«Коллективный Запад давно уже ведёт санкционную войну против России. Она началась ещё весной 2014 года, когда Крым вернулся в состав Российской Федерации. В стане коллективного Запада особой санкционной активностью отличается Европейский союз (27 стран). Эта активность проявляется, в частности, в том, что Брюссель без устали готовит всё новые и новые пакеты антироссийских санкций. Ни США, ни другие страны Запада такой "скорострельностью" похвастаться не могут», - пишет д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова профессор Валентин Юрьевич Катасонов в статье, опубликованной на сайте Фонда стратегических культур.
Профессор напомнил вкратце историю антироссийской санкционной активности Европейского союза: Первая инициатива датируется 6 марта 2014 года, когда на саммите ЕС было принято решение о «мерах давления на Россию». Тогда ЕС приостановил переговоры с РФ о безвизовом режиме и о новом базовом соглашении о сотрудничестве. Затем ЕС ввел в отношении России три пакета санкций: персональные, секторальные и так называемый крымский санкционный пакет. Санкции периодически продлевались и расширялись.
«Вторая серия антироссийской санкционной войны ЕС началась в феврале 2022 года. Примечательно, что первый пакет санкций был принят за сутки до начала специальной военной операции (СВО) на Украине, - подчеркнул Валентин Катасонов. - 23 февраля Брюссель занес в санкционные списки 351 депутата Госдумы РФ, которые проголосовали за независимость ДНР и ЛНР – им был запрещён въезд в ЕС и объявлено о заморозке их активов. Кроме того, в чёрный список был внесен ряд банков и организаций, финансирующих Донбасс. Также был введён запрет на ведение европейскими компаниями бизнеса с ЛНР и ДНР. Кроме того, было заявлено о начале подготовки масштабных санкций против госдолга России (ограничение доступа РФ к финансовым рынкам ЕС).
А через сутки после начала СВО был принят второй пакет антироссийских санкций. Он готовился в пожарном порядке. Поэтому на следующий день после обнародования по ходу пополнился дополнительными пунктами. Начатый 23 февраля чёрный список физических и юридических лиц РФ дополнился большим числом новых россиян, новых компаний и банков. Пакет содержал пространный список того, что странам ЕС запрещалось экспортировать в Россию, и того, что запрещалось из России импортировать.
Ещё спустя три дня (28 февраля) был анонсирован третий санкционный пакет. Чёрный список был дополнен ещё 26 российскими физическими лицами. Но самое главное в этом пакете – решение о "заморозке" российских валютных резервов. Суммарная величина таких резервов в пределах юрисдикции ЕС тогда была оценена примерно в 200 млрд евро. По ходу третий пакет дополнялся новыми пунктами. В частности, 2 марта ЕС принял решение отключить банки ВТБ, "Россия", "Открытие", Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ от международной системы межбанковских платежей SWIFT (вступило в силу 12 марта). ЕС запретил продавать, поставлять, экспортировать в Россию банкноты, номинированные в евро, а также вкладывать деньги в проекты, финансируемые совместно с Российским фондом прямых инвестиций, ввел запрет на вещание Sputnik и RT/Russia Today в ЕС. И так далее».
«15 марта 2022 года на свет родился четвертый пакет антироссийских санкций. И далее с периодичностью один – полтора месяца вводились новые пакеты. До конца 2022 года ударными темпами было введено девять пакетов, - напомнил профессор. - Постепенно Брюссель начал истощаться в своей антисанкционной фантазии. В 2023 году Брюсселю удалось "придумать" только три новых пакета. В 2024 году также получилось три пакета. И вот по итогам неполного 2025 года на сегодняшний день ещё три пакета».
«В своих публикациях я анализировал некоторые из принятых Брюсселем антироссийских санкционных пакетов. С точки зрения того, какой ущерб они способны нанести России, - пояснил экономист. - И с точки зрения того, какие последствия они могут создать для Старого Света. В лучшем случае я оценивал соотношение двух видов эффектов как паритетное. Но по большинству пакетов негативные последствия антироссийских санкций, по моим оценкам, явно перевешивали ожидаемые ущербы для России. Я называл такие пакеты санкций Брюсселя "выстрелом в ногу". И даже говорил, что санкции Брюсселя следовало бы назвать не антироссийскими, а антиевропейскими. Также высказывал предположение, что к таким "выстрелам в ногу" Брюссель подталкивал Вашингтон, который сознательно проводил политику экономического ослабления Европейского союза».
По словам автора статьи, такое предположение находит подтверждение в статистических показателях. По оценкам МВФ, доля ЕС в мировом ВВП (рассчитанная по паритету покупательной способности евро к доллару) в 2021 году равнялась 15,20%. По итогам 2024 года этот показатель упал до 14,33%. По оценкам, в 2025 году она опустится до 13,2%.
«Снижение доли в мировой экономике за четыре года на 2 процентных пункта – очень серьёзное ослабление Европейского союза!» - заявил профессор.
Большинство экспертов придерживается мнения, что основная часть «негатива» антироссийских санкций для ЕС обусловлена тем, что Европа добровольно изолировалась от нефти и природного газа России. Долгие годы Европа пользовалась дешёвыми российскими энергоносителями, что искусственно поддерживало конкурентоспособность европейского бизнеса. Брюссель добровольно с весны 2022 года стал отказываться от этого «козыря». Уже на середину 2023 года, по данным Евростата, объем импортируемой странами Евросоюза российской нефти снизился с 29,2% (в 2021 году) до 2,3%, газа – с 38,5% до 12,9%, угля – с 45% до 0%.
«К середине нынешнего года импорт российской нефти Евросоюзом стал совсем мизерным, - констатировал Валентин Катасонов. – В июле страны Евросоюза импортировали из России нефти всего 5,7 млн баррелей, в стоимостном выражении 318,8 млн евро. Примечательно, что импорт нефти почти исключительно пришелся на две страны, занимающих особую позицию по вопросу антироссийских санкций – Венгрию и Словакию.
Свёрнут также импорт природного трубопроводного газа. Евросоюз в марте напрямую закупил у России трубопроводного газа всего на 340 миллионов евро, что стало минимальной стоимостью импорта с 1999 года. Основным энергоносителем, который Европа продолжала импортировать из России, оставался сжиженный природный газ. Его импорт в марте нынешнего года составил 830 миллионов евро».
«Итак, - подытожил эксперт, - на сегодняшний день Брюсселем уже введено 19 пакетов антироссийских санкций. Последний введён только что – 23 октября. Это семь документов общим объемом более 500 страниц. Размещены на сайте, называемом "Официальный журнал ЕС"».
Профессор кратко изложил ключевые положения последнего пакета:
«Как всегда, в нём персональные санкции – всего на 20 физлиц из России. Кроме того, под ограничения подпал и генерал-лейтенант Корейской народной армии Ца Ен Бом.
Также в документе фигурируют российские банки. Причем многие из них фигурировали и в предыдущих пакетах. Но в этом пакете названы банки, с которым запрещаются любые транзакции и отношения. Это "Альфа банк", "МТС-банк", "Абсолют-банк", Земский банк и НКО (небанковская кредитная организация) "Истина". Под ограничения подпали и зарубежные филиалы российских кредитных организаций: ВТБ в Беларуси, Казахстане и Шанхае, а также "Альфа банка" и Сбера в Беларуси. Дополнительно ЕС ввёл запрет на операции через российскую платежную систему "Мир" и СПБ (Систему быстрых платежей).
Примечательно, что в банковском чёрном списке оказались также нероссийские кредитные и финансовые организации: два банка из Беларуси, три банка из Таджикистана, два банка из Киргизии и платежная система Payeer (международная сеть со штаб-квартирой в Грузии).
В чёрный список нефинансовых организаций попали: автомобилестроительные компании "Автоваз" и "Соллерс"; судоходная компания Дальневосточного морского пароходства – головная компания группы Fesco; сталелитейная и горнодобывающая компания Evraz PLC; моторостроительное предприятие "ОДК-УМПО" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию "Ростеха"); Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени академика А.И.Берга, (входит в концерн ВКО "Алмаз-Антей"); золотодобывающая компания "Полюс"; компания-грузоперевозчик "Транзит".
В 19-м пакете мы видим названия компаний и организаций, которые уже фигурировали в предыдущих пакетах: "Алмаз-Антей", "Газпром-нефть", "Камаз", Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, "Оборонпром", "Роснефть", "Ростех", "Севмаш", "Совкомфлот", "Уралвагонзаводом". В отношении указанных компаний предусматривается дополнительное "закручивание гаек".
Среди значимых можно также отметить такую санкцию, как расширение списка судов так называемого теневого флота. В него включено еще 117 судов, которые, по данным Еврокомиссии, перевозили нефть в обход потолка цен. Им закрыт доступ в порты ЕС и к услугам, связанным с морскими перевозками.
Теперь назову санкцию, которая, по моему мнению, является самой главной в 19-м пакете. Речь идёт о полном запрете на импорт российского сжиженного природного газа (СПГ). С апреля 2026 года Европе предписывается прекратить полностью закупки российского СПГ по краткосрочным контрактам, а с января 2027-го – и по долгосрочным. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен прямо заявила, что "впервые мы наносим удар по газовому сектору". По её словам, этот шаг стал ключевым отличием нового пакета от всех предыдущих».
«Действительно, - продолжил профессор, - как я выше показал, Европа быстро свернула закупки таких российских энергоносителей, как нефть, нефтепродукты и трубопроводный газ, но медлила с таким энергоносителем, как СПГ».
Он напомнил, что «в разгар необъявленной Западом войны против России в 2024 году Европа импортировала рекордные 17,4 млн тонн российского СПГ – почти половину всего российского экспорта сжиженного газа. ЕС заплатил России 21,9 млрд евро за газ в 2024 году – больше, чем вся финансовая помощь Украине. Это говорит о реальной, а не декларируемой зависимости Старого Света от российского газа. И теперь Евросоюзу все это надо "обнулить" в течение года с небольшим.
На середину текущего года примерно 55% импорта СПГ Евросоюзом приходилось на поставки из США, которые, между прочим, существенно дороже российских. Но, во-первых, при всём желании Америка не будет в состоянии за столь короткий срок закрыть образовавшуюся "дыру" в европейском энергобалансе. Во-вторых, закрывать её Старый Свет будет при одновременном повышении своих цен на СПГ».
«Частично эту дыру мог бы закрыть Катар, - полагает экономист. - Но тут между Дохой и Брюсселем буквально на днях возник очень серьёзный конфликт. Оказывается, ЕС, находясь фактически в состоянии экономической депрессии, продолжает бредить зеленой повесткой. Доха призывает Брюссель пересмотреть директиву о корпоративной устойчивости (CSDDD). По мнению Катара, документ в нынешнем виде угрожает стабильности поставок сжиженного природного газа и подрывает конкурентоспособность энергетического сектора. Документ CSDDD вступит в силу в 2027 году и предусматривает штрафы до 5% от годового дохода компаний за несоблюдение требований. Министр энергетики Катара Саад аль-Кааби заявил, что Доха может прекратить экспорт газа в страны ЕС, если директива останется без изменений».
«Серьёзные эксперты полагают, что выполнить требования 19-го пакета по российскому СПГ в столь сжатые сроки не получится, - подчеркнул профессор. - И что Брюсселю в следующем году, скорее всего, придётся вносить поправки и отсрочки в график сворачивания российского СПГ. Но России не стоит рассчитывать на эти поправки и отсрочки, а немедленно начать переориентацию отечественного экспорта СПГ на другие рынки. Россия может перенаправить поставки своего СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Китай, и Индию. Между прочим, большой неудовлетворенный спрос на СПГ существует и на внутреннем рынке России».
«О том, что фантазия Брюсселя на придумывание новых антироссийских санкций истощилась, свидетельствуют некоторые странные меры, предусмотренные 19-м пакетом. На нескольких страницах документа перечисляются весьма странные товары, экспорт которых в Россию отныне запрещается. Назову лишь самые странные.
Во-первых, произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.
Во-вторых, серьёзные рестрикции введены в отношении текстильной и синтетической продукции (сетки, навесы, палатки, одеяла и одежда).
В-третьих, разнообразная сантехника (унитазы, биде и другие приспособления, "используемые для смыва").
В-четвёртых, игрушки, "оснащенные мотором" (к этой категории относятся детские трехколесные велосипеды, самокаты, игрушечные автомобили, куклы, миниатюрные модели и головоломки).
В-пятых, растения, предназначенные для букетов и декоративных целей: деревья, цветы, травы, мхи, листву и лишайники. Специально оговаривается, что их поставки в Россию запрещаются в любом виде – свежем, высушенном, окрашенном, отбеленном или обработанном иным способом», - отметил Валентин Катасонов и привёл слова официального представителя МИД России Марии Захаровой: «Не знаем, как жить без европейского мха и лишайников. Видимо, в 20-м, юбилейном пакете запретят перелетным птицам транзит и пересечение границы грунтовыми водами».

