«Поэт в России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет»
Е.Евтушенко
По благословению духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрита Илия (Ноздрина) началась подготовка к памятным мероприятиям, посвященным 50-летию со дня рождения русского поэта, актера и режиссера Николая Алексеевича Мельникова, его непростому жизненному пути и творчеству.
Старец Илий и поэт Николай Мельников
Да, в этом году поэту Николаю Мельникову исполнилось бы пятьдесят, но уже десять лет его нет с нами. Сколько интересного, нужного и полезного создал бы он за это время для своих читателей, для своей Родины. Немало великих, талантливых и просто замечательных поэтов ушло из жизни в расцвете своего творчества. Пушкин и Лермонтов, Есенин и Маяковский, Рубцов, Высоцкий, Тальков... Нескончаем этот скорбный ряд. Говорят, Бог забирает к себе лучших. Если это так, то среди них, несомненно, и Николай Мельников - поэт, борец, гражданин. Николаю судьба отмерила совсем небольшой жизненный срок - ровно сорок лет. Подобно яркому метеору пролетел его талант по поэтическому небосклону, оставив после себя звездную россыпь великолепных поэм и стихов. Николай Мельников был певцом русской деревни, достойным наследником Сергея Есенина, Николая Клюева, Николая Рубцова...
Русская глубинка всегда была богата талантами. Сколько известных и знаменитых имен подарила она нашему Отечеству! И маленький отдаленный уголок России, в котором «петухи поют на три республики», в этом не исключение. Когда-то, пока Белоруссия и Украина не стали независимыми, местные деревенские жители ходили друг к другу по делам и в гости, даже не подозревая, что зачастую они по пяти раз на дню нарушают «государственную границу». А ребятишки, случалось, ходили в «заграничные» школы, но не потому, что их папы были олигархами или чиновниками, а потому, что эти школы были ближе всего от их родного дома. В те времена и небольшой районный городок Злынка на окраине некогда дремучего Брянского леса тоже внес свою посильную лепту в воспитании талантов. Здесь росли, учились, мужали некоторые заметные сегодня в литературе и искусстве наши современники: писатель Анатолий Кривоносов, художник Игорь Сушенок, поэт, режиссер, актер Николай Мельников...
Родился Николай в простой деревенской семье 6 марта 1966 года в селе Лысые на самом западном форпосте Брянщины. В семье Алексея Харитоновича и Раисы Фёдоровны Мельниковых росли ещё две дочери - Валентина и Наталья. Отец и мать были очень музыкальны - в семье любили песни. Хорошо пели и все их дети, переняв дар своих родителей. Алексей Харитонович рано ушёл из жизни, и Раисе Фёдоровне, простой крестьянке, пришлось в одиночку воспитывать двух дочерей и сына.
Николай Мельников окончил восемь классов в своём селе и поступил в Новозыбковское педагогическое училище, но мечтал стать режиссёром и актёром, и учиться в Москве. Продолжил учёбу по вечерам в вечерней школе Злынки, а днём работал на местном консервном заводе. Получив аттестат о среднем образовании, отправился в Москву - поступать в ГИТИС. Был принят на актёрский факультет. Уже на втором курсе ему предложили сняться в настоящем большом кино. К 40-летию Победы на экраны должен был выйти фильм «Батальоны просят огня», и Николай снялся в нём в роли простого солдата.
Из института он был призван в армию, а после демобилизации, продолжил образование сразу на двух факультетах - актёрском и режиссёрском. В 1990-м году стал дипломированным режиссером и начал работать в музыкальном театре им. А.С.Пушкина, где играл главную роль в спектакле «Кругосветное путешествие Бертольда Брехта». Как режиссер Николай Мельников поставил спектакль «Мюнхгаузен в России» в «Свободном театре» в Москве. Тогда же он познакомился с известным актёром и режиссёром Николаем Бурляевым, с которым стал организатором Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь». Работал директором кинофестиваля и вице-президентом, а вся организационная работа легла тогда на его плечи. Но тогда же он находит время снимать кино. Его видеофильм «Игорь Шафаревич: Я живу в России» на втором международном кинофестивале «Золотой Витязь», проходившем в Сербии в 1994 году, стал лауреатом в номинации за лучший сценарий с формулировкой: «За гражданскую позицию и пробуждение национального самосознания». Николай хорошо знал академика Игоря Шафаревича, выдающегося математика и мыслителя. В работе над фильмом он был и автором сценария, и режиссером, и комментатором.
Из рассказов его жены, актрисы Юлии Ивановны Рудаковой: «К середине 90-х Николай становится известным, его приглашают на радио «Резонанс» ведущим молодёжной программы. Название родилось само собой: «Мельница» - он же Мельников. Но Николай не представлял себя ведущим программы в развлекательном ключе. Получались глубокие познавательные передачи о выдающихся современниках, на которых он хотел ориентировать подрастающее поколение. Одна из них была посвящена Игорю Талькову. Передачу «Мельница» закрыли через полгода, объяснив это тем, что молодых нужно развлекать, а воспитать могут и дома».
Николая Мельникова пригласили ведущим на «Народное радио», где он создал программу «Воин во Христе» для тех, кто верит в возрождение великой России. Конечно, гостями в студии были не только военные, а все, кто, каждый на своем поприще, служил Родине. Но и эту программу закрыли тоже ровно через полгода.
Еще в 1992 году Николай записал видеоклипы своих авторских песен «Поле Куликово» и «За вас молюсь». В 1995-96 годах поэт создал свои основные хрестоматийные произведения: поэму «Русский крест» и стихотворение «Поставьте памятник деревне». За короткий срок Николай Мельников стал автором известных стихов, многие из которых переложены на музыку и стали песнями. Тогда же появились повести «Щепки», «Сопрано», «Обреченные на свет» и другие. В 1997 году Николай стал лауреатом литературного конкурса имени А.Фатьянова. Гражданскую позицию Николая вскоре заметили и приняли на работу в Государственную Думу помощником депутата.
Летом 1998 года, в стране был объявлен конкурс на новый вариант текста Гимна России. И Николай Мельников предложил свой. Он нашёл хор, студию, сделал запись гимна. И певцам, и звукорежиссеру текст так понравился, что все они согласились работать беcплатно.
«В тяжёлых трудах и сраженьях с врагами
Смогла устоять Ты за тысячу лет.
И знамя Отечества реет над нами
Как символ былых и грядущих Побед!»
И снова слово его жене: «Николай вообще был разносторонне одарённой личностью. Когда его приглашали выступать на литературных вечерах, на встречах с писателями, то, как правило, именно его выступления становились кульминацией этих вечеров. В зале равнодушных не оставалось, публика его буквально боготворила. А коллеги... Некоторые подчас завидовали. И потом он недоумевал, почему вдруг двери закрывались перед ним. Можно только представить, насколько эмоционально тяжело ему было».
Николай Мельников (художник Игорь Сушенок)
Едва ли не все, кто близко знал Николая Мельникова, отзывались о нем как о талантливом поэте, режиссере, актере, божий дар которого так практически и не был востребован в наше бездуховное время. Н.Мельников с горечью говорил об этом когда-то в «Литературной гостиной» редакции Злынковской районной газеты «Знамя»: «Сейчас все отношения с книгоиздателями, газетами, телевидением, театрами строятся на принципе: кто ты, кто за тобой стоит и с какими деньгами. Если ты проповедуешь, так сказать, общечеловеческие ценности, а проще говоря, эстетику, мораль, философию сегодняшней западной культуры - тебе могут быть представлены возможности выступить по московскому или всероссийскому телевидению, в столичной газете или журнале. На телеэкране, различных презентациях мелькают одни и те же лица. Группы людей придумывают различные премии, сами себе их же и присуждают. Посредственного журналиста, поэта, прозаика прозападно ориентированные СМИ могут представить самым талантливым... На телевидении и в кино существует своя группа людей, которая не пропустит произведение чужого. Будь он хоть трижды гениален... Для издания своих произведений надо искать богатых людей, а они не очень охотно дают деньги на искусство...».
Да, Николай Мельников был далек от когорты горластых певцов сомнительных либеральных западных «общечеловеческих ценностей», он не мог входить по своим ясным взглядам на судьбу своего народа и своей Родины в их тесные веселые тусовки. За ним не стояли богатые спонсоры с толстыми кошельками, готовые не поскупиться на искусство. Не было среди его друзей и влиятельных особ из мира политики и культуры. Поэтому неудивительно, что только незначительная часть его произведений дошла до читателя в газетных и журнальных публикациях. При жизни Николая Мельникова издавались мизерным тиражом тоненькие сборники его стихов и поэмы «Русский крест».
Осенью 2003 года судьба привела Николая в Оптину Пустынь. Схиигумен обители старец Илий, ставший его большим другом, благословил поэму «Русский крест» и дал ей свое предисловие, в котором говорится: «...дорога поисков силы и смысла жизни изложена в замечательной поэме «Русский Крест», написанной светлым и певучим языком. И не следует рассматривать эту поэму, как историю жизни русской деревни. Это жизнь всех нас, погибающих в безверии, и из руин возрождающихся. Нет, мы не можем умереть - мы такой народ - русский, те, кто живёт на этой чудесной земле». С тех пор поездки Николая в эту обитель стали частыми, а три последних месяца своей жизни он жил почти безвыездно в соседнем с Оптиной Пустынью Козельске. По воспоминаниям его близкого друга художника Игоря Сушенка: «Он очень хотел снять художественный фильм по поэме «Русский крест». Уже писал сценарий и должен был сыграть главную роль. Да и кто бы сыграл лучше него! Скольким бы людям затронул душу этот фильм. Уже шли переговоры о возможном финансировании...».
Последние месяцы своей жизни Николай Мельников участвовал в съёмках фильма о героических псковских десантниках «За други своя». Кинофильм по его сценарию завершили уже его товарищи. Сменилось лишь первоначальное название. В прокат картина о чеченской войне пошла как «Русская жертва».
24 мая 2006 года Николай Мельников был найден мёртвым на автобусной остановке в Козельске. Он сидел на скамейке с широко открытыми глазами. Видимых ран на нём обнаружено не было. Не было также ни денег, ни документов, ни мобильного телефона. Только в кармане куртки обнаружили удостоверение члена Союза писателей России. Официальная причина смерти - сердечная недостаточность. Задолго до своей кончины поэт оставил стихотворение «Просьба», в которой предсказывал свое будущее:
«...Будет путь у души, а чужое, холодное тело
Повезут из Москвы в те глухие, лесные края,
Где заросший погост утопает в черёмухе белой,
Где родные лежат, где с родными останусь и я...».
Похоронен Николай Мельников, согласно его завещанию, на скромном сельском кладбище в селе Лысые под простым деревянным православным русским крестом, о котором он много писал и который прославлял при жизни.
В его гибели, как многие считают, много таинственного и запутанного. Предчувствия своей короткой жизни Николай высказал в этих строках:
«...На мне стоит клеймо поэта,
А у поэта на Руси -
Так довелось - недолги лета.
Мне тридцать. Господи, спаси!..
Поэтов нагло убивали
Во все века, и всякий раз
Убийц на волю отпускали -
Другим поэтам напоказ!».
Как уж издавна повелось на Руси, только после безвременного ухода поэта его сочинения начинают привлекать больше внимания, чем при жизни, да и многих поэтов признавали гениальными только после их смерти. Набирает популярность и творчество Николая Мельникова. То в одном, то в другом издательстве выходят из печати его известная поэма «Русский крест», стихи и повести. Вечера памяти поэта собирают сотни и сотни его почитателей и в маленьком районом городке Злынка, и в областном Брянске, и в обеих российских столицах в Москве и Петербурге. Стихи Николая Мельникова и передачи о нем нередко звучат на православных радиостанциях. Его личности и произведениям посвящены интернетовские сайты. Память о нем живет, хоть и не так широко, как всё же хотелось бы. Но радует то, что все же с каждым годом все больше и больше наших соотечественников осознают, какого сына потеряла Россия.
Лауреат литературной премии имени А.Фатьянова, член Союза писателей России Николай Мельников был человеком с большой буквы, слова и мысли которого были обращены к современной России, к нынешним поколениям россиян. Когда в 1995 году Мельникова принимали в Союз писателей России поэт Сергей Михалков и председатель комиссии Союза Валерий Ганичев не случайно назвали его стихотворение «Поставьте памятник деревне» хрестоматийным произведением. Эти слова оказались пророческими. Известные стихотворения Николая Мельникова «Поставьте памятник деревне» и «Гражданину» сегодня вошли в «Антологию русской поэзии ХХ века» - собрание произведений лучших поэтов современности, составленное коллективом авторов под руководством В.Кострова.
Николай Мельников верил в русский народ, в его духовные и творческие силы. Пронзительность его стихов, его боль за поруганное Отечество и, в то же время, вера в «праведность судьбы» никого не может оставить равнодушным.
«..При чтении «Русского Креста» невольно наворачиваются слёзы. Это плачет душа. Поражает в самое сердце простота и глубина слова, оно зовёт и вдохновляет. Россия просыпается, прозревает - потому что плачет душа слезами покаяния...» (Вадим Цыганов, поэт, художник).
«Верой, надеждой и любовью было пронизано все творчество Николая. Он мечтал о возрождении духовности в русском народе, возвращении его к своим православным корням». (Александр Михайлов, народный артист России, актёр).
«Его слог кажется простым, как детский стих, но каждое слово ранит, каждое слово доносит, оно заставляет задуматься и осознать свою роль в современном обществе, переосмыслить ее, а, возможно, и обрести», - говорят о Николае Мельникове почитатели его таланта.
Николай во многих стихах подчёркивал, что главный стержень, главный нерв русского народа - Вера Православная. Он сам стремился к Богу, выступал за возрождение жизни на христианских началах любви и милосердия.
«Есть Вера, Бог, Отечество и ты!» - эти слова Николая Мельникова являются не только сутью его творчества, но и смыслом всей жизни поэта - его завещанием своим согражданам.
Владимир Федорович Комовский, март 2016 года