«В Казанской семинарии должна быть создана собственная исламоведческая школа»

Беседа с заведующим кафедрой исламоведения Казанской православной духовной семинарии

Александр Сергеевич Пушкин 
0
749
Время на чтение 8 минут

1 июля 2016 года в Казанской духовной семинарии была открыта кафедра исламоведения. Возможность и необходимость ее появления, о которых говорилось еще в 2014 году, когда в Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви задул ветер долгожданных перемен, неожиданно материализовались. Что собой представляло изучение ислама в православных учебных заведениях России в дореволюционное время, что оно представляет собой сегодня, как будет развиваться исламоведение в стенах православного учебного заведения - об этом в интервью Кавказскому геополитическому клубу рассказывает заведующий кафедрой исламоведения Казанской православной духовной семинарии о. Иоанн Васильев.

- О. Иоанн, расскажите об опыте функционирования кафедр исламоведения в православных учебных заведениях России сегодня.

- Мне неизвестен никакой иной опыт их функционирования, кроме того, который имею лично я. Опыт этот начался в конце 2012 года, когда в стенах Ставропольской Духовной семинарии было решено открыть кафедру исламоведения. Тогда администрация духовной школы хотела просто присовокупить к предметам, традиционно изучаемым в семинариях, так сказать, «исламский компонент».

Каким он должен быть, как его можно (и можно ли вообще с практической точки зрения) внедрить, за счет каких кадров - все это оставалось неясным. Мне пришлось тогда не только заявить о необходимости создания именно специальной кафедры, но и отстаивать ее нужность и жизнеспособность. Многие считали, что она вообще не нужна, как не нужны какие-то специальные предметы, посвященные изучению ислама. Эти люди считали, что достаточно тех часов, которые даются на изучение ислама в курсе истории религий.

Когда же кафедру таки учредили и я, как единственный человек в Ставропольском крае (и даже, возможно, во всей РПЦ), имеющий соответствующее образование и специализацию, возглавил ее, начались трудности различного рода. Кафедра не получала никакого финансирования, никакой административной поддержки, ее судьбой и нуждами никто практически не интересовался.

Состояла кафедра из меня и еще трёх, а затем двух людей, не имеющих никакой специальной подготовки, не то что образования. Не удалось даже выбить деньги на создание специальной библиотеки по исламоведению. Как результат, за четыре года студентами не было написано ни одной дипломной работы по исламоведческой тематике, поскольку у них не было литературы, изучая и опираясь на которую можно было бы начинать научную работу.

Что касается собственных научных изысканий, то за эти годы мне все же удалось написать и подготовить к изданию труд «Богословские основания для межрелигиозного диалога в исламской традиции» (2014). Эта работа получила высокую оценку и положительные рецензии со стороны целого ряда известных российских арабистов и исламоведов. Создавалась она в экстремальных условиях, когда научную литературу приходилось заказывать за собственные деньги или получать в дар от старших коллег-арабистов по почте, поскольку я работал в отрыве от соответствующей научной среды, которая имеется по преимуществу лишь в Москве и Петербурге.

Затем встал вопрос издания работы, и, несмотря на то, что Ученый совет и администрация семинарии решили ее издать, дальше решения дело не продвинулось. Спонсоры, даже те, кто щедро жертвовал на строительство храмов и часовен, на издательскую деятельность денег не дали, несмотря на то, что деньги, необходимые на издание, были просто грошами в сравнении с тем, что они давали на строительство. Очевидно, так случилось вследствие непонимания важности науки и просвещения в деятельности Церкви, а также потому, что забываем простую истину - мы созидаем сердца, а не кирпичные кладки, которые легко рушатся, как это показал 1917 год.

Как тут не вспомнить великого арабского поэта Абу Аля аль-Маарри (973-1057), сказавшего:

...Люди двух сортов на земле:

Одни ваяют замки из камня,

другие сердца созидают человеческие.

Возможно, работа не была бы издана вовсе, если бы не помощь архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта.

Осенью 2015 года кафедра в Ставропольской семинарии была и вовсе упразднена. С ее упразднением ушли из учебной программы и все предметы, связанные с изучением ислама, а я как преподаватель остался безработным.

- А что представляло собой исламоведение в православных учебных заведениях в Российской империи?

- Мне как исследователю сложно ответить на этот вопрос, поскольку я лично им специально не занимался, а он требует специального академического исследования - работы в архивах и пр.

Если же попытаться ответить в двух словах, то можно сказать, что оно было двусоставным. Первичной всегда была профессиональная, научная подготовка, то есть изучение арабского и других восточных языков, а также языков народов России, в том числе татарского, работа с источниками. Но изучение не ограничивалось исключительно научной сферой, а имело и прикладную задачу - осуществлять миссионерскую работу.

- В дореволюционную эпоху изучение ислама в православных учебных заведениях преследовало прикладную задачу - для его критики и полемики с мусульманским духовенством, преследуя миссионерские цели. В Казанской духовной академии даже кафедра именовалась «Кафедра противомусульманских миссионерских предметов». Но это было в то время, соответствовало своей эпохе и потому вполне объяснимо. А сейчас какие задачи стоят перед исламоведением в православной семинарии?

- В плане преподавательской деятельности задачи пока могут быть весьма скромные, поскольку учебный план предполагает ничтожно малое количество часов на исламоведческие предметы. Дело в том, что мы ограничены в своих действиях установлениями учебного комитета. Пока что на исламоведческие предметы у нас в Казанской семинарии отводится примерно 17 пар на бакалавриате и 25 пар в магистратуре. В этой связи задача состоит в том, чтобы сообщить студентам необходимый минимум знаний об исламе. Приоритетом я бы назвал научную деятельность: издание монографий, научных статей, а также учебных пособий.

- Кафедра исламоведения в Казанской православной духовной семинарии пока существует всего один месяц. Каков ее преподавательский состав? Какие дисциплины планируется преподавать семинаристам?

- Сейчас на кафедре, включая меня, имеется четыре преподавателя. Профильное образование имеет еще один преподаватель, точнее, преподавательница, являющаяся выпускницей Казанского федерального университета. Еще двое имеют начальное знание арабского языка и ислама и сейчас активно занимаются самосовершенствованием.

Преподаваться будут арабский язык, основы исламоведения, ислам в современном мире. В будущем планируем изучать татарскую литературу, культуру и язык.

- Насколько нам известно, ни в одном из мусульманских учебных заведений России нет кафедры христиановедения. Курсы по общему религиоведению читаются, но отдельного преподавания дисциплин по истории и учению христианства не ведется. А вот в православных учебных заведениях, как мы теперь видим, планируется преподавать исламоведческие курсы. Для чего это нужно?

- Это нужно для того, чтобы лучше понимать сограждан, живущих с тобой бок о бок, но имеющих другой культурный код, другую систему ценностей и убеждений. Человек, ценностные ориентиры и поведение которого тебе понятны, уже не вызывает никаких фобий, исчезает или, по крайней мере, уменьшается уровень отчуждения, иногда даже враждебности.

- Существует ли в Бурятии или Калмыкии в местных православных семинариях курсы по буддизму?

- К сожалению, этого я не знаю.

- Понятно, что сейчас в Казанской семинарии идет процесс становления исламоведения, и говорить о каких-то достижениях просто из-за кратковременности функционирования кафедры не получается. Но если мы посмотрим в будущее, каким бы Вы в идеале видели исламоведение в Казанской семинарии? Каким оно должно стать?

- Хорошим (улыбается)... Вы знаете, сложно говорить о том, что может быть в идеале. Как там у Пушкина: «На модном слове «идеал» тихонько Ленский задремал». Я бы сосредоточился на том, что возможно. Возможно сделать, осуществить как, в глобальном смысле, в масштабе всей РПЦ, так и на местном уровне, например, здесь, в Казани. Пространство и уровень этого возможного прямо пропорциональны тому, что Церковь готова вложить в исламоведение, ведь, как говорил один король в пьесе Шекспира, «из ничего ничего и выйдет».

Заведующий кафедрой не должен стоять на ушах, пытаясь сделать хоть что-то из абсолютного вакуума, как это было в моем опыте прежде. По-хорошему, в Казанской семинарии должна быть создана своя собственная исламоведческая школа на основах строго научных, а не миссионерских. Но для этого нужны годы. Нужно вырастить кадры из молодых семинаристов, а это невозможно, когда на арабский язык отводится лишь 18 пар в магистратуре. Должно сложиться специальное отделение, где желающие из семинаристов (пусть их будет поначалу два-три человека) могут со 2-3 курса посвятить свое обучение в семинарии востоковедению.

Пока мы этого не имеем. Значит, единственный выход - это теснейшее взаимодействие с передовыми востоковедческими отделениями вузов России. Но здесь мы сталкиваемся с важным вопросом: а готовы ли и хотят ли эти вузы и работающие там специалисты помогать нам?..

- О. Иоанн, Вы фигура новая для Казани, поэтому расскажите немного о себе.

- Я выпускник Ставропольской духовной семинарии, выпускник Института стран Азии и Африки МГУ, магистр востоковедения. По специальности арабист. Сфера моих научных интересов - исламоведение и в особенности корановедение как основа и позвоночник любого направления в исламоведении. Пять лет был преподавателем Ставропольской семинарии, из них четыре года возглавлял кафедру исламоведения.

Летом 2016 года переехал в Казань, где митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном мне было поручено возглавить новообразованную кафедру исламоведения в Казанской семинарии. Владыка Феофан - один из самых прогрессивных и деятельных архиереев нашей Церкви, и вся преподавательская корпорация Казанской семинарии возлагает на него большие надежды по развитию казанской духовной школы вплоть до уровня академии.

- Православный священник может хорошо разбираться в теологии ислама?

- Этот вопрос несколько провокационный. Он чем-то сродни вопросу о том, может ли негр (как показано в фильме «Терминатор-2») или чеченец, к примеру, быть изобретателем или инженером... Конечно, может, если приложит достаточные усилия и решит посвятить этому жизнь.

Истории известны люди разных конфессий и убеждений, которые были превосходными арабистами и исламоведами, имена которых навечно вписаны золотыми буквами как в историю арабистики, так и в историю исламоведения.

Исламоведение - это часть арабистики. Арабистика - это наука, изучающая всю совокупность арабского наследия во всех сферах человеческой жизни. В науке же основным принципом научной методологии является принцип верифицируемости научных данных. То есть, проще говоря, если ты заявляешь, что ислам или отдельный исламский авторитет учит так-то, то ты должен предоставить аппарат ссылок на арабский первоисточник (сборник хадисов, комментарий Корана и т.д.), подтверждающий твое утверждение. Этой методологией, а также необходимыми для ее применения знаниями может овладеть любой человек, имеющий к тому талант и прилагающий ради этой цели усилия.

- Желаем воплотить все Ваши замыслы. Удачи Вам в педагогической и научной работе!

Источник Кавказский геополитический клуб
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Реплика в сторону...

Автор всё говорит правильно. И даже - верно. Но только обратите внимание - а это факт уже не регионального, а федерального и более - массового сознания, факт психолингвистики. Слово "собственная" в мышлении россиян вытесняет слово "своя", а категории собственности - категории родственности.
Лебядкин / 09.08.2016, 06:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Иоанн Васильев
Диспут с мусульманским апологетом
Абу Усманом Джаузи
22.02.2021
Все статьи Священник Иоанн Васильев
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
20.04.2024 13:05
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22