О духовном содержании народного почитания Святых Царственных Мучеников и о сатанинских кознях
24 Сентября 2015 года на радио «Русской Народной Линии» в прямом эфире состоялась беседа православного обозревателя Виктора Саулкина и нашего постоянного автора Леонида Болотина. Участники передачи, получив расшифровку беседы, решили доработать её для текстовой публикации и дополнить рядом документальных примечаний.
Миссия Преподобного Серафима Саровского в прославлении Святых Царственных Страстотерпцев
В.Саулкин: Добрый вечер, дорогие слушатели радио «Русской Народной Линии». У микрофона Виктор Саулкин. Сегодня в нашей студии Леонид Евгеньевич Болотин, и тема нашей беседы сегодня - история удивительной фальсификации ХХ века. Теперь эта фальсификация уже перешла в XXI век - это история «екатеринбургских останков», попытки выдать «екатеринбургские останки» за Святые Мощи Царственных Мучеников. Леонид Евгеньевич Болотин, известный православный историк и журналист, который много лет занимался Царским Делом, историей «екатеринбургских останков» и попыток обретения подлинных Мощей Царственных Мучеников[1]. Сегодня мы говорим об этом, потому, что правда, или ложь о «екатеринбургских останках» будет определять жизнь страны в ближайшие десятилетия, хотя многие наши не воцерковленные соотечественники об этом не задумываются. Леонид Евгеньевич, мы видим невероятной мощи информационную кампанию, развернутую вновь почти через 20 лет после того, как мы с тобой начали активно участвовать в полемике о том, являются ли «екатеринбургские останки мощами святой Царской Семьи. К 1998 году казалось, что все уже решено. В Октябре 1995 года были сформулированы десять вопросов, которые Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода передали в государственную комиссию по захоронению Царской Семьи и Их слуг, и эти вопросы были признаны госкомиссией Ю.Ярова как совершенно справедливые и уже от имени Госкомиссии были переданы в Генпрокуратуру РФ. Святейший Патриарх Алексий уже в Июле 1997 года твердо сказал: пока мы не получим ответы на данные десять вопросов, Церковь не станет признавать эти останки Мощами Святых Царственных Мучеников. Через столько лет впечатление дежавю, как будто мы вновь попали в это информационное болото, полностью повторяются события 20-летней давности. Леонид Евгеньевич, может будет говорить более академично, деликатно, а я, уж простите, скажу, дорогие слушатели откровенно: такое впечатление, что некие жулики, наперсточники, аферисты, с которыми православная общественность столкнулась в 1990-е годы, вновь пытаются обрушить на общество этот свой, как принято говорить, информационный продукт и заставить новое поколение иерархов и церковного народа поверить в эту фальсификацию.
Л.Болотин: Добрый вечер, дорогие. Благодарю Русскую Народную Линию и Виктора Александровича Саулкина за то, что пригласили меня для беседы с вами, для рассказа о Царском Деле. Для меня оно началось с конца 1988 года, когда впервые от своих друзей-журналистов, которые сотрудничали с новым журналом «Родина», услышал о том, что якобы существует могила Царской Семьи, что какой-то милиционер будто бы нашел её. Еще я не знал, что это был Гелий Рябов. И вот в Апреле-Мае 1989 года появляются эти знаменитые тогда публикации Гелия Рябова, Эдварда Радзинского и еще советского историка Генриха Иоффе. И для большинства соотечественников все это было такой, ну как бы сказать, неожиданностью.
Я стал интересоваться убийством Царской Семьи где-то еще с 1986 года и уже успел прочитать и книги М.К.Дитерихса, Н.А.Соколова, Роберта Вильтона, до этого я читал и Марка Касвинова «23 ступеньки вниз», чуть позже - в 1989 году в моих руках уже побывал том Николая Росса, где в значительной степени были опубликованы многие документы из следственного дела Н.А.Соколова. И в связи с новыми публикациями Рябова - Иоффе - Радзинского у меня возникло ощущение подлога, ощущение какой-то подмены именно ритуального, религиозно-мистического характера.
Тогда в России - в Российской Федерации, в СССР - широко ещё не было речи о прославлении Царственных Мучеников. Они были прославлены только в Зарубежной Церкви, и в Сербской эмигрантской ветви Церкви было Их почитание как Святых Царственных Мучеников. Но мы все прекрасно понимали, что прославление Царственных Мучеников на Русской Земле непременно произойдет, это только дело времени. Более того, мы уже тогда, в 1988-1989 годах совместно с соратниками начали сбор подписей под обращениями к Патриархам - сначала к Пимену, а потом Алексию II, о том, чтобы Царскую Семью прославили у нас.
Ещё только начинался массовый подъем за прославление, за канонизацию Царской Семьи, который вообще был связан в конце 1980-х - начале 1990-х с духовным подъемом миллионов русских людей, еще недавних, если не атеистов, то бытовых агностиков, которые недавно ещё гадали, то ли есть Бог, то ли Его нет... И вдруг они обратились к Церкви! И одним из первых Святых, который в этом обращении их поддерживал, был Преподобный Серафим Саровский, самый массово почитаемый неофитами Святой. Именно Батюшка Серафим многих обращал, в том числе и меня.
У меня такое окончательное обращение произошло в Апреле 1986 года в Дивеево, когда у меня был большой интерес к вере, было доверие к Церкви, я уже проходил Таинство Исповеди, причащался, но сама настоящая перемена сознания (метанойя, в переводе с греческого - покаяние) произошла именно в Дивеево у Матушки Фроси[2], когда я приложился к Святыням Преподобного Серафима. Случилось такое за несколько дней до Чернобыльской катастрофы, которая произошла 26 Апреля. Нами, кто участвовал в том паломничестве - Андреем Щедриным, Кириллом Некрасовым, Валерием Архиповым, Андреем Тамонтьевым (уже почившим), Чернобыль, как явное начало апокалиптических событий, явление Звезды Полынь, было воспринято очень спокойно, именно по-христиански: мы ведь ждем не конца света, мы ждем не каких-то катастроф, которые, конечно, неизбежны, а мы ждем Второго Пришествия Христа и Его Святых, объединения Церкви земной и Небесной в результате Страшного Суда...
Вся история прославления Преподобного Серафима Саровского в начале ХХ столетия неразрывно была связана с Царской Семьей. После нашей поездки в Дивеево и обращения к материалам прославления Преподобного Серафима, а через Него и к Царственным Святым, в условиях наступающего общенародного духовного подъема у меня и моих соратников возник интерес к цареубийству. И именно поэтому через три года у нас сразу возникло подозрение к публикациям в «Московских Новостях», «Огоньке», в журнале «Родина», которые сообщали, что будто бы существует Царская могила.
В.С.: Леонид Евгеньевич, с Батюшкой Серафимом много было связано в духовной жизни людей в те годы. Я помню случай единственной встречи с Преподобным Серафимом в 1980 году. Удивительное духовное событие в моей жизни[3]. Не буду подробно об этом рассказывать, но могу только подтвердить, что Преподобный Серафим исполнил некую промыслительную, особую миссию в те годы, Своим живым присутствием и в жизни многих людей, и в событиях восьмидесятых - девяностых годов прошлого века. Все верующие чувствовали и особенную связь Преподобного с Царственными Мучениками.
И я очень почитал Государя в те годы, именно с середины восьмидесятых годов у меня возникло совершенно особое почитание Царской Семьи[4]. А где-то в 1988 году от моего знакомого священника, который приехал в Москву, услышал, что он встречался в одной компании с Гелием Рябовым. И когда он сказал о том, что Гелий Рябов якобы обрел Царские Мощи, у меня почему-то возникло какое-то чувство не просто смущения, а недоверия к этому рассказу. Скажут, что это субъективно, и я понимаю, что мои тогдашние чувства не могут быть однозначным свидетельством против подлинности этой «Царской могилы», но такое чувство у меня возникло совершенно определенно! И потом, когда все мы ознакомились в публикации с тем, как якобы обретались Мощи, то само описание больше походило на какое-то гробокопательство, а не на обретение Святых Мощей. Мы знаем из истории Церкви, как обретают Мощи Святых. Все, что тогда Гелий Рябов, а потом Авдонин в многочисленных выступлениях в Москве и в печати нам рассказывали, вызывало недоверие у многих верующих людей.
Причины ритуального подлога
Л.Б.: Такой духовный отклик не хочу сводить к чему-то субъективному, он, скорее, являет собой субъектное качество каждого верующего человека. Именно субъект, именно личность представляет собой целый мiр! Не случайно сатана, искушая Человеческую Природу Иисуса Христа, говорил: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё (Лк. 4, 6-7). Вот цена человеческой души! Она целого земного мiра не стоит! И, естественно, для нас почитание Преподобного Серафима и Царственных Мучеников напрямую было связанно с пророчествами и надеждами на Воскресение России. Если говорить прямо, в этом был сам смысл нашего существования. Мы ведь не просто так вдохновились Их подвигом, а Святые Царственные Мученики для нас освящали путь по жизни, они освящали путь для наших семей, они давали нам образец жизни, образец того, как проходить сквозь всю ложь от мiра сего.
А я тоже сначала просто эмоционально переживал, «субъективно» переживал: «Ну как же так? Царственных Мучеников ведь сожгли? Ведь в следственных материалах это было доказано?!» Недоверие к Рябовской находке, к самим описаниям обстоятельств «обретения» сразу было сильнейшее, именно сначала от сердца.
В тот же период начала массового духовного подъема для многих среди моих знакомых христиан на некоторое время возник соблазн: «Вот, дескать, Царские Мощи нашлись и скоро будет Их прославление...»
После Апреля в течение 1989 года я ещё не пытался что-то писать о моих опасениях, что православные люди могут поверить в подлог. Полагал, что есть в России или русской эмиграции какие-то другие специалисты, которые обязательно выступят с опровержениями, рассчитывал, что будут публикации, опровергающие находку Гелия Рябова, Авдонина и иже с ними. Дело в том, что мы-то читали эмигрантскую прессу, в Церкви она расходилась, и монархическая «Наша Страна» из Буэнос-Айреса, и периодические издании Свято-Троицкого Джорданвильского монастыря в САСШ... Но в тех изданиях высказывался только некоторый скепсис, а никакого анализа новой версии не было. А я же просто вновь и вновь перечитывал книги Соколова, Диртерихса и Вильтона, и сверх своих чувств постепенно накапливал уже рациональные аргументы.
Мы помним, что тогда было как раз время широкого обращения к архивным материалам. И у меня была возможность обратиться к документам. В 1989 году я много работал с материалами в ЦГАОРе - Центральном архиве октябрьской революции, работал с фондами Царской Семьи, и Государя, и Государыни, и Царевича, и Царевен, и других Императоров. Мы тогда с Валерием Владимировичем Архиповым для общества «Радонеж» готовили выставку «Царский Архив». И хотя вторая часть описи фонда Государя N 601 была в ограниченном доступе, все-таки они не смогли противостоять журналисту и дали мне познакомиться не в читальном зале, а в самом архивном хранилище с материалами второй описи данного фонда. И в том числе я просматривал так называемую записку Юровского, по сути дела записку историка Покровского, поскольку документ был составлен Покровским, а в нем были сделаны рукописные пометы разными почерками и приписка, видимо, рукою Юровского.
Сейчас этот архив называется Государственным архивом Российской Федерации. Его возглавляет один из активнейших деятелей из числа тех, кто продвигает версию, что «екатеринбургские останки» якобы принадлежат Царской Семье - Сергей Мироненко. Именно в ГАРФе несколько лет хранились вот эти 100 с небольшим граммов останков двух неизвестных лиц, которые выдаются за останки Царевича Алексия и Царевны Марии.
И только потому, что за весь 1989 год я не увидел никаких публикаций с критикой версии Г.Рябова и иже с ним, в начале 1990 года был вынужден в самиздате выступить со статьей «Подлог», где сопоставлял сведения от Г.Рябова и советской прессы с материалами следствия 1918-1924 годов. И там указывал на вопиющие противоречия.
Надо учитывать, что проблема «екатеринбургских останков» касается не только Российской Федерации. Сейчас об этом идут рекламные сообщения и в североамериканской прессе, и на их телевидении, то же самое происходит и в европейских средствах массовой информации, и в СМИ Австралии, Южной Америки, Азии. И в 1989-1998 годах, и теперь, после учреждения при Правительстве РФ 8 Июля 2015 года межведомственной группы по «дозахоронению», устроители подлога продвигали и продвигают в информационное пространство всей планеты весьма сильными и яркими рекламными приемами свою версию в качестве «единственно верной». Подчеркиваю, что это дезинформационное явление - эта вопиющая со всех углов ложь именно планетарного масштаба. Мы имеем дело с явлением глобального масштаба - со всеобщим апокалиптическим искушением конца времен.
В.С.: Твои слова хотел бы поддержать словами Пьера Жильяра, они для нас сегодня являются сбывающимися пророческими словами. Надо их осмыслить и принять сердцем. Пьер Жильяр, которого поэт Сергей Сергеевич Бехтеев назвал «царским евангелистом», написал: «Государь и Государыня думали, что Они умирают за Россию, а они умирали за все человечество».
Л.Б.: Безусловно!
В.С.: Его слова свидетельствуют, как были связаны судьбы мiра - не только христианской Европы, а вообще судьбы всего мiра: Индии, Китая, Латинской Америки с прославлением и почитанием подвига Святых Царственных Мучеников. Либо христианский мiр еще сам удерживается в истине и тем самым удерживает весь остальной мiр от гибели, либо тайна беззакония торжествует окончательно. И мы это очень ясно и остро понимали, когда молились Царственным Мученикам в 1980-е годы, когда еще казалась почти непоколебимой советская власть. И поэтому я, Леонид Евгеньевич, дорогие слушатели, хотел бы обратить ваше внимание, что для нас очень важна и сегодня остается очень важной истина о подлинности Царских Мощей. Никогда я не поверю, что теми, кто ненавидит историческую Россию, теми, кто ненавидит русскую историю, Царственных Мучеников, вроде Радзинского или Немцова, что этими нечистыми руками были обретены Святые Мощи. Кто эти люди? Это же персоны, которые воплощают обрушившуюся на нас, на всю страну либеральную ложь. Скажем так о них: потомки цареубийц, потомки изуверов, которые убивали Царскую Семью, прямые наследники цареубийц.
Л.Б.: Таков характер их безбожной власти, которая наступила после Февраля 1917 года, он связан с этой ложью, потому что ритуальное убийство Государя и Семьи, конечно, подготавливалось и осуществлялось заранее, до 4/17 Июля 1918 года. Его начало можно отнести, ну, скажем, и к речи в Думе, когда Государыня была оболгана осенью 1916 года, и к ритуальному убийству Григория Ефимовича Распутина - Царского Друга. Потом после февральско-мартовской революции было сожжение останков Григория Ефимовича. Всё этомистически определялось именно тогда. Но сатанинский ритуал не закончился цареубийством, ритуальное, религиозно-мистическое действие не закончилось 17 Июля, оно продолжалось в Алапаевске ритуальным убийством Членов Императорской Фамилии и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, Преподобномученицы, инокини Варвары. Потом в Январе 1919 года в Петропавловской крепости так же для решения ритуальных духовно-мистических задач были убиты другие Великие Князья. И это действие продолжалось вплоть до отхода Белых войск из Екатеринбурга, когда, собственно, в конце лета - начале осени 1919 года и был создан вот этот подложный могильник. Ритуальщики через своих агентов тщательно следили за ходом следствия Соколова и Дитерихса по цареубийству, и они понимали, что ритуальный характер цареубийства начинает вскрываться, что факты сожжения Царских останков в Ганиной Яме, увоза Глав Царственных Мучеников следствием убедительно устанавливаются. Пускай эта версия не была жестко задокументирована всесторонне, но это была совершенно основательная версия, обоснованная множеством прямых и косвенных улик, свидетельств и материалов. Для сокрытия таких ритуальных действий и создавался подложный могильник: тела жертв никто не сжигал, Главы никуда не увозили!
Совсем не случайно один из цареубийц Ермаков сфотографировался ранней осенью 1919 года, как раз стоя на мостике из шпал в Поросенковом Логе. Очевидно, что Ермаков был не только прямым участником цареубийства, но и непосредственным исполнителем подлога с «екатеринбургскими останками». Данный подлог имеет долгую историю. К этому подлогу привлекли в какой-то момент и поэта В.В.Маяковского. А потом он неожиданно вдруг на Лубянке «покончил самоубийством» вскоре после того, как побывал под Свердловском и познакомился не только с могильником в Поросенковом Логе, но и с Ганиной Ямой[5].
Нынешнее действо напрямую связано с фальшивым и давно протухшим информационным блюдом. И вот им пытаются накормить нас всех, вновь побрызгав каким-то дезодорантом, покрасив какими-то пищевыми красителями. Но результат принятия этого блюда - это отравление всенародного масштаба, шире - масштаба вселенского.
В.С.: Нам очень важно указать на то, что вся эта ритуальщина завязана не только на сам момент цареубийства и относится не только ко времени Июля 1918 года. Многие этого пока не понимают. На самом деле мы должны понимать, что в ритуальном убийстве Царской Семьи, как и в изуверном убиении Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского, и всех других ритуально убитых Святых, огромное значение имеют ложь и клевета.
Л.Б.: Первостепенное! Сам сатана и есть отец лжи: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ((Ин. 5, 44). Главное его действие - ложь, именно ложью он губит людские души - закрывает им путь к Жизни Вечной.
В.С.: В самом деле, Царственных Мучеников начинали убивать ложью и клеветой задолго до Ипатьевского дома, задолго до Екатеринбургской Голгофы. И сегодня вновь продолжаются эта ритуальная ложь... А в чем смысл данной лжи? Об этом очень хорошо писал одесский священник, постоянный автор Русской Народной Линии, отец Георгий Городенцев.
Л.Б.: Прекрасная работа! К сожалению, одно из последних её бумажных изданий вышло ещё в 2001 году, но её текст можно найти на православных сайтах.
В.С.: Его знаменитая брошюрка, опубликованная «Русским Вестником», впервые вышедшая в годы прежнего разгула лжи, очень многое раскрывает: когда люди верят в ритуальную ложь, ложь и клевета повязывают людей, лишают воли, делают беззащитными перед воинственным злом.
Л.Б.: Свободную волю не только людей вообще, но и христиан совершенно связывают, и даже верующие люди становятся духовно беззащитными.
В.С.: Волю людей связывают именно ложью! На радио «Радонеж» недавно мне пришлось участвовать в круглом столе, в котором участвовали Виктор Аксючиц, Петр Мультатули. А вел его Евгений Никифоров. И Виктор Аксючиц спрашивал нас: «А зачем это надо комиссии, устраивать фальсификацию?» Уверял, что никто не желал устраивать подлог с «екатеринбургскими останками». Отвечаю ему: «Виктор, как зачем это нужно? Ваша госкомиссия комиссия «навсегда» сняла вопрос о ритуальном убийстве. А как вы могли снять этот вопрос, когда то, что было совершенно именно ритуальное злодеяние, доказывается следователем Н.А.Соколовым. Вы же утверждаете: никакого ритуального убийства нет. Это и есть сокрытие правды о страшном ритуальном убиении Помазанника Божия, убиении Главы Русского народа. То есть из-за этой лжи народ не сможет осознать, что же именно произошло тогда 17 июля 1918 года».
Л.Б.: Очень важный момент для понимания смысла ритуала. У нас зачастую ритуал, разные магические действия, сама магия представляются по таким сказочным фильмам, картинкам, где магические действия изображаются какими-то «фейерверками», в виде вибрации меняющихся образов, заменой одних предметов другими и другими эффектными «чудесами». На самом деле Христианство показывает, что самый реалистический взгляд на мiр, на действительность суть христианский взгляд! Божьи чудеса сходят как роса на руно, тихо и просто, как бы в Чине Естества вдруг происходит какое-то небывалое изменение. Так и магические действия чаще всего связаны с магией слова, там нет никаких ни фейерверков, ни ярких знамений, а смысл только в том, чтобы связать свободу воли христианина, через ложь связать свободу воли православного народа. Настоящие, реальные маги своим ритуальным действием сознание христиан не только повергают в ложный взгляд на действительность, а стараются сделать их сопричастными этой лжи, сделать соучастниками лжи.
Почему от нас так настойчиво требуют признания «екатеринбургских останков» в качестве Царских Мощей? Мало того, примерно с 1994 года современные устроители подлога нас стали упрекать в том, что своим непризнанием мы якобы глумимся над памятью Святых Царственных Мучеников. Лукавство просто «феноменальное»!
Все мы, кто вплотную публично занимается вопросом «екатеринбургских останков» с самого начала, кстати, никогда не хулили останки, найденные в Поросенковом Логе. Среди великого множества православных были, конечно, отдельные ревнители не по разуму, которые сами не занимались детальным изучением вопроса и начинали публично высказывать подозрения: вот, нас хотят заставить поклоняться неизвестно кому, дескать, может быть, даже и останкам не христиан, а, например, иудеев... Но для нас совершенно определенно ясно, что это останки людей, принявших мученическую кончину именно за Царскую Семью.
В.С.: Судя по всему, во всяком случае, по антропологическим данным, это русские люди.
Л.Б.: Да, это представители иафетической расы, русской расы, несомненно - христиане. Мы внимательно следили за этим процессом, и возникшие было такие резкие выражения у некоторых наших соратников, такое отношение к «екатеринбургским останкам» мы быстро общими усилиями погасили. Мы с большим почтением относимся и к тем останкам, которые захоронили в Петропавловском соборе, и к тем, которые до недавнего момента находились в Государственном архиве РФ. Кстати, в этом мы также видим какую-то форму глумления над останками неизвестных христиан. Когда следствие в 2008 году зашло в тупик, могли хотя бы на хранение передать в действующий храм, который находится под официальной государственной опекой. Ну, скажем, в тот же храм Святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Третьяковской галерее - храм, где хранится величайшая святыня - Икона Божией Матери «Владимирская», где есть круглосуточная госохрана, и в то же время - это пространство действующего храма. Но мы уж на таких «мелочах» сейчас политически заострять внимание не будем. Хотя это совсем не мелочи для христианской страны - такое действительно глумливое отношение к останкам. Помнится, и Павел Иванов предыдущие останки таскал в спортивной сумке по всему мiру, и мы уже тогда указывали на это как на действительное, нарочитое глумление нехристя над останками неизвестных христиан.
В.С.: Вместе с Соловьевым они широко оповещали об этом.
Л.Б.: Вот именно - вместе с прокурором-криминалистом Соловьевым. Теперь они извозмущались: как же так, вот останки людей у нас в сейфе хранятся! Да кто вас заставлял эти останки несчастных людей хранить в сейфе?! Мы как раз относимся к ним с благоговением. Но сам факт подлога в таком виде, что неизвестные останки выдаются за Святые Мощи Святых Царственных Мучеников, столь почитаемых всеми православными во всем мiре, для нас категорически неприемлем. Да не только православные почитают Царственных Мучеников. Некоторые представители христиан других деноминаций тоже почитают их. Мне известны многие свидетельства, когда инославные христиане из протестантов или из католиков обращались за духовной помощью к Царю. Особенно это характерно для таких простых народов, как в Латинской Америке, католиков Индии, католиков Африки. Они особых вероисповедных различий с нами не видят, и они, в общем-то, может быть, католицизм-то исповедуют в силу каких-то исторических обстоятельств. Но это факт, они почитают Царскую Семью и Царя как Святых. А если и для тех инославных простецов совершается подлог с Мощами, то ложь духовно возводится уже в куб, не просто ложь в квадрате, а ложь в кубе!
Окончание следует
Фотографии:
1. Прибытие Мощей Преподобного Серафима Саровского в Москву 7 Февраля 1991 года
2-3. Перенесение Мощей Преподобного Серафима Саровского с вокзала в Елоховский Богоявленский собор 7 Февраля 1991 год
4-6. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 23 Сентября 2000 года на молебне у шахты N7 у Ганиной Ямы при закладке монастыря Святых Царственных Страстотерпцев. На первой фотографии запечатлен столп света, который не был видим окружающим во время самого молебна
7-8. Храм Преподобного Серафима Саровского на Ганиной Яме
9. Братия Монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Тут не оговорка В.А.Саулкина о возможности обретения подлинных Святых Мощей Царственных Мучеников. В следствии Н.А.Соколова - М.К.Дитерихса содержатся сведения о том, что после цареубийства из Екатеринбурга в центр были вывезены три больших ящика, где, по версии следствия, могли находиться заспиртованные главы Государя Императора Николая Александровича, а также, возможно, Императрицы Александры Феодоровны и Цесаревича Алексея Николаевича. Об этом же свидетельствовал в своей книге английский журналист Роберт Вильтон, который был официальным участником следствия в качестве фотографа-криминалиста. О существовании вывезенных Царственных Глав были и другие свидетельства 1920-х - 1998 годов. Участники движения православных деятелей 1989-1998 годов за всесторонне расследование цареубийства среди прочих проблем ставили вопрос об установлении достоверности данного факта и последующего извлечения Царственных Глав из Кремлевских тайников для их почитания в качестве подлинных Святых Мощей Царственных Страстотерпцев. До сих пор этот вопрос стоит на повестке дня.
В большой статье православного профессионального историка Сергея Владимировича Фомина «К вопросу о ритуальном характере Екатеринбургского убийства», опубликованной в сборнике «Тайны Коптяковской дороги» (М., 1998), проблеме усекновения Царских Глав посвящено несколько разделов, в частности разделе «Свидетельства усекновения честных Царских Глав» и подразделе «А) Исходившие от следствия и околоследственных кругов» он перечисляет основные аргументы в пользу этой версии: «1. По агентурным данным, сообщенным генерал-лейтенантом М.К.Дитерихсом (1874 - †1937) в своей книге (Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. Тт. 1-2. Владивосток. 1922; 2-е изд. Буэнос-Айрес. 1979; 3-е изд. М. "Скифы". 1991), среди мелких служащих совнаркома (главным образом тех, что приехали вместе с Троцким из Америки) распространились известия о появлении заспиртованных Царских Глав. Один из них, разуверившийся в прочности власти большевиков, потирая руки, говорил: "Ну, теперь во всяком случае жизнь обезпечена: поедем в Америку и будем демонстрировать в кинематографах головы Романовых". 2. Участвовавший в расследовании цареубийства английский журналист Роберт Вильтон (ум. 1925) подтверждает: "У М.К.Дитерихса сложилось убеждение, что Головы Царя, Государыни и Наследника, а может быть, и других членов Царской Семьи были взяты в Москву" (Вильтон Р. Последние дни Романовых. Берлин. "Град Китеж". 1923. С. 80). 3. Следствием Н.А.Соколова (1882 - †1924) определенно установлен факт расчленения тел Царственных узников и оставшихся верных им слуг на руднике в Урочище Четырех Братьев: "Главная цель была уничтожить трупы. Для этого прежде всего нужно было разделить трупы на части, разрезать их. Это делалось на площадке" (Соколов Н.А. Убийство Царской Семьи. М. "Советский писатель". 1990. С. 273). Осколки найденных костей и драгоценностей, зашитых в белье, носили следы воздействия огня и "какого-то агента" (возможно, серной кислоты), а кроме того, подвергались "сильным ударам каким-либо тяжелым" или "острорежущим предметом" (с. 266-273). Находки упомянутых осколков весьма ценных драгоценностей, которые, если бы жертвы перед сжиганием раздевали, непременно были бы обнаружены; а также нерасстегнутых и неразъединенных крючков, петель и пуговиц одежды (с. 265, 274) свидетельствуют лишь об одном - разрубании тел в одежде. А наличие растопившегося свинца многочисленных пуль (с. 273-274), оставшихся в телах, - о сжигании на кострищах не только одежды (как утверждает современное лжеследствие), но и самих разрубленных сатанистами тел. Кстати, следователь Н.А.Соколов, буквально просеявший всю землю и обнаруживший при этом многочисленные осколки раздробленных и обгорелых костей и обширные сальные массы, не нашел ни одного зуба, ни единого их осколка, а ведь именно зубы, как известно, труднее всего поддаются уничтожению. Кроме того, при расследовании обратили внимание на характер повреждения шнурков нательных икон и медальонов, который мог иметь место при отделении Честных Царских Глав острым режущим или рубящим инструментом. Характер технически грамотного отчленения найденного следствием пальца, а также обнаруженные листочки медицинского справочника говорят о том, что там орудовали далеко не дилетанты. Существенно дополняет это конкретный опыт одного из непосредственных участников цареубийства - П.З.Ермакова (1884-1952): в 1907 г., будучи 23-летним, он по заданию партии убил полицейского агента, а голову отрезал (Лит. Россия. 21.9.1990. С. 18). 4. В 1921 г. в Берлине помогавший следствию Н.А.Соколова капитан Лейб-гвардии Петроградского полка П.П.Булыгин (1896 - † 1936) сообщил автору статьи, появившейся в 1929 г. в парижской газете "Русское время", как "несомненно имевший место" факт, доставку среди вещественных доказательств в Москву в "кожаной сумке" "стеклянной колбы, наполненной красной жидкостью, в которой находилась голова казненного Императора" (Мельгунов С.П. Судьба Императора Николая II после отречения. Историко-критические очерки. Париж. 1951. С. 411)». К этой теме С.В.Фомин возвращался и в статье «Екатеринбургское ритуальное убийство», впервые опубликованной в книге «Россия перед Вторым пришествием. Материалы к очерку Русской эсхатологии. Изд. 3-е, испр. и доп. Сост. С.В. и Т.И. Фомины. Т. II. СПб., Общество Святителя Василия Великого, 1998. С. 662-673, а в сети доступной на сайте Исторического музея «Наша Эпоха». - Л.Б.
[2] Ефросиния Фоминична Лактионова в мiру, а в постриге - Схимонахиня Маргарита, родилась 25 сентября 1899 года под городом Николаевом в крестьянской семье. Евфросиния с 12 лет мечтала поступить в Серафимо-Дивеевский монастырь, когда Ефросинье исполнилось пятнадцать лет игумения Александра (Троковская) приняла её в святую обитель. Матушка прошла в монастыре разные послушания: телятницей, звонарем, церковницей, просфорницей, трудилась на общих послушаниях в Дивееве и Сатисе. После революции монастырь превратили в трудовую артель. В 1925 году Ефросинию постригли в рясофор, оставив прежнее имя. 20 сентября 1927 года, накануне престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, представители власти объявили о закрытии монастыря. В 1937 году многие монахини были арестованы и отправлены в Арзамасскую тюрьму. В лагере под Ташкентом послушнице Ефросинии дали номер 338... Прозорливая Старица Блаженная Мария Ивановна за несколько лет до ареста говорила ей: «Будет, будет вам монастырь... Только называться вы будете не по именам, а по номерам... Вот тебя, Фрося, звать будут триста тридцать восемь». После освобождения матушка поехала домой, позже вернулась в Дивеево, где до 1987 года Матушка Евфросиния жила на Лесной улице в маленьком доме № 16 с Агафьей Никитичной - бывшей благочинной монастыря, прожила она в нем около 40 лет. В этом доме был совершен постриг в мантию девяти Дивеевских сестер, среди них была матушка Евфросиния. Она стала монахиней Марией. 8 Апреля 1984 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена приехал из Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Вонифатий (Потапов) постригать ее в схиму. При постриге в схиму она получила новое имя - Маргарита. Матушка Маргарита была хранительницей Святынь Преподобного Серафима - верижного Креста, поручей, рукавички, чугунка, топорика, которые сейчас хранятся в Троицком соборе монастыря. 30 Июля 1991 года она встречала Святые Мощи Преподобного Серафима. Матушка Маргарита передала свечу Преподобного Серафима (которую Дивеевские сестры хранили, передавая друг другу, почти 158 лет) протодиакону, который вставил ее в свою свечу и с ней встречал мощи Преподобного у Святых ворот обители. В Марте 1992 года матушка Маргарита переехала в южный флигель колокольни, возвращенный обители. 27 Января / 9 Февраля 1997 года в день памяти Новомучеников и Исповедников Российских, в возрасте 97 лет Матушка скончалась. Похоронили Матушку Маргариту за Алтарем Троицкого собора, недалеко от могилок Дивеевских Блаженных.
Задолго до этого Великим Постом в Субботу 12 Апреля 1986 года мне с князем З.М.Чавчавадзе, В.В.Архиповым, Кириллом Некрасовым, А.А.Щедриным и, возможно, Андреем Тамонтьевым, довелось посетить Матушку Маргариту, побеседовать с ней и удостоиться приложиться к Серафимовым Святыням. Когда я поцеловал верижный Крест Святого и приложился к нему лбом, со мной и произошло чудо личного обращения, в каком-то смысле я стал совсем другим человеком, чем прежде: по чувствам, по самосознанию, ответственности. Князь З.М.Чавчавадзе и Матушка Фрося говорили, что многим паломникам здесь Преподобный встречается телесно, князь даже рассказал, что во время одного из прежних паломничеств с ним случилось такое, когда они заблудились по дороге с источника, и Преподобный явился им под видом «пьяненького» старичка, который показал им дорогу, а потом исчез. После визита к Матушке Фросе князь уехал в Москву, а мы остановились в Дивеевской гостинице. На следующий день - в Воскресенье 13 Апреля выпал снег, и мы прогуливались по территории разоренного монастыря. Мы шли вдоль довольно узкой заасфальтированной дорожки мимо Преображенского собора в сторону трапезного храма во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, где тогда располагался кинотеатр. И нам на встречу прошел Преподобный Серафим, но не в торжественном иконописном виде, а в ветхом сером плаще, с авоськой в руках, и волосы у Него были не желтого цвета, как на иконах, а пепельно-серые. Но по Лику я Его сразу узнал и был невероятно потрясен, Он прошел мимо нас всего в метре. Взгляд же его был пронзительно суров или строг, но вместе с тем и проникнут скорбным сочувствием. Когда Он ещё шел нам навстречу, мне послышалось, что будто бы один из моих спутников сказал по поводу встречного Старца, в том смысле, что смотрит на нас так, а сам, может быть, в комсомольской юности осквернял эти храмы. И я по наважденному малодушию вроде бы и согласно чуть-чуть совсем кивнул на услышанное, хотя в пронзительном реализме происходящего совершенно ясно уже осознавал, Кто именно идет нам навстречу и неотрывно смотрел на Его Лицо, а на реплику спутника не оглянулся. Потом уже в Москве, я расспрашивал своих спутников об этой встрече 14 Апреля, но никто её не помнил, а тот наш спутник, реплика которого о «комсомольской юности» якобы мне послышалась, категорично утверждал, что ничего подобного он не говорил. Должно быть, лукавый враженок смутил меня, прикинувшись голосом моего приятеля. И я до сих пор - почти тридцать лет спустя - так и не могу простить себе того малодушного кивка, выражавшего мое «согласие», вопреки тому, что я на самом деле видел и переживал в те мгновения. И когда случаются какие-то обстояния, которые «требуют» от меня подобного «согласия» против совести, сразу ярко вспоминаю тот случай и всеми силами сопротивляюсь, чтобы малодушно не «кивнуть»: в худшем случае стараюсь «безразлично» промолчать, а по возможности - решительно возражаю. Именно этим объясняется и моя «упёртость» в вопросе с так называемыми «екатеринбургскими останками». В некоторые моменты моей жизни иногда такое же суровое или просто скорбное выражение Лика и взгляда Преподобного Серафима я вижу на разных Его иконах, хотя в другое время на тех же самых иконах Он мне чуть улыбается, и глаза Его лучатся радостью... - Л.Б.
[3] Ранней осенью 1980 года мы вместе с моим другом Сергеем Игоревичем Бурдой, одесским художником и иконописцем, должны были приступить к росписи храма Святой Великомученицы Екатерины в Феодосии. Все лето, пока в Москве проводились Олимпийские игры, мы писали иконы в селах Вишенки и Селище под Киевом. Считая своим долгом вернуть древнерусскую икону в храмы, пробовали делать списки с икон Преподобных Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Но тогда вся Украина ориентировалась на Владимирский собор в Киеве, многие священники и прихожане желали видеть только копии икон Васнецова.
И вдруг совершенно неожиданно нас пригласили в Феодосию, где настоятель Екатерининского храма игумен Василий ценил и любил каноническую русскую икону. Но необходимо было получить (в исполкоме, кажется) разрешение на роспись храма. Отец Василий благословил не говорить, что мы верующие, пообещав, что берет этот грех на себя - иначе разрешение не получим. Под пронзительным и недобрым взглядом партийной дамы мы отвечали на вопросы. Последним был вопрос: «А почему вы хотите храм расписывать? Вы что - верующие?» Мы ответили спокойно: «У нас практика на факультете монументального искусства - древнерусское искусство. Дайте нам любой из городских недействующих храмов - мы его распишем». Партийная дама посмотрела недоверчиво, но разрешение мы получили.
Ночью, перед началом работы, мне снится сон. Будто бы отец Василий ведет нас в храм. Церковь не освещена, две лампадки горят лишь перед иконами Спасителя и Матери Божией в иконостасе. Батюшка заводит нас на солею и вместе с нами начинает класть земные поклоны перед образом Богородицы, слева от Царских Врат. Помню состояние особенного благоговения и некой тайны в это время. И почему-то я посмотрел направо. Там перед иконой Спасителя, отделенный от нас Царскими Вратами (тоже на солее) клал поклоны Батюшка Серафим Саровский. Во время поклона, стоя на коленях, Преподобный Старец посмотрел на нас. Взгляд Угодника Божия был милостивым, но одновременно и строгим, взыскующим. Это длилось некоторое время, затем я проснулся. Утром рассказал свой сон игумену Василию, и батюшка отслужил молебен перед небольшой иконой преподобного Серафима Саровского, которая была в храме.
Роспись храма постепенно продвигалась, что, судя по всему, не нравилось местной власти. На площади по вечерам стояла черная «Волга» и стоило выйти во двор храма, как нас провожали по всему двору светом фар - демонстрировали, что советская власть начеку и бдительно следит за молодыми «религиозными фанатиками».
До конца нам расписать храм не удалось, лишь на куполе Деисис, на столпах Архангелов, и на хорах Покров Пресвятой Богородицы. Власти заставили отца Василия перевести из Феодосии, а затем убрать из Крыма. Новый настоятель желал видеть в Феодосии копию киевского Владимирского собора. Но эта работа принесла нам огромную духовную пользу. Только со временем мы с Сергеем осознали, как нам легко было работать с игуменом Василием. Батюшка человек не только молитвенного духа, но и необыкновенной доброты, интеллигентности, отличавшийся удивительной деликатностью, опытнейший духовник. Игумен Василий был духовным чадом Можайского Владыки Стефана (Никитина; 1895 - †1963).
В конце 1980-х архимандрит Василий (Златолинский) вернулся в Крым, после архиерейской хиротонии некоторое время возглавлял Симферопольскую кафедру. Освящал находившийся в запустении Владимирский Адмиральский собор, торжественно захоронив мощи наших героев - адмиралов М.П.Лазарева, В.А.Корнилова, В.И.Истомина и П.С.Нахимова. Как мне говорили, властям «нэзалэжной» Украины это не понравилось, поэтому Владыку перевели на Запорожскую кафедру. Ныне архиепископ Василий (Златолинский) находится на покое. Прошу ваших молитв о дорогом Архипастыре, чьей молитвенной помощи и наставлениям я обязан многим. В 1988 году по благословению Владыки Василия я написал Собор Святых, прославленных к Тысячелетию Крещения Руси, среди них был и Преподобный Амвросий Оптинский. И с тех пор вся моя жизнь особенным образом связана с Оптиной Пустынью - думаю, что это произошло по молитвам дорогого Владыки. Как и то, что во сне я сподобился увидеть старца Серафима Саровского. - В.С.
[4] В 1986 году в самый Канун Покрова Пресвятой Богородицы я сподобился в тонком сне явления Царя-Мученика и по благословению игумена Ипатия из Оптиной Пустыни записал свидетельство об этом явлении. В то время многие православные христиане, даже не обращавшиеся к Царской Семье, в различных обстоятельствах получали помощь Божию по молитвам Царственных Мучеников. Протоиерей Александр Шаргунов собрал пять томов подобных свидетельств. Но мне известны чудеса, которые не вошли в эти книги. Можно утверждать, что такого всенародного почитания угодников Божиих до официальной канонизации в истории Русской Православной Церкви не было. Только со всенародным почитанием Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского можно сравнить почитание Царской Семьи. Это одно из Божьих чудес ХХ века - ложь и клевета, десятилетиями распространяемая о Государе, рассеялась и Русский народ прославил Святых Царственных Мучеников.
Вспоминая сегодня это явление Святого Царя, хочу обратить особенное внимание на то, что Государь дал понять, что на самом деле все было гораздо страшнее, чем мы это представляем. Поэтому считаю, что попытка комиссии Немцова отбросить версию о ритуальном убийстве Царской Семьи является одной из задач, которые поставлены перед участниками этой фальсификации. Вот моё свидетельство:
Почему вы Мне не молитесь?
Будучи православным христианином много лет, о судьбе Царственных Мучеников я не размышлял. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1986 году, после вечерней службы вернувшись в свою комнату в большой коммунальной московской квартире, я помолился, готовясь причаститься утром Святых Христовых Таин. Вычитав положенное правило, я прочел акафист Пресвятой Богородице в честь Ее чудотворного образа «Скоропослушница», особо чтимого мною. Было уже далеко за полночь, когда я лег спать, стараясь не прекращать молитвенно обращаться к Матери Божией.
Неожиданно в тонком сне свет лампадки перед иконой Пресвятой Богородицы засиял все сильнее и сильнее, так что осветил всю комнату. Я увидел перед собой Царя-Мученика Николая Александровича. Государь был в полевой форме офицера Русской Армии защитного цвета, на гимнастерке погоны полковника, на голове фуражка с довольно высокой тульей. Сняв фуражку, Государь пригласил меня сесть к столу. Чувство, испытанное мною, объяснить очень трудно. Мой отец, кадровый боевой офицер, летчик-истребитель, участник Финской кампании и Великой Отечественной войны, умер на 43-м году жизни, когда мне было всего четыре года. И, увидев Государя, я испытал необыкновенное чувство Его отеческой любви ко мне. Именно отеческой. При этом мое сердце исполнилось сыновней любви к Государю. Вспоминая это чувство, я ясно понимаю, что та отеческая любовь Государя, которую я ощутил, направлена не только ко мне, но и ко всем, кто к Нему обращается. И было ясное осознание, что при земной жизни Государь питал эту любовь ко всем Своим подданным. Это чувство лучше всего можно объяснить лишь словами «Царь-Батюшка», а иначе выразить невозможно. Я понимаю, что это может показаться несколько высокопарным, но точнее выразить и передать это необыкновенное чувство не могу. Голубые ясные глаза Государя меня поразили необычайной любовью и добротой. Они лучились теплой любовью и вниманием, необыкновенной отеческой добротой и заботой. Такой любви и таких глаз мне не приходилось встречать ни у одного человека. И при этом была совершенная уверенность, что эта необыкновенная отеческая любовь и доброта была свойственна Государю при его земной жизни.
Присев за стол вместе с Государем, я удостоился довольно длительной беседы, большая часть которой в настоящее время сокрыта от меня. Но отчетливо запомнил слова Царя-Мученика: «Передай всем: почему вы Мне не молитесь?» Затем в беседе я спросил Государя (смысл своих слов и ответ Царя-Мученика я передаю, насколько смог запомнить): «Ведь это очень тяжко и страшно погибать, когда при Тебе убивают Твоих детей?» На это Государь ответил: «Это в вашем земном разумении очень тяжко. На самом деле это - мгновение, и Мы все вместе предстали перед Христом». От этих слов я ощутил необыкновенное утешение и как бы увидел всю Царскую Семью в теплом белом сиянии, в белоснежных одеждах. Но вслед за этим Государь дал мне понять, что на самом деле все происходило гораздо страшнее, чем мы себе представляем. Причем знание об этом заключалось не в каких-то определенных словах и подробностях, и передать его я не могу. Но сердце мое охватила необычайная скорбь и сострадание. Очнулся я на подушке, обильно омоченной слезами, и слезы продолжали литься из моих глаз. Свет лампады становился все спокойнее. Я стал на колени перед иконой Пресвятой Богородицы и долго молился о Святых Царственных Мучениках. На следующий день своей родной сестре и всем знакомым я сказал, что все слухи, распространяемые о Государе, все, что о нем говорят - ложь. У меня появилась совершенно ясная и глубокая любовь к Царю Николаю Александровичу как к очень близкому и родному. При этом было твердое чувство, что я знаю Его так, как только можно знать и любить очень и очень близкого человека, знаю гораздо лучше и глубже, чем многих из тех, с кем общался и дружил годами. И несмотря на то, что я в жизни встречал много прекрасных, благородных и добрых людей, мне не встречались люди, равные Государю душевной красотой и благородством. Еще раз желаю подтвердить, что испытываю твердую уверенность в том, что эти качества были присущи Царю-Мученику Николаю Александровичу при Его земной жизни. С тех пор мне легко говорить о Царственных Мучениках с православными людьми, но, встречаясь с противниками Святости Государя, я испытываю боль и неловкость, как будто говоришь о близком человеке с чужими людьми. Поэтому со временем я не всем, а лишь близким по духу стал передавать слова Государя: «Почему вы Мне не молитесь?» Хотя, возможно, в этом есть некоторая моя вина. После моего рассказа Людмила В., работавшая в то время в Издательском отделе Московской Патриархии, усомнилась в моем утверждении, что таких необыкновенных, небесной доброты глаз я не встречал ни у кого на земле. Она о своем сомнении никому не сказала, но на следующий день была на Литургии в Донском монастыре. На проповеди старенький Игумен Даниил (Сарычев) неожиданно, хотя не было никакого повода, стал говорить о Царе-Мученике. И произнес: «А глаза у Него были такие, каких на земле ни у кого нет!» И, взглянув пристально на Людмилу, добавил: «Да, да! Ни у кого на земле нет!» Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, Святых Царственных Мучеников и всех Святых помилуй нас! Аминь. - Виктор Саулкин, иконописец, г. Москва.
[5] Только что прочитанное сообщение о смерти Гелия Трофимовича Рябова на «Русской Народной Линии» - «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104: 15) - вызвало у меня чувство глубокого сожаления и человеческого сочувствия. Если он заблуждался искренне, то истину о цареубийстве он уже теперь узнал! Если же он участвовал в том процессе злонамеренно, то Бог ему Судья! В связи с его кончиной мне вспоминается гибель поэта Владимира Владимировича Маяковского, который за несколько месяцев перед смертью был посвящен в тайны Екатеринбургского изуверного цареубийства, возможно, для организации некой спецоперации в советской прессе тех лет. Видимо, спецоперация к 14 Апреля 1930 года была отменена, и В.В.Маяковский перестал быть нужным Бокию и Агранову, а потому поэт «застрелился» в коммуналке рядом с Лубянкой.
Во время заседания Государственной комиссии в «Белом Доме» 20 Сентября 1995 года меня очень удивило, что когда Э.Радзинский или А.Собчак пытались как-то апеллировать к Г.Т.Рябову, он с каким-то брезгливым выражением лица молчаливо устранялся от поддержки их вакханалии, направленной против членов Зарубежной комиссии князя Щербакова, полковника Магеровского, а также против Ольги Николаевны Куликовской-Романовой. Именно собственное удивление мне вспомнилось сейчас, когда я узнал о смерти Г.Т.Рябова - потомственного советского офицера, который явно сохранял в душе корпоративные представления об офицерской чести. Конечно, сам возраст кинодраматурга может «объяснять» его кончину, но нельзя исключать и того, что ветерану советских спецслужб помогли с уходом в мiр иной, дабы избежать с его стороны нежелательных утечек информации в несанкционированных, но вполне ожидаемых интервью с ним в новых обстоятельствах о событиях 1970-х - 1990-х годов. Знаменательно, что после Июля 1998 года Г.Т.Рябов публично практически не выступал и, мне помнится, избегал интервью. А моя жена заметила такую особенность на ТВ: как только гробокопателями очередной раз по какому-то поводу, например в связи с очередными «Царскими Днями», возбуждалась активность относительно «екатеринбургских останков», то по каким-нибудь центральным каналам ТВ обязательно показывали сериалы, сценаристом которых был Г.Рябов. Либо это была «Государственная граница», либо «Рожденная революцией»... Кстати, сериал о самом цареубийстве, в участии которого принимал Г.Т.Рябов и как сценарист, и как сорежиссер, на ТВ при его жизни почему-то перестали показывать с конца девяностых... Уход Г.Т.Рябова в великий Праздник - в день Покрова Пресвятой Богородицы теплит у меня надежду, что он мог успеть хотя бы лично, хотя бы в тайне от всех покаяться, но его смерть послужит напоминанием тем российским экспертам, ученым, которые в 1998 году пошли против своей совести, чтобы поддержать комиссию Б.Немцова. Как только у гробокопателей в них отпадет практическая нужда, участь их незавидна. - Л.Б.
5. Вполне удовлетворен решением следственной бригады хранить неизвестные останки в церкви
4. не доказательно
3. желаемое, но не действительное
2. "воде"
1. Отступление от православной веры и погибельными ересьми ослеплённая светом Твоего познания просвети и Святой Твоей Апостольской Соборной Церкви притчи.