Есть не так много святых, которым Церковь усвоила прозвище «Милостивый», хотя подвиг милосердия в Древней Церкви был одним из основополагающих. Особенно отличались в этом деле монашествующие. Некоторые отшельники даже устраивались на сезонные работы, чтобы имелась возможность помогать нуждающимся. Были монастыри, которые жили, по заповеди Господа, одним днем, то есть все, что у них имелось потребляли и раздавали бедным до вечера. А дальше: будет день - будет пища. Именно к таким подвижникам относился святой Павлин Милостивый (Ноланский). Конечно, рука дающего не иссякала. Но его милосердие простиралось до совсем уж немыслимых границ.
Крушение блистательной карьеры
Меропий-Понтий-Аникет-Павлин родился в Бурдигале (современный французский город Бордо) около 355 года в языческой семье римского сенатора. Он был двоюродным братом или дядей Мелании Старшей. Павлин получил серьезное языческое образование под руководством известного поэта и ритора Децима Магна Авзония, с которым потом долго переписывался по старой дружбе. В двадцать лет он был избран в римский Сенат, затем удостоился консульства и, наконец, в 381 году стал губернатором провинции Кампанья в Италии.
Около 380-381 годов, вместе с паломниками проконсул Павлин, пришел к гробнице мученика Феликса в Коеметериуме (кладбище) под Нолой. Он был так потрясен благодатью этого места и молитвенными подвигами паломников, что сразу же распорядился о ремонте базилики и о строительстве хорошей дороги между Нолой и Коеметериумом. Возможно, это было первое сильное христианское впечатление. Причем, настолько сильное, что впоследствии святому Августину его почитание мощей и святых показалось даже чрезмерным. Но, скорее всего, мученик коснулся сердца будущего подвижника, и он просто воспринимал его как реального человека. То есть нормально воспринимал. Нам приходилось сталкиваться с таким почитанием местных святых в русских деревнях. Для простых людей вечная жизнь она и есть вечная, стало быть, усопший святой - вполне живой. Тем более, что реально помогает и чудотворит. И почитают его как живого.
После заговора против императора Грациана и его убийства, проконсулу Павлину, впавшему в немилость, пришлось покинуть Кампанью и вернуться на родину. До 390 года он сознательно сторонился общественной жизни. Ему посчастливилось познакомиться со святым Мартином Турским, который исцелил его от болезни глаз и сыграл большую роль в его обращении к христианству. В 25 лет Павлин женился на христианке Тирасии (или Тарасии). Ей и святому Мартину он обязан окончательным выбором в пользу Христа и Его Церкви. Павлин принял святое Крещение вместе со своим братом. Крестил их епископ Буриданский Дельфиний. Вскоре у Павлина рождается сын Келсий и в возрасте восьми дней умирает. В память о почившем сыне супруги устроили в своем доме сиротский приют и усердно заботились о детках, доверенных им Богом.
В то же самое время погибает брат святого Павлина, и ему самому грозит обвинение в убийстве брата. Эти бедствия заставили святого Павлина с женой уехать в Испанию. Они распродали имущество, раздали деньги бедным, и оставили себе только небольшое имение под Нолой. Супруги дали Господу обеты целомудрия и нестяжания. Видимо, к этому времени относится очень характерный эпизод их жизни: «Раз, когда они уже сильно обнищали, пришел к ним нищий просить милостыни; но у них не было ничего, кроме одного хлеба. Блаженный Павлин посоветовал своей супруге и этот последний хлеб отдать нищему.
Tapacия, однако, не дала, но сохранила хлеб ради собственной нужды, так как в тот день не было ничего у них самих на обед. В это время вошел к блаженному Павлину посланец от одного его богатого друга с извещением, что этот друг отправил ему морем множество пищи, и вот один, последний, корабль, именно с пищей, потонул в морских волнах. Услышав об этом, Павлин сказал своей супруге:»Видишь ли, если бы ты отдала нищему последний хлеб, то не потонул бы в море этот корабль с пищей. Только по причине скупости многих Бог погубляет их имущество».
На Рождество 394 или 395 года христианская община в Барселоне избрала его пресвитером.
Но ввиду особого почитания святого Феликса он возвратился в Италию около 394-395 гг. Однако святой Павлин выбрал для жительства не удобную и богатую Нолу, а кладбище (Коеметериум) возле гробницы святого Феликса. С Павлином поселилась и его жена Тарасия.
Аскетический путь
Постепенно Павлин и Тарасия создали двойной монастырь, мужскую половину которого возглавлял Павлин, а женскую - Тарасия. Это был один из первых монастырей в Европе.
Мы ничего не знаем ни об уставе этого монастыря, ни об их аскетических подвигах. Есть только свидетельство о том, что аскеза основателей была весьма суровой, и главным делом монашествующих, и, прежде всего, настоятелей была широчайшая благотворительность и неустанная забота о бедных, больных, сиротах, странниках.
Живя в Коеметериуме, Павлин принялся за благоустройство кладбища, приведя в порядок всю близлежащую территорию, возобновив мавзолей Феликса (Aula Feleciana) и старую базилику (Basilica Vetus), а также отстроив специальный странноприимный дом для многочисленных паломников (Ospitium Amicitiae, «оспициум для друзей») и больницу позади гробницы мученика Феликса. Кстати, святой Павлин финансировал не только строительств храмов Нолы и окрестных городков, но и акведук (водопровод), снабжавший водой город. Святой Павлин оказывал благодеяния не одним христианам, но и язычникам, и иудеям. Для него существовало единственное определение человека - Образ Божий, безо всяких внешних характеристик, и раз он нуждается, то ему следует помочь. Он был достойным учеником святого Мартина Милостивого (Турского).
Около 404 года святого Павлина посещает Мелания Старшая, в то время уже зрелая подвижница, и приносит ему в дар святыни из Египта и Палестины. Конечно, ее общение с египетскими подвижниками и личный духовный опыт были бесценны для святого Павлина. В Письме Сульпицию Северу он отзывается о святой Мелании, как о человеке духовно очень близком. Они заинтересовали друг друга, и спустя два года святая Мелания возвращается в монастыри святого Павлина уже с внучкой и со всем ее семейством. К сожалению, из-за нашествия готов семейство святой Мелании вынуждено было переместиться на Сицилию.
15 лет святой Павлин подвизался на кладбище в подвигах поста, молитвы, страннопреимничества и творения самой разнообразной милостыни.
Архиерейское служение
В 409 или 411 году при всенародном ликовании пресвитер Павлин был избран епископом Ноланским.
Конечно, его человеколюбие и сострадательность ко всем бедным и нуждающимся проявлялись и в его святительских трудах. К заботам о больных и бедных прибавились хлопоты о выкупе пленных. В то время вандалы и готы многократно грабили Италию и уводили в плен население. Святой Павлин за церковные деньги выкупил множество пленных.
«Когда же вандальские воины, будучи лютыми и бесчеловечными, мучили христиан, требуя, чтобы они указали сокрытые в земле сокровища, святой Павлин сочувствовал верующим всем сердцем и взывал к Богу: «Господи, сотвори так, чтобы меня мучили из-за золота и серебра. Ибо Ты знаешь, где я скрыл свое богатство - именно в руках нищих и убогих рабов Твоих».
Однажды случилось так, что деньги в церковной казне кончились, а к епископу пришла мать одного жителя города просить о выкупе сына. Он предложил обменять себя на пленника. Женщина согласилась, и они поехали в Африку. Обмен состоялся, и святой Павлин оказался в рабстве у зятя вандальского царя. Тот сделал его садовником и обнаружил постепенно, что его садовник умный образованный человек. Он полюбил общаться с ним. И однажды садовник предупредил его о том, что ему не стоит ехать туда, куда в тот момент собирался вельможа, а ждать кончины царя и занять освободившийся трон. Зять был предан тестю и все ему рассказал. А тот пожелал познакомиться с этим оригинальным садовником. Царю накануне приснился сон, где он видел, как его судили какие-то знатные господа в дорогих одеяниях. Когда к нему пришел садовник, царь узнал в нем одного из этих знатных людей. Пришлось святому Павлину сознаться в том, что он епископ. Вандалы были ариане, и кто такой епископ, понимали. Царь правильно истолковал свой сон и убоялся загробного суда. Благодаря этому святой Павлин был отпущен на волю, причем не просто с честью, а ему предложили просить, чего только пожелает. Он попросил отпустить на волю всех пленников Кампаньи. Вернулись домой вместе. Жители Нолы встретили своего епископа невероятным количеством цветов. С тех пор и до нашего времени в день памяти святого Павлина христиане носят по городу большие деревянные лилии.
Есть предание о том, как святой Павлин ввел в жизнь своей епархии колокольный звон. В Кампанье созывали христиан на Богослужение по-язычески - игрой на кифарах. Святой Павлин возвращался однажды с обхода своей епархии и размышлял об этом. Он устал, и ему захотелось спать. «Тут вдруг заколыхались при вечернем ветре вверху, на краю утеса, удивительно прелестные цветы. На тонком, почти невидимом, стебельке тихо качались эти цветы - колокольчики. В состоянии наполовину бодрственном, наполовину сонном видит епископ, как с пурпурных вечерних облаков сходят светлые образы Ангелов, качают колокольчики за нежный стебелек и слышит он, как тихо раздаются из цветочной чашечки серебристые звуки, в которых как бы в пении духов, слышались восхищенному уху слова: «Воззови, зови».
«Воззови, Господи», - молитвенно еще раз произнес благочестивый пастырь, потом закрыл глаза и проснулся только тогда, когда поднявшееся над горизонтом солнце стало согревать окрестность.
В ушах проснувшегося еще звучало мелодичное пение цветов, глаз еще искал окрыленных небесных вестников, которыми приводимы были в движение цветы - колокольчики».
«И вот раз он пригласил к себе соседа, медника, ловкого и благочестивого человека. Целыми днями оставались они оба в запертой комнате. Пытливо изучали строение нежных цветков.
«Так, должно быть», - сказал, наконец, удовлетворившись расследованием, опытный мастер. В просторном саду построил он печь и слепил из глины форму точь в точь как колокольчик (по другой версии - как тюльпан), только гораздо шире и выше, врыл ее в землю. Потом расплавленной смесью из меди, олова и висмута наполнил глиняную форму, и когда она охладела, то металлическое содержание было очищено от инородной кожуры.
Радостно схватил епископ молоток и с трепетом стукнул во впервые отлитый колокол: его ухо тронуто было серебристыми волнами голоса свыше. В восхищении обнажил святой Павлин свою седую голову и пал на колени, благодаря Бога за удавшееся дело». Колокола стали называть кампанами, по имени провинции, где они появились.
Литературное творчество
Святой Павлин прославился также как христианский поэт. Известны 33 его стихотворения - прекрасные образцы религиозной поэзии. С 395 года он ежегодно сочинял гимн для праздника Святого Феликса, в котором воспевал жизнь, труды и чудеса своего святого покровителя. Учеба у Магна Авзония принесла свои плоды - эпические части его поэзии очень ярко выписаны, лирические полны настоящим восторгом без экзальтации и реалистическими описаниями природы. До нас дошло 13 этих гимнов и фрагмент четырнадцатого. Заметно выделяются среди других его произведений поэтические послания к его учителю Авзонию, брачный гимн некоему Юлиану, который воспевает величие и святость христианского брака, и стихотворение-утешение родителям Цельса в связи со смертью их ребенка (не себе ли написал он это утешение? Так или иначе, собственный опыт сыграл здесь свою роль). Все его стихотворения пронизаны увлекающей аскетикой личности, отвергшей все земные привязанности и устремляющейся к Небесам.
Сохранилась 45 писем святого Павлина, среди его корреспондентов были известные подвижники и церковные писатели Сульпиций Север, блаженный Августин Иппонский, Дельфиний Бордосский, Виктрикус Руанский, Дезидерий, Амандус, Паммахий. Его письма содержат множество цитат и аллюзий из Священного Писания, они написаны выразительным библейским языком и проникнуты могучим духом Библии. Есть упоминания о несохранившемся панегирике императору Феодосию (государственный муж как-никак епископ Павлин!)
Праведная кончина и почитание мощей
О кончине святого рассказал подробно пресвитер Ураний. Как он жил, так и умер, - до последнего заботясь о бедных и уповая на Бога.
«...Святой Павлин был хрупкого здоровья, и всю жизнь страдал от разного рода болезней - но эти страдания укрепляли его дух и не ослабляли его строгую аскезу.
Зима 430-431 годов выдалась в Кампании суровой, по местным меркам, и промозглой. Давал себя знать и возраст: Павлину уже было под восемьдесят. Несмотря на это, он не прекращал своих пастырских забот. В особенности много сил ушло на подготовку и проведение любимого праздника - дня памяти святого мученика Феликса (14 января). Как всегда, прибыло многих паломников со всей Италии, и даже из-за ее пределов. Их всех надо было привечать и окормлять.
С весною силы будто бы воскресли, но острый приступ лихорадки сразил Владыку.
Его паства все чаще собиралась у гробницы святого Феликса, умоляя мученика о небесном заступничестве. Но Павлин уже не вставал со своего ложа. И тем не менее, он был приветлив со всеми, радостен. Божественную литургию ему приходилось, однако, служить лежа, и это его удручало.
Весть о тяжкой болезни епископа распространилась далеко за Нолой. К его одру прибыли и два епископа из соседних городов: их имена - Симмах и Акиндин - нам сообщил все тот же пресвитер Ураний.
Земной жизни остается три дня, каждый из них начинается со святительской литургии - двое епископов стоят, один лежит... Иногда святой Павлин как будто впадает в забытье, но присутствующим ясно, что уже начинается его общение с иным миром. Раз, как бы очнувшись, Павлин спрашивает:
«А где же мои братья?»
«Они здесь - ему отвечают - вот Владыка Симмах, вот Владыка Акиндин».
«Нет - вздыхает старец - я спрашивал об Ианнуарии и о Мартине».
Всем становится ясно, о ком идет речь: это священномученик Ианнурий, епископ Путеоланский, замученный во время гонений Диоклетиана, и святитель Мартин, епископ Турский, который оставил неизгладимый след в молодости святого Павлина. Оба они уже стяжали Небесные венцы...
В последние минуты приходится решать и практические проблемы. Священник Постумиан почтительно напоминает епископу, что тот оставляет епархию в долгах - паломникам, пришедшим на последний праздник святого Феликса, щедро раздавали пищу и одежду. Теперь за это надо платить ноланским торговцам, и платить немало - сорок золотых динариев. Умирающий Владыка, улыбнувшись, просит вверить эту заботу Промыслу Божиему. Как только он кончает фразу, в келью входит один священник, из далекой Лукании. Её епископ, прослышав о болезни старца, выслал дар от своей богатой епархии - пятьдесят динариев, чуть более, чем сумма долга торговцам.
В самый последний момент Павлин благословил своих друзей, учеников, прихожан и попросил оставить его одного. Люди вышли. Через несколько минут, как пишет Ураний, раздался легкий толчок - как будто от дальнего землетрясения. Все поняли, что святитель преставился.
«Это был святой человек - читаем мы в письме Урания - он жил не для себя, а для всех. И за это он сейчас ублажаем Господом Богом: он и сейчас живет, и опять-таки живет не для себя, а для всех, молясь каждодневно за нас».
Скончался святитель 22 июня 431 года в возрасте 78 лет.
В похоронах святителя, как сообщают современники, участвовала вся Нола - и не только христиане - даже язычники и иудеи, пусть и на некотором отдалении, но все-таки тоже пришли отдать последнюю честь милостивому подвижнику.
Владыка не раз выражал желание быть погребенным рядом с могилой святого Феликса, с тем сокровищем, у которого он провел б;льшую часть своей пастырской жизни, там, где он окормлял тысячи паломников.
Мощи мученика почивали за городскими пределами Нолы (по строгим древнеримским санитарным нормам внутри городской черты погребения запрещались), на христианском кладбище, в местечке, что теперь называется Чимитиле.
Трудами Павлина здесь, вблизи старой базилики, появилась новая просторная базилика (Basilica Novum), способная вместить толпы паломников. Дабы показать преемственность храмов, Павлин поместил в Старой базилике изречения из Нового Завета, а в Новой базилике - изречения из Ветхого Завета. Саму гробницу святого Феликса, «сокровище», украсили мозаиками и мрамором.
У алтаря Старой базилики тогда же, как полагают, появилась и колокольня - самая первая в истории христианства.
Здесь, у мощей святого Феликса, с великим почестями (возможно, под колокольный звон) и погребли святителя Павлина Ноланского.
Мощам Угодника, однако, не было суждено почивать спокойно. В начале XI века император Священной Римской империи Оттон III, исполняя епитимью, паломничество в Свято-Михайловский пещерный монастырь в Гаргано, на обратном пути в Рим остановился в Беневенте. Потрясенный увиденными тут великими святынями, он распорядился отдать ему мощи Апостола Варфоломея, Небесного покровителя Беневента. Противиться воле императора беневентанцы не могли, и, как рассказывают летописи, пустились на хитрость: вместо мощей Варфоломея передали государю мощи Павлина...
Хотя в Риме подлог раскрыли, перенесенные мощи все-таки торжественно поместили в старинную базилику на Тибрском острове, рядом с мощами святителя Войцеха Пражского.
Таким образом, и в Вечном Городе горожане и паломники стали поклоняться мощам святого Павлина.
Однако ноланцы не переставали мечтать о том, чтобы их епископ вернулся домой. В течении столетий преемники Павлина по Ноланской кафедре ходатайствовали об этом перед папами Римскими.
Их просьбы в итоге были услышаны. Энергичный ноланский монсеньор Аньелло Ренцулло добился этого в начале ХХ века: 18 сентября 1908 папа Пий Х подписал указ о перенесении мощей святителя из Рима в Нолу. 15 мая 1909 года мощи торжественно поместили во вновь устроенный придел ноланского кафедрального собора.
Именно к этому приделу, к бронзовой раке, над которой водрузили ценнейший серебряный бюст, и устремляются современные паломники, молитвенно обращающиеся к святому Павлину. 26 июня, в престольный праздник, когда в базилике идет торжественное богослужение, вся рака засыпана цветами. В этот же день шумит городское гуляние. После службы ноланские молодцы выносят на соборную площадь в честь св. Павлина гигантские и тяжеленные деревянные «лилии» - в память о том эпизоде, когда город цветами встречал своего епископа, спасшего из африканского плена юношу».
Частица мощей святителя Павлина, которого считают покровителем звонарей, находится в России в московской Школе Звонарей Ильи Дроздихина. Также частица мощей святителя Павлина есть в Московском храме Покрова Пресвятой Богородицы на Городне.
Использованная литература:
1. И.В. Романова, М.Г. Талалай «Святитель Павлин Милостивый и первые христианские колокола». М.: Колокольный центр, 2006. С. 16-26.
2. Святитель Павлин Ноланский.... С. 27-30 (Корсунский Н.Н. Благовест. Ярославль,1887. С. 5-7).
3. Святитель Димитрий Ростовский «Жития святых», январь
1. Re: Есть ли пределы добру?