Божественная поэзия Шестоднева

Конспект занятий воскресной школы для взрослых

Православие и эволюционизм  
0
1333
Время на чтение 8 минут

Этим летом на РНЛ появился ряд статей протоиерея Георгия Городенцева по шести дням Творения. Они вызвали на удивление бурную дискуссию читателей Русской Народной Линии. Такой интерес к теме Шестоднева радует, так как в ней скрыты фундаментальные положения, дающие ключ к пониманию всего священного Писания, пониманию основополагающих законов и смысла земного бытия человеческого.

Поэтому рискну предложить здесь читателям и свой опыт осмысления Шестоднева, основанный разумеется, строго на святоотеческих творениях, но и с учетом некоторых данных современной науки. Он представляет собой конспект занятий для воскресной школы для взрослых, изложен кратко, почти тезисно, простым доступным языком.

Все соделал Он прекрасным в свое время,

и вложил мир в сердце их, хотя человек не может

постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.

(Еккл. 3, 11)

«В начале сотворил Бог небо...». По объяснению святых отцов, под словом небо надо понимать мир духовный, ангельский. Это значит, что прежде творения земли и всего видимого мира, был сотворен небесный мир, мир духов, или умных светов - ангелов. Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального. Об этом говорит нам Сам Господь в книге Иова: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велием вси ангели Мои» (Иов. 38, 7).

«...И землю. И Дух Божий носился над водою». - На еврейском языке слово, переведенное как «носился», можно перевести и как «обнимал, охватывал, высиживал». Этим словом Бытописатель выражает ту мысль, что Третья Ипостась Святой Троицы - Дух Божий как бы проникал и охватывал все первозданное вещество, определяя и утверждая его физические свойства. Подобно и все законы материального мира измыслены и установлены Богом такими, какими было Ему угодно для устроения земного мира. И уже из этого готового первозданного, но еще неустроенного вещества, действием Божьим происходит дальнейшее творение, совершившееся в продолжение шести дней, когда всесильная рука Божия, по словам священного писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир «от безобразного вещества» (Прем.11:18).

Все формы видимого бытия были созданы из первоначальной материи, которая явилась результатом первого творческого Божественного акта. Материальный мир был создан Богом за шесть дней. Православное богословие, основанное на учении святых отцов, не дает оснований считать, что под словом «день» подразумеваются некие огромные периоды времени, длительностью в сотни миллионов и миллиардов лет. Всемогущий Бог все творит по своему произволу и не связан какими либо «законами природы». Он Сам Творец физических законов материального мира, которые установлены Им не случайно, «что получится», а являются таинственными образами законов духовной жизни.

Материальный мир предназначен быть как бы колыбелью новых духовных существ, призванных с ангелами к участию в жизни вечной. Поэтому установленные Богом физические законы этого мира и свойства вещества - молекул, атомов, элементарных частиц, их взаимодействий, электромагнитных и гравитационных полей; затем свойства всех сотворенных живых существ, от бактерий и вирусов до крупнейших животных и растений - имеют глубокий духовный смысл. Посему, сотворенный мир можно еще назвать божественной поэзией, являющей мудрость и славу Творца в законах вещества.

Из неустроенного и хаотичного первозданного вещества Бог творит удивительный и прекрасный мир, украшенный морями и океанами, реками и озерами, разными приятного вида цветами, деревьями и другой растительностью, наполненный бесчисленным множеством разнообразных живых существ, живущих в мире и согласии. Все это устроено премудростью Божьей из «начальных пылинок вселенной» (Прит.8:26), то есть, из атомов и различных элементарных частиц.

По безмерному всемогуществу Своему Бог мог бы создать всю земную красоту в один кратчайший миг. Но творит Бог мир в шесть дней, и каждый день имеет свое таинственное значение, отражающие некие важные духовные свойства будущего владыки земли - человека. И поскольку мир творится для человека, то, прежде всего, мир должен стать видимым: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт.1:3-4). Свет дает возможность познавать мир, радоваться его красоте и гармонии, удивляться премудрости. Но свет бесполезен, если нет зрителя, то есть человека. Именно для него творится свет, как символ разума. Действительно, если нет разумного зрителя творения, способного созерцать и познавать окружающий мир, то не нужен и свет, возвещающий в сотворенных небесах и земле славу Творца. И свет творится первым, что бы все творимое в последующие дни стало для будущего человека явным, и для всех последующих поколений. То, что свет хорош, также сказано для нас, учеников божественной премудрости.

Свет - великое благо. Но что бы понять и оценить его значение в своей жизни, люди должны иметь представление и об отсутствии света. Ради этого Господь отделил свет от тьмы, назвав светлое время днем, а темное - ночью. И у дня, и у ночи есть своя красота, своя поэзия. Про человека необразованного и неразумного мы говорим, порой, «темнота» или «темный человек». Говорим также при случае: «тьма невежества», «тьма греховная», «дело темное» и т.п. Про разумного и изобретательного человека часто говорят: «светлая голова», образование называем также «просвещение», человека благородного, доброго, честного и сострадательного иногда называем: «светлая личность». Великого ученого, прославившегося глубокими познаниями в каком-либо предмете, называем «светило», благодатного старца, мудрого наставника многих людей называют «светильником». Говорим: «лицо потемнело» - от гнева или от горя, или «просветилось лицо его» - радостью.

Сам Господь наш Иисус Христос не раз употреблял эти эпитеты в своей речи. Так апостолам он сказал: «Вы - свет мира» (Матф.5:14). И говорил: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Матф.5:16). Еще сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Матф.6:22), имея ввиду, разумеется, не вещественный свет. Еще сказал однажды иудеям: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Иоан.12:36). Еще говорил Господь: «...Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан.3:19).

И много еще можно привести примеров, о том, как выразительно, ясно и красиво бывает выражена мысль, когда в словах правильно применены эпитеты света и тьмы. Но нам и так уже ясно, что, в символическом смысле, свет - образ знания, мудрости, радости, правды и праведности. Тьма - образ неведения, невежества, несчастья, тайного зла и коварства. В тоже время, наличие тьмы способствует особенному пониманию достоинств света, также тьма благоприятна для углубленной молитвы.

«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5). Циклическая смена дня и ночи позволяет измерять время. Самой простой мерой его поставлены сутки - 24 часа. Поэтому о первом дне сказано не «первый день», а «день один». Последующие же дни: «второй», «третий» и т.д. Из семи дней складывается следующая мера - седмица (неделя). И все другие периоды времени состоят из определенного числа суток. В иносказательном или символическом смысле «днем» могут быть названы весьма длительные периоды времени, целые эпохи, состоящие из многих веков.

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй».

В объяснении шести дней творения материального мира современными христианскими авторами обычно большое внимание уделяется согласованию библейского сказания с научными представлениями о «многомиллиардной» истории мира. В этом ключе слова о создании Богом тверди, разделяющей воду от воды, и названной «небом», считается одним из самых трудных мест для толкования. Святоотеческие рассуждения о втором дне творения подвергаются бурной критике и насмешкам со стороны противников христианства, как наивные и ненаучные.

Действительно, некоторые святые отцы говорят возможном наличии твердого небесного свода, например из льда. Впрочем, они говорят об этом как бы мимоходом, не сосредотачиваясь на «технической» стороне дела. Они видят свою задачу не в выяснении физических и химических подробностей творения, а в поиске духовного смысла Шестоднева. И современные научные гипотезы и представления о происхождении и формировании земли, солнечной системы, как и всей вселенной, ни сколько не должны влиять на понимание главной идеи первой главы книги Бытия - приоткрыть нам некие духовные тайны и законы мироздания.

Такой подход не означает отрицание исторического смысла Писания и не трактует Библию как легенду или аллегорию. По учению Церкви, историю Творения нельзя рассматривать как аллегорическое сказание, все, что там написано - истина! Однако в самих Днях Творения есть аллегорический смысл, связанный с будущим творением человека, венчающим все Божие творение. Для христианина в первую очередь интересен именно этот, таинственный духовно-поэтический смысл Священного Писания. И в поисках сокровенного назидательного содержания Шестоднева, нам нет необходимости останавливаться на согласовании библейского текста с научными данными, как не относящемся к делу, а постараемся понять духовный образ предметов и явлений материального мира.

Итак, что можно здесь сказать о воде? Вода как подвижная текучая среда, не имеющая формы и статичных границ, может служить неким прообразом человеческой души. А разделение воды твердью (в еврейском тексте стоит слово «ракиа», что значит, «простертие, пространство, шатер») знаменует собой деление души на духовную и душевную составляющую, или, на душу и дух в триаде - дух, душа и тело.

Существует предположение, что до потопа землю окутывал соразмерный своей функции слой водяного пара, обеспечивавший равную температуру воздуха по всей поверхности земли. Это и была та самая вода, поставленная Богом «над твердью». Вода пребывала там в газообразном состоянии - в виде пара, и ее состояние было стабильным по всей планете. До потопа земля не знала дождей (Быт.2:5), первый дождь полился на землю в день потопа и изливался 150 дней. Возможно, это пар верхнего слоя атмосферы конденсировался и сошёл на землю дождем. Кстати, в верхних слоях атмосферы, на высоте 76-85 км над поверхностью Земли, до ныне встречаются сильно разреженные облака пара (т.н.»серебристые облака»), которые, возможно, представляют собой остатки водно-паровой оболочки допотопной земли.

Новая «твердь» - атмосфера, была только названа «небом». Настоящее небо было сотворено прежде творения земли, и это есть мир духовных существ, мир ангелов. Здесь можно увидеть такой духовный смысл: разделение земных вод символизирует разделение небесного мира ангелов и земного мира одухотворенных живых существ. А этот образ скрывает еще один, более глубокий символический смысл разделения вод: часть воды над небом, пребывающая в виде водяного пара, изображает свойства духа человеческого. Она легка и прозрачна, легко перемещается ветрами, стремится в недосягаемые высоты. Это подобие духа человеческого, стремящегося к познанию высоких истин, часто неосознанно ищущего Бога. А часть воды под небом означает все душевно-плотское, чувственное в человеке, относящееся к его земной жизни. Она тяжела, волнительна и бурна, подобно человеческим чувствам и страстям. Недаром при каких-либо переживаниях и тревогах говорят - «я волнуюсь», «он взволновался», «у меня в душе буря».

Вода утоляет жажду, прохлаждает в полуденный зной, дает силу роста всякой зелени, деревьям и кустарнику. Она может быть тихой, но может бурным потоком пройти по земле, круша и сметая все на своем пути. Наполняя моря и океаны, реки и озера, вода дает жизнь земным тварям, необыкновенно украшает землю, предоставляя художникам множество прекрасных поэтических образов. В Священном Писании образ воды часто служит кратким и выразительным средством передачи трудных для понимания событий и явлений, символизируя собой иногда народы (Откр.17:1,15), иногда искушения и трудные обстоятельства жизни (Пс.41:8; Пс.123:4,5), страхи и переживания (Пс.68:2), иногда человеческие учения и духовную мудрость (Прит.18:4; Прит.20:5). В беседе с Самарянкой Господь уподобил воде благодатные дары Святаго Духа.

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

21. Ответ на 2., Сергей Абачиев:

Вся аргументация на уровне научных знаний о Вселенной в эпоху Святых Отцов, т. е. в сугубо донаучную эпоху. И поэтому аргументация, соответствующая тем временам. Спекулятивная натурфилософия и не более того. И очень путанная статья. Эклектичная. То Шестоднев надо понимать буквально, то аллегорически.

"Плохая физика; но зато какая смелая поэзия" (Пушкин) ))

20. Ответ на 18., Ксения Балакина:

так и отсчет времени не зависим от светил.Не понятно. А от чего он зависит?

От Бога. Слова Библии "в начале" говорят о сотворении времени. Луна тут ни при чем ))
М.Яблоков / 23.09.2016, 16:59

19. Ответ на 18., Ксения Балакина:

так и отсчет времени не зависим от светил.Не понятно. А от чего он зависит?

от Бога зависит:14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. 19. И был вечер, и было утро: день четвертый. (Книга Бытие 1:14-19)
eka / 23.09.2016, 15:47

18. Ответ на 15., М.Яблоков:

так и отсчет времени не зависим от светил.

Не понятно. А от чего он зависит?
Ксения Балакина / 23.09.2016, 15:16

17. М.Яблокову

Вы обвиняете отца Семиона в оккультизме. А привожу вам пример реальной ответной реакции на молитвы. То о чем и пишет отец Семион. Это вам не книжки читать, реальная нечисть начинает воздействовать на людей когда они молится за самоубийц. Подобный случай описан в книге "Старый Валаам". Когда одного из Валаамских монахов попросили молится за самоубийцу, Нечто каждую ночь стало наваливаться на него, так что он не мог дышать. Монах вынужден был отказаться от этих молитв.
СТРОИТЕЛЬ / 23.09.2016, 07:37

16. Ответ на 12., СТРОИТЕЛЬ:

Уважаемый, помолитесь за самоубийцу,нечисть тут же прийдет к вам, монахи отказывались из-за этого.

А какое это имеет отношение к теме?
М.Яблоков / 23.09.2016, 04:47

15. Ответ на 14., Ксения Балакина:

Вопрос совершенно практический: каким образом исчислялась длительность дней творения до творения светил?

Так же как в третий день была сотворена трава и деревья, а в четвертый - Солнце. Жизнь - не зависима от энергии Солнца, так и отсчет времени не зависим от светил.
М.Яблоков / 22.09.2016, 10:00

14. Re: Божественная поэзия Шестоднева

Вопрос совершенно практический: каким образом исчислялась длительность дней творения до творения светил?
Ксения Балакина / 22.09.2016, 06:28

13. Ответ на 1., М.Яблоков:

Т.е. после грехопадения и до потопа не было дождей? Сомнительное утверждение.

Исходя из стиха Бытия "но пар поднимался с земли и орошал все ли­цо земли." представляю себе следующее - облака окутывали землю как одеяло, отражая вредное влияние космоса, был как бы парниковый эффект, температура и влажность была одинаковая по всей земле - это способствовало пышной растительности и животному разнообразию. Во время потопа облака пролились дождем, "одеяло" исчезло, что резко поменяло климат. Как-то так...
Ксения Балакина / 22.09.2016, 06:27

12. Яблокову

Уважаемый, помолитесь за самоубийцу,нечисть тут же прийдет к вам, монахи отказывались из-за этого.
СТРОИТЕЛЬ / 22.09.2016, 02:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Сушков
4. Грехопадение. Тайна Египетских казней
Конспект занятий воскресной школы для взрослых
12.10.2016
3. О пятом и шестом днях творения
Конспект занятий воскресной школы для взрослых
25.09.2016
О третьем и четвертом днях творения
Конспект занятий воскресной школы для взрослых
21.09.2016
Успех наших врагов обусловлен нашими грехами
О главных причинах побед и поражений
27.02.2013
Все статьи Протоиерей Владимир Сушков
Православие и эволюционизм
Творение vs эволюция: прикладные аспекты исповедания
Доклад на Международной научно-богословской конференции «Бог-человек-мир» в Сретенской духовной академии 15 марта 2023 года
01.04.2023
Каков смысл и цель вселенной, и человеческого развития в целом?
В Москве состоялся V Профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов»
30.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28