Дружеское послание досточтимому брату, автору статьи «Бабье богословие»
Прежде всего, с праздником жен-мироносиц, братья и сестры!
Мы не будем растекаться мыслью по древу, а напомним Боголюбивому читателю несколько постоянно забываемых вещей, против которых сложно возразить, ибо их подлинность подтверждена историческими фактами и Священным Писанием.
1. Христос воскресе!
Никто не может оспорить того факта, что главный догмат христианства Господь доверил провозгласить женщинам - женам-мироносицам и, в первую очередь, Пресвятой Богородице и святой Марии Магдалине. Но, как комментируют этот факт святые отцы, - погруженные в глубокую и понятную скорбь мужчины их не услышали, и поэтому святой Марии Магдалине, по слову святителя Иоанна Златоуста, пришлось четырежды побывать у Святого Гроба Господня, чтобы доказать-таки опечаленным ученикам Господа, что Он воскрес!!! За все это святитель Иоанн Златоуст назвал святую Марию Магдалину «апостолом апостолов».
2. Матерь Божия как Богослов
Сей тезис не является моим изобретением, так звучала тема курсовой работы по догматике в одной из московских
духовных семинарий. Пользуясь знакомством с автором, изложу некоторые моменты этого труда.
Богословие, как известно, бывает двух видов - Θεορια и Θεολογία, то есть созерцание Бога и словесное изложение этого опыта. Если говорить о созерцании Господа, то этого в жизни Святой Девы было преизбыточно - и созерцания, и Богообщения - с момента Благовещения и вплоть до явления Ей Господа после Его славного Воскресения. Это только то, что мы знаем из Писания. Но есть еще и сведения из Предания.
Как многие великие созерцатели, Матерь Божия письменно Своего опыта не излагала. Однако те немногие Ее слова, которые донесли до нас евангелисты, свидетельствуют об удивительной глубине Богопознания.
«Се - раба Господня, да буди ми по слову твоему» - отвечает Она Ангелу-благовестнику. Это всего лишь подтверждение Ее личного полного послушания Господу. А какое теоретическое Богословие больше полного, абсолютного, без тени колебаний послушания Богу?
Именно к этому Пресвятая Богородица призывает и виночерпиев (всего лишь виночерпиев! - Она очень скромна!) в Кане Галилейской: «что скажет Он вам, сделайте». Но ведь это пожелание всецелого послушания Богу. В нескольких словах отражена ее естественная жизненная позиция, возможно, с момента рождения. Это ли не Богословие?
И, наконец, удивительный гимн в первой главе Евангелия от Луки: «величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».
Думаю, не нужно объяснять православному читателю, что здесь каждое слово - Богословие высочайшей пробы.
3. «...чтобы посрамить жестокосердие мужей»
Это выражение придумано не феминистками, а авторами житий некоторых равноапостольных ( и не только равноапостольных) святых жен. Звучит оно обычно так: «Господь воздвиг такую-то, чтобы посрамить жестокосердие мужей». А такое бывает? - возмутятся некоторые братья.
Давайте обратимся к истории. Древний Израиль. Эпоха Судей. Доблестные мужи-Судьи периодически спасают Отечество от завоевателей и приводят в чувство регулярно отпадающий от Бога народ. И вдруг в этом славном мужском ряду появляется женщина, Девора. А Библия нам свидетельствует, что на всех Судьях Израиля почивал Дух Божий. То есть узурпировать эту должность было невозможно. Девора была пророчицей еще до того, как стала управлять Израилем. Почему Господь на столь важное дело выбрал женщину? Кроме всего прочего, еще и потому, что самый храбрый из мужей Израиля, Варак, боялся без нее битву начать. Под руководством Судьи и пророчицы враги были побеждены. Наступил период благоденствия.
Еще один эпизод. Древняя Русь. Десятый век от Рождества Христова. Замечательно храбрый и воинственный князь Святослав бродит где-то с дружиной по Европам, по Дунаю, тошно ему на Родине - провинция. Вот устроить бы государство в цивилизованном мире, начать новую жизнь - померятся силами с сильнейшими государями мира. Чем это закончилось, мы все знаем. А для сохранения Отечества Господь воздвигает княгиню Ольгу. Она и державу блюдет, и внуков нянчит, и где там думать о спокойной старости при таком жизненном раскладе! Богословие у нее простое - «я познала Бога и радуюсь». Однако сохраненная от врагов, а также ее молитвами и трудами принявшая впоследствии Господа страна, нетленные мощи святой княгини, чудеса, исходившие от них, непреложно демонстрируют истинность ее Богопознания. И не зря мудрые советники позднее говорили ее святому внуку, что она была мудрее всех людей. И советовали принять христианство по той же причине - раз мудрая бабка была христианкой, то это и есть истинная вера.
Следует напомнить Боголюбивому читателю, что в период острых Богословских споров, иногда до основ сотрясавших Византию, бывали случаи, когда именно женщины буквально спасали Церковь.
Восьмой и девятый век от Рождества Христова. Восстановление иконопочитания в иконоборческой Византии дважды целиком и полностью связано с двумя женщинами - святой благоверной Императрицей Ириной и святой благоверной Императрицей Феодорой, мужья которых были упертыми иконоборцами. Кстати, супруг святой Федоры был весьма Богословски образован, что не помешало ему впасть в ересь, к которой он поначалу вроде бы и не был склонен; а его мужественная супруга боролась с ним за его православие до последних мгновений его жизни. Не говорю уже о том, что Седьмой Вселенский Собор - тоже детище женщины, святой Царицы Ирины, и совсем нелегко было его организовать с учетом мощной иконоборческой (мужской) оппозиции в государстве. Да и Четвертый Вселенский прошел не без активного влияния женщины - святой Августы Пульхерии. Не случайно, несколько ранее, когда возник несторианский спор, именно к Августе Пульхерии обращается святитель Кирилл Александрийский с просьбой о помощи. Потому что именно она не покорилась всепобеждающему обаянию еретика Нестория, которого даже современные Богословцы-теоретики очень любят нахваливать. И именно святой Пульхерии, доверяя ее Богословской образованности и духовной интуиции, святитель Кирилл посылает серьезное теоретическое послание с пространными Богословскими выкладками, в то время как ее брату-Императору только вежливое письмецо, где на пальцах объясняется, что дважды два - четыре.
Приведу еще некоторые исторические факты, пользуясь статьей А. Величко «Византийские императрицы»:
«В 408 году Восточная империя оказалась в управлении двух малолетних детей императора Аркадия - святой Пульхерии и святого Феодосия II. Пока младший брат подрастал, святая Пульхерия, совсем еще девушка, начала управлять державой. В церковной политике она продолжила курс своего деда святого Феодосия Великого: царевна активно преследовала еретиков и обеспечивала преференции православной партии. В 415 году вышло два ее указа против монтанистов и евномиан с запрещением их собраний под угрозой уголовного преследования. В 416 году ею был издан указ о язычниках, которым отныне запрещалось поступать на государственную службу и замещать должности правителей провинций. В 418 году государственная служба закрылась и для иудеев, представители которых подлежали увольнению из армии».
Не лишним будет добавить, что византийские «Императрицы активно участвовали в выборе (или отставке) патриархов, причем не втайне, женской лаской склоняя венценосного супруга в пользу своей кандидатуры, а публично, как власть имеющие. Первые прецеденты дала святая Пульхерия, но еще более активно эта компетенция цариц проявилась во времена царствования святой Феодоры, супруги императора Юстиниана Великого. Святая Ирина (797-802) также не сомневалась в своих правах, когда назначила на Константинопольскую кафедру святого Тарасия (784-806). Затем это же совершила святая Феодора (842-856), избрав патриархом святителя Мефодия (842-846), и другие императрицы, если им надлежало сделать этот выбор» (А. Величко «Византийские императрицы»).
Полагаю, некоторым братьям стоит поразмыслить и над тем, что в Византии в образованных слоях общества считалось нормальным делом давать женщинам Богословское образование, потому что для воспитания Василиев Великих и Григориев Богословов нужны хорошо подкованные в духовном отношении матери и бабушки, ведь мужья могут умереть (как отец Иоанна Златоуста или Амвросия Медиоланского), впасть в ересь, да мало ли что с ними может произойти, - и в этом случае женщина-христианка отвечает за потомство и за семью, а в некоторых случаях и за государство.
Напоследок хочется заметить, что не стоит все-таки осуждать и уничижать христиан по гендерному принципу. Все тот же святитель Иоанн Златоуст, не отрицая мужского первородства, утверждал, что мужчина и женщина «равноприродны и равночестны». Последнее обозначает - равно драгоценны в очах Божиих. И Господь Сам решает - кого и когда ему поставить на то или иное дело, независимо от пола, национальности и даже - иногда - вероисповедания.