11 и 12 июня в г. Калязине Тверской области состоялись Третьи Макарьевские чтения. Форум, начало которому было положено по случаю торжества возвращения мощей святого покровителя Калязина - преподобного Макария в 2012 году, на сей раз посвятили 430-летию со дня рождения героя преодоления Смуты М.В. Скопина-Шуйского, подвиги которого связаны с Калязинским Макарьевым монастырём, и 400-летию преставления преподобного Иринарха, затворника Ростовского, благословившего на сражения князей Скопина-Шуйского и Пожарского.
Утром 11 июня в актовом зале Калязинского колледжа, предваряя научную конференцию, состоялся Четвёртый Открытый православный фестиваль детского и молодежного духовного творчества «Искорка Божия», учреждённый в 2013 году по случаю годовщины возвращения мощей преподобного Макария Калязинского из Твери в Калязин.
Приветствуя участников Чтений в Большом зале Администрации района, глава Калязинского района К.Г. Ильин отметил, что 8 июня 2016 года исполнилось 495 лет обретения цельбоносных, нетленных мощей покровителя Калязина и этих Чтений - преподобного отца нашего Макария. И данное мероприятие призвано привлечь внимание широкой общественности к личности основателя Троицкого Калязинского монастыря, к его жизни; активизировать работу учёных, историков, краеведов, чтобы изучить эту тему глубоко и предметно. Также Константин Геннадьевич отметил тесную связь Калязинского района с Борисоглебским (Ярославская обл.): «Из жития Преподобного Иринарха, затворника Ростовского, мы знаем, что Святой был воспитан в благочестивой крестьянской семье. С юных лет он мечтал подражать подвигам преподобного Макария Калязинского, тайно носившего тяжелые вериги. Так семена православного благочестия и святости, посеянные преподобным Макарием Калязинским столетием раньше того, проросли и продолжали приносить добрый плод».
Благочинный церквей Кимрского округа Тверской Митрополии протоиерей Евгений Морковин передал участникам Конференции благословение митрополита Тверского и Кашинского Виктора. Отец Евгений рассказал о том, что ещё 20 лет назад, когда он был только назначен благочинным, не было никаких видимых предпосылок тому, что Преподобный Макарий вернётся в Калязин. Поначалу едва заметные, изменения в общественной жизни Калязинского района нарастали, и сегодня мы можем уже не только видеть новые памятники героям Калязинской земли, восстановленный храм, но, что самое главное, - многие люди нашли свою дорогу к Богу и укрепляются в вере предков. В Калязине сегодня особо чувствуется благословение и помощь преподобного Макария.
Сопредседатель и научный куратор Чтений Ярослав Викторович Леонтьев провёл презентацию сборника докладов предыдущих, Вторых Калязинских Макарьевских Чтений, подготовленного им совместно с Я.В. Сониной, руководителем пресс-службы администрации Калязинского района. В настоящее время сборник представлен и на посвящённой преподобному Макарию выставке в Отделе редких книг Научной библиотеки Тверского государственного университета.
Первая сессия была открыта выступлением Константина Александровича Аверьянова, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника, руководителя Группы исторической географии Института российской истории Российской академии наук (Москва). В своём докладе «Духовное наследие Макария Калязинского на Верхневолжской земле» Константин Александрович отметил, что Троицкий Макарьев монастырь, стремительно развиваясь, положил начало ряду других монашеских обителей, а сам вскоре после образования вошёл в число ведущих монастырей России.
Архимандрит Макарий (Веретенников), доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии (Сергиев Посад) представил слушателям некоторые аспекты церковной деятельности Патриарха Иова. Будучи первым предстоятелем получившей самостоятельность Русской Церкви, святитель Иов проводил назревшие преобразования в управлении РПЦ, способствовал просвещению народа, первым поставил дело книгопечатания на широкую основу, при нём было основано более десятка монастырей, состоялось прославление русских святых. Конец служения первого Патриарха Руси пришёлся на начало XVII века, и будучи патриотом, святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам в период Смутного времени.
Следующее выступление стало первым в рамках Калязинских Макарьевских Чтений всех лет, касающимся материалов по архитектуре и живописи Троицкого Калязинского монастыря. Зоя Валерьевна Золотницкая, заведующая сектором отдела хранения и реставрации трехмерных объектов Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева в Москве, представила обзорный доклад по хранящимся в его фондах артефактам. В музейную коллекцию входят чертежи и живописные планы, проекты реставрации монастырских строений. А главное - значительный перечень уникальных фресок XVII века, созданный в период экономического и культурного расцвета монастыря. В связи с работами Волгостроя по строительству гидроэлектростанции, в декабре 1939 года в Троицком Калязинском Монастыре начала работу экспедиция академии Архитектуры, целью которой являлось сохранение древней живописи со стен предполагаемых к сносу соборов Троице-Макарьева монастыря. Первоначально мероприятия были запланированы на двухлетний срок, но в результате различных причин для работы экспедиции были отведены всего 2 месяца, предшествующие началу затопления территории монастыря.
20 человек, ежедневно преодолевая по льду несколько километров до монастыря, в пятидесятиградусные морозы вели в полуразрушенном стылом соборе серьёзную научную работу, такого рода - впервые в СССР. Времени на установку лесов не было, поэтому снимали фрески по принципу доступности и подходящего, небольшого размера. Работа экспедиции стала настоящим подвигом благодаря своим героическим участникам, среди которых - выдающиеся учёные художник Игорь Эммануилович Грабарь, исследователь и реставратор П.Д. Барановский, художник-реставратор Павел Иванович Юкин.
Параллельно шла работа над составлением монографии, которая не была издана из-за начала войны (1941 год). Сохранилось три макета 16 века, в том числе Калязинская трапезная, Троицкий Собор. В Северной стене Донского монастыря, где в те времена располагался Музей архитектуры, до сего дня сохранены наличники Троицкого храма и трапезной.
В продолжение доклада З.В. Золотницкой был показан фильм «Фрески обители», составленный авторским коллективом (Мокрова С.В., Коршунов А.П., Неверова М.В., Вирченко Р.О) по материалам коллекции фото-негативов Калязинского музея.
Насколько поразительна работа проведённая экспедицией Академии Архитектуры по спасению фресок, настолько же поражает и видео-ряд того, что было безвозвратно утрачено после уничтожения Калязинского монастыря. Фильм разворачивает перед зрителями масштабы случившейся трагедии. После его просмотра иначе видится работа экспедиции: в годы, когда ведётся нещадная борьба с инакомыслием, расстреливают духовенство и верующих, а вековые святыни уничтожают и расхищают культурное наследие народа, учёные Академии Архитектуры закладывают основы, разрабатывают методологию научной реставрации. Рискуя подпасть под репрессии и даже подвергаясь преследованиям, эти люди спасают многие шедевры зодчества и живописи российского и мирового значения.
Полную коллекцию Музей архитектуры имени А.В. Щусева планирует впервые представить посетителям уже в конце 2016 года.
А следующий доклад вернул слушателей к периоду расцвета Троицкого Макарьева монастыря, когда он служил одним из центров паломничества. На протяжении нескольких веков помолиться в Калязин приезжали и царственные особы - Иван Грозный, его мать Елена Глинская, Борис Годунов, царь Алексей Михайлович, Петр Великий, императрица Екатерина Великая. Галина Сергеевна Гадалова, кандидат исторических наук, доцент филиала Государственной академии славянской культуры в г. Твери, главный библиотекарь научной библиотеки ТвГУ (Тверь), многие годы посвятившая исследованиям древних источников, связанных с преподобным Макарием, рассказала о паломничестве Ивана Грозного (а было это дважды - в 1544 и 1553 году). В летописи упоминается иконописный образ, перед которым молился Иван Грозный: на нём изображены преподобные Макарий Калязинский, Нил Столобенский, Ефрем Новоторжский и мученица Параскева Пятница. Галина Сергеевна отметила, что это самое раннее известное упоминание образа Преподобного Макария, и если его удастся разыскать - это станет уникальной находкой.
Дмитрий Владимирович Попов, чтец Троицкого храма г. Реутов Московской области на основе материалов Российского Государственного Архива Древних Актов подготовил доклад о подворье Троицкого Калязинского монастыря в Москве. Внутри подворья были в ходу свои денежные знаки (15 и 20 копеек). Комплекс зданий Подворья на Лубянской площади, постройки 1905 года, сохранился доныне (находится напротив головного здания ФСБ России). Сейчас это фешенебельный 5-звездочный отель и один из вестибюлей станции метро «Лубянка» в виде «ракушки». На карте столицы даже был Калязинский переулок, однако современной топонимике он не сохранился.
Владимир Никитович Ревякин, председатель Александровского историко-краеведческого клуба «Отечество», член Союза краеведов России (г.Александров Владимирской области) представил доклад под названием «Пути продвижения войск князя М.В. Скопина-Шуйского и его соратников в Александровскую слободу». Сопоставляя различные источники - сведения из житийной литературы, исторической науки, археологические исследования - Владимир Никитич установил локализацию древних дорог. По ним в 1609 году собирались в Александровскую слободу под начальство М.В.Скопина-Шуйского царские полки и боярские дружины перед освобождением Троицкой Сергиевой обители. На современной карте дороги дальнейшего продвижения войск к столице проходят по земле современной Москвы, и далее по северо-восточной части Московской области (у всех сегодня на слуху сохранившиеся в топонимике названия бывших селений Черкизово, Стромынь, Черноголовка, Киржач).
Владимир Владимирович Хухарев, старший научный сотрудник ТНИИР центра (Тверь), совместно с Клочковым Константином Викторовичем, специалистом по истории денежного обращения (Москва), представили сообщение «Клады Калязинского края как источник по изучению истории Смутного времени». В архивах Тверского объединенного музея и Государственного Исторического Музея сохранились материалы о 4-х кладах, найденных на территории Калязинского района, обзор находок и был представлен авторами доклада.
Владимир Сергеевич Мартышин, член Союза писателей России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, директор Ивановской на Лехте школы (Борисоглебский р-н Ярославской области), представил доклад к 400-летию преставления преподобного Иринарха «Значение духовного наследия святого для наших дней». Автор отметил, что кротость и смирение, которых достигали наши святые предки, сегодня непостижимы, но к этому образцу необходимо стремиться, пример Макария Калязинского и Иринарха-Затворника вдохновлял людей на объединение в самые тяжёлые времена. Владимир Сергеевич подчеркнул, что такие люди, как Предподобные Макарий и Иринарх внесли свой вклад в сохранение Отечества не только и не столько делами, сколько одним своим высоким образом подвижнического жития. Их жизнь - неисчерпаемый источник для воспитания в настоящее время.
В продолжение рассказа о преподобном Иринархе Ростовском Сергей Николаевич Козлов, руководитель видео-студии «Орнамент» (Калязин) показал свой фильм «Зачем идём...» Иринарховский крестный ход - вековая традиция, возобновлённая на Ярославской земле, - собирает тысячи паломников ежегодно. Сергей Николаевич также напомнил о том, что до революции подобный Крестный ход совершали и наши земляки, и о необходимости такие крестные ходы возродить.
Тему продолжила Анна Петровна Малова, старший научный сотрудник Кашинского краеведческого музея, филиала ТГОМ (Кашин). В докладе «Калязин-Кашин. К истории крестных ходов и паломничеств». Автор отметила, что исторически святые Макарий Калязинский и Анна Кашинская не делились православными двух городов, но равно почитались как свои покровители и в Калязине, и в Кашине. Подтверждение тому находим и в существовавшей до революции в Кашине церкви преподобного Макария, и в истории крестных ходов 1909 года по случаю второго прославления Анны Кашинской, в которых принимали участие калязинцы. Самый же последний из зафиксированных документами крестных ходов, согласно изысканиям Анны Петровны, состоялся в 1924 г.
Ряд докладов, касающихся истории выдающихся семейств Кашинской и Калязинской земли, раскрывает историю Отечества и родной земли с иной стороны. Здесь мы можем попробовать взглянуть на события истоического масштаба через призму судеб живших в те времена людей, причём на протяжении нескольких поколений.
Доклад «Кисловские - Кожины: 600 лет на службе России», подготовленный Ольгой Александровной Никитиной (кандидат филологических наук, педагог дополнительного образования МБУ ДО Дом детского творчества, г.Кашин-С.-Петербург) совместно с Я.В. Леонтьевым, содержит результаты исследования родственной преподобному Макарию семьи, старшему представителю которой, полковнику в отставке и ветерану Великой Отечественной войны Владимиру Сергеевичу Кисловскому в этом году исполнится 90 лет. В следующем же году исполнится ровно 600 лет поступления Кисловских на службу к тверским князьям. Многие из них были затем воеводами Кашина. Семен Кисловской, похороненный в некрополе Троицкого Макарьева монастыря был героем Бородинской битвы. Сергей Владимирович Кисловской являлся известным краеведом и героем Первой мировой войны.
Николай Сергеевич Беллюстин, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ФГНУ НИРФИ, профессор НГТУ им. Р.Е. Алексеева (Нижний Новгород) в своём докладе раскрыл тему «Род Белюстиных как уникальный инструмент исторических исследований». Автор выделил необходимые условия, которые позволяют использовать историю отдельного рода - в частности, это наличие известных людей, активных деятелей, ведших заметную (а значит, зафиксированную в государственных бумагах) деятельность, заметные фигуры среднего звена, общественная активность достаточного числа представителей рода, и др. Напомним, что Белюстины являются одним из самых известных священно-церковнослужительских родов Тверской епархии благодаря священнику Николаевского собора г.Калязина Ивану Степановичу Белюстину, который подготовил и издал в Лейпциге в 1858 г. книгу «Описание сельского духовенства». Николай Сергеевич также дополнил свой рассказ, что и среди ныне живущих Белюстиных есть православный священник, в настоящее время служащий в Англии.
Родственница Белюстиных и потомок многих древних священнических родов Валентина Петровна Попова, член Кашинско-Калязинского землячества (Москва), на Вторых чтениях рассказывала, что в её роду зафиксированы 10 поколений священнослужителей, многие из которых были за свою деятельность репрессированы и убиты. В нынешнем докладе «Женские линии рода Белюстиных» Валентина Петровна поведала о своих предшественницах, которые служили родной земле вместе с мужьями - на протяжении поколений многие становились матушками священников, в непростых условиях растили и воспитывали в православной вере детей.
Вторая сессия Чтений, по приглашению игуменьи Варвары (Ивановой), настоятельницы Николаевского Клобукова монастыря, состоялась в Кашине. Делегации участников III Чтений предложили обзорную экскурсию по древней обители, где принял постриг и откуда начал свой великий молитвенный подвиг Преподобный Макарий Калязинский.
Докладчики из г.Кашина представили свои работы: Александр Николаевич Хренов, краевед-любитель - на тему «Епископ Русской Православной Церкви Серафим Чичагов» об оставившим глубокий след на тверской и кашинской земле архиепископе, и Татьяна Михайловна Голубева, председатель Общества изучения Кашинского края, преподаватель истории в МОУ СОШ N 3, руководитель исторических походов дорогами Скопина-Шуйского, с сообщением «Воспитательные возможности информационного блока о Смуте в школе».
Вечер завершился выступлением православного автора-исполнителя из Калязина Натальи Лебедевой. Она представила новую песню, написанную ею на стихи Ильи Евтеева «На старом фото все ещё живые», и свою собственную «Балладу о затопленном городе», уже полюбившуюся жителям и гостям Калязина.
Второй день Чтений начался с участия в Божественной Литургии в Вознесенском храме города - у мощей святого Макария, а затем снова собрал докладчиков и слушателей Большой зал Администрации Калязинского района.
Участники увидели телерепортаж лейтенанте Дмитрии Сергеевиче Никитском, павшим смертью храбрых в Латвии в 1944 г., который был представлен к высокому званию Героя Советского Союза, но не получил золотую Звезду Героя посмертно единственно по той причине, что происходил из рода священников.
Светлана Владимировна Гусева, кандидат исторических наук, член Союза краеведов РФ, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности МГОМЗ «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино» (Москва) представила обзор современной историографии по Троицкому Калязину монастырю. Автор и сама недавно участвовала в подготовке статьи о нашем монастыре для многотомной «Православной энциклопедии».
Старейший краевед Верхневолжья Гречухин Владимир Александрович, член-корреспондент Петровской Академии Наук и Искусств (Мышкин) в докладе «Сквозь без верное время» рассказал о таком примечательном явлении как народное православие в прославлении Паисия Угличского на его родине.
Наумова Елена Анатольевна, директор Учемского музея истории Кассиановой Пустыни и судьбы русской деревни. (Мышкинский район) совместно со Смирновым Василием Гурьевичем, учредителем музея, представила собравшимся сканированные изображение найденной в селе Поводнево рукописи «Акафист Преподобному отцу нашему Макарию игумену Калязинскому чудотворцу.
Олег Борисович Карсаков, общественный директор «Мышкинского Народного музея» представил доклад «Особенности землевладения в Мышкинском крае на рубеже XVI-XVII вв.», в том числе рассказал, что были там и усадьба Кожиных, и поместье Жеребцовых - потомков героического воеводы, павшего при защите Троицкого Калязина монастыря в 1610 г.
Семёнова Анна Георгиевна, учитель истории СОШ N 2 (Углич) представила доклад «Историческое развитие Прилуцкой вотчины Троице-Сергиева монастыря с начала XVII до конца XVIII вв.», в котором собрала архивные сведения начиная с возрождения местности после разорения во времена польско-литовского нашествия, о развитии вотчины, расцвете с.Прилуки к концу XIX века.
Об истории села Рождество-Вьюлки Семеновской волости Калязинского уезда, о том, как эта княжеская вотчина передавалась по наследству, что именно здесь был открыт первый детский сад в волости, обустроена земская школа, рассказал краевед-любитель из г.Талдом Московской области Вячеслав Михайлович Третьяков. Он назвал три придела храма в этом селе, ныне не сохранившегося - главный Рождества Христова, иконы Богородицы «Всех скорбящих Радости» и преподобного Сергия Радонежского. Эта земля помнит помещиков Чаплиных, тесно связанных с Троицким Калязинским монастырем.
Александр Павлович Коршунов, кандидат технических наук, специалист АО «Российские космические системы», внештатный сотрудник Калязинского краеведческого музея (Калязин-Москва) в докладе «Закрытие церкви в селе Воронцово в 1939 г. « представил картину событий, сопровождавших закрытие Сретенского храма в с.Воронцово, что особенно интересно в свете настоящих попыток жителей села восстановить церковную жизнь в Воронцове. Первоначально верующим был закрыт вход в храм Сретения Господня под предлогом, что необходим ремонт здания. Средств на ремонт не было, и в 1935 году здание было распланировано под размещение МТС, а довольно высокая колокольня - под парашютную вышку, верующим было предложено пользоваться церковью в с.Зайцево (также не сохранилось до сего дня). В 1936 году было издано постановление облисполкома о закрытии церкви с.Воронцово, в 1937 году она была закрыта окончательно, тогда же закрыто и разорено кладбище при церкви. Причём по сохранившимся в архиве протоколам собраний колхозников видно, что решение сфабриковано (все акты составлены на хорошей бумаге, начисто, одинаковым ровным почерком, чего в те времена не встречается).
В общей сложности в дни работы чтений в них приняли участие представителя духовенства, 4 доктора и 4 кандидата наук (церковной истории, исторических, филологических, физико-математических и технических), 2 члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств, члены Союза краеведов России, Союза писателей России, научные сотрудники музеев и архивов. С докладами выступили исследователи, непосредственно работавшие с первоисточниками в лучших архивах и музеях России. Только здесь можно услышать уникальные факты истории России и Калязинской земли, нигде ранее не публиковавшиеся. В настоящее время уже ведётся доработка текстов докладов с целью издания материалов Третьих чтений.
В заключение Ярослав Викторович Леонтьев озвучил решения, принятые участниками Чтений.
Первоочередной задачей является начало подготовки празднования 500-летия со дня обретения мощей Преподобного Макария Калязинского в 2021 г. Оргкомитет принял решение обратиться к Митрополиту Тверскому и Кашинскому Виктору за благословением для проведения этих торжеств на всероссийском уровне, в дальнейшем планируется разработать положение о создании Попечительского совета по подготовке и проведению 500-летия со дня обретения мощей Преподобного. Предстоит проработать маршрут Крестного хода «Тропой Макария Калязинского» из Кашина в Калязин. Участниками Чтений поддержана идея составления альбома-каталога артефактов из Троицкого Калязинского монастыря, оказавшихся в составе музейных собраний и архивохранилищах Москвы и Твери.
Не менее значимое торжество необходимо подготовить объединенной рабочей группой с представителями Кашинского района по случаю 600-летия Николаевского Клобукова монастыря. Также предстоит чествовать 90-летие В.С. Кисловского и 600-летие этого славного рода, увековечить в Калязине память героя Великой Отечественной войны лейтенанта Д.С. Никитского, участники Чтений примут участие в воздвижении мемориального знака в память о воеводе Д.В. Жеребцове в с. Поводнево Мышкинского района Ярославской области. Благодаря широкой деятельности историков и краеведов - участников Калязинских Макарьевских Чтений, славные страницы истории Отечества не только открываются большему числу людей, но и становятся ближе жителям памятных мест.
И у Калязинской земли стало много памятных дат и великих событий, которым ежегодно уделяется особое внимание. Как подчеркнул глава Калязинского района К.Г Ильин: «Мы верим, что все наши труды, с помощью Божией, дадут добрые плоды, что молодое поколение продолжит по примеру предков - сердцем и умом любить Россию, защищать свою землю от врага видимого и невидимого, от раскола и проникновения и ересей, сохраняя верность родному Православию».