На шестнадцатилетие родители подарили мне магнитофон - катушечный советский магнитофон «Чайка». Знакомство с подарком началось с микрофона. Первой записью были слова моей бабушки, Софии Сергеевны: «Дорогая Танечка, когда будешь выбирать друзей, всегда помни, что не в шумной беседе друзья познаются. Они познаются в беде. Как горе нагрянет, и слёзы польются, тот друг, кто заплачет вместе с тобой».
В те счастливые, беззаботные годы своей юности ни горя, ни беды я ещё не знала. Скорби и испытания придут в зрелом возрасте и приведут меня в поисках смысла жизни в Церковь. Давно нет того старого магнитофона, но слова бабушки остались в моём сердце. Позднее на моём жизненном пути мне встречались разные люди, чаще - с добрым отзывчивым сердцем, встречались и такие, у кого жестокое, холодное сердце.
Сердце... Что за удивительный и загадочный орган? Как врач, я знаю, что с точки зрения медицинской науки: сердце - полый фиброзно-мышечный орган, который работая как насос, обеспечивает движение крови в системе кровообращения. Однако, о сердце также известно, что оно »сжимается от жалости», «замирает в ожидании», «разрывается от горя», «страдает от переживаний», может «трепетать и веселиться от радости», «прыгать от восторга».
О сердце рассуждали святые угодники Божии, мыслители, философы, писатели и поэты во все времена. Много места отводится описанию сердца в Священном Писании. «Близок Господь к сокрушенным сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс.34.18). По словам свт.Григория Паламы: «Сердце наше есть сокровищница разума и первый плотской разумный орган». Не мозг, а именно сердце «первый плотской разумный орган». Бог открывается в сердце, и там познает Его человек.
Следует отметить, что из сердца исходят и благие, и дурные помыслы, но это не означает, что в одном и том же месте одновременно находятся и благодать, и сатана. »Износит сердце и само из себя помышления добрые и не добрые», но дурные мысли оно рождает не по своей природе. Большую часть злых помыслов сердце »зачинает от злодейства демонов».
Сердце - источник плотской и духовной жизни, но может стать и источником духовной смерти. Святые отцы говорят даже об утрате сердца, имея в виду, что в сердце больше не действует благодать Христова. Значит, утрата сердца - есть утрата спасения. Сердце человека, если оно прекращает отвечать воле Божией и начинает исполнять желания диавола, заболевает, и... мертвеет.
Каковы болезни сердца? Одна из болезней сердца - неведение и забвение. Сердце, утратившее благодать Христову, покрыто неким облачком или покрывалом. «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» (2Кор.3.15). Если же сердце покрыто, то человек находится в глубокой тьме. Невежественное сердце есть ад. Болезнью сердца является ожесточение и окаменение. Не принимая благодать Христову, сердце пребывает в ожесточении. Болезнь сердца - это и нечистота. По словам прп. Никиты Стифата, ученика Симеона Нового Богослова, «нечистота души - это не только когда человек имеет нечистые помышления, но и когда он превозносится своими подвигами, гордясь ими, осуждает других как беспечных и нерадивых». Больным является несмысленное сердце. У идолопоклонников, служащих твари, а не Творцу, «омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1.21).Болезнь сердца - это и неимение правоты. Т.е. сердце, творящее волю лукавого, неправо.»Сердце твое неправо пред Богом» (Деян.8.21).
Грубость - это тоже немощь сердца. Страсти, находящиеся в сердце, делают его грубым. Безусловно, что и притворство, лицемерие, ирония свидетельствуют о болезни сердца. Внутреннее сластолюбие - это опять-таки болезнь сердца, которая проявляется в том, что сердце не стремится к любви Божией и не радуется ей, но получает наслаждение от плотских предметов, не угодных Богу.
Итак, больное сердце нуждается в лечении. В качестве первого целебного лекарства следует назвать покаяние. «Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни... Покаяние есть примирение с Господом...» (Леств.5.1).
Сокрушение. Сердце, проходя через покаяние, сокрушается. В сокрушенном сердце почивает Бог.
Сердечная боль. Сокрушению сердца сопутствует сердечная боль - боль духовного сердца. Если причина сердечной боли в молитвенном покаянии и сокрушении, то в таких случаях плотское сердце не становится больным и не требует медицинской помощи. Следует отметить, что христианская жизнь без боли в сердце не является истинной.
Слёзы. Естественным следствием сердечной боли является истечение слез. Существуют внутренние слёзы сердца, и внешние - телесные слёзы. Слёзы - это признак возрожденного человека. Прп.Симеон Новый Богослов, которого называют богословом слёз, говорит, что «слёзы есть знак жизни». Младенцы, появляясь на свет из чрева матери, плачут, и это является признаком жизни. Если младенец не заплачет, то он мёртв. Однако следует знать, что в некоторых случаях слёзы могут производиться и диаволом. Если человек плачет и после превозносится над другими, то он находится в прелести. »Не возносись, проливая слёзы в молитве твоей», - говорит прп.Марк Подвижник.
Огонь. Когда через покаяние Святой Дух возжигает огонь в сердце человека, то при этом уничтожаются сердечные страсти. И тогда огонь в сердце начинает восприниматься как свет, просвещающий всего внутреннего человека.Таким образом, сердце, исцеляясь от скверны греха, становится чистыми приготовляется к встрече Господа.
Чистота сердца существует тогда, когда человек подвизается, чтобы вовсе не осуждать блудницу, грешников или безчинных, но на всех смотреть чистыми глазами, »никого не уничижать, не судить, никем не гнушаться, не делать различия между людьми». Чистое сердце не боится ничего, в том числе и смерти, ведь страх смерти - это следствие сердечной нечистоты.Увы, сегодняшняя культура - это культура утраты духовного сердца. Сердце наше омертвело, а ум помрачен, так что мы не в состоянии ощутить в себе их присутствия. Исцеление и обретение сердца - это, по существу,обретение спасения.
Недавно ко мне чудесным образом попали почтовые карточки столетней давности, бережно хранимые дальними родственниками. Вчитываясь в короткие, душевные строки переписки родных, я ощутила заботливое и любящее сердце своей семьи. По велению сердца старшая сестра моего деда, матушка Александра, вдова замученного в советских лагерях священника, о.Владимира, воспитала в своей семье младшую сестру Екатерину, и прожила вместе с ней до конца своей жизни. Имея чуткое сердце, другая сестра деда, Еликонида, вдова расстрелянного священника, о.Василия, в тяжелые тридцатые годы ХХ века приютила в своём доме сестру Ольгу с детьми, осиротевших после расстрела их мужа и отца, учителя литературы, Василия Яковлевича. Матушка Еликонида с сокрушением сердца до конца жизни молилась о своих родных и близких.
С Богом в сердце мученически окончил свой жизненный путь мой дед, приговорённый к смерти большевистской «тройкой» священник Алексий Соколов, а его супруга, София Сергеевна, моя бабушка, до конца жизни хранила в сердце светлую память о нём.С добрым сердцем жил мой отец, Вениамин Алексеевич, ветеран Великой Отечественной Войны. Никогда не слышала я от папы ни одного грубого слова или слов осуждения, несмотря на тяжёлые жизненные испытания, выпавшие на его долю, как сына «врага народа».
И вот сегодня в моё сердце пришло понимание, что ушедшие в вечность родные и близкие, рождённые до революции и воспитанные в духе Православия, жили по совести, с любящим и отзывчивым сердцем. Вспоминая о них и преклоняя колена сердца своего, молю Всемилостивого Господа: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Татьяна Вениаминовна Жаркова, врач, член Общества православных врачей СПб
Использованы материалы книги «Православная психотерапия» митрополита Иерофея Влахоса
1. Re: «Сердце чисто созижди во мне...»