства космоса. Что изображает нам собой необъятный космос, с его бесчисленными россыпями звезд? Какими новыми понятиями и подобиями обогатилось на четвертый день человеческое мышление в созерцании красоты звездного неба? Образы необъятных космических глубин с многоцветными собраниями светил позволили богословам и философам размышлять о свойствах невидимого Бога-Троицы, о небесной Церкви, о мире ангелов, о масштабах божественного творчества могущественной десницы Владыки пространства и времени.
Поэты и мыслители всех времен находят на небесах прекрасные аллегории для своих произведений. Это царственное торжество солнца, освещающего и согревающего землю днем, не разделяя людей на праведных, и неправедных. Это таинственное шествие Луны, с ее меняющимся от ночи к ночи серебряным диском, совершающееся многие века по одному и тому же строгому уставу. Это поэзия сияющих в непроглядной тьме звезд, изображающих то ангелов (Иов.38:7), то предстоятелей Святых Церквей (Откр.1:20), то великих царей или разумных и стойких праведников, свидетельствующих истину во тьме невежества и богоотступничества (Дан.12:3). В Пятикнижии Моисея со звездами сравнивается будущее бесчисленное потомство Авраама (Быт.15:5) и Израиля (Втор.10:22). Во вдохновенном пророчестве Валаама звездой назван будущий Спаситель мира (Чис.24:17).
(Продолжение следует)