Черниговщина: исторические и актуальные аспекты

Бывший СССР  Соглашение об ассоциации Украины с ЕС 
0
5364
Время на чтение 11 минут

Я родился и вырос на Черниговщине (УССР). Благодатная, исконно русская, православная и многострадальная земля. В старину эту землю называли Северщина (Сиверщина). Кто не помнит чудесные строки из «Ильи и Соловья-разбойника»:

«А й побил он эту силу всю великую.

Ён подъехал-то под славный под Чернигов-град.

Выходили мужички да тут черниговски

И отворяли-то ворота во Чернигов-град,

А й зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит-то им Илья да таковы слова:

- Ай же, мужички да вы черниговски!

А нейду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольний Киев-град.»

Даже в советское время, одной из отличительных черт которого являлась пропаганда человека новой формации - советского, что, по существу, означало разрушение или нивелирование национально-исторических признаков и самосознания, ни у кого не возникало мысли порушить древнюю историю этого края, усомниться в том, что эта земля подлинно русская, православная. Летописи, сохранившиеся памятники, археологические находки, вся история и генетическая память говорит об этом. И в советское время, как это ни странно, это русское самосознание не разрушалось. В отличие от дня сегодняшнего, но об этом ниже.

Мой покойный друг Игорь (с характерной украинской фамилией - Червоный) при рассуждениях о других странах любил повторять: «Так, наш же ж русский Иван...». С детства врезалось в память, что «западенец» и «бандеровец» были словами явно ругательного толка. Если перед кем-то из коренных (сиверских) людей в чём-то провинился переселенец (была такая советская политика по переселению с западных территорий), то самым уничижительным ругательством в его адрес при рассказе третьим лицам было: «Та отi клятi западенцi!». Слова «москаль» в обороте не существовало по определению, оно возникло так же внезапно, как и «незалежнiсть». За прекрасной рекой Десной и поныне существует деревня, состоящая в основном из переселенцев и их потомков, - Карпиловка (Карпилiвка). Когда кто-то хотел намекнуть в подтрунивающем ключе на жадность соседа, то начинал издалека: «Там за Десною ϵ таке село, Карпилiвка зветься, - будеш подихати пiд тином, нiхто води не дасть».

Русский язык, в отличие от дня сегодняшнего, не просто почитался, а в некотором смысле боготворился. В Союзе без хорошего знания русского языка продвинуться было невозможно, - это был государственный язык великой державы, высшей школы, и... признак образованности и культуры. Мы, конечно, не менее усердно, тщательно и с интересом изучали в школе всех украинских классиков и настоящий литературный украинский язык (это было обязательно и для русских школ), но все прекрасно понимали, что русский язык как-то «главнее» что ли. В повседневной жизни чаще всего использовался (да, кстати, используется и сегодня) так называемый «суржик» - причудливая смесь украинского с русским. К примеру, мама упомянутого выше Игоря могла сказать: «это самое, пойды до дяди Васи, попросы у нього кусок сала». На литературном украинском эта фраза, несомненно, звучала бы по-другому. Хотя бы потому, что простой русский Вася - это «гарний хлопець Василь».

На Черниговщине никогда не бытовало неологизмов, присущих западной Украине. Вот, например, многие знают, что по-украински «хорошо» - это «гарно». Однако чаще вообще употребляется русский вариант, а на западе Украины и украинский не применяется, - там есть «файно», и несложно понять его историческое происхождение. В самом Чернигове, насколько я помню, на весь областной город существовала только одна школа с украинским языком обучения. И не потому, что кто-то «угнетал» украинский народ, - не было спроса. Справедливости ради надо сказать, что в населённых пунктах поменьше было либо поровну, либо была только украинская школа. Но это отнюдь и нисколько не меняло самоидентификации, психологии людей, их генетической памяти.

Черниговщина с момента начала становления государственности Руси до прихода к власти большевиков всегда имела некий особый статус, свой вектор развития и состояние общества. Тому причиной было несколько факторов:

- человеческий (личности, находившиеся у власти, в т.ч. церковной);

- географический (пограничное положение, то ли юг Москвы, то ли север Киева);

- геополитический;

- экономический;

- родо-племенной (этнический).

Чернигов был одним из самых крупных городов Древней Руси, вокруг и с участием которого происходили многие события Древней Руси и последующей истории. По своему развитию он уступал только Киеву. Первая дата упоминания в летописях - 907 г. Княжеский стол организован в первой половине XI века, а становление Чернигова, как города, произошло во второй половине X века. В XII-XIII вв. Черниговское княжество было одним из самых крупных русских землеобразований. На западе граничило с Киевским и Переяславским, на севере - со Смоленским, на востоке - с Ростово-Суздальским и Муромо-Рязанским княжествами.

В Симеоновской летописи за 1187 г. читаем: «Томъ же лете Всеволодъ Юрьевичъ, внук Володимера Мононаха, отда дщерь свою Всеславу Чернигову за Ростислава Ярославича, внука Всеволожа Олговича». И далее: «Томъ же лете идее велики князь Всеволодъ, сын Юрьевъ, внук Володимеръ, на Рязань съ Ярославом Володимеровичемъ, съ своякомъ своимъ, и съ Володимеромъ Муромскимъ Юрьевичемъ; и Всеволодъ Юрьевичь съ Коломны идее с ними на братью свою (выд. автором) въ Рязань, и перебродившее Оку реку и пришедшее, взяша села вся около и полонъ многъ, и възвратишася опять, и идоша въ свояси, а землю пусту сътворьше и пожгоша всю». Или строки за 1213-1216 гг. : «Лета 6724 преставися Рюрикъ Ростиславичъ, князь Киевский, княжа въ Чернигове. Том же лете оженися Володимеръ, сынъ Всеволожь, въ Переяславле Русскомъ Глебовною Черниговского (выд.автором) князя». В этих строках и общность, и раздор, и единение, и братоубийственная междоусобная война.

До становления Российской империи русские земли пережили множество драматических и трагических моментов истории. Значительную, если не сказать определяющую, роль в этом играли два наиважнейших фактора: утрата духовной общности с непременным отдалением от Бога и внешние влияния, как подспудные, так и агрессивные. «...И бишася крепце, и мнози падаху Божиимъ попущениемъ, за умножение грехъ нашихъ». В Воскресенской летописи об одной из междоусобиц находим «и земли Рустей много зла сотворивше». Политика стара как мир, - и вчера и сегодня на повестке дня принцип - divide et impera (разделяй и властвуй).

Тяжёлым испытанием для Руси стало нашествие монголо-татарских полчищ. Они, как несметная саранча, жгли и уничтожали всё на своём пути. Чернигов, так же, как и многие Русские города, пострадал от иноплеменных захватчиков. Защищая его от поругания, полегло множество русского народа. Вот характерный эпизод из Симеоновской летописи за 1239-1240 гг.: «Въ лето 6747 начя Батыи посылати на грады Русскыа. Послании же Батыеви, пришедшее в Русь, взяша градъ Переяславль и церковь архааггела Михаила съкрушиша, и епископа Семеня убиша, и люди вся сущая въ граде, овыхъ избиша, а иныхъ плениша, а съсуды церковныя златыя и серебреныя драгокаменыа поимаша. А иную же рать посла на Черниговъ (выд.автором) въ силе тяжце. Слышав же Мстиславъ Глебовичъ, внук Святослаль Олговича, нападение иноплеменникь на градъ, и прииде съ силою своею къ Чернигову, и сступишася полци у Чернигова, и бысть сеча зла, и побежденъ бысть Мстиславъ, и множество от вои его избьено бысть, и град взяша и запалиша огнемъ, а епископа оставиша жива и ведоша и въ Глуховъ, и оттоле пустиша его». Однако при всём при этом, даже властелинам Золотой Орды не приходила в голову богохульная мысль о намеренном разрушении православной веры. Ханские ярлыки строго карали за хулу русской веры. Сегодня же на всей территории Украины мы воочию наблюдаем сатанинские нападки христопродавцев на духовный столп Руси - православную веру. Во многих местах и, прежде всего, в умах, раскол и смута, беснование, инфернальная одержимость.

Чернигов и другие города (в границах нынешней России) были именно русские (не украинские, не москальские, не фино-угорские (по понятиям бандеровцев) и никакие другие) и об этом доподлинно свидетельствуют исторические источники. Наряду с междоусобицами русские князья умели объединяться для войны с теми, кто и сегодня совершает вражеские поползновения на Русь. И немалую роль в этом играл именно Чернигов. Так, в Симеоновской летописи за 1205-1206 гг. находим: «Въ лета 6714 съвокупишася Олговичи вси въ Черниговъ на снемъ: Въсеволодъ Чермныи съ всею братьею и Володимеръ Игоревичь съ всею братьею, и Мстислав Романовичь и Смоленьска прииде къ нимъ съ своими сыновци, и Половци приидоша къ нимъ. Мнози поидоша опять на Галичь... Слышавъ же король, аже идуть князи Русскыа на Галичь...». В Воскресенской летописи повествуется о том, как Изяслав посылает из Киева своих послов в Чернигов к Давыдовичам со словами: «се есмя путь замыслили великъ, а то есть дедъ нашихъ и отецъ нашихъ утверждение, крестъ есмь целовали (выд.автором); но известимся е еще, яко на сем пути тяжи не имети, ни которого извета, ни льсти, но въ правду сей путь исходити и съ противными ся бити». Актуальны и сегодня слова великого князя Всеволода, запечатлённые в Симеоновской летописи: «То темъ отчина единемъ Русская земля, а намъ не отчина ли?».

Сегодня нам доподлинно известен факт участия в киевских бесчинствах наемников из США, Германии, Турции и др. вражеских становищ. Вот против кого, как встарь, нужно совместно ополчиться. Но для этого сначала нужно изгнать из Русской земли новорожденных предателей и христопродавцев, одурманенных чудовищными идеями и жаждой грабительской наживы. Ближайший советник Владимира Мономаха митрополит Никифор I говорил: «Великие власти великого напоминания требуют». Сегодня, как никогда, важно вспомнить об общем целовании креста и общей Отчизне, над которой общий же враг снова мечтает надругаться.

Православная вера на Черниговщине приживалась долго: север Черниговской области, который населяли вятичи, дольше всех славянских племён оставался языческим. Большой вклад в дело христианского просвещения этой земли внёс в XII веке печерский инок - сщмч.Кукша.

В 991 г. произошло первое разделение Русской Церкви на епархии. Кроме Новгорода, Никоновская летопись приводит следующие города, где были поставлены епископы: Чернигов, Ростов, Владимир (Волынский) и Белгород (место порядка 35 км от Киева). С 1215 г. Черниговские епископы именовались и Брянскими. Невзирая на то, что вся Северщина во главе с Черниговом с 1320 г. попала под власть Литвы, до 1415 г. в церковном отношении полностью зависела от Московского митрополита и подчинялась ему. В разгар монголо-татарского ига Черниговская кафедра в 1360 г. была перенесена в Брянск. В 1415 г. Чернигов перешел под управление Киевской митрополии. В 1500 г. Черниговская епархия отделилась от Киевской, а 1503 г. снова перешла под власть Московской митрополии. По возвращении Смоленска от поляков в 1515 г. Черниговская епархия была присоединена к Смоленской и епископ именовался Смоленским и Брянским. Восстановлена Черниговская епархия была в 1549 г. Таким образом, после разделения и образования двух митрополичьих кафедр Черниговская епархия всего лишь 85 лет была под властью Киева (читай - Польши).

Вклад Черниговщины в русское духовное наследие огромен. Широко известна история мученического исповедничества православной веры святого благоверного князя Черниговского Михаила и болярина его Феодора, чьи святые мощи впоследствии были перенесены в Москву Иоанном Грозным. Как важны и сегодня слова князя Михаила, отраженные в Симеоновской летописи: «Не хощу именемъ токмо зватися христианинъ, а дела творити поганыхъ». Князь Изяслав Черниговский (из Давыдовичей) всегда перед походом надевал крест и власяницу брата - преподобного Николы Святоши, который своим житием возвеличил до небес знамя Христа.

Черниговская земля дала Руси множество ревностных служителей Церкви. Например, одного из величайших митрополитов - святого митрополита Алексия. Его отцом был черниговский боярин Феодор Плещеев. Митрополит Алексий (рожд.Елевферий) родился в период 1293-1298 гг. Его крестным отцом стал Иоанн Калита. В июне 1354 г. Патриархом Константинопольским Филофеем он был возведён в митрополита Киевского и всея Руси. Вклад св.митр. Алексия в развитие и становление православия на Руси сложно переоценить. Достаточно сказать, что он почитается, как один из создателей Московского государства.

В 1727 г. новообразованную Иркутскую епархию возглавил уроженец Черниговской губернии святитель Иннокентий (Кульчицкий), который в 1804 г. причислен к лику святых. В Сибири он осуществил поистине апостольский подвиг.

Уроженцы Черниговской губернии Максим Созонтович Березовский (1745-1777) и Дмитрий Степанович Бортнянский (1752-1825) внесли неоценимый вклад в дело развития духовной музыки.

Древнюю Черниговскую епархию в разное время возглавляли великие подвижники благочестия: архиепископ Лазарь Баранович, Святитель Феодосий, святитель Иоанн Максимович, архиепископ Филарет Гумилевский и др. Все они стояли за святую православную веру и единство Руси.

Откуда же возникло наименование Украина (Украйна)? В 1686 г. по московскому договору с Польшей за Россией на вечные времена утверждались Киев, Чернигов, Смоленск и ещё 56 городов. Правая же сторона Днепра, Волынь, Подолье остались на более чем 100 лет за Польшей, получив название Польской Украйны («окрайны»). Вся остальная территория являлась Малороссией и Новороссией.

В 1796 г. была образована Малороссийская губерния Российской империи, куда вошла огромная Черниговщина и Полтавские земли. В 1802 г. была образована самостоятельная Черниговская губерния в составе Российской империи. На рубеже XIX-XX вв. численность этнических украинцев на Черниговщине составляла около 66%

В новой истории после Октябрьской революции 1917 г. Черниговская губерния в полной мере испытала все перипетии государствообразования Украины, раздрай, хаос и анархию, сопутствовавшие этому процессу. Последнее, кстати, есть результат и итог всех революций, под каким бы предлогом и с какими бы намерениями они не происходили. В итоге, в 1919 г. четыре северных уезда Черниговщины в состав Украинской советской республики не вошли и остались в России, в составе Брянской губернии. Собственно Черниговская область была образована в 1932 г. В 1939 г. Президиум Верховного Совета СССР разделил Черниговскую область и отдал 17 районов в новообразованную Сумскую область УССР.

Чем же сегодня живет Черниговщина в свете непрекращающегося украинского лицедейства, бардака и хаоса под колпаком нацистского государственного переворота, организованного западными кукловодами, и поддержанного западно-украинскими марионетками и наемниками ?

С удивлением и прискорбием узнал, что Чернигов не избежал участи бандитского захвата властных учреждений и погромов «евромайдана». В киевской войне принимал участие командир черниговского подразделения «Тризуб», входящего в «Правый сектор», Виктор Панаско по прозвищу «Иранец» с десятью головорезами. Всей его «команде» помогал, кроме всех прочих, о.Евгений из Екатерининской церкви. «Иранец» до сих пор остается в Киеве, по его словам, до тех пор, «пока не обретем украинскую державу». «Майданутые» требуют отставки мэра Чернигова Александра Соколова, прокурор области Максим Говоруха сложил свои полномочия, разграблен дом начальника Управления по борьбе с организованной преступностью Александра Силкина, горсовет не может собраться и решить насущные вопросы, вовсю ведут пропаганду униаты и многочисленные сектанты, и т.д., и т.п. Всё это не без попущения Божия. Для чего? Промысел Божий нам не известен.

Черниговщина никогда не была автономией в составе Украины. Несмотря на то, что в Черниговской области много русских, в т.ч. и по самосознанию, сценарий Крыма по российской помощи неприменим и неоправдан. Однако следует помнить, - эта земля связана с русской историей не меньше, чем Крым. Да, это часть новообразованного после распада СССР украинского государства. Но что так повлияло на духовность, психологию и образ жизни людей, которые всегда были близки к России? Что движет ими в поддержке бандитской по своей сути и методам власти? Что или кто мешает им проявить разум и гражданскую позицию? Ответы на эти вопросы просты и сложны одновременно. И, скорее всего, для их получения и осознания Украине, вообще, и Черниговщине, в частности, предстоит пройти очень непростые испытания, катарсис. И выйти из них к жизни Украине в целом будет возможно только со Христом в едином каноническом лоне Русской Православной Церкви, и только в единении с Россией. В противном случае Апокалипсис на этой части русской земли наступит гораздо раньше положенного срока.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Бывалов
Все статьи Максим Бывалов
Бывший СССР
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
Все статьи темы
Соглашение об ассоциации Украины с ЕС
Корсунь-Шевченковский: от Котла до Погрома
Освободительный поход Русской армии по маршруту великого полководца Ивана Конева неизбежен
26.03.2024
Кино про рохлю Лёвочкина и коня бледного
О новом сериале, художественном вымысле и человеческой памяти
20.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
«Мы находились в поле народного подвига, который совершали сами, как могли»
Опубликовано обращение к Президенту РФ В.В. Путину о необходимости инициирования подготовки и внесения в Госдуму проекта Федерального закона «О реабилитации участников Русской Весны»
16.03.2024
«Погибая, они мечтают, что, добивая их, Россия надорвётся и сама умрёт»
Украинцы не выживают, они умирают, но им важно, что чем дольше они умирают, тем хуже русским
12.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06