Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал распространение неоязычества «одной из главных угроз XXI века, сопоставимых с терроризмом и другими губительными явлениями современности». В связи с этим «Круг языческой традиции» опубликовал протест «о недопустимости заявлений, задевающих честь и достоинство современных язычников и нарушающих законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О противодействии экстремистской деятельности»«. Специалисты Русской Православной Церкви отмечают ненаучность подхода родноверов к реконструкции древнеславянских верований. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 2009 г. заявил, что «дьявол являлся народам различным образом - например, через языческих богов». Также он назвал язычество «заблуждением, через которое люди бессознательно и неразумно поклоняются тёмной силе».[1]
Отметим, что духовная преемственность как таковая тесно связана с духовной законностью, однако практически все неоязыческие направления утеряли ее и лишились конкретной сакральной связи с древним язычеством.
Неоязычество воссоздается, выдумывается под влиянием многих субъективных (к примеру, духовных и психических болезней), однако зачастую и объективных, факторов (в частности, геополитических). Особенно сильно влияние на российское неоязычество из-за рубежа. Известны основные центры влияния на Россию зарубежного неоязычества и язычества, тут и «западные», и «восточные», американские, африканские, азиатские.
Светские религиоведы отмечают, что термин «неоязычество» употребляется в основном христианами, сами неоязычники воспринимают это слово с неприязнью и предпочитают названия: «Родноверие», «Традиция», «современное язычество», «неоведизм». Идеологи межнационального неоязычества, как правило, не скрывают синкретический характер своих учений, хотя и возводят их основы к неким традициям, корни которых ищутся в давно минувшем.
В России громко заявляет себя тип неоязычества, основанный на вольной и спекулятивной реконструкции дохристианских славянских верований - родноверие. Оно не имеет единой организационной структуры и подразделяется на много организаций и групп, взгляды которых существенно различаются. Большая часть родноверов аполитична, но некоторые выбрали ультраправые позиции, провозглашают избранность славян, участвуют в Русских маршах для подъема национального духа своего рода. Одно из направлений родноверия - инглиизм и ещё несколько мелких родноверческих организаций признаны экстремистскими. Скажем, в начале августа сотрудники краевых ГУ МВД и УФСБ по Ставропольскому краю задержали членов религиозной секты неоязычников-инглингов. У них была изъята запрещенные литература, аудио- и видеопродукция. По этому факту возбуждены два уголовных дела в отношении пяти задержанных по ст.282 УК России (возбуждение ненависти и вражды). Членами этой организации, основанной в 1992 году в Омске неким Александром Хинкевичем, распространялась экстремистская идеология «Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов» в основе которой лежит теория о расовом превосходстве, использовалась нацистская символика.
Приводим, для уточнения, еще определение язычества, принятое в светском религиоведении (близкое к типичному варианту): «Язычество - политеистические религии вообще:
- Религиозные системы, верования, обряды и праздники (анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.) народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассиро-вавилонян, греков, римлян, кельтов, скандинавов, тюрок, славян и т.д.
- Обозначение всех других религий, кроме христианства, ислама и иудаизма. Тогда к язычеству относят индуизм, брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм и др.
- Новые религиозные движения неоязыческого толка, воссоздающие дохристианские обряды и верования различных народов (родноверие, ромува, асатру, викка, сейд и т.п.).
- В христианском понимании - поклонение творению (созданию), а не Творцу (Создателю), то есть почитание или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме единого Бога. В этом значении термин «язычество» предстает как синоним термина «идолопоклонство».
По нашему мнению[2], одним из весомых признаков язычества и неоязычества, по существу отличающим их от христианства, можно назвать статус, значимость человека как такового. Если язычество считает человека всегда частью чего-либо (рода, племени, общины, полиса), то христианство ставит его, как личность, как созданного по образу Божьему, на уровень Бога. Именно данное отличие привело при зарождении христианства к резкому сокращению распространения рабства и появлению фундаментального международного правового принципа о правах и свободе человека.
Существенным свойством как язычества, так и неоязычества следует назвать симметричный, равносильный дуализм их духовных, нравственных и любых иных признаков. Всегда «+» и «- » , поэтому, в суммарном итоге, всегда «0». Это напрямую следует из их моделей Вселенной, материи, пространства, времени и т.п. Для них Вселенная в целом замкнута, хотя в некоторых неоязыческих учениях модель ее структуры может содержать и множество так или иначе взаимодействующих иерархичных миров. Отказываясь от признания Бога - Истины и Любви, находящегося сверх всего материального (тварного) бытия, они неизбежно попадают в плен дуализма, строгой симметрии и повторяющихся вселенских мега-циклов времени, как колебаний гигантского маятника.
Необходимо отметить, что древнее язычество внесло свою лепту в формирование культуры многих народов, в подготовку условий для прихода христианства. Велик вклад греческой языческой культуры в преддверие христианства. Греческая философия показала несостоятельность языческих верований и развенчала все политеистические устремления. Эллинизм обнаружил и обосновал недостаточность философии и языческой мистики для удовлетворения высших духовных потребностей людей. Обнажилась немощность человеческого рассудка и политеизма. Греки создали духовные и интеллектуальные предпосылки для принятия абсолютных истин христианства.[3]
Несмотря на внешнюю пестроту вероучений, фактически любая форма неоязычества складывается из трех центральных компонентов: язычества (в той или иной попытке реконструкции и подражания), лженауки и сатанизма.
Ключевые особенности неоязыческой лженауки следующие: использование малоизвестных наукоподобных терминов; спекуляции на таинственности и секретности; отвержение преемственности и системности научных знаний; сенсации в СМИ при непризнании в научной среде; и, что для нас значимо, опора на оккультную, демоническую и эзотерическую духовность (то есть - неоязыческую).
Весьма любят неоязычники «теорию эволюции». Однако «знание надмевает», а полузнания еще более... (1 Кор. 8. 1-3.). Сторонники эволюции нахватались того и, гораздо более, другого... Известно изобилие фактов, свидетельствующих не просто об отсутствии эволюции, но об её невозможности. Спекулятивные гипотезы, гордо именуемые «Теория эволюции и макроэволюции» в целом никак не объясняют исключительно сложные и удивительно целесообразные процессы во Вселенной, в биосфере, внутри организмов, а также межвидовые, внутривидовые и генетические взаимоотношения организмов в Природе.[4] Хотя, конечно, указанные гипотезы при спекулятивном поиске, находят то или иное «подтверждение» при обязательном игнорировании «неудобных» фактов. Так называемая «Теория эволюции» возникла вовсе не как плод серьезных и системных научных исследований, а как заказная спекулятивная конструкция, основанная на неоязыческих воззрениях.
И здесь обнаруживает себя крайняя степень духовно-нравственной деградации язычества - сатанизм. Сатанизм есть особая деструктивная разновидность язычества и неоязычества. Приметы сатанистских культов и их адептов: главный признак - сатанистские вероучения считают, что объект их служения является основной причиной зла и смерти. Некоторые сатанистские секты признают добро, но как некую сущность, подчиненную или равноценную злу. Поэтому сатанисты поклоняются и служат злу и, что особенно для них характерно, ненавидят Православие, негативно относятся к созидательным религиям. Весьма негативное отношение к Православию - характерная особенность любых форм демонизма, включая и языческих, и неоязыческих.
Большая часть сатанистов чтит реинкарнацию, чем оправдывает свои изуверства. Отмечены и якобы благопристойные демонические культы. Тем не менее, и у них объект служения считается высшим источником зла и смерти (иногда вместе с добром и жизнью). Здесь сатанизм смыкается с другими составляющими неоязычества: оккультно-мистическим течениями и неовосточными культами.
Православная энциклопедия «Древо» приводит следующее определение язычества[5]: «Язычество очень неоднородно по форме. Существует множество его видов: магия, шаманство, все политеистические религии, сатанизм, атеизм, лженаука, материализм и др. Однако есть признаки, наиболее характерные для большинства из них: натурализм, идолопоклонство, магизм, мистицизм».
Приводим еще православное точное и поучительное для нас определение язычества: «Язычество по форме - обожествление тварных объектов, по сущности - демонопоклонничество. В широком смысле язычеством может быть не только вид религиозного мировосприятия, но и уровень нравственной жизни, качество отношения к духовному миру. Человек может декларировать себя христианином, а в практической жизни быть фактическим язычником, например, прибегая к оккультизму, веря в астрологию. Язычеством становится и просто признание первичными ценностями благ этого мира, земного успеха, чувственных наслаждений. Можно сказать, что язычество - это состояние души, лишённой Богообщения»[6].
Указанная здесь лишённость Богообщения и есть главная причина деструктивности неоязычества при, зачастую, внешней чувственной (страстной) привлекательности. Без Богообщения люди погружаются в воображаемую, иллюзорную, виртуальную духовную трясину. А это и есть ловушка демонизма.
С этой стороны значимо содержание неоязыческой инициации - обряда, знаменующего переход (ритуал) индивидуума на новую ступень духовного развития в рамках мистического сообщества. Она утверждает мистическое призвание.
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, кандидат юридических наук, представитель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, доцент Академии управления МВД России, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, академик Всемирной академии наук Комплексной безопасности, полковник внутренней службы в отставке
(Продолжение следует)
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%E7%FB%F7%E5%F1%F2%E2%EE
[2] Хвыля-Олинтер А.И., свящ., к.ю.н. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. - М., «Даръ», 2008; Хвыля-Олинтер А.И., свящ., к.ю.н. Духовно-религиозные основания национальной безопасности России. - М., Академия управления МВД РФ, 2012. (http://www.golden-ship.ru/load/kh/khvylja_olinter_a_i/311).
[3] Например: книга "Бытие - имя - космос" из серии Лосев А. Ф. Собрание сочинений в 9-и томах
[4] Хвыля-Олинтер А.И., свящ., к.ю.н. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. - М., «Даръ», 2008; Хвыля-Олинтер А.И., свящ., к.ю.н. Духовно-религиозные основания национальной безопасности России. - М., Академия управления МВД РФ, 2012. (http://www.golden-ship.ru/load/kh/khvylja_olinter_a_i/311).
[5] http://drevo-info.ru/articles/5627.html
[6] http://azbyka.ru/dictionary/27/yazychestvo-all.shtml