1.
Деревня Покровское следующий крупный населённый пункт на Кирилловской дороге... Ну это раньше был крупный. По переписи 2002 года в Покровском жили 16 человек, ныне и того меньше. В народе эта деревня больше известна, как Пучка.
Вот что рассказывает Ольга Христофоровна Кирьянова, художественный руководитель Борисовского дома культуры, которая и сегодня живет в Пучке-Покровском.
- Раньше всегда говорили - «деревня Пучка». Я когда после окончания училища, вернулась домой, пошла прописываться, и меня прописали в Покровском. Я только дома это увидела. Удивилась, что всегда в Пучке жила, а тут в Покровском прописали. Пошла обратно в паспортный стол. Оказалось, что это одна и та же деревня - в документах всё время путали Пучку и Покровское, а в отчетах часто появлялась «лишняя» деревня.
По реке название, конечно, более древнее - Пучка. И полное название церкви, находящейся здесь - Покрова Пресвятой Богородицы на Пучке. Но раз уж появилась церковь, значит, все-таки село и уже село-то по названию церкви - Покровское. А потом село «разжаловали» в деревню - так появилась деревня Покровское. Она же и Пучка.
- У меня отец из Пучки, а мама из деревни Платунья, в двух километрах, - продолжила рассказ О. Х. Кирьянова.
А Татьяна Константиновна Покровская, которая живет в деревне Новое и собирает материалы по истории этой местности, тут же добавила:
- На старых картах название деревни - Новая Платунья...
Была значит когда-то и «старая» Платунья... Теперь уж ни новой, ни старой... Уже и в большом когда-то селе Покровском (оно же и деревня Пучка) лишь в трех домах постоянно живут...
... Здесь я отвлекусь и скажу, что разговариваем мы в уютном и гостеприимном «библиотечном доме» - именно так называю я Кольцеевский филиал районной библиотеки. Хозяйка этого «дома» Валентина Николаевна Маракова потчует гостей пирогами и потому разговор у нас душевный и неторопливый...
Ольга Христофоровна продолжает:
- Родители работали в совхозе «Борисовский» - (Раньше там был колхоз «Организатор», в 1965 году все мелкие колхозы объединили в совхоз). - Мама работала дояркой, разнорабочей, отец - шофёр.
Ферма в Пучке была, давно уже нет... Свою скотину держали.
Сейчас постоянно живут в трех домах, на лето много приезжает дачников. Я еще помню, что в 80-е годы было около 20 домов и во всех жили. В церкви в наше время уже ничего не было, а раньше, говорят, склад был какой-то...
Татьяна Константиновна добавила:
- Зерносклад. И было там, говорят, 32 ступени по которым и вносили мешки весом с зерном весом в 70 кг...
2.
Ну, да... Больше-то уж негде было зерно хранить...А теперь вот и хранить нечего - нет совхоза и зерна нет, и скота нет. Как и не бывало! А ведь всё было и совхоз, и колхозы, и крестьянские наделы... Что, разве же всё это стало не нужно на этой древней земле? Кто ответит?.. Уже и ответить, кажется, некому...
Стоят немым укором пустые дома и церковь, которую начали, было, восстанавливать в конце 90-х годов. Но так и сгнили леса, поставленные вдоль стен храма, упал и последний, остававшийся на одной из главок крест... Чего не хватило для реставрации - денег или желания? Церковь Покрова Богородицы на Пучке, упоминавшаяся ещё в «окладной книге» Спасо-Каменного монастыря 1618 года, с 1781 года каменная - ждёт своего восстановления.
Татьяна Константиновна Покровская передала мне текст следующего документа:
«Анкета на служителя культа священника Покровской Пучковской религиозной общины.
Священник Василий Григорьевич Осокин родом из крестьян деревни Семенково Семенковского с/с, Пригородного района Вологодского округа, рождения июня 1902 года. Грамотный, окончил сельскую министерскую школу в Прилуках в 1917 году, женат, беспартийный, судившийся в 1924 году по ст. 119 УК и присужденный к 1 году лишения свободы. С 1917 года жил в Прилуцком монастыре сначала скотником, потом певчим по 1924 год. С 1925 по 1928 год жил псаломщиком, а потом дьяконом при церкви Введения в Ракулове Пригородного района. В 1928 году служил священником в селе Спасском-Куркине, в 1929 году перешел на Пучку, оттуда в том же году обратно в Спасское до 21 февраля 1930 года. 3 марта 1930 года вновь поступил на Пучку. Особые приметы его среднего роста, русый, без усов, тощий, видит на один глаз. 22 апреля 1930 года».
Судя по стилю, анкета составлена работником правоохранительных органов. Что стало с отцом Василием? Скорее всего, кончина его была мученической.
Все последние (перед разорением 30-х годов) священники наших храмов - мученики за веру. И сами-то храмы - памятники мученичества, священники их -с осланы, расстреляны; в стенах храмов - страдали и умирали сотни и тысячи «раскулаченных» крестьян с Украины и юга России по пути на поселения (и назвал же кто-то нынешние сельсоветы - «поселениями», какой же глухотой на собственную историю надо обладать!); а потом в наших храмах были склады, бани, мастерские...
Храмы наши - мученики!
3.
Говоря о прикубенских деревнях и селах, как не сказать о кружевоплетении. Практически в каждой семье плели кружева. Причем, не только женщины, но и мужчины... Как раз в Пучке была в свое время кружевная артель. А О. Х. Кирьянова является представителем знаменитой «кружевной» семьи.
Материал о кружевном промысле и мастерах кружева предоставила В. Н. Маракова, даю его здесь в сокращении.
«...В конце 20-х годов была организована в Борисовской волости Пучковская кружевная артель... Первая выпускница краевой инструкторской кружевной школы Апполинария Ивановна Киселева (Суворова) по распределению была направлена в Пучковскую артель и проработала там 3 года - с 1931 по 1934 год. Пучковская кружевная артель объединяла деревни не только Борисовского, но и Шолоховского сельсовета. А это не один десяток деревень. Работа в общественных мастерских означала, что женщинам нужно было ходить каждый день на работу за много верст..., поэтому для девушек, работающих в Пучковской артели, в этом же здании был организован и ночлег. Были организованы производственные мастерские в нескольких других деревнях Борисовского сельсовета: Городок, Новое, Сараево и др., в которых работало от 15 до 25 кружевниц...
За годы существования Пучковской артели начальниками и приемщицами работали: в 30-40 годы - Гладкова Лидия Степановна, Дормидонтова Римма Александровна; с 1943 по 1965 годы - Артамонова Елизавета Андреевна, Колесова Мария Николаевна, Бунтова Валентина Павловна; в 60-70-е годы - Кирьянова Валентина Дмитриевна, Кирьянова Валентина Александровна.
С 1960 года, в связи с упразднением промкооперации и передачей артели в систему местной промышленности, Пучковская артель входит в Кубенскую кружевную артель как отделение, а с 1964 года как производственный участок Вологодского кружевного объединения «Снежинка». Участок был закрыт в середине 80-х годов и надомницы-кружевницы сами уже сдавали свои кружева в Кубенское отделение, руководила которым Борисова Валентина Николаевна...»
Искусство кружевоплетения передавалось из поколения в поколение. Яркий пример - династия Гладковых-Кирьяновых-Бобылевых-Николаевых. Материал об этой династии также предоставила В. Н. Маракова.
«... Гладков Степан Васильевич, примерно 1870 года рождения и его жена Лариса Васильевна с детства плели кружева под руководством своих родителей. И своих семерых детей они также научили кружевоплетению. Степан Васильевич, к тому же, скупал во всей округе кружева и возил их на продажу «за озеро», покупая там соль и глиняную посуду, - этот товар пользовался неизменным спросом в «борисовских» деревнях... А сам он, по рассказам его дочери Лидии Степановны своей правнучке Кирьяновой Ольге Христофоровне, любил плести черные шелковые кружевные шарфы и шали. Один из этих шарфов бережно хранится в семье вот уже более 100 лет. Также выплетал он кружева на отделку мужских и женских рубах.
Гладковы Лидия Степановна (1896-1997) и Таисия Степановна - дочери Степана Васильевича и Ларисы Васильевны с 8 лет плели кружева. Когда в их деревне была образована Пучковская кружевная артель, Лидия Степановна долгое время работали в ней и начальницей, и приемщицей. Надо было рассчитать задание, произвести нужные расчеты за работу и даже приготовить для кружевниц сколки, то есть наколоть их...
Римма Александровна Кирьянова и Ангелина Александровна Бобылева - внучки Степана Васильевича и Ларисы Васильевны. Ангелина после учебы в школе 3 года училась в Долговом (около с. Кубенское) в школе кружевоплетения и около восьми лет там работала. Но затем обстоятельства сложились так, что пришлось перейти на работу в колхоз, где работала и ее сестра. Но кружева плели все равно, работая надомницами долгие годы в кружевном объединении «Снежинка».
Ирина Христофоровна Николаева - правнучка главы семьи. Научилась плести в раннем возрасте. И хотя профессия у нее другая, но всю свою сознательную жизнь и каждую свободную минутку отдает любимому делу - кружевоплетению.
Нина 1988г.р. и Катя 1990г.р. Николаевы - праправнучки главы семьи и дочери Ирины Христофоровны тоже с раннего детства плетут кружева. Катя заканчивает медучилище, но с плетением кружев не расстается, а Нина, закончив курсы при Вологодском ПУ по кружевоплетению, не только работает надомницей и сдает кружева в кружевное объединение «Снежинка», но еще ведет кружок кружевоплетения.
Первоклассник Марат, пра-пра-правнук Степана Васильевича Гладкова, видя, как плетут тетя, мама и бабушка, уже с трех лет научился навивать нитки на коклюшки. Накануне нового 2016 года он принимал участие в областном конкурсе-выставке «Кружевная сказка», представив на выставку три своих работы. Дед-Мороз вручил Марату специальный диплом «За усердие» в 1-ой возрастной категории».
Вот такая (и не единственная!) династия...
4.
О речке этой поэт из Майского Виктор Тарасевич написал:
«В речке Пучке
Лишь помоешь ручки.
До того она мала,
Что коза переплыла.
... То ли дело - Сухона
Льдами так и ухает!
Почему сильна она?
Да из Пучек создана!»
А ведь это счастье «помыть ручки» в родной речке!.. А за речкой деревня с дивным именем - Бережок...
Как Сухона и Двина сильны Пучками да Ельмами, так и Россия всегда была сильна Покровскими, Бережками...
Родина! Береги истоки свои, храни свои речки, деревни и сёла...
Продолжение следует.