Вы знаете, для священнослужителя, священника любое назначение - это, прежде всего, послушание: послушание Церкви Христовой, послушание своим властям, послушание своей Отчизне, своей земле, Родине. Я воспринимаю это назначение именно как послушание. Я понимаю тот тяжелейший крест, который Господь возложил на мои плечи. Я понимаю, что это крестоношение будет милостью Божьей для меня успешным, потому что Господь не возлагает на человека креста тяжелее, чем он может понести. Но я чувствую этот крест. Я на плечах сегодня чувствую этот крест. Поэтому то послушание, которое на меня возложило священноначалие и управители нашего города, нашего Крыма, я буду выполнять. Буду выполнять насколько хватит моих сил, моей воли и здоровья, моих, прежде всего, душевных возможностей. Я буду служить этой земле, на которой крестился святой равноапостольный князь Владимир, не уничижая той культуры и тех памятников, которые здесь находятся. Все памятники будут сохраняться, все научные работы. Все отделы будут работать в том же штатном режиме, в котором и работали. Задачи у Церкви «разрушать» нет. Хочу напомнить, что в 19 веке наместник Свято-Владимирского монастыря, который здесь находился, он руководил всеми работами, которые происходили на этой территории. И финансировал все эти работы. И первые хранилища древностей были созданы братией монастыря. И братия монастыря участвовала во всех раскопках и помогала выдающимся ученым 19 века открывать миру эти древние и христианские, и античные святыни. Поэтому я полагаю, что работа, которая на меня возложена и которая велась в Херсонесе, она будет продолжаться. Я буду делать все возможное для того, чтобы Херсонес развивался. Он должен выходить из стен самого городища. Я полагаю, что нужно строить современный музей, по сути - современный музейный комплекс с реставрационными мастерскими, с соответствующими хранилищами, с выставочными залами, с удобными подъездами. Вот что нужно сегодня нашему музею и нашей Церкви. Потому что мы, возвратившись домой, мы видим, какое количество людей приходит сейчас к нам в Херсонес. У нас не было никогда таких очередей при входе в Херсонес. Это люди, которые жаждут испить из этого кладезя той духовной силы, которая здесь, действительно, почивает. И наша задача, всестороннее развивая Херсонес, развивая науку, создать такую симфонию между Церковью и государством, между наукой и религией. Я думаю, что эти цели достижимы. Более того, у нас есть прекрасные примеры. Знаменитый наш Преображенский Соловецкий монастырь, где директором заповедника по должности является наместник монастыря архимандрит Порфирий. И с его приходом национальный заповедник «Соловки» начал развиваться очень динамично. В прошлом году мы провели совместно выставку, если помните, в Херсонесе (в нижнем храме). И отец Порфирий приезжал и открывал ее как директор, и создал он ее как директор. И ничего подобного до этого там не было. Выставочный материал создал о. Порфирий с братией и сотрудниками заповедника. Эта выставка объехала все веси России необъятной, приехала к нам в Херсонес. И помните, с какой радость, с какой любовью и какое количество людей посетило это выставку и познакомилось со святынями Соловков, которые, как будто и не было великого расстояния, связывают Севастополь и Соловки - это Крымская война.
У нас есть примеры соработничества Церкви и государства. Это Ипатьевский монастырь или Ипатьевский заповедник в Костроме, где наместник по должности является директором заповедника. Или - Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, где архиепископ Феогност является директором заповедника. Там работает масса научных сотрудников, и выпускаются замечательные альбомы, книги, научные труды, которых раньше было в разы меньше. Заповедник развивается, выставочные площади увеличиваются. Слава Богу! Я воспитанник Троице-Сергиевой Лавры, с маленьких лет моей жизни родители возили в Лавру Живоначальной Троицы, я хорошо видел, как она развивалась. В каком состоянии она была и в каком пребывает сейчас. И Соловки... вспомните их 10 лет назад и посмотрите на них сейчас. Вспомните Валаамский заповедник 10 лет назад и посмотрите, что сейчас там происходит. Сейчас там происходит «Фестиваль духовной музыки»в честь памяти равноапостольного князя Владимира, куда приехали коллективы со всего мира буквально: из Сербии, Германии, Франции, России, Украины. Приехали коллективы для того, чтобы восславить Бога, чтобы соединить культуру и веру нашу Христову в единое целое.
Тогда вопрос: почему наши научные сотрудники опасаются и чем вызваны их опасения?
Вы знаете, я думаю, что пройдет какое-то время и эти страсти и опасения все исчезнут просто, потому что я не вижу... знаете, вернусь к медицине и скажу, что «не вижу признаков болезни». Потому что не вижу проблем никаких в наших взаимоотношениях. Я еще раз повторяю: Херсонес как развивался, так и будет развиваться. Другое дело, что я буду делать все возможное, от меня зависящее и независящее, чтобы Херсонес выходил за пределы городища. Еще раз повторю: мое желание и желание многих сотрудников, кстати, и желание многих севастопольцев, чтобы Херсонес был, действительно, музеем мирового масштаба. Здесь есть, что смотреть и есть, что показывать. И 220 000 экспонатов (!), которые хранятся сейчас в запасниках и доступны только специалистам... Я полагаю, что наш народ должен знать, какие святыни у нас здесь хранятся.
Вы знаете, я знаком с проблемами заповедника. Более того, мои предшественники - директора заповедника - эти проблемы начинали решать. Вы видите, что при предыдущем директоре, при Леониде Михайловиче Жунько, была расширена стоянка и гораздо больше автомобилей может приезжать в Херсонес, но самое главное - закольцевать дорогу. Нужно решить административные вопросы с Министерством обороны РФ, для того, чтобы сделать эту кольцевую дорогу, чтобы был выезд не через улицу Древнюю. И я считаю, что это возможно, просто нужно поработать, потрудиться нужно. Нужно изыскать средства, нужно доказать, что это необходимо, нужно подготовить план этой работы. Думаю, это по силам и мы сможем это сделать. Это НУЖНО сделать. Более того, те проблемы, которые мы сейчас подняли, это газификация. Ведь Херсонес не газифицирован и отопление достаточно дорого стоит, потому что оно электрическое. Я думаю, этот вопрос мы тоже будем решать. Сегодня на совещании я поднимал этот вопрос. И я думаю обратиться к органам государственной власти с просьбой дополнительного финансирования, чтобы решить эти вопросы, потому что они многолетние. Есть проблемы и я выслушал их, изучил, и буду работать над их разрешением. Здесь просто нужно работать и решать вопросы, трудясь. Сами они решаться не будут. Я это знал, знаю и знать буду. И те проблемы, которые были у Владимирского собора, когда я пришел, я их решил. Во многом. С поддержкой своей паствы, своих прихожан мы смогли милостью Божьей решить многие проблемы нашего Свято-Владимирского собора, но нужно было положить труд и терпение. И в Херсонесе, я полагаю, нужно работать таким же образом.
А отсутствие у вас научной степени и то, что вы не является человеком науки... вот, некоторые сотрудники считают, что это - проблема для начальства. Хотя, когда Леонид Жунько был директором, никто вопрос научных степеней не подымал... Почему вдруг этот вопрос стал актуальным?
Вы знаете, все же я имею высшее богословское образование и я кандидат богословских наук все же... Защитил кандидатскую диссертацию, которая называлась «Пещерные церкви и монастыри древней Тавриды». И в том числе у меня достаточно большой раздел моей кандидатской диссертации - это Херсонес. Это подземный храм, где молился святой священномученик Василий Херсонесский, поэтому, собственно говоря, нельзя сказать, что я с наукой уж совсем не знаком. Для ученых, если они не считают нашу школу духовную научной средой, это проблема ученых. Знаете, я не хочу доказывать, не хочу опровергать. Действительно, церковь не имеет той аккредитации для того, чтобы... то есть наше образование не подтверждается государством. Но делается все возможное учебным Советом Русской Православной Церкви, чтобы в ближайшее время, в ближайший год наша школа получила аккредитацию, и семинарии, и академии. И диплом будет государственного образца. И степень научная, которую я имею, она тоже будет общегосударственного образца. Поэтому я, как бы, затрудняюсь сказать: имею ли я научную ученую степень или нет? Я считаю, что я имею ученую степень кандидата богословия и тему я свою вам озвучил. С моей работой можно ознакомиться в Московской духовной Академии.
Могут ли севастопольцы рассчитывать, что жесткий пропускной режим в Заповедник будет смягчен?
Вы знаете, нужно поработать. Нужно разобраться. Это очень сложная проблема для Севастополя и севастопольцев. Я думаю, что мы эту проблему вместе с властями города будем решать. Уже много сделано моими предшественниками для того, чтобы наши севастопольцы могли приходить в Херсонес. Это - и многие категории наших граждан, их достаточно много (севастопольские пенсионеры могут бесплатно входить в Херсонес, жители улицы Древней и прилегающих территорий и пр.) и вы можете взять документы, изучить - около 10 категорий наших граждан могут входить в Херсонес по льготным билетам или же совершенно бесплатно. Я думаю, что мы будем работать в этом направлении. У нас есть два потока, которые, к сожалению, вызывают конфликт некий: потоки, которые идут в храм Божий и потоки, которые идут в Херсонес. Мы вместе с ученым советом, вместе с сотрудниками и начальниками отделов будем дискутировать и будем приходить к какому-то общему знаменателю: как сделать, чтобы Херсонес был посещаем? Я вспоминаю свои детские годы и тогда в Херсонес, насколько я помню, можно было войти бесплатно, а для посещений музеев, выставочных залов нужно было платить деньги. Но, к сожалению, сейчас античный зал не закончен, и все же Херсонесский заповедник нуждается в средствах для содержания, обслуживания, для того, чтобы сотрудники получали зарплату... Поэтому, я думаю, к этому вопросу надо мудро подойти и найти формы взаимодействия. На сегодняшний день я, еще будучи настоятелем Свято-Владимирского собора, до назначения у нас была такая форма, когда для паломников писал письмо за своей подписью, где указывал, что паломническая группа из такого-то города или такого-то храма следует в Свято-Владимирский собор, поэтому эту группу пропускали бесплатно. Но в этом же письме я писал следующие строки: «В случае посещения городища, то есть национального заповедника Херсонес Таврический, вам необходимо оплатить входные билеты». Таким образом, я, по-крайней мере, старался сделать так, чтобы не противодействовать Херсонесу как заповеднику и чтобы наши верующие люди не испытывали дискомфорт и не платили за вход в храм. Эту проблему нужно прорабатывать. Сейчас существуют современные технологии по пропускной системе и мы поработаем в этом направлении. Нужно изыскать средства и этот вопрос, я думаю, решаем. Решаем.
В информационном поле муссируется такой вопрос, что было противостояние между музеем и храмом. Насколько такое заявление верно?
Знаете, есть конфликт интересов всегда. И то назначение, которое сейчас совершено, оно принято для того, чтобы этого конфликта интересов не было. Когда единоначалие, когда один хозяин на территории, тогда на ней может быть порядок. Когда у дитяти 7 нянек, то она обычно бывает без глаза. Поэтому на этот вопрос я отвечу таким образом. Я не могу сказать, что у нас были какие-то противостояния. Мы и с Леонидом Михайловичем, и с Леонидом Васильевичем и с Андреем Валерьевичем находили общие подходы к нашей работе, нашему служению и находили возможности для решения этих проблем.
Как вы считаете, возможна ли застройка на территории заповедника и возможен ли возврат земель?
Нужно поработать над вопросом возврата земель. Там, где не начато строительство и земли, которые были отторгнуты от Херсонеса - я полагаю, что нужно приложить все усилия для того, чтобы эти земли были возвращены Херсонесу. Ведь это наша история, наша культура. Мы не должны стирать из памяти те объекты, те святыни, которые есть у нас не только здесь в Херсонесе, а по всему Севастополю. Нужно работать в том направлении, что незаконно выделенные земли должны быть возвращены, если там не начато строительство, если там уже объекты не сданы в эксплуатацию. Конечно, с болью в сердце я наблюдал и говорил о том, что когда Девичья горка застраивалась домами. Безусловно, этого делать нельзя было, потому что там находились склепы. Еще до моего назначения настоятелем Владимирского собора, в 2007 году, ко мне обращался один из моих духовных чад. Я выезжал сюда к Херсонесу, и когда я увидел склепы, алтарную абсиду и древний храм, который на Девичьей горе, и этот земельный участок предлагался этому человеку в продажу, то я сказал: «Не согрешай просто, потому что ничего хорошего не будет. Не делай этого». Он не сделал, отказался от этого участка. Но на этом участке построили впоследствии другие люди свои дома. Конечно же, это болью отзывается в сердце. На склепах, на кладбище, которое называется «Всех святых», потому что там похоронена была часть священномучеников Херсонесских, там находится склеп Мартина Исповедника - конечно, строительство никакое невозможно. Полагаю, что мы будем делать все возможное и государство также, чтобы эти земли сохранились.
Отец Сергий, вопрос избирательности взаимоотношений Церкви с представителями той или иной власти, с этими - общаемся, этих - сторонимся, потому что у них какая-то репутация не та...
Вы знаете, мы всех считаем, православных христиан или людей, стремящихся к Церкви, или людей, родившихся на нашей русской земле и считавших своих родителей православными - всех считаем чадами Церкви. Мы считаем чадами Церкви и тех людей, которые здоровы, и тех, которые больны. Ведь Господь совершил искупительную жертву, высочайшую и величайшую, это - неизреченная любовь Божия, когда Господь сказал: «Я пришел призвать грешников к покаянию». Поэтому, конечно же, Церковь несет свое пасторское служение там, где человек в этом нуждается. А человек нуждается и в радости, и в печали; и в болезни, и в здравии, и в высоте власти и в долу падения. Везде человек нуждается в попечении Церкви, потому что Церковь - это врачебница, это - лечебница. Таинства Церкви, которые дал Господь, это то лекарство, которое спасает душу человеческую. Поэтому у нас нет такой избирательности. Я вам могу привести такие примеры, что Церковь окормляла наше государство во все времена. И во времена, трудные для нашей Родины, и в новейшие времена, когда перед Великой Отечественной войной у нас всего 4 епископа не сидели в тюрьме, а 600 епископов было расстреляно и более 20 000 священнослужителей сидели в лагерях или же были расстреляны... Как только година трудная началась для нашей Родины, 22 июня первое воззвание написал блаженнейший Сергий - местоблюститель патриаршего престола. Он собственноручно на машинке напечатал первое воззвание и призвал всех людей не вспоминать о том, какие трудности были у них буквально перед войной, а всем сплотиться. Блаженнейший Сергий призвал всех к всепрощению и к совершению подвига для защиты нашего Отечества. Поэтому, безусловно, для нас любой человек, приходящий в храм, это чадо нашей Церкви. И любому человеку, который приходит в храм, мы говорим слова Спасителя: «Грядущего ко Мне не изгоню вон». Вот это позиция Церкви и любого православного священника.
И царь, и нищий нуждаются в духовном попечении. И царю, и нищему, упавшим во грехи, нужна десница, которая поднимет из греха и приведет к Богу. Вот задача Церкви. Апостол Павел говорит: «Если кто-то упал, помогите ему подняться». И пастор Церкви Христовой он идет и помогает подняться человеку. И неважно, кто это - президент или простой рабочий. Для Церкви нет разницы. И вы не увидите священника, который отказался общаться с простым прихожанином и общается только с выдающимися людьми нашей Отчизны. Священник общается как с простой старушечкой, с улыбкой и нежностью, так и с высочайшим гостем или высочайшим прихожанином, который приходит в храм Божий, и в этом нет разницы.
Сделали акцент на то, что Церковь вне политики. Тем не менее, вы решились благословить севастопольцев на Народных сход 23 февраля 2014 года. Что вас подтолкнуло?
Вы знаете, Церковь вне политики, но не вне народа. Потому что Господь говорит, что там «где двое-трое в имя Моё, там и Я посреди вас». Поэтому мы не политиков, а народ призвали к тому, чтобы народ сделал верный выбор. И насколько я помню мой призыв, мои слова, я сказал людям, что, «в конце концов, там два вопроса и сегодня каждый из вас ответственен за будущее нашего государства, нашего любимого города Севастополя». Что нет ни одного человека, который спрячется и скажет «да, нет, я не пойду, потому что и так сосед пойдет». Тот, который спрятался, будет отвечать! И мы видим те трагические события, которые происходят сейчас у нас на Юго-востоке, потому что не был сделан выбор вовремя. Не был народом сделан выбор пути своего развития. Это очень важно, ведь Господь милостью своей помиловал наш Крымский полуостров, наш град Севастополь - ни одной капли крови не пролилось на нашу священную землю. Ни одна капля крови не упала на землю Севастополя, которая уже пропитана кровью мучеников, воинов, вождей православных и неправославных воинов, которые защищали нашу Отчизну. Господь не попустил здесь совершиться этому страшному Апокалипсису, который называется «война». А он здесь бы был - и в Севастополе, и в Крыму. Поэтому я призвал людей сделать верный выбор. И когда у меня спросили мое личное мнение, я ответил как человек, как гражданин, что мое личное мнение - это продолжение того пути, того вектора развития, который здесь на святой земле Херсонеса избрал святой равноапостольный великий князь Владимир - объединение земель русских. И говоря о том, что у нас сейчас происходит, я хочу сказать, что купель Киевская - это купель нашего народа. Хрещатик - это тот источник, на котором князь Владимир покрестил своих детей, и после крещения сыновей это место и получило название «Хрещатик» - Крещатик. И Киев - мать городов русских и мы не должны его из сердца своего изымать! И Москва - наше сердце, и Киев - наше сердце. Это - сердце Руси. Мы должны быть все едины, потому что в единстве наша сила. Вот к этому я призывал, и призываю, и буду призывать, потому что я являюсь гражданином Земли Русской!
Беседовали Павел Буцай, Светлана Карташова