Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного
Прп.Амвросий Оптинский
Современный человек как никогда прежде ощущает, что он стоит на краю двух бездн, о которых говорил Паскаль - бытия и небытия, бесконечности вселенной и микрокосма. Знание этих бездн, ощущение их, раньше открытое только ученым, мыслителям, теперь стало достоянием всех, переживанием души почти обыденным и раздирающим ее. Зев Космоса открылся у самого лица - космонавты выходят на порог неподвластной осмыслению бесконечности, но и внутри человека - тоже бесконечность. Скрытая прежде под покровом телесности она теперь явила себя в открытиях физиков, микробиологов, генетиков, компьютерных технологиях... Напряжение в точке соприкосновения этих бездн - человеческом сознании - нарастает и действует на разрыв. Потому что человек понимает, что эти бесконечности не принадлежат ему, не он их хозяин, но он поставлен в точку их соприкосновения и он их осознает.
Но не только в материальном мире... Вглядываясь в свою душу, человек и в ней видит калейдоскоп дробящихся взаимных отражений. Исследования, умственные построения, в которые бросается человек, потерявший веру, напоминают бесконечную спираль, они все глубже увлекают душу в ее воронку, в дурную бесконечность. Соблазн сложностью стал целью и методом современной культуры: вместо красоты образа Божьего - сложность, игра осколками - вместо живой гармонии. Сложность представили как достоинство, возвышающее человека, лесть врага струится, как шелковая подкладка его плаща. Соблазненная душа пытается найти объяснение своих страданий, радостей, стремлений в учениях философов, экзистенциальных психологов и просто психологов, психиатров... И чем глубже, тем меньше надежды вырваться на поверхность к свету, как нет надежды у неопытного ныряльщика, затянутого в глубину. На этой глубине происходит расчеловечивание - виртуализация жизни, то, что сегодня на устах всех. В ее темных лабиринтах уже не нужен здоровый человек, так, наиболее эффективными разработчиками программ-вирусов считаются люди, больные аутизмом.
Но... Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси (Пс.138:8). Господь наш - Творец и Дирижер музыки космических сфер, но и в аду нашем Он стоит рядом с нами посреди вихрей и волн, но при этом вне их, и рядом с Ним - тишь.
В Евангелии, которым говорит с нами Бог - притчами, заповедями, обетами - нет и следа психологии, к которой так привыкли мы, воспитанные не Книгой книг, а искусством - изощренным и соблазнительным. Там все иначе. Такое впечатление, что то, с чем мы приходим к Творцу всяческих, лелеемая нами сложность, утонченность - предмет тайного превосходства - не нужны и неинтересны Ему. Аще кто грядет по Мне и не возненавидит... душу свою, не может быть Мой ученик (Лк.14,26). Свойство Его - простота, не-сложность, единство: Троице простая, нераздельная, единосущная, и естество едино (Великий Канон). Душа человека современной постхристианской цивилизации и культуры - это душа бесноватого, в которой легион бесов празднуют сложность и умножают ее, превращая в хаос. В дом, в котором нет Бога, приходит тот, имя кому легион. Разное, на разные голоса кричат они и бьются о камни безнадежности. Исцеленная душа - смиренно сидит у ног Господа. Бесы гордости, разврата, неверия изгнаны, морок рассеялся, и в нее брошено зерно -кристалл, которому надлежит вырасти в драгоценный камень. Нам долгий труд - раздробленную груду превратить в чистую, прозрачную для света цельность. Кристалл всегда един - крошечный или большой, в благоприятной среде он растет, сохраняя неизменным свое естество. Чем он чище, чем меньше в нем примесей - тем прекрасней и драгоценней. Исцеление - возвращение цельности - это удаление из нее всего, что не от Бога, средства лечения, очищения - заповеди Божии. Господь наш Единый, исцеляя бесноватых, освобождая окованных, ведет их к совершенной жизни, обетованной в Заповедях Блаженств. Их девять, но это не множество, это единство граней одного бриллианта совершенной в Боге души. В этих гранях играет немерцающий свет Истины, Жизни вечной. Радость ваша будет совершенна (Ин.15,11).
Во времена расцвета старчества в России гениальные писатели и философы, непревзойденные портретисты душ смиренно ездили в монастыри. Там отлетали заблужденья с измученной души, там они видели истинных художников, запечатлевших в своих душах образ Божий. Ибо свят еси и во святых почиваеши (возглас на всенощной). Писатели исследовали человека в стихиях мира сего, а святые всегда видят нас по благодати Божией, потому что они в Боге и Бог в них; они един дух с Господем (1 Кор. 6, 17). И властители умов мирских смиренно склоняли головы перед тихими монахами, из кристально-чистых душ которых изливалась на мир любовь, рожденная Единой, Нераздельной и Вечной Любовью.
1. Re: Вернуть цельность...