От редакции РНЛ. 31 марта - 1 апреля сего года состоялось ставшее уже традиционным расширенное заседание «Русского Собрания« в Калязине. Продолжаем публикацию докладов, прозвучавших на Конференции 31.03.16. Сегодня представляется доклад Заслуженного работника культуры, директора АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ» Виталия Васильевича Васильева.
***
Пленэрно-выставочный проект «Русская Атлантида-2016» реализуется Санкт-Петербургским центром гуманитарных программ в рамках Общественно-просветительской программы «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ», способствующей актуализации памяти и осознанию ценности малой Родины: устроители считают, что именно сейчас на незаслуженно забытые исторические города возложена важная для современности функция - функция хранителей и репродукторов культурной памяти об истоках.
На открытии пленэра
Идея устройства серии пленэрно-выставочных проектов под общим названием «Русская Атлантида» родилась в Калязине, где и располагается главный смысловой символ, всем известная Калязинская колокольня - единственное уцелевшее строение затопленного старинного города. Первоначальный замысел был в том, чтобы максимально широко раскрыть тему утраченных памятников истории и культуры, пострадавших во время строительства гидротехнических сооружений.
За все время строительных работ в нашей стране в зону затопления попало несколько городов на Волге, на Оби и Енисее. Из них два города прекратили свое существование, остальные были перенесены на новое место. Погибли или сильно пострадали такие города как Молога, Корчева, Весьегонск, Пучеж, Спасск-Татарский, Шагонар, Болгар, Ставрополь Волжский, Учма, Мышкин. К городам, пострадавшим от затопления, можно отнести даже знаменитый Углич, часть памятников которого так же была разрушена во время строительства ГЭС. Навсегда ушла под воду историческая часть города Калязина. Теперь напоминанием о старом городе высится посреди волжских вод колокольня Никольского собора, как символ варварства и беспамятства, символ трагических богоборческих лет, на долгие годы накрывших Россию.
Развивая работу над проектом стало понятно, что необходимо раскрывать тему гораздо шире, донося до широкой аудитории максимально выпукло всю сложную духовно-нравственную апокалипсическую сущность советского богоборчества, требующего сегодня исторического осмысления, осуждения и принуждения к широкому общественному покаянию. Богоборчества, деформировавшего сами фундаментальные гуманитарные основы русского общества, гробившего не только материальную культуру, деревни и города, монастыри, храмы, но и поправшего нормы традиционного православного общежития, покрывшего позором бесчестия и вероотступничества многие поколения заблудших людей, исковеркавшего миллионы душ и человеческих судеб.
Пленэрно-выставочный проект «Русская Атлантида» имеет весьма широкую географию и воплощается в течение всего года, вовлекая в творческое сотрудничество высокопрофессиональных мастеров кисти, работающих в жанре пейзажной реалистической живописи. В 2014-2015 гг. в проекте приняли участие более пятидесяти живописцев из 12-ти городов России. По результатам пленэрной работы было написано более 500 живописных полотен, проведено несколько выставок. В 2016 году количество участников проекта увечилось вдвое, расширилась география пленэров и количество городов, из которых приезжают живописцы, а две итоговые выставки в Европе выводят «Русскую Атлантиду» на международный уровень.
Целый месяц - с 1 марта по 1 апреля, - художники проекта провели в Тверской области. По благословению настоятелей монастырей пленэристы с творческим визитом посетили монастырь Нило-Столобенская пустынь (г. Осташков), Борисоглебский монастырь (г. Торжок), Свято-Успенский монастырь (г. Старица). По приглашению главы Калязинского района живописцы смогли работать в Калязине, Кашине и в Угличе.
Рабочая программа пленэра проходила без выходных: каждый день с зарёй и до последних лучей солнца художники писали с натуры, а после ужина работа продолжалась в мастерской, где живописцы заканчивали этюды, обсуждали работы друг друга, делились опытом, рисовали портреты насельников монастырей или заслуженных людей города и просто общались.
В рамках пленэрно-выставочного проекта «Русская Атлантида» уже стало хорошей традицией делиться опытом с будущими художниками. Образовательная часть проекта состояла из творческих встреч с учениками детских художественных школ и студий: ребята с интересом наблюдали за пленэрной работой художников, писали вместе с ними с натуры, получая наставления от своих старших коллег-живописцев, а так же принимали активное участие в мастер-классах, проводимых художниками.
Помимо рабочей и образовательной части в каждой пленэрной точке была своя культурная программа. В Ниловой пустыни художники смогли ознакомиться с уникальной экспозицией монастырского музея; во время пребывания в Торжке приняли участие в масленичных гуляниях; Старицкий монастырь подарил встречу с известным тверским краеведом Александром Шитковым. В Калязине смогли побывать на фестивале театров, где в одной из постановок играл директор Калязинской художественной школы Михаил Стоячко.
Деловая программа проекта - организация итоговых показов. На открытие итоговых выставок приходили насельники монастырей, горожане, представители местной администрации и СМИ. Стоит отметить бытовую составляющую, как важную часть пленэра, от которой в немалой степени зависит творческий настрой и общее психофизическое состояние художников, а значит и качество живописи: живописцы отмечают, что условия проживания и питания были на высоком уровне, что высвободило большое количество времени для творчества.
По мнению большинства участников и устроителей, тверской пленэрный заезд был очень продуктивным: около пятидесяти живописных полотен осталось на Тверской земле и более пятисот этюдов и картин художники увезли с собой, чтобы познакомить жителей своих городов с уникальными памятниками истории, культуры, архитектуры и живописными местами Тверской области. Было проведено четыре итоговых показа, пять встреч с учениками Детских художественных школ.
Необходимо отметить, что качество проекта было бы значительно скромнее, если бы не помощь и консультации квалифицированных специалистов. Художественный совет проекта составляют такие широко известные деятели культуры как Народный художник РФ Павел Никонов, Заслуженные художники РФ Николай Желтушко, Борис Сергеев и Николай Давыдов. Главное художественное руководство осуществляют Заслуженный художник РФ Людмила Юга и я, как автор-руководитель проекта.
Финалом проекта «Русская Атлантида» станет выставка в Тверском городском музейно-выставочном центре в августе 2016 года. Далее экспозиция будет представлена в Санкт-Петербурге, в Выставочном зале Петербургского СКК (ноябрь 2016) во время выставки «Православие 2016». В рамках чествования своего 10-летия со дня основания АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ» выедет в Италию (г. Безана, с 17-25 сентября 2016 г. и г. Бари, с 27 сентября по 5 октября), где компания номинирована на Интернациональную премию Искусства и Культуры «Аркобалено». Акцию устраивают лидеры Международного культурного центра «Bottega dell'Arte», президент Марко Бузони, художественный руководитель Джерри Скаккабароци, почетный президент Сильвано Валентини. Куратор проекта с итальянской стороны - педагог и живописец Алёна Худолей.
В заключении хотелось бы отметить, что организаторы и живописцы надеются, что их работа, выставки, мастер-классы и творческие встречи будут способствовать исполнению важной просветительской миссии - служить духовно-нравственному оздоровлению общества, привлекать внимание руководства страны и социально-ответственных сограждан к необходимости возрождения и сбережения уникальных памятников истории и культуры, вовлекать малые города в туристские маршруты и инициировать государственные программы развития регионов.
Виталий Васильевич Васильев, заслуженный работник культуры, директор АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ»
По пленэрно-выставочным вопросам с Виталием Васильевичем Васильевым можно связаться: эл.почта - artvita@bk.ru, тел. 8-911-999-30-95.