Этим летом на РНЛ появился ряд статей протоиерея Георгия Городенцева по шести дням Творения. Они вызвали на удивление бурную дискуссию читателей Русской Народной Линии. Такой интерес к теме Шестоднева радует, так как в ней скрыты фундаментальные положения, дающие ключ к пониманию всего священного Писания, пониманию основополагающих законов и смысла земного бытия человеческого.
Поэтому рискну предложить здесь читателям и свой опыт осмысления Шестоднева, основанный разумеется, строго на святоотеческих творениях, но и с учетом некоторых данных современной науки. Он представляет собой конспект занятий для воскресной школы для взрослых, изложен кратко, почти тезисно, простым доступным языком.
Все соделал Он прекрасным в свое время,
и вложил мир в сердце их, хотя человек не может
постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
(Еккл. 3, 11)
«В начале сотворил Бог небо...». По объяснению святых отцов, под словом небо надо понимать мир духовный, ангельский. Это значит, что прежде творения земли и всего видимого мира, был сотворен небесный мир, мир духов, или умных светов - ангелов. Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального. Об этом говорит нам Сам Господь в книге Иова: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велием вси ангели Мои» (Иов. 38, 7).
«...И землю. И Дух Божий носился над водою». - На еврейском языке слово, переведенное как «носился», можно перевести и как «обнимал, охватывал, высиживал». Этим словом Бытописатель выражает ту мысль, что Третья Ипостась Святой Троицы - Дух Божий как бы проникал и охватывал все первозданное вещество, определяя и утверждая его физические свойства. Подобно и все законы материального мира измыслены и установлены Богом такими, какими было Ему угодно для устроения земного мира. И уже из этого готового первозданного, но еще неустроенного вещества, действием Божьим происходит дальнейшее творение, совершившееся в продолжение шести дней, когда всесильная рука Божия, по словам священного писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир «от безобразного вещества» (Прем.11:18).
Все формы видимого бытия были созданы из первоначальной материи, которая явилась результатом первого творческого Божественного акта. Материальный мир был создан Богом за шесть дней. Православное богословие, основанное на учении святых отцов, не дает оснований считать, что под словом «день» подразумеваются некие огромные периоды времени, длительностью в сотни миллионов и миллиардов лет. Всемогущий Бог все творит по своему произволу и не связан какими либо «законами природы». Он Сам Творец физических законов материального мира, которые установлены Им не случайно, «что получится», а являются таинственными образами законов духовной жизни.
Материальный мир предназначен быть как бы колыбелью новых духовных существ, призванных с ангелами к участию в жизни вечной. Поэтому установленные Богом физические законы этого мира и свойства вещества - молекул, атомов, элементарных частиц, их взаимодействий, электромагнитных и гравитационных полей; затем свойства всех сотворенных живых существ, от бактерий и вирусов до крупнейших животных и растений - имеют глубокий духовный смысл. Посему, сотворенный мир можно еще назвать божественной поэзией, являющей мудрость и славу Творца в законах вещества.
Из неустроенного и хаотичного первозданного вещества Бог творит удивительный и прекрасный мир, украшенный морями и океанами, реками и озерами, разными приятного вида цветами, деревьями и другой растительностью, наполненный бесчисленным множеством разнообразных живых существ, живущих в мире и согласии. Все это устроено премудростью Божьей из «начальных пылинок вселенной» (Прит.8:26), то есть, из атомов и различных элементарных частиц.
По безмерному всемогуществу Своему Бог мог бы создать всю земную красоту в один кратчайший миг. Но творит Бог мир в шесть дней, и каждый день имеет свое таинственное значение, отражающие некие важные духовные свойства будущего владыки земли - человека. И поскольку мир творится для человека, то, прежде всего, мир должен стать видимым: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт.1:3-4). Свет дает возможность познавать мир, радоваться его красоте и гармонии, удивляться премудрости. Но свет бесполезен, если нет зрителя, то есть человека. Именно для него творится свет, как символ разума. Действительно, если нет разумного зрителя творения, способного созерцать и познавать окружающий мир, то не нужен и свет, возвещающий в сотворенных небесах и земле славу Творца. И свет творится первым, что бы все творимое в последующие дни стало для будущего человека явным, и для всех последующих поколений. То, что свет хорош, также сказано для нас, учеников божественной премудрости.
Свет - великое благо. Но что бы понять и оценить его значение в своей жизни, люди должны иметь представление и об отсутствии света. Ради этого Господь отделил свет от тьмы, назвав светлое время днем, а темное - ночью. И у дня, и у ночи есть своя красота, своя поэзия. Про человека необразованного и неразумного мы говорим, порой, «темнота» или «темный человек». Говорим также при случае: «тьма невежества», «тьма греховная», «дело темное» и т.п. Про разумного и изобретательного человека часто говорят: «светлая голова», образование называем также «просвещение», человека благородного, доброго, честного и сострадательного иногда называем: «светлая личность». Великого ученого, прославившегося глубокими познаниями в каком-либо предмете, называем «светило», благодатного старца, мудрого наставника многих людей называют «светильником». Говорим: «лицо потемнело» - от гнева или от горя, или «просветилось лицо его» - радостью.
Сам Господь наш Иисус Христос не раз употреблял эти эпитеты в своей речи. Так апостолам он сказал: «Вы - свет мира» (Матф.5:14). И говорил: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Матф.5:16). Еще сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Матф.6:22), имея ввиду, разумеется, не вещественный свет. Еще сказал однажды иудеям: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Иоан.12:36). Еще говорил Господь: «...Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан.3:19).
И много еще можно привести примеров, о том, как выразительно, ясно и красиво бывает выражена мысль, когда в словах правильно применены эпитеты света и тьмы. Но нам и так уже ясно, что, в символическом смысле, свет - образ знания, мудрости, радости, правды и праведности. Тьма - образ неведения, невежества, несчастья, тайного зла и коварства. В тоже время, наличие тьмы способствует особенному пониманию достоинств света, также тьма благоприятна для углубленной молитвы.
«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5). Циклическая смена дня и ночи позволяет измерять время. Самой простой мерой его поставлены сутки - 24 часа. Поэтому о первом дне сказано не «первый день», а «день один». Последующие же дни: «второй», «третий» и т.д. Из семи дней складывается следующая мера - седмица (неделя). И все другие периоды времени состоят из определенного числа суток. В иносказательном или символическом смысле «днем» могут быть названы весьма длительные периоды времени, целые эпохи, состоящие из многих веков.
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй».
В объяснении шести дней творения материального мира современными христианскими авторами обычно большое внимание уделяется согласованию библейского сказания с научными представлениями о «многомиллиардной» истории мира. В этом ключе слова о создании Богом тверди, разделяющей воду от воды, и названной «небом», считается одним из самых трудных мест для толкования. Святоотеческие рассуждения о втором дне творения подвергаются бурной критике и насмешкам со стороны противников христианства, как наивные и ненаучные.
Действительно, некоторые святые отцы говорят возможном наличии твердого небесного свода, например из льда. Впрочем, они говорят об этом как бы мимоходом, не сосредотачиваясь на «технической» стороне дела. Они видят свою задачу не в выяснении физических и химических подробностей творения, а в поиске духовного смысла Шестоднева. И современные научные гипотезы и представления о происхождении и формировании земли, солнечной системы, как и всей вселенной, ни сколько не должны влиять на понимание главной идеи первой главы книги Бытия - приоткрыть нам некие духовные тайны и законы мироздания.
Такой подход не означает отрицание исторического смысла Писания и не трактует Библию как легенду или аллегорию. По учению Церкви, историю Творения нельзя рассматривать как аллегорическое сказание, все, что там написано - истина! Однако в самих Днях Творения есть аллегорический смысл, связанный с будущим творением человека, венчающим все Божие творение. Для христианина в первую очередь интересен именно этот, таинственный духовно-поэтический смысл Священного Писания. И в поисках сокровенного назидательного содержания Шестоднева, нам нет необходимости останавливаться на согласовании библейского текста с научными данными, как не относящемся к делу, а постараемся понять духовный образ предметов и явлений материального мира.
Итак, что можно здесь сказать о воде? Вода как подвижная текучая среда, не имеющая формы и статичных границ, может служить неким прообразом человеческой души. А разделение воды твердью (в еврейском тексте стоит слово «ракиа», что значит, «простертие, пространство, шатер») знаменует собой деление души на духовную и душевную составляющую, или, на душу и дух в триаде - дух, душа и тело.
Существует предположение, что до потопа землю окутывал соразмерный своей функции слой водяного пара, обеспечивавший равную температуру воздуха по всей поверхности земли. Это и была та самая вода, поставленная Богом «над твердью». Вода пребывала там в газообразном состоянии - в виде пара, и ее состояние было стабильным по всей планете. До потопа земля не знала дождей (Быт.2:5), первый дождь полился на землю в день потопа и изливался 150 дней. Возможно, это пар верхнего слоя атмосферы конденсировался и сошёл на землю дождем. Кстати, в верхних слоях атмосферы, на высоте 76-85 км над поверхностью Земли, до ныне встречаются сильно разреженные облака пара (т.н.»серебристые облака»), которые, возможно, представляют собой остатки водно-паровой оболочки допотопной земли.
Новая «твердь» - атмосфера, была только названа «небом». Настоящее небо было сотворено прежде творения земли, и это есть мир духовных существ, мир ангелов. Здесь можно увидеть такой духовный смысл: разделение земных вод символизирует разделение небесного мира ангелов и земного мира одухотворенных живых существ. А этот образ скрывает еще один, более глубокий символический смысл разделения вод: часть воды над небом, пребывающая в виде водяного пара, изображает свойства духа человеческого. Она легка и прозрачна, легко перемещается ветрами, стремится в недосягаемые высоты. Это подобие духа человеческого, стремящегося к познанию высоких истин, часто неосознанно ищущего Бога. А часть воды под небом означает все душевно-плотское, чувственное в человеке, относящееся к его земной жизни. Она тяжела, волнительна и бурна, подобно человеческим чувствам и страстям. Недаром при каких-либо переживаниях и тревогах говорят - «я волнуюсь», «он взволновался», «у меня в душе буря».
Вода утоляет жажду, прохлаждает в полуденный зной, дает силу роста всякой зелени, деревьям и кустарнику. Она может быть тихой, но может бурным потоком пройти по земле, круша и сметая все на своем пути. Наполняя моря и океаны, реки и озера, вода дает жизнь земным тварям, необыкновенно украшает землю, предоставляя художникам множество прекрасных поэтических образов. В Священном Писании образ воды часто служит кратким и выразительным средством передачи трудных для понимания событий и явлений, символизируя собой иногда народы (Откр.17:1,15), иногда искушения и трудные обстоятельства жизни (Пс.41:8; Пс.123:4,5), страхи и переживания (Пс.68:2), иногда человеческие учения и духовную мудрость (Прит.18:4; Прит.20:5). В беседе с Самарянкой Господь уподобил воде благодатные дары Святаго Духа.
(Продолжение следует)
21. Ответ на 2., Сергей Абачиев:
20. Ответ на 18., Ксения Балакина:
19. Ответ на 18., Ксения Балакина:
18. Ответ на 15., М.Яблоков:
17. М.Яблокову
16. Ответ на 12., СТРОИТЕЛЬ:
15. Ответ на 14., Ксения Балакина:
14. Re: Божественная поэзия Шестоднева
13. Ответ на 1., М.Яблоков:
12. Яблокову