3 февраля исполняется 7 лет со дня кончины замечательного священника, протоиерея Василия Ермакова. Встречавшись с ним неоднократно - лично и всей своею семьёй - испытал не раз силу его благословений и наставлений. Благодарная память уже много раз приводила меня, как и многих других, к месту упокоения этого человека.
«...в крове Бога Небеснаго водворится»
Пс. 90, 1
Снова у места упокоения священника Василия Ермакова... Вот уже и семь лет как нет его с нами... Срок немалый, однако знавшие продолжают чтить этого человека. Их, верно, очень много, ведь каждый день, зимой и летом здесь цветы, горят свечки, часто видны стоящие в проникновенном молчании одинокие фигуры. Какие разные по облику и повадке люди приходят к нему на могилу. Как всегда, по преимуществу женщины, но много и мужчин. Получавшие от батюшки благословения помнят его, благодарны ему, как и прежде всё тщатся понять, как же это ему удавалось так успешно помогать нам? Размышляя об этом, понимаешь, какими дарованиями он обладал.
Он был наделён способностью зорко различать в человеке его качества, его затруднения и уловки. И это не простая зоркость, это - духовное зрение.
Он мог привлечь защитительную, промыслительную и творящую силу Духа Истины в помощь, во спасение обращающегося к нему. Глубоко осознавая индивидуальность судьбы каждого человека, он принимал и происходящую от этого неизбежность различий в оценках добродетельности конкретных поступков на жизненном пути. И по некоторым сторонам русской жизни и истории, её отдельным персонам у него были свои, личные взгляды, отличающиеся от общепринятых. Поэтому в своих благословениях он не столько давал конкретные указания по собственному разумению, сколько мог привлечь к судьбе человека благую силу провидения от Духа Истины. И оттого дела обращавшегося к нему неожиданным чудесным образом исправлялись, принимая самый лучший, благой оборот. И какие удивительные советы он иногда давал. Не забуду как однажды, придя к нему с жалобой на наседающее уныние, получил от него такую простую рекомендацию: «А ты, когда тебе тяжко, напевай весёлые, удалые русские песни, а грустные - когда у тебя всё хорошо. И Господа почаще вспоминай и делись с Ним, будто рядом Он, и бедой, и радостью, и чаяниями». Ведь надо же, как верно-то!
Будучи постоянно окружен толпою просящих его внимания, он все же находил возможность просто, по-доброму, по-отечески что-то кратко сказать человеку, ободрить, подправить его, укрепив этим уверенность в собственных возможностях. Упорствующим же, далеко зашедшим в своих заблуждениях и пороках, он, с присущей ему краткостью, отпускал весьма жесткие замечания, но и при этом как-то так, что человек не оказывался от этого в обиде или расстройстве, а собирался с силами и выходил из беды.
Обладать такими качествами - не удел обыкновенных людей, это - дарование Свыше. Само такое дарование сопричастно Духу Истины, об этом ведь говорится в молитве: взывая к Нему, мы говорим, что Он есть «сокровище благих». - И только их.
Имея такой дар при жизни, его уносят в мир иной. Так, верно, произошло и здесь. Чувствуя это, люди вновь и вновь, как и при жизни батюшки, приходят к нему, подолгу стоят пред могилою, благодаря за прошлую помощь, поверяя свои нынешние беды, радости и упования. Они знают - Василий и теперь поймет их, укрепит, поможет все исправить, заступится. И такое действительно случается.
Хорошо, что ты с нами, отче!..