На сегодняшний день в распоряжении группы в социальной сети «ВКонтакте» собраны неопровержимые доказательства того, что «православное» направление создано внутри организации «Царство Бога» и что его лидеры находятся в финансовом и идеологическом подчинении у руководства «ЦБ».
Вся история взаимоотношений подконтрольных «ЦБ» структур: благотворительных фондов «Центр здоровой молодёжи» и «Во имя архангела Гавриила» с Русской Православной Церковью - это история обмана. Об этом наглядно свидетельствуют выходящие в последнее время один за другим циркуляры авторитетных глав крупных митрополий Русской Православной Церкви (Санкт-Петербургская, Новосибирская, Белгородская, Кубанская) о разрыве отношений и запрете взаимодействия по мере выяснения истинных обстоятельств «внеконфессиональности» или «православии» выходцев из культа «Царство Бога».
Тем не менее, они неустанно продолжают совершать попытки под разными наименованиями легализоваться под крылом Православия. Последний проект - благотворительный фонд по формированию здорового образа жизни «Во имя архангела Гавриила».
История взаимодействия структур «Царства Бога» с Русской Православной Церковью начинается с приглашения для «окормления» реабилитантов, а, по сути, создания «православной» ширмы, иеромонаха Гавриила - настоятеля подворья Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке в поселке Вартемяги Ленинградской области, расположенного неподалеку от реабилитационных центров «ЦЗМ». Это был 2010 год. Однако, через некоторое время отца Гавриила перевели на другое место служения и сейчас он является штатным клириком Восточно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, настоятелем храма Пресвятой Троицы (США, штат Северная Каролина, г. Мебан).
Фото 1. Приезд в реабилитационный центр для наркозависимых «Путь» иеромонаха Гавриила, «духовника» центра и первого православного священника, введенного в заблуждение руководством «Царства Бога». Рядом руководитель проекта Алексей Долгих.
Ленинградская область, 2010 год.
Чуть позже обманом в сотрудничество был втянут руководитель одного из первых и наиболее известного в то время православного реабилитационного центра в России, доктор медицинских наук, игумен Анатолий (Берестов). Однако, как мы знаем, по прошествии времени в апреле 2014 года он разорвал всяческие отношения с «Центром здоровой молодежи» и написал официальное открытое письмо, где подробно изложил причины разрыва (сектантское построение организации, связи с украинскими ультранационалистами и т.д.).
Так, ныне президент благотворительного фонда «Во имя архангела Гавриила», в прошлом директор первого в структуре «ЦЗМ» реабилитационного центра для наркозависимых «Путь» Алексей Долгих, пытался получить благословение на его деятельность через епископа Каменского и Алапаевкого Мефодия (Кондратьева) ещё в то время когда владыка Мефодий возглавлял православно-ориентированный реабилитационный центр для наркозависимых при монастыре в пос. Георгиевское Ивановской области.
После безуспешных попыток заручиться его доверием удобное для «Центра здоровой молодёжи» направление было решено запустить под личиной проекта «Центр православной молодёжи» при помощи проявившего желание участвовать в реализации идеи иерея Глеба Грозовского, настоятеля церкви священномученика Иоанна Воина в деревне Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области.
Аналогичные попытки легализовать заявленное «православно-ориентированное» направление предпринимались и со стороны Романа Русаненко, председателя Правления благотворительного фонда «Во имя архангела Гавриила». Он неоднократно пытался наладить связь и приобрести «официальный» православный статус для своей организации через благочинного Царскосельского округа Санкт-Петербургской митрополии, настоятеля Софийского собора протоиерея Геннадия Зверева. Но в целом эти попытки оказались безуспешны, несмотря на некоторое взаимодействие «на местах» с отдельными священниками Русской Православной Церкви, выражающееся в проведении бесед духовно-нравственного содержания на территории реабилитационных центров «ЦЗМ» и периодическом присутствии участников реабилитационной программы на воскресных богослужениях в православных храмах.
Фото 2. Председатель правления благотворительного фонда «Во имя архангела Гавриила» Роман Русаненко в студии православного телеканала «Союз». Санкт-Петербург, 2012 год.
Однако, на деле подобное взаимодействие оказалось малопродуктивным - миссионерская деятельность православных священников не встретила серьезной поддержки со стороны руководства «Центра здоровой молодёжи». Количество крещённых в Православии реабилитантов оставалось крайне низким, хотя тема «православно-ориентированного» духовного окормления программы активно муссировалась в рекламных сюжетах организации. Между тем разочарование от плодов проводимой работы в церковной среде росло.
Самый громкий разрыв «ЦЗМ» с православными миссионерами произошёл в Белгородской митрополии. Стоит отметить, что белгородское отделение «ЦЗМ» неоднократно оказывалось в центре различных скандалов. Но в мае 2012 года после выхода в свет открытого письма президента организации Никиты Лушникова о разрыве с прошлым «Царства Бога» начало налаживаться взаимодействие с главой митрополии, руководителем миссионерского отдела РПЦ МП, митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Было даже реализовано несколько совместных проектов. Но так как по сути ничего в структуре и позиции лидеров «ЦЗМ» по отношению к православному вероисповеданию и его принятию в подконтрольных ими в регионе реабилитационных структурах не изменилось, то владыка Иоанн был вынужден признать, что находиться в общении с данной организацией нельзя, о чём официально заявил 15 апреля 2014 года на совещании, посвящённом вопросам противодействия алкогольной и наркотической угрозам в Белгородской митрополии.
Здесь необходимо понимать, кто является главным куратором благотворительного фонда «Во имя архангела Гавриила». Им управляет активный адепт «Царства Бога» Роман Русаненко, а не Алексей Долгих, как многие думают. Об этом свидетельствует и соответствующая запись в реестре Федеральной налоговой службы России, где он указан как руководитель организации.
Фото 3. Регистрационные данные благотворительного фонда по формированию здорового образа жизни «Во имя архангела Гавриила». 2013 год.
При этом сам Русаненко в свою очередь строго подотчётен пастору «Царства Бога» Денису Ковалю, который сейчас возглавляет в Санкт-Петербурге созданную «ЦБ» дочернюю религиозную организацию «Время перемен», курируемую лично «епископом» Сергеем Бритвенко и его супругой Мариной Бритвенко.
В финансовом плане, как и во всех структурах «ЦБ», процент с прибыли «православных» центров идёт в казну лидеров религиозного культа. При том, что организация оформлена как благотворительная и родители реабилитируемых лиц оплачивают пребывание в центрах своих детей «благотворительными взносами», которые не подлежат налогообложению, но по факту просто оседают в карманах руководителей «Царства Бога».
При проведении соответствующей проверки контролирующими органами все нарушения могут быть выявлены без особых затруднений.
Отдельно стоит выделить прозелитическую составляющую каждого «православного реабилитационного центра» организации. Другими словами, активное перетягивание реабилитантов в связанные с религиозным культом «Царства Бога» структуры.
Очень просто представить ситуацию, которая складывается в процессе такой «реабилитации». Да, нельзя отрицать того, что в «православных» центрах читают утреннее и вечернее молитвенное правило, предписанное канонами Русской Православной Церкви. Нельзя отрицать и того, что в некоторые центры приходят православные священники.
Но есть несколько ключевых моментов, которые совершенно нивелируют эти мизерные потуги выглядеть православными в глазах потенциальных клиентов, их родственников, государственных служб и общественности.
Начать стоит с того, что изначально приезжая в центр, который позиционирует себя как «православный», или, как сейчас принято говорить, «духовно-ориентированный на православие», клиент видит достаточно много формальных признаков «православия» - иконы, молитвенные правила, изредка даже организуется приезд с проповедью православных священников.
Фото 4. Санкт-Петербург, православный центр «Путь». В гостях руководитель московского Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского игумен Анатолий (Берестов), 2011 год.
Основная же ловушка заключается в том, что помимо священников центры с проповедями посещают лидеры харизматического культа, которые в глазах «очнувшегося» от наркотического сна человека выглядят просто ослепительно по сравнению с какими-то там «скучными непонятными» батюшками. Тем более, что батюшки не говорят ни о машинах, ни о деньгах, ни о фирмах. Они просто говорят о спасении души и её трезвении.
И разве может этот скучный «бубнёж» сравниться с весёлыми «богослужениями» в эксцентричном харизматическом стиле и разговорами о благословении на «ай-пад», машину и квартиру? Я хочу сказать о том, что наркоманы в первые месяцы, а то и годы, как дети, в силу особенностей зависимой модели поведения, тянутся ко всему яркому и сверкающему. Тем более если обещают, что это можно получить без особых усилий.
Фото 5. Фрагмент одного из богослужений неопятидесятнической харизматической религиозной организации «Царство Бога», г. Харьков, Украина, 2013 год.
То есть, мы имеем дело с типичной финансовой пирамидой, организованной по принципу сетевого маркетинга, наподобие скандально известных «Herbalife» или «Amway». Впоследствии в деятельность организации под различными предлогами втягиваются супруги, родители и другие близкие родственники участников реабилитационной программы (материальная помощь на ремонт помещений реабилитационного центра, дополнительные психологические, развлекательные и другие внепрограммные мероприятия и т.п.) Поскольку поступающие деньги совершенно неподотчётны, по факту, они в подавляющем большинстве случаев оседают в карманах руководителей культа «Царства Бога». В итоге получается очень высокий процент при поступлении православно-ориентированных «выпускников», завершивших программу и перешедших под опеку культа «Царство Бога».
Далее приведу несколько фактов продолжающейся связи «ЦЗМ», фонда «Во имя архангела Гавриила» и «Царства Бога».
Например, для реабилитантов «православного» направления во время проведения в Крыму в летних терапевтических лагерей «Центра здоровой молодежи» было обязательно посещение «проповедей и молебнов» харизматических «епископов» и «пасторов» церковных объединений, имеющих самое прямое отношение к «Царству Бога». Так, в 2010-м году в летнем «терапевтическом лагере», проходившем в поселке городского типа Береговое, все без исключения реабилитанты и «волонтёры» посещали выступления пастора организации «Добрая весть» Алексея Демидовича, «духовного отца» и наставника Сергея Бритвенко, организатора бизнес-корпорации «Центр здоровой молодёжи».
Есть и более свежая информация.
В сентябре 2013 года на территории «православного» реабилитационного центра «ЦЗМ», расположенного в пос. Барановка недалеко от города Сочи, прошел обряд... протестантского «водного крещения», то есть, присоединения к сектантскому учению харизматического «Царство Бога». Всех реабилитантов на время этой процедуры вовлечения в этот антицерковный религиозный культ выпроводили и провели обряд как положено у харизматов... Слаженно и четко отработали пасторы Игорь Карасёв, Владимир Пацера и Андрей Солдатов. Все в прошлом участники реабилитационной программы «ЦЗМ».
Фото 6. Скриншот фрагмента «водного крещения» по-протестантскому типу в бассейне «православно-ориентированного реабилитационного центра» «ЦЗМ» одного из выпускников реабилитационной программы «ЦЗМ»-Сочи (пос. Барановка, г. Сочи, начало 2013 года).
Вот как события, связанные с желанием во время реабилитации приобщиться к православной вере, описывает один из выпускников ростовской программы Виталий Т. Материал взят из комментариев на стене группы к посту о «водном крещении» в «православном центре» города Сочи: http://vk.com/czmpravda?w=wall-71006426_631.
«Так в жизни получилось, что приехал на нее полным агностиком. И, видимо, группы духовно-нравственного развития (ДНР) и сам микросоциум в группе повлияли на меня так, что я стал с интересом читать духовную литературу. Первой прочитанной книжкой был «Сын Человеческий» автора Александра Меня, далее «Закон Божий», ну и параллельно Библия.
Одним словом, я уверовал и решил принять крещение.
На тот момент я не разбирался в конфессиях, поскольку обсуждать в стенах реабилитационного центра этот вопрос запрещалось. После очередной группы ДНР с участием Ильи Федорова [прим. авт. - пастор «Царства Бога»] я подошел нему с вопросом: «Какие отличия его Христианства от Православного и что от меня требуется, чтобы принять крещение?». Он ответил дословно следующее: «Различий нет, только у нас упор на Писание, а креститься тебе рано, сперва пройди реабилитацию!»
Такой ответ меня не устроил, и я обратился к руководителю ростовской программы «ЦЗМ», который посодействовал, чтобы у меня появилась возможность попасть в православный храм. В настоящее время в РПЦ просто прийти и креститься нельзя (по крайне мере в Ростове-на-Дону) и я должен быть пройти оглашение (это несколько бесед с лицом, назначенным батюшкой). Соответственно, я стал бывать в православном храме чаще. Беседы о вере были на порядок качественнее, чем группы ДНР (даже если их вел пастор Илья). Видимо, сказывалось богословское образование моего наставника (позже он стал моим духовиком).
Мне осталось пройти заключительную беседу, после чего должно было состояться крещение по православному обряду.
И тут начались проблемы. Несколько раз я договаривался прийти в церковь, но каждый раз не получалось. Не хочу сказать, что мне специально «ставили палки в колеса» - видимо, были и объективные причины.
Время шло, ребята из реабилитационного центра и мама интересовались: «Ну когда же, Виталик?!». И в какой-то момент я стал задавать тот же вопрос руководству более жестко. Имел на эту тему разговор с программным директором Ольгой.
В какой-то момент разговора она меня спросила: «А почему ты решил креститься в реабилитации, почему бы тебе не сделать это после?»
Я был в шоке, получить такой ответ в месте, где так много говорится о Боге и христианстве???!!!
В итоге крестился, но уже не в Ростове, а в Харьковской православной церкви. Этот случай навсегда оттолкнул меня от такого варианта христианства в «ЦЗМ»...»
Является непреложным фактом и то, что в иерархии культа «Царство Бога» без участия в «духовных» практиках «ЦБ» и посещения «богослужений» невозможно сделать карьеру, добиться развития статуса в структурах культа. О чём неоднократно прямо говорила супруга основателя и «епископа» «Царства Бога» Сергея Бритвенко Марина.
Именно это и стало причиной расформирования первого «православного» проекта под названием РЦ «Путь» под руководством Алексея Долгих.
Тогда принципиальные расхождения по этому вопросу тогдашнего непосредственного руководителя РЦ «Путь» с начальником «православного» направления, коим являлся Алексей Долгих, привели к закрытию проекта.
В то время помимо «православного» центра, изначально располагавшегося в посёлке Осельки Ленинградской области, у «Царства Бога» имелось 2 «христианских» центра в местечках Токсово и Скотное. Впоследствии был открыт и «женский» центр в посёлке Мистолово. Общее руководство осуществлялось тогдашним выпускником и активным членом «Царства Бога» Кириллом Кукушкиным. Он был поставлен начальником всего направления. Но после массового бегства реабилитантов из реабилитационного центра в Мистолово, структура центров Ленобласти была реорганизована и сокращена.
Сегодня всё те же люди в игре и под контролем всё той же организации - неопятидесятнического харизматического «Царства Бога». Меняются лишь вывески при сохранении прежнего содержания.
История не знает сослагательного наклонения, если опирается на конкретные факты. Факты, которые не могут быть не учтены при проведении всестороннего исследования таких сомнительных во всех отношениях организаций как «Царство Бога», «Центр здоровой молодежи» и фонд «Во имя архангела Гавриила».
Предупреждён, значит - вооружён. Бережёного Бог бережёт.
Виталий Дудко, один из первых участников реабилитационной программы «Путь» с июня 2010 года по январь 2011-го (руководитель - Алексей Долгих).
Дополнительно прилагаются два видео-сюжета.
Видео 1. Пропагандистский ролик телеканала «Союз» о православной направленности деятельности «Центра здоровой молодежи» Лето 2012 г.
См. здесь: http://www.youtube.com/watch?v=hDwf9NqZb2c
Видео 2. Русаненко Роман. Действующий адепт «Царства Бога» и один из лидеров «православного» крыла благотворительного фонда «Центр здоровой молодёжи» о своём пути, вере и спасении. Сюжет православного телеканала «Союз». Апрель 2012 г.
См. здесь: http://www.youtube.com/watch?v=CHXWlQ-68G8