От редакции. Это обращение мы получили от одного из его подписантов, давнего автора РНЛ протоиерея Тимофея Кучука. Батюшка сопроводил письмо следующим обращением: «Добрый вечер редакция Русская народная линия! Прошу опубликовать наше "Обращение" на вашем сайте. Единственная цель и задача которого, - сохранение единства Русской Православной Церкви. Наши приходы поминают Патриарха, однако видя поступки и дела, которые смущают народ Божий, мы открыто говорим о них. И призываем к ответственному отношению к догматам нашей веры и канонам». Обращение составлено, как явствует из текста, еще 4 марта с.г.
Читатель сам может вынести суждение насчет основательности призыва к созыву Поместного Собора, с целью обсудить участие нашей Церкви во Всеправославном Соборе и подписанную в Гаване декларацию. Удивляет правда, что авторы обращения призывают соборно обсудить эти вопросы, но при этом уже заранее выносят свое негативное суждение о них.
Но еще больше удивляет наличие в обращении уважаемых священнослужителей некоторых совершенно неосновательных мнений. Это свидетельствует, с одной стороны, о нервозности, существующей в церковной среде и не позволяющей здраво отнестись к событиям, которые стали предметом обращения, - Всеправославному Собору и Гаванской встрече. А с другой стороны, о провалах в разъяснительной работе соответствующих синодальных структур по поводу как Собора так и встречи в Гаване. Только в последнее время, словно спохватившись, наши церковные чиновники начали активно разъяснять вопросы, вызывающие смущение верующих.
К примеру, в обращении бросается упрек Священноначалию, что документы Всеправославного Собора готовились втайне. На самом деле именно по настоянию Святейшего Патриарха Кирилла и делегации Русской Православной Церкви документы были опубликованы, что собственно и позволило организовать широкую церковную дискуссию. Константинопольский Патриархат был против публикации на том основании, что у греков вообще не принято публиковать рабочие версии документов. Или еще одна претензия авторов обращения, свидетельствующая об их незнании обстоятельств подготовки Собора, - их возмущает участие в Соборе не всех архиереев, а только делегаций Церквей. Но именно РПЦ настаивала на участии всех архиереев и в связи с этим предлагала провести Собор в России, где можно достойно принять и разместить около семи сотен православных архиереев со всего мира. Однако понимания в этом вопросе не было найдено, пришлось согласиться на компромисс - участие церковных делегаций из 24 архиереев.
Правда, стоит отметить, что эти и другие подробности подготовки Собора становятся известны только сейчас, поэтому не вина, а беда авторов обращения, что они всего этого не знали.
***
Православные христиане по заповеди Господней на протяжении всей своей истории старались быть со всеми «дружелюбными» (Кол. 3: 15) И эта широко применяемая форма общения в отношении к «внешним» была и внутренним содержанием, для обращения к вере по средствам любви и правды Божьей, а не по средству угроз и насилия. Однако своим «дружелюбием» и открытостью православные христиане не поступались догматам и канонам веры, а строго хранили их чистоту, ясно понимая, что только Истина может по настоящему привлечь сердце человека. Так Восточные Патриархи в Послании от 1723 г., с одной стороны уважительно и «дружелюбно» обращаясь к представителям западного реформированного христианства писали им: «Сущим в Великобритании, достославным и возлюбленным во Христе Архиепископам и Епископам и всему почтеннейшему их Клиру желаем всякого блага и спасения от Бога». С другой - нещадно и безапелляционно утверждают догматы православной веры и предают страшному осуждению и проклятию «анафеме» иные убеждения не чуждые для тех кому писалось это послание: «Но что говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, ни сколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, - это мы почитаем безумием и нечестием... Верить таким образом или мыслить мы не дерзнем никогда, доколе имеем сознание; и тех, которые так говорят и думают, мы предаем вечной анафеме и признаем худшими всех неверных».
Восточные Патриархи в Послании 1848 года пишут о том, что ответственность за чистоту Православия несут не только иерархи, но и священники и миряне. Каждый член Церкви обязан хранить и защищать Православие. Церковь едина. Она одна и та же на протяжении всей своей истории, поэтому несогласие с прежним учением Церкви уже разбивает ее духовный монолит. Православное богословие призвано объяснять и раскрывать учение Церкви, но, ни в коем случае не изменять его. Преемственность - одно из свойств священного Предания. Всякое новшество, несогласное с предыдущими догматическими образцами, не имеет канонической силы, но всегда имело и будет иметь негативные последствия. История Православия на Украине, во времена введения унии, свидетельствует о том, что одной из действующих сил в сохранении Православия являлись приходские братства при храмах и монастырях.
Сегодня когда Православная Церковь сталкивается с внутренним процессом широкого обмирщения верных (епископата, священства, монашества и мирян). Когда в Православном богословии преподаваемое в академиях и семинариях икономия заменила акривию и модернизм готовится узакониваться в «новом катехизисе», действительно «новый» по содержанию. Когда Церковь втянута как извне, так и внутри к сотрудничеству с «Всемирным советом церквей». Когда Православные недоумевают, но терпят разные «обращения» от своих архипастырей в совместных заявлениях и декларациях с представителями разных сект и расколов. Когда усилиями не только бесовских сил, но и «помощниками» в Церкви Божьей размыты и снивелированы все границы и отличия веры Истинной от ложной. Нас настораживает даже простое «дружелюбие» без Христа к сектантам любого толка, тем более к тем, кто возглавляет «родителя» многих ересей, ересиарха Папу Римского. Нас настораживает стремление и уже принуждение к совместной работе с сектантами и еретиками на общей ниве социального, экологического или еще какого либо другого служения. Нам в обязательном порядке предлагаются «добрые дела» но без Бога. Догматические разногласия за которые ранее умирали христиане, но оставались верными Христу, задвинуты на задворки жизни христианина как «старое прошлое»... Пытается узакониваться «новое учение»: о единстве без Христа (экуменизм), о добрых делах без Бога (социальное служение без Бога), о вере человеческой (новые богословские изыскания).
Господь нам заповедает в отношении учения, что говорим на ухо говорить и на крыше (Лк. 12: 3), а наш Святейший Патриарх сам свидетельствует, что он готовил встречу с Папой в тайне! Объясняя это борьбой противников этой встречи. Данное оправдание не выдерживает никакой критики потому и не имеет нужды его описывать. А вот факт того, что было пренебрежено каноническое право «без согласия епископов ничего не делать» (Апостольское правило 34) уподобило действия нашего Патриарха - Папе Римскому, усваивая себе полномочия ему не принадлежащие и не возложенные. Утаив это не только от народа Божьего, с которым вообще не посчитались, но и от архиереев на Соборе в Москве, от представителей Священного Синода РПЦ. Можно еще добавить, что о этой договоренности о встрече с еретиком Папой Римским Франциском знали не только пять человек из многомиллионной Русской Православной Церкви, но еще неведомо сколько человек из римской курии. Они оказались более «достойные доверия», чем верные Православной Церкви.
Говорить и обсуждать декларацию подписанную в ходе диалога между Папой Римским и Патриархом Московским, когда сам Святейший не может определиться был ли там разговор о богословии или не был (из видео интервью Святейшего), когда в ОВЦС не могут до сих пор ясно сказать они готовились к этому 20 лет или же это была «случайная встреча ввиду пересечения маршрутов» НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ! Потому как незаконнорожденное не есть Церковное, а есть дело тайное, нечестное и несчастное не подлежащее суду, как относящееся к области темной нам не ведомой. Декларация требует не исследования (которого она не выдержит), а отвержения как чужеродное и недостойное. Мы будем молиться Богу, что бы подобного рода «произвол папизма» провоцирующие смуты в среде верных впредь не происходили с нашим Патриархом. Нам очень прискорбно, что нам простым священникам, мирянам приходится напоминать своему священноначалию, что никто и никогда не давал такого права самочинно Патриарху от лица Церкви заключать декларации с ересиархом пусть даже под самым благовидным предлогом борьбы за мир и т.д.
Благодарение Богу, что Он открыл нам уже возможность и необходимость со всею ответственностью просить от своего священноначалия выхода из сомнительных организаций «всемирного совета церквей», «всеукраинского совета церквей» и т. д., от которых все чаще и чаще приучая нас к недопустимому соседству Истины с ложью выходят «Обращения». Пагубность участия в данного рода организациях уже явно открыта для верных.
Так же хотим выразить свое несогласие на участие Русской Православной Церкви в «Всеправославном Соборе 2016г.», который еще не начавшись уже вносит разделение в среде верных. То, что сегодня преподносится как победа, решение о принятии документов посредством консенсуса, не имеет согласия с святыми отцами. В западном христианстве есть консенсус на грех, но нет правды Божьей. Нам не возможен консенсус в противоречии догматам и канонам. Это тогда будет не решение, а попытка узаконить беззаконие. Главный принцип это согласие решений с догматами и канонами прошлых Соборов, а это значит на Всеправославном Соборе должны подтвердить решения и анафемы Соборов 9 - 14 веков осудивших папскую ересь. Так что главное «достижение: принятие документов на основе консенсуса» становится и местом для падения, что неприемлемо. Удивляет внезапность и поспешность принятия документов Всеправославного Собора на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (в течении 4-ех дней). Как за это малое время возможно было должным образом осмыслить и вникнуть в содержание предлагаемых решений? Что бы отстоять Истину в Соборе должны участвовать все епископы Поместных Православных Церквей. И то, что опять же в тайне готовилось на протяжении уже более 50 лет должно подлежать обсуждению всеми епископами, священством, монашеством и мирянами всей Православной Церкви. Невозможно думать, что документы противоречащие догматам и канонам будут восприняты православными, скорей это вызовет массу волнений и духовных противостояний. Утешает и дает надежду, что судя из Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви не все архиереи поддержали эти документы: если все пункты освящены общим согласием «Архиерейский Собор призывает... освящает», то уже в пункте N3 мы видим осторожное «Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви». Надо полагать, что НЕКОТОРЫЕ члены Архиерейского Собора наоборот считают, что предложенные документы нарушают догматы и каноны Церкви.
Считаем невозможным принять «декларацию Папы Римского и Патриарха Московского», не возможным принимать участие во Всеправославном Соборе 2016 года ввиду их тайного и внезапного рождения чуждого Православной Церкви и призываем священноначалие к созыву Поместного Собора Русской Православной Церкви для отчета и объяснения своих действий Святейшего Патриарха Кирилла перед Церковью и обсуждению всех последних принятых положений («декларации», социальной концепции, о чести и достоинстве и т. д.) на догматическую и каноническую преемственность вероучению Православной Церкви.
С сыновнею любовью о Господе смиренные послушники Вашего Боголюбия.
«С обращением согласен и ратую о неделимости Церкви Православной под всегдашним омофором Патриарха Московского и Всея Руси», арх. Досифей (Савелов), наместник Свято-Никольского Самарского пустынного монастыря Днепропетровская епархия Украинская Православная Церковь.
«Обращение поддерживаю» прот. Тимофей Кучук, настоятель возрождающегося Свято-Успенского Собора г.Днепропетровска, Днепропетровская епархия Украинская Православная Церковь.
«Обращение поддерживаю» прот. Виктор Головченко, настоятель храма в честь святых Царственных мучеников, Днепропетровская епархия Украинская Православная Церковь.
«Обращение поддерживаю» прот. Александр Курочкин, настоятель храма в честь прп. Серафима Саровского, Днепропетровская епархия Украинская Православная Церковь.
«Обращение поддерживаю» прот. Василий Власенко, настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Одигитрия» Днепропетровская епархия Украинская Православная Церковь.
«Обращение поддерживаю» атаман Григорьев В.С.
6. Ответ на 5., Lucia:
5. Re: Призыв созвать Поместный Собор Русской Православной Церкви для обсуждения участия во Всеправославном Соборе и декларации Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска
4. Re: Призыв созвать Поместный Собор Русской Православной Церкви для обсуждения участия во Всеправославном Соборе и декларации Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска
3. Призыв к созыву Поместного Собора РПЦ
2. Интересная у вас присказка.
1. Re: Призыв созвать Поместный Собор Русской Православной Церкви для обсуждения участия во Всеправославном Соборе и декларации Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска