Конференцией «Маршруты Победы» Минкультуры РФ, состоявшейся 22-24 января 2015 года в Доме правительства Ленобласти, был утвержден всероссийский культурно-познавательный маршрут «Дорога Жизни», входящий в запускаемую в этом году Национальную программу детского туризма.
Как отмечалось на конференции, целью данной программы является сохранение исторической памяти и патриотическое воспитание молодежи. Подчёркивалось, что культурно-исторический туризм в этом отношении - уникальный инструмент воспитания гражданственности у детей и молодежи. Конференция утвердила перечень объектов, подлежащих экскурсионному посещению. Запланировано, что около 8 тысяч ребят со всей России проедут по этому маршруту. Финансирование проекта министерство берет полностью на себя, кроме стоимости дороги, которая компенсируется регионом.
Ввиду воспитательной направленности Национальной программы детского туризма целью формирования данного всероссийского маршрута, как можно ожидать, должно быть воссоздание целостной, яркой, впечатляющей картины подвига нашей страны в Битве за Ленинград. Утверждённый же конференцией упомянутый маршрут этой задачи не решает. И, таким образом, тысячи детей, приезжающих из разных регионов России, необходимого осознанного и прочувствованного патриотического заряда не получат. Громадный воспитательный потенциал Битвы за Ленинград окажется не использованным. Из педагогической практики ведь известно, что для достижения положительного воспитательного эффекта важно множество составляющих подготовки и проведения экскурсионных выездов. Непродуманное, формальное проведение, не формирующее у ребят ясной, впечатляющей картины того, что должно отражаться экскурсией, не только не даёт положительного результата, но нередко вызывает отрицательное воздействие (например, из-за несоответствия показанного ожидаемому). Запланированный экскурсионный маршрут, увы, такими опасными свойствами обладает.
«Дорога Жизни». (Историческая справка)
«Дорога Жизни» - так называлась во время Великой Отечественной войны транспортная магистраль, проходящая через Ладожское озеро. В период навигации - по воде, а зимой - по льду.
С 12.09.41 по 5.02.43 это был единственный путь, по которому блокированная противником территория сообщалась с Большой землёй. В результате успешно проведённой операции «Искра» 18.01.43 была освобождена узкая сухопутная полоса вдоль юго-западного берега Ладожского озера, по которой за 17 дней сооружена железная дорога с мостом через Неву. На правом берегу Невы вблизи Петрокрепости эту дорогу соединили с железнодоро-жной веткой на Ленинград. Таким образом, осаждённая территория получила сухопутную транспортную ветку, связывающую Тихвинское направление с Ленинградом. Этот путь, названный тогда «Дорога Победы», несмотря на все опасности его эксплуатации, очень существенно облегчил проблему снабжения города. Однако для более полного решения её «Дорога Жизни», т.е. путь через акваторию Ладожского озера, использовалась вплоть до окончательного снятия блокады 27.01.44.
Для решения проблем подвоза грузов к причалам на восточном берегу Ладоги в начале 1942 года была проложена железная дорога до деревни Леднево с остановочным пунктом в Кобоне. Использовалась и параллельная ей автомобильная дорога. Обе эти ветки и составляют начало магистрали протяжённостью свыше 100 км, проходящей многими направлениями по акватории Ладожского озера, а затем до Ленинграда, которую мы и называем «Дорогой Жизни».
Через десятки лет, под влиянием открытия в поселке Осиновец музея «Дорога Жизни», это название постепенно перешло лишь на соединяющий с музеем 40-километровый участок автодороги до Ленинграда. При этом и проходящая параллельно железная дорога на город имеет то же название.
Сейчас же, по решению Минкультуры появилась ещё одна «Дорога Жизни» - экскурсионный маршрут, включающий множество объектов, в неё не входивших, вроде Невского пятачка. Сама же эта спасительная трасса, со всей её инфраструктурой и драматической историей создания и функционирования в сколько-нибудь удовлетвори-тельной полноте ознакомлению не подлежит.
Показываем ли панораму героики великой битвы?
Предусмотренный показ в Петербурге нескольких небольших, теряющихся в уличной суете объектов, связанных с войной, не способен создать у детей полной, впечатляющей картины опасностей, тягот и напряжённости жизни военного города. Не создаётся, тем более, и картины активного, военного противостояния врагу. Посещение музея обороны Ленинграда на Соляном переулке из-за стеснённых условий и отсутствия там ярких, динамичных, отвечающих современному уровню инсталляций, также не способно вызвать у большинства ребят ни необходимого воодушевления, ни ясного осознания всей картины Битвы за Ленинград. Не имеет возможности дать ребятам полноты и экспрессивности и экспозиция предусмотренного музея в особняке Румянцева.
Экскурсионная поездка по шоссе от Петербурга до Ладожского озера с остановками у памятников Зелёного пояса Славы, большинство из которых невыразительны и даже не приурочены к местам важных событий войны, также не оставляет у участников яркого впечатления и ясного осознания важности, масштаба и необыкновенности подвига не только всей Битвы за Ленинград, но и даже самой Дороги Жизни. Это хотя бы потому, что показываемый участок - это всего лишь малая, далеко не самая драматическая её часть.
Посещение музея в пос. Осиновец лишь отчасти решает задачу показа важнейшей роли основных, полных драмы участков Дороги Жизни - акватории Ладожского озера, южных и восточных прибрежий его Шлиссельбургской бухты. Однако, из-за убогости музея, отсутствия современного оснащения здесь также не создаётся полноты, ясности и выразительности картины того, что же происходило на осаждённой территории и подходах к ней, что позволило городу не только выжить, но и прорвать в январе 1943 года кольцо окружения - прорвать изнутри!
Многолетняя практика множества экскурсий по теме «Дорога Жизни». показывает существенность описанных недостатков.
Мало-мальскую полноту и ясность по поводу Дороги Жизни к настоящему времени удаётся получить лишь отдельным интересующимся, взрослым лицам только после посещения целого множества музеев и других объектов, находящихся в разных населённых пунктах, входящих в большой комплекс, относящийся к тому, что в действительности составляет Дорогу Жизни. Это места, где были железнодорожные станции, перевалочные пункты, энергетические объекты, инфраструктура боевого прикрытия, места крупных боёв... И всё это - по обеим сторонам Ладожского озера, как минимум от ж/д станции Войбокало, включая Кобону и Леднево, где есть множество объектов, отражающих важные детали общей картины обеспечения жизни, обороны города и прорыва его осады. Есть такие объекты и на южном ладожском берегу - в Новой Ладоге, где размещалась база Ладожской флотилии. Это ли не важнейший объект «Дороги Жизни»!
Но и это далеко не всё, что отражает в необходимой полноте картину Битвы за Ленинград. Здесь полезно сравнение с музейно-историческим комплексами, отражающими другие битвы Великой Отечественной войны, скажем, Сталинградскую Битву или Битву на Курской дуге. Там присутствуют глубина, полнота и экспрессивность, дающие экскурсантам ясный, волнующий образ масштаба и величия ратного подвига нашего Отечества.
В отношении же Битвы за Ленинград такого комплекса, даже близкого по полноте, доходчивости и выразительности, предполагаемые к показу экскурсантам объекты не образуют. А ведь эта, грандиозная по масштабам, важности и продолжительности битва продолжалась дольше, чем блокадный период Ленинграда, и охватывала территории как города, так и многих районов Ленинградской области: Лужского, Гатчинского, Ломоносовского, Кировского, Тихвинского и других, где происходили жестокие и очень важные для судьбы города сражения и иные действия.
По-прежнему совершенно не подлежит отражению важное значение примыкающего к городу Всеволожского района, который ведь был не просто «территорией, не захваченной противником», а большим плацдармом, с площадью, в шесть раз превышающей город. Именно здесь находилось почти два десятка военных аэродромов, десятки госпиталей, здесь для снабжения города добывался лес и торф, выращивалась сельхозпродукция, готовились хвойные витаминные концентраты, проводились научные исследования. Здесь размещались причалы, перевалочные базы, железные и автомобильные дороги, воинские части, уникальные радиолокационные станции и военные полигоны. Здесь, по территории района по железным дорогам перемещались громадные морские дальнобойные орудия, сокрушающие вражеские позиции на южных подступах к городу. Ничего этого ярко и впечатляюще до курсантов доводить не собираются.
Не подлежит яркому освещению также и важнейшая роль Ораниенбаумского плацдарма, закрывшего гитлеровцам морской путь к Ленинграду и нашей военно-морской базе в Кронштадте. Без артиллерии располагающегося здесь форта «Красная горка» вместе с кронштадтскими орудиями город удержать бы не удалось. Впечатляющие сооружения и другие объекты форта уже десятки лет находятся в запустении и разграблении, и лишь инициатива и труд энтузиастов еле-еле защищают этот ценнейший памятник от гибели. Сюда, конечно же, экскурсантов возить не намечается. А жаль, ведь даже в этом состоянии виденное производит неизгладимое впечатление и чрезвычайно дополняет картину Битвы за Ленинград.
Даже не вспоминается «Малая Дорога жизни», действовавшая весь период Битвы за Ленинград - ледовый и водный пути снабжения и переброски войск в Кронштадт и на Ораниенбаумский плацдарм. А ведь не будь такой дороги, не могли бы существовать эти важнейшие военные объекты, спасшие Ленинград.
Не отражается намеченным детским экскурсионным маршрутом и подвиг на Лужском и Красногвардейском (Гатчинском) оборонительных рубежах. Ведь если бы эти рубежи в кратчайший срок не были созданы, если бы наша армия здесь стойко не удерживала гитлеровцев, задержав их почти на два месяца, Ленинград не успел бы подготовиться к сдерживанию натиска врага.
До сих пор должным образом в массовых музейных экспозициях не отражены подвиги наших железнодорожников, автомобилистов, моряков, лётчиков, энергетиков, хозяйственников, организаторов. Ведь это они, в кратчайший срок, в тяжелейшей военной обстановке смогли создать и поддерживать всё то, что позволило Ленинграду выстоять и освободиться от окружения. Детям же, для понимания того, что главное во всех делах - это качества человека, такого рода акценты необходимы, быть может, более всего! В детских экскурсионных маршрутах на это должно обращаться серьёзное внимание.
А ещё надо отметить, что до сих пор в отношении Ленинграда в войне господствует тема лишений и жертв. Её господство столь велико, что даже в День Победы организуются многотысячные посещения кладбищ, захоронений, а вот торжеств и веселий в столь массовом масштабе что-то не замечается... Всё только скорбь, скорбь, скорбь... С таким духом нам побед не видать.
Да, мы воздаём погибшим и претерпевшим лишения, но с таким ли духом надо встречать Праздник нашей Великой Победы! В такой день надо скорее по родильным домам ходить, а не по кладбищам.
О новом здании Музея обороны Ленинграда
На упомянутой январской конференции говорилось о том, что решается вопрос о строительстве в ближайшие годы нового, просторного здания Музея обороны Ленинграда, уже объявлен конкурс архитектурных проектов его. Необходимо, чтобы в этом музее в полной, яркой, впечатляющей мере нашли своё отражение не только тяжкие события блокады, но все стороны и территории Победной Битвы за Ленинград. Лишь в этом случае музей сможет выполнить главную задачу: создать у посетителей устойчивый, активный - «боевой» патриотический настрой.
Владимир Мусин, РОО ВПК «Отчий Край», Гатчина