Границы возможного

0
929
Время на чтение 13 минут

 

Постановка задачи и предварительные замечания

 

Есть одна непростая проблема, в которую постоянно упираются все проекты построения праведного общества. Это - проблема реализации. Причем, речь идет не о не тактике конкретной реализации, а о принципиальной возможности. Возможно ли созидание общества справедливости и правды? Причем, не идеальными людьми, а нынешним, грешным составом человечества? Если это возможно, то в какой степени? И как долго такое общество может просуществовать в нашем падшем мире?

Увы, даже поверхностное погружение в эту проблему способно вызвать пессимистическое настроение. Сколько прекрасных проектов осталось лишь на бумаге! Сколько высоких душ сгорело, так и ничего толком не добившись! Сколько неудач пережило человечество из-за желания жить в праведном, честном и справедливом обществе! «Это невозможно!» - кричат многие и многие. Но другие уверены в обратном, и упорно, раз за разом пытаются праведное общество осуществить.

Мы только начнем разговор, не пытаясь поставить все точки над i. И поэтому постараемся формулировать кратко - скорее тезисно, чем с развернутыми комментариями. Но перед началом обсуждения сделаем несколько разъяснений, впрочем, достаточно очевидных.

Прежде всего, отметим, что мы будем различать «большие» общества (нации, государства) от «малых» обществ (локальных общин). Очевидно, что случай «больших» обществ - неизмеримо более сложный. Там влияние сильных личностей происходит на фоне усредняющих закономерностей.

Кроме того, ясно, что проблема реализации разбивается на две: 1) надо создать новое общество и 2) надо его сохранить, обеспечить его стабильность. Это существенно разные задачи. Заметим, что под созданием общества понимается его образование наново или изменение его строя независимо от способа изменения: насильственного или добровольного, демократического или авторитарного, скачкообразного или постепенного.

И наконец, укажем, что вновь образуемое общество может быть в нравственном отношении выше или ниже прежнего. Как понимать это «выше?». Выше - значит, в социальных отношениях больше любви, больше правды, больше справедливости. Иначе говоря - больше христианства. Кто думает иначе (например, выше - больше свободы), тем, я думаю, далее читать эту статью будет не интересно. А с остальными пойдем дальше.

Итак, общества могут быть «большими» и «маленькими», «высокими» и «низкими». Такая терминология несколько непривычна для социологов. Но без нее двигаться вперед будет затруднительно.

 

Законы трансформации обществ

 

Н.Я. Данилевский в своей замечательной книге «Россия и Европа», сформулировал законы поведения культурно-исторических типов, и сразу, подряд, их выписал [1,91-92]. Мы пойдем по тому же пути и перво-наперво сформулируем законы трансформации обществ, а затем уже займемся их обсуждением. Разумеется, слово «законы» тут применяется условно, так сказать, в кавычках - это не «железные» законы природы, а некие социологические закономерности, как правило выполняющиеся в социальной жизни. Но тут в терминологии мы следуем за Данилевским.

Закон 1. Образовать новое общество способна активная группа, численностью гораздо меньшей, чем все общество.

Закон 2. Для сохранения социального строя необходима поддержка подавляющего большинства членов общества. Ибо, согласно закону 1 осуществить переворот (изменение строя) способно и меньшинство.

Закон 3. Повышение уровня любого общества гораздо сложнее, чем его понижение. Падать вниз всегда проще, чем подниматься.

Закон 4. Чем выше общество, тем сильнее нарастают трудности его дальнейшего повышения (или первоначального образования) и тем легче совершается скачок вниз. Соответственно, чем выше общество, тем труднее сохранить его и легче разрушить.

Закон 5. Чем больше общество, тем более оно инерционно, тем труднее сдвинуть его вверх или вниз.

Следует подчеркнуть, что эти «законы» регулируют отнюдь не всякую деятельность обществ - они охватывают только аспект их образования, трансформации и стабильности. Разумеется, эти законы не претендуют на полную систему правил. По мере изучения вопроса будут сформулированы дополнительные законы.

 

Обсуждение законов

 

В совокупности приведенные законы очерчивают границы возможного в сфере общественных преобразований.

Закон 1 отражает тот факт, что новое общество обычно создается небольшой (относительно), но целеустремленной и организованной инициативной группой. Аналогично осуществляются государственные перевороты. Примеры многочисленны. Государство иезуитов Парагвае создала небольшая кучка священников (пара десятков человек), причем, совершенно без насилия. В России государственные перевороты XVIII века делала рота солдат во главе с несколькими офицерами. Большевики легко взяли власть, хотя были в масштабах России незначительной силой. Контрреволюция 1991 г. тоже делалась небольшой активной группкой стремящихся к олигархии людей - и получилось, несмотря на всю мощь КГБ и армии. Наконец, майдан на Украине осуществлен малой (хотя и хорошо финансируемой) группой западно-украинских экстремистов. Думается, что каждый может сам привести примеры, подтверждающие этот закон.

Закон 2 является наиболее важным. Если взять власть и даже поломать сложившиеся социальные отношения относительно легко, то удержать власть, стабилизировать общество, защитить его от попыток контрпереворота куда сложнее. Ведь согласно первому закону сломать строй может и малая, но сильно недовольная организованная группа. Чтобы этого не произошло, необходимо, чтобы такая группа не могла возникнуть. А это может гарантировать только очень однородный состав общества, где инакомыслию просто нет места. Таким образом, если новое общество в короткие сроки не сумеет изменить (повысить/понизить) ментальность большинства своих членов до своего уровня, то велика опасность его гибели.

Закон 3 следует из падшей природы человека. Да, и отдельные люди, и общества в целом могут изменяться к лучшему. Но путь вверх всегда труднее, чем спуск вниз.

Особенно трудно сохранить строй более высоких обществ - об это прямо утверждает закон 4. Этот закон говорит нам, так сказать, о «производной» (в математическом смысле) трудностей подъема - они увеличиваются по мере того, как общество забирается выше и выше. Альпинисты об этом хорошо знают: чем выше, тем труднее дается каждый шаг вверх.

Из закона 4 следует, что для стабильности высоких обществ их должны составлять поголовно люди исключительно высоких нравственных качеств. Даже самая незначительная примесь гнили может легко разрушить все дело. В Иерусалимской общине, где по выражению св. Иоанна Златоуста было «ангельское общество», опасность разрушения несли с собой лишь двое: Анания и Сапфира. Однако опасность настолько реальную, что они были крайне жестко, со смертельным исходом, изъяты из общины. В Крестовоздвиженском Трудовом братстве Н.Н. Неплюева небольшая группа братчиков стала вести разговоры о том, что в братстве тирания и что распределение благ происходит неверно. И даже высказывание такого мнения едва не привело к развалу братства ( подробно этот конфликт описан в [2,41-166]). По итогам этого случая Неплюев сделал вывод, что даже высказывание более низкого мнения чрезвычайно ядовито действует на духовность братства.

Четвертый закон может быть переформулирован и так: для стабильности высокого общества подавляющее большинство членов общества должны иметь очень высокий уровень нравственности. Для стабильности низкого общества это не обязательно. И поэтому низкие общества зачастую являются более стабильными, чем высокие. Очевидный пример - современный капитализм. Он как бы адекватен «уровню падшести» человека, от него не требуется никакого нравственного подвига, даже маленького. И потому капитализм, несмотря на всю его мерзость, поддерживается большинством, что и обеспечивает его стабильность.

Второй, третий и четвертый законы в совокупности объясняют, почему постоянно разрушались самые замечательные проекты, создаваемые самыми пламенными и чистыми душами. Причина - в неоднородности состава общества, в присутствии разлагающих элементов, которые неизбежно проявляются в процессе жизни. И чем выше устроение общества, тем опасность эта сильнее.

Увы, падшесть человеческая вездесуща. В людях присутствует и добро и зло, причем в разных пропорциях. И, к несчастью, люди, в которых добро перевешивает зло оказываются в меньшинстве, а в которых добро почти полностью побеждает зло - единицы. Большинство же в той или иной степени эгоистичны, блюдут свои интересы, хотят удовлетворения своих страстей, не умеют и не хотят подчиняться дисциплине любви, т.е. примату пользы всего общества над индивидуальными желаниями. В результате, чем выше общественное устроение, тем более вероятен разрыв между основными социальными идеями общества и общим уровнем личной нравственности его членов.

Как преодолеть падшесть при созидании праведного общества? - ведь люди обладают свободой воли и могут сопротивляться любому воздействию добра. Преодолеть можно только одним способом - сепарацией, разделением добрых и злых с последующим построением общества по возможности только из добрых. Пятый закон выражает тот факт, что чем больше общество, тем труднее отделение от зла и злых. Если малое общество может явиться результатом сепарации и обладать однородностью, в том числе, поголовно высоким духовным уровнем, то в большом обществе сепарация добра от зла крайне затруднена. Там волей-неволей все перемешано, в результате чего добро и зло ведут постоянную борьбу внутри общества. Это не дает, с одной стороны, большому обществу подняться высоко, но, с другой, не позволяет ему снизиться до чисто криминально-животного уровня - сопротивление добрых элементов мешает такому радикальному опусканию. Кроме того, изменения в большом обществе, хотя и скачкообразные, происходят медленнее, чем в малых обществах - для того, чтобы изменения вызрели, необходимы значительные периоды времени.

 

«На короткое время»

 

Действие всех пяти законов позволяет надеяться на следующий возможный сценарий. В России произойдет «христианская революция», благодаря которой будет создан православный социализм, сочетающий в себе православную идеологию и социалистическую экономику. Речь идет не о пророчестве, а о возможности. И поэтому вопрос «когда?» остается без ответа. А вот на вопрос «на сколько?» вышеприведенные законы могут дать ответ, пусть приблизительный. Силы зла слишком сильны, чтобы надеяться на победу этого строя на длительный период. И поэтому триумф будет в масштабах истории кратковременным - затем все снова вернется на круги своя.

Интересно, что такой сценарий согласуется с пророчествами высокодуховных православных христиан. Речь идет о предсказании, опубликованном Архиепископом Феофаном Полтавским (в миру Василий Дмитриевич Быстров, 1.1.1872-6.2.1940):

«Вы спрашиваете меня о ближайшем будущем и о последних временах. Я не сам от себя говорю, а сообщаю откровение старцев. А они передавали мне следующее: пришествие антихриста приближается и оно очень близко. Время, отделяющее от него, надо считать годами и в крайнем случае несколькими десятилетиями. Но до пришествия антихриста Россия должна еще восстановиться, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предъизбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Так о нем открыто. Будем ожидать исполнения открытого. Судя по многим признакам, оно приближается, если только по грехам нашим Господь Бог - не отменит и не изменит обещанного. По свидетельству Слова Божия и это бывает» (письмо Е.Ю. Концевич от 23.05.25 [3]).

Интересно, что в самом пророчестве указана возможность его неисполнения. И это отнюдь не противоречие - любое пророчество дается как вариант, как один из путей, по которому может пойти дорога истории. А может и не пойти - человеку дана свободная воля.

Но перейдем к содержанию пророчества. Здесь основной упор сделан на восстановлении самодержавной монархии в России, а не на построении праведного социального строя. Однако заметим, что это не только не противоречит христианскому социализму, но напрямую согласуется с ним. Ибо, с одной стороны, наступление периода нового строя возможно лишь через революционные преобразования, связанные с установлением твердой, авторитарной власти, которой ожжет быть только монархия. А, с другой стороны, в современных условиях монархия может обладать действительной властью только в условиях социализма, когда все средства производства находятся в государственной собственности и поэтому подчинены воле Царя. В условиях же капитализма реальную власть имеет капитал, олигархат, и потому монархия там может быть только декоративно-безвластной.

Другой важный момент пророчества выражен словами: «на короткое время». Тот же вывод получается и из наших рассмотрений. Старцы предсказали лишь короткий расцвет России, причем перед приходом антихриста. Последнее отсылает нас к апокалиптике. Тут и кроется разгадка тайны этого пророчества.

 

Апокалипсис как разделение зла и добра

 

Как мы видели, решающим для судеб высокого общества является принцип отделения от зла и злых. Только при условии отделения эгоистов общество может стать праведным. Ибо даже «малая закваска заквашивает все тесто» (Гал.5,9). Чем более радикально осуществляется этот принцип, тем более высоким может стать духовный уровень членов общества, и следовательно, тем больше вероятность реализации высокого общества даже в больших масштабах. Но как провести принцип отделения в большом обществе? Ведь в государстве (нации) очень трудно разделиться - там неизбежно сожительствуют коллективисты с индивидуалистами, альтруисты с эгоистами, добрые со злыми, праведники с бандитами. И именно в этом - механизм действия закона 4. И потому кажется, что история обречена на бесконечное кружение в бессмысленном водовороте.

Но у Господа свой замысел о мире. И этот замысел, благодаря Его воле и Его участию в истории, постепенно реализуется. «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лк.12,51) - говорит Господь и рассказывает притчу о пшенице и плевелах: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13.27-30). Вот замысел Господа: отделить добрых от злых в глобальном масштабе, но лишь в конце времен, во время страшного суда, когда все - и добрые и злые - воскреснут из мертвых. В этом и состояло дело Спасителя на Голгофе: своим крестным подвигом сдвинуть тектонические пласты мировой жизни так, чтобы состоялось всеобщее воскресение мертвых. И, как следствие, -разделение «овец от козлищ». И наконец, образование из «овец» Нового Иерусалима. Само же воскресение Спасителя является вестью нам, грешным, что будет сие, поскольку Сам Спаситель воскрес из мертвых. Критерий же разделения - дела любви (Мф.25.).

Это означает, что Божья правда - в создании праведного общества любящих людей, общества, которое возглавит Христос, и потому оно будет называться Царством Божиим.

 

«Блаженны алчущие и жаждущие правды»

 

Итак, завершая наше рассмотрение, мы, казалось бы, вынуждены снова возвратиться к пессимизму: Святая Русь возможна лишь «на короткое время»; стабильное и долговременное господство праведного общества в этом мире невозможно. Тогда возникает вопрос: «а зачем все это»? Зачем добиваться праведного общества, если оно лишь «на короткое время»? Не вернее ли будет стратегия личного спасения? Так и думает огромное количество христиан - надо довольствоваться тем обществом, в котором Бог дает жить. «Спастись можно при любо строе» - говорят батюшки. И более того, многие и многие вообще считают, что желание построить праведное общество лишь приводит к неизбежной катастрофе, это желание не христианское, от лукавого, которого нужно всячески избегать.

Да, можно похвалить этих христиан за рассудительность. Только это не есть подлинно христианская позиция. Дело в том, что жить праведным обществом велит Сам Господь Иисус Христос. Это Он, Спаситель мира, наставлял в течение 40 дней своих апостолов «о Царствии Божием» (Деян.1,3). И первое, что сделали апостолы после принятия Духа Святаго - создали Иерусалимскую общину - социум, основанный на общей собственности, о котором Златоуст говорил: «это было ангельское общество». Казалось бы, зачем? Ведь все это «на короткое время». Не лучше ли было по совету «рассудительных» христиан заняться личным спасением, сопровождая это аскетическими подвигами, как это делали позднейшие монахи? Но нет. Апостолы с необычайным упорством выстраивали свой коммунистический проект, и никакие трудности и нестроения (Анания и Сапфира, пренебрежение в раздаче вдовицам из эллинов) их не останавливали. Наоборот, они всячески старались их разрешить, для чего специально было поставлено семь диаконов.

Почему же апостолы являли такое упорство? Да потому, что они исполняли веление Божие. Уж таков Его замысел - человеку предназначено жить в праведном обществе, если можно так выразиться - в раю. И поскольку сказано «да будет воля Твоя яко на небеси и на земли», то и общество это должно создаваться как на земле, так и на Небе. Поэтому Он одобряет любую попытку христиан жить в социальном смысле по-христиански уже на земле. Жить так - это вполне естественное желание. Это так же естественно, как стремиться к праведности. И если у людей на земле это не получается, то Господь реализует праведное общество за гробом, в Своем Царстве, отбирая туда только тех, кто к этому способен. А способными оказываются именно те, кто уже в этой жизни стремится выстроить рай на земле, т.е. жить подлинно по-христиански.

И наоборот, кто не стремится строить на земле рай, тому и рай на Небе не очень-то нужен. А нужно лишь теплое местечко в Царстве. А что на земле будет - не важно. По сути дела эта позиция эгоистическая. А эгоистов Господь не жалует (хотя и дает им свободную волю проявить свои потенции). И потому как раз для таких искомое теплое местечко - вещь проблематичная. Ведь сказано: «В чем застану, в том и сужу».

Более того, кто не хочет строить рай на земле, тот потворствует силам зла, которые очень хотят выстроить на земле ад. Ибо война против зла ведется на всех фронтах. И если фронт социальный будет незащищен, то враг именно через него разрушит то, что еще осталось от христианского мира. Собственно это и происходит: силам зла везде на земле удалось насадить капитализм - строй, насаждающий среди людей совершенно нехристианские безлюбовные отношения. А они уже постепенно уничтожают христианские нравственность, культуру, традиции. И более того, происходит страшное: вместо Христа в душах людей водружается его антипод - мамона. Гибель христианского мира, де факто уже совершившаяся, обусловлена полной индифферентностью самих христиан к организации социума.

Грядет антихрист. Вряд ли его ига можно избежать. Но можно задержать его приход. Это и делают люди, стремящиеся сделать социальные отношения более высокими. Если бы не они, то антихрист пришел бы скорее. Иначе говоря, именно они играют роль удерживающего. И возникает уверенность, что их усилия обязательно будут учтены Богом в последние времена. Ибо в конце-то концов Бог дает людям то, что они хотят (правда, разворачивая все последствия этого хотения). И если мы захотим жить праведно, то Он в конце времен создаст праведное общество. А если не хотим, если стремимся только к индивидуальному спасению, то станет ли Он это делать?

Да, победить не удастся, но это не означает, что надо перестать бороться. Наоборот, высшая доблесть - в борьбе за правду, несмотря на понимание, что сейчас победы не будет. «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Ибо Бог видит эту борьбу и воздаст за нее будущей великой победой - уже на новой земле.

 

Литература

 

  1. Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. - М.: «Книга», 1991 - 574 с.
  2. Н.Н. Неплюев. Отчеты блюстителя о религиозно-нравственной жизни братства. Часть 2. - М.: «Культурно просветительский центр «Преображение»«, 2011 - 336 с.

3. Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского. http://vershillo.wordpress.com/архиеп-феофан-полтавский/письма-архиепископа-феофана-полтавс/

 

06.05.14

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

24. 16. Сергей Швецов : Ответ на 6., М.Яблоков:

"У анархистов на антихриста иммунитет. Нам на властвующих наплевать." Это совершенно верно. Именно отрицающие власть и есть авангард антихриста,уже его добыча. Только понять это невозможно одним умом,даже таким острым,как швецовский. Однако и читать св.Отцов - мало. Кратчайший путь познания - простая вера. Если такой нет,нужны особые усилия,сила воли. Если она дана людям швецовым в познании рационально-рассудочном,то они могут употребить её и на благо - познание своей немощи всесторонней. Ведь она есть,сила воли,усидчивость, целеустремлённость. Рррраз! И повернул,употребил дар Божий на самопознание.Радость-то какая!
электрик / 06.06.2014, 18:57

23. Ответ на 20., Лебедевъ:

Подумайте: откуда в современном русском языке столько уголовной "фени". Остапа понесло. Скорее, Потомка переклинило.

Да уж... ЛебедевЪ по фене ботает, нигде не работает. И кого заклинило? Но сначала понесло.

22. Ответ на 18., Андрей Карпов:

Да. Но рост духовного совершенства не может быть целью. Это - ложная цель. Если человек озадачивается ростом своего духовного совершенства, он начинает пытаться его измерять (иначе как определить, растешь ты или нет?). В результате ценностью становится динамика, прирост, а не само состояние. Сегодня я положил больше поклонов, чем вчера... Еще одно святое место посятил... Прочел проповедь еще одному человеку... Подал больше денег...А подлинная цель - это служение: Богу или ближнему...А служение возможно, когда ты видишь того, кому служишь. Не гонишься за показателями, а просто делаешь полноту того, что должен или что можешь... В свою меру...На пути поиска духовного совершенства - и ереси, и фарисейство, и по совести-то никакого совершенствования не происходит. А подлинное совершенствование происходит, когда не ищут совершенства, а ищут служения...

Андрей не придирайтесь к словам, мы говорим об одном и том же! Я прекрасно понимаю, что в основе "духовного совершенства" ради самого совершенства лежит гордыня. О служении написал и выделил. Думаю мы оба достаточно далеки от того уровня духовности, который позволяет легко простыми словами выразить фундаментальные истины. Хорошо, что хоть примерно понимаем куда стоит идти. Сначала рациональное знание, а потом надеюсь постепенно и обретем нужный смысл внутри себя. Каждый начинает в своей жизни старт с определенной духовной позиции и, как говорится в одной не христианской притче о стрельбе из лука, кому-то достаточно просто научится стрелять, а кому-то надо научиться попадать точно в цель.

21. Ответ на 16., Сергей Швецов:

И ты скоро дождешься дезавуации пятой колонны в Церкви. Готовь израильское гражданство пока еще не поздно.
М.Яблоков / 06.06.2014, 09:23

20. Ответ на 17., Потомок подданных Императора Николая II:

Остапа понесло.

Скорее, Потомка переклинило.
Лебедевъ / 06.06.2014, 07:52

19. Ответ на 15., Коценко Александр:

Мы, православные христиане, такой смысл имеем.

Ой ли! Мы знаем о таком смысле, но вот имеем ли (в действительности)...
Андрей Карпов / 06.06.2014, 06:53

18. Ответ на 15., Коценко Александр:

духовное совершенство бесконечно для человека.

Да. Но рост духовного совершенства не может быть целью. Это - ложная цель. Если человек озадачивается ростом своего духовного совершенства, он начинает пытаться его измерять (иначе как определить, растешь ты или нет?). В результате ценностью становится динамика, прирост, а не само состояние. Сегодня я положил больше поклонов, чем вчера... Еще одно святое место посятил... Прочел проповедь еще одному человеку... Подал больше денег... А подлинная цель - это служение: Богу или ближнему...А служение возможно, когда ты видишь того, кому служишь. Не гонишься за показателями, а просто делаешь полноту того, что должен или что можешь... В свою меру... На пути поиска духовного совершенства - и ереси, и фарисейство, и по совести-то никакого совершенствования не происходит. А подлинное совершенствование происходит, когда не ищут совершенства, а ищут служения...
Андрей Карпов / 06.06.2014, 06:52

17. Ответ на 14., Лебедевъ:

Это лагерная-то система и стукач в каждом коллективе? Подумайте: откуда в современном русском языке столько уголовной "фени".

Остапа понесло.

16. Ответ на 6., М.Яблоков:

Да, таких как ты

У анархистов на антихриста иммунитет. Нам на властвующих наплевать. А вот ты своего "православного генсека-помазанника" дождёшься.
Сергей Швецов / 06.06.2014, 05:58

15. Ответ на 12., Андрей Карпов:

С человеком тоже не всё так просто.

Еще как сложно! Это самое сложное, что может быть на свете. Но решая сложную, глубинную, базисную, первостепенную проблему мы получаем наилучший результат. Решение второ, третье, иных низших степеней задач лишь заплатка к старой дыре, а новое вино надо вливать и в мехи новые. 1. Сначала онтологическое возражение. Смысл всегда внешен по отношению к носителю смысла. Смысл слова - в объекте, к которому оно отсылает, смысл предмета - в том, для чего н используется... Видя смысл в человеке, мы обесмысливаем его существование. Смысл человека должен лежать за его пределами, в том - что он (представляет из себя, делает) для других.

Полностью согласен, смысл должен быть высоким, нематериальным, "лежать за пределами" человека и проявляться в том, что человек делает для других. Мы, православные христиане, такой смысл имеем. 2. Историческое следствие из вышесказанного. Инвестиции в человека приводят к одному из парадоксов исторического социализма. В обществе, где в человека вкладываются, а развитие человека является ценностью, растет образовательный и культурный уровень, а равным образом пренебрежение к простому труду. В результате общество сначала получает резкий скачок эффективности, когда заполняются все позиции, на которых необходим интеллектуальный труд, а потом эффективность падает по экспоненте, так как нарастает дефицит простого труда, плюс переизбыток людей интеллектуального труда ведет к созданию квазитруда, люди начинают труд имитировать, так как реальной потребности в нем у общества нет. Это - один из факторов, погубивших исторический социализм.

Опять же полностью согласен. Сейчас мы имеем то, что не имел Сталин, робототехнику и высокие технологии. Надо начать оплачивать "простой труд" по высоким и очень высоким ставкам. (Пример, дворник оплата низкая, идут либо гастеры либо очень специфические люди, но как только его зарплата вырастит до 60-100 тысяч рублей в месяц и квартплата соответственно ситуация измениться, сразу возникнут варианты: снижение затрат, количества дворников путем снижения нагрузки, либо часть нагрузки берут жители, либо необходима автоматизация процессов, а это в свою очередь развитие технологий, производств, постепенно статус дворника начнет меняться, он станет оператором, технологом по уборке, а тут нужны уже другие качества персонала. Да и демография нам способствует к автоматизации.) Касаясь "квазитруда", первое надо вернуть образ женщины как матери, которая спасается чадородием и должна не только родить ребенка, но и воспитать его угодным Богу! Уже минус 50%, если этого будет мало :о))), то можно сокращать рабочий день и тратить время на духовный рост, творчество, созерцание и постижения чуда божьего в мире, благодарность Богу в молитве. 3. Инвестиции в человека также есть количественный подход к смыслам. В соответствии с этой парадигмой человек всё время должен расти, прирастать. Ценность актуального бытия отменяется тем, что его можно достроить, дополнить. Возникает экзистенциальная дырка, вызов, на который надо реагировать. Добавлять вечный +1. Возникает дурная бесконечность (потенциальная). Настоящее начинает проигрывать будущему, сегодняшний день - завтрашнему. Эта та же механика капитала, которая превращает сущность в процесс, человека - в функцию.

"Человек всё время должен расти, прирастать" в первую очередь духовно, стараясь увидеть еще возможности для служения Богу и ближнему, именно в этом обретая высший смысл (как вы написали в первом пункте), тогда он обретет и смысл в самых простых повседневных делах, начнет их воспринимать как СЛУЖЕНИЕ, Богу и ближнему. "Дурная бесконечность" возникает если рассматривать все с материально точки зрения, духовное совершенство бесконечно для человека. Ценность настоящего бытия не утрачивается ибо человек готовит себя в вечности...
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Владимирович Сомин
Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа»
Лекция из цикла о русских философах
19.11.2024
Россия в XX веке
Церковь и советская власть
07.08.2024
Николай Александрович Бердяев
Лекция из цикла о русских философах
06.08.2024
Семен Франк о духовности в обществе
Лекция из цикла о русских философах
04.08.2024
Все статьи Николай Владимирович Сомин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06