Критика нечистого разума

2 часть

0
1413
Время на чтение 10 минут

1 часть

 

 «Не смейте трогать своими грязными руками хрустальную мечту моего детства»...

Именно такими словами одного из самых известных комических персонажей советской литературы и кинематографа можно охарактеризовать неадекватную реакцию некоторых читателей РНЛ на первую часть этой публикации. Причем реакцию совершенно для меня неожиданную. Я думал, что эта сугубо богословско-философская статья особого интереса ни у кого не вызовет, и уж, во всяком случае, если и будут на нее комментарии, то не более одного-двух. А тут в первый же день публикации аж 24 поста, большинство которых являлись прямо-таки «пламенной» апологией Э.Канта, сопровождаемой целым рядом грубых обвинений в мой адрес. По мнению этих лиц, я, пытаясь критиковать Канта, «его не читал»; в его философии «совершенно не разбираюсь», и даже «само его имя пишу с ошибкой: надобно «Иммануил», а я пишу «Эммануил».

Начну с последнего. Если набрать имя Канта в поисковике интернета, то там встречается и Иммануил, и Эммануил, правда, первое встречается чаще. Но я, как православный священник, зная, что имя это библейское, естественно, пишу его ближе к тому, как оно написано в Св.Писании. А там пишется не «Иммануил», а «Еммануил» (ср.Ис.7,14; Мф.1,23), что в мирской транскрипции звучит как «Эммануил». Кстати сказать, если набрать «Иммануил» и «Эммануил» в компьютере, то он подчеркнет первое имя красной чертой, указывая здесь на ошибку, но признавая второе. Так что в этом отношении желание некоторых читателей РНЛ напугать меня моей, якобы, «сугубой безграмотностью», мол, «и настоящего имени Канта не знает», - неосновательно. Скорее не знаете этого вы, по-видимому, ошибочно опираясь на какой-то безграмотный советский перевод этого имени. Что поделаешь, даже маститые советские философы и переводчики, в силу своего атеистического образования не знающие Библии, из-за этого иногда допускали вопиющие ошибки.

Но зато в другом отношении такая напористая и даже нахрапистая апология Э.Канта меня действительно «напугала». «А может быть я действительно не прав», - подумал я. «Возможно, он совсем не Эммануил и даже не об Иммануил, а Андрей?! И может быть совсем не Кант, а Кураев; и не философ, а - протодиакон?!», - с «ужасом» подумал я. Но нет, все правильно, речь в моей статье шла именно о Канте (как его не читай, хоть Эммануил, хоть Иммануил), а не о протодиаконе А.Кураеве, целый ряд наиболее активных поклонников которого как раз и отметился на форуме первой части данной моей статьи, защищая Канта. И действительно, если бы я критиковал, как это привычно делать на РНЛ, протодиакона А.Кураева, тогда резко отрицательная реакция его почитателей из РНЛ на такую публикацию мне была бы вполне понятна. Я, конечно, с ними по этому поводу спорил бы, но, по крайней мере, эту их реакцию все же понимал. Все же при всех своих ошибках и заблуждениях протодиакон Андрей Кураев - это, какой ни есть, но все-таки русский религиозно-христианский мыслитель. Поэтому его апология на православном сайте, по крайней мере, не выглядит нелепой.

А кто такой Э.Кант, чтобы с пеной у рта защищать его на православно-патриотическом сайте Русская народная линия?! Он что, русский патриот? Может быть, он хотя бы русский? А может быть, он православный или хотя бы религиозный мыслитель?! Ничего подобного, он один из западноевропейской плеяды разрушителей традиционного христианского миросозерцания, правда, далеко не самый главный. Так что же, мы православные русские люди должны его за это последнее благодарить? Апологеты Канта даже не заметили, что просто неприлично, защищая своего философского кумира, шельмовать при этом на православном русском сайте православного русского священника!

Но такая их неадекватная и даже болезненная реакция говорит о том, что в первой части этой своей публикации я, сам того не желая и не ожидая, кому-то наступил на «больной мозоль». В чем суть этой их болезненной любви к Канту я, правда, понял не сразу и, возможно, не до конца. Выскажу предположение, что имею дело с людьми, профессионально связанными с наукой философии. Вероятно, это бывшие или действующие сотрудники кафедр философии или чего-то подобного при тех или иных ВАЗах, несколько поднаторевшие за последние 20-25 лет относительной свободы мысли в мировой философии и, в конце концов, пришедшие в православие. Но при этом они сохранили свой багаж разнообразных философских знаний и догм, считая его кем-то очень ценным, как их кумир Кураев считает ценным приобретением свое прошлое пребывание в советском Институте атеизма (или как он там назывался), хотя это православному христианину скорее надо считать потерей. Поэтому сии лица так неадекватно и болезненно воспринимают критику философии Канта, фактически воспринимая ее как критику собственных философского знаний, которые кажутся им невероятным «сокровищем». Хотя при переходе в православие эти философские знания следовало бы «вменить в уметы», как это сделал апостол Павел со своими иудейскими преимуществами, тогда от этих знаний была бы польза. А так их достаточно ограниченный философский багаж не очень ценен. Но главная их беда не в этом, а в том, что у них практически нулевые или даже отрицательные богословские познания, в частности, совершенно неверное представление о том, как православное богословие сочетается с философией.

Теперь, с учетом последнего, отвечу на возражения этих моих оппонентов по существу.

 

Отношение православного богословия и философии к познавательным способностям человека

 

По существу они вменяют мне две основные вины: первая состоит в том, что, мол, не надо было вообще задевать Э.Канта с богословских позиций, поскольку это философ совсем другого направления. Некто Т.В. эту идею выразил(а) даже в стихах. Во-вторых, Андрей Карпов и другие поучают меня уже более конкретно. А именно о том, что Кант, вопреки моему мнению, пытался очистить ум не от греховной скверны, а от апостериорных представлений, т.е. представлений, полученных нами из чувств, чувственного опыта, оставив только априорные истины, т.е. истины из самого ума.

Дорогой Андрей, разумеется, мне прекрасно известна эта идея Канта! Ведь кроме того, что он сам говорит об этом во введении к своему труду, об этом пишут все кому не лень в популярных описаниях философской системы Канта. Но мне при этом известно еще и кое-что другое.

Начну с того, как православное богословие учит о последствиях грехопадения Адама для человеческой души. Оно учит, что все три силы души - воля, ум и чувство, вследствие сего повредились. И на основе Св.Писания приводит самый первый пример такого повреждения. А именно, сразу после своего грехопадения, первые люди «услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: (Адам,) где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт.3,8-10).

Согласно толкованию святыми отцами сего места Библии, греховное повреждение воли Адама проявляется в том, что он бежит от Бога, к Которому до грехопадения стремился. Греховное повреждение чувства состоит том, что Адам и Ева боятся Бога, Которого до грехопадения любили, а также в том, что они испытывают стыд и похотные чувства при виде своей и чужой наготы. Но самое для нас интересное, а в чем же состоит греховное повреждение человеческого ума? А в том, что Адам и Ева пытаются спрятаться от Всеведущего Бога между деревьями рая. Кстати сказать, Бог взывает: «Адам, где ты», - совсем не потому, что, как мнят своим поврежденным грехопадением умом атеисты, Он не знал, где находятся Адам и Ева. А потому, что этим возгласом, который, говоря другими словами, означает: «Адам! Посмотри, куда ты, согрешив, ниспал», - Господь хотел пробудить первых людей от греховной дремоты и призвать их к покаянию.

Итак, согласно учению православного богословия, повреждение человеческого ума состоит не в какой-то абстрактной «греховной скверне», а в том, что ум попросту не способен правильно исполнять свои функции, т.е. не способен правильно мыслить. Ибо думать, что можно спрятаться от Всеведущего и Всевидящего Бога между деревьями рая - это явная глупость. Между тем, философия это, по определению некоторых, - мудрость; а по более правильному определению других - это любовь к мудрости. Но в обоих случаях сам предмет философии, т.е. мудрость, недостижим, пока наш поврежденный грехом ум выдает на гора многие глупости о Боге, человеке и мире. И это абсолютно в полной мере относится к любому философу, как Платону, так и к Канту. Поэтому претензии в мой адрес, что, мол, я, якобы, неправомерно применяю православное учение о грехопадении человека к философии Канта, - явно неосновательны. Это учение применимо к деятельности любого философа, в том числе, и Канта.

При этом следует сказать и то, что философы и философия еще издревле пыталась решить эту проблему, поскольку сознавали, что ум человека весьма часто и много заблуждается. А основная задача философии и философа как раз и состоит в том, чтобы мыслить правильно. Без этого, о чем ни учи: о Боге ли, о человеке ли, или о природе, - получатся одни глупости. Так как же философия и философы издревле пытались решить сию проблему, которую первым сформулировал еще Сократ? А они обычно шли путем, предложенным учеником Сократа - Платоном. Который исходил из того (ошибочного в свете вышеуказанного православного учения о грехопадении) предположения, что ум человека мыслит вполне правильно. Просто надо его сначала очистить от ряда заблуждений, кои накопились в нем из-за недомыслия людей, и это само по себе позволит ему правильно мыслить; тогда-то все и будет в порядке. Философским памятником этого ошибочного предположения Платона осталась его известная пещера.

Перед новой (западноевропейской) философией задача очищения ума возникла с сугубой силой. Кроме общефилософской вышеозначенной проблемы был еще один очень важный побудительный мотив к ее решению. Дело в том, что католическая церковь уже того времени наряду с элементами православного учения содержала также ряд заблуждений и даже лжеучений. Поэтому все выдающиеся мыслители того времени и пытались отделить истинное церковное учение от сих заблуждений. Нам, православным очевидно: для того, чтобы этого достичь, им следовало обратиться к Православию. И отдельные такие попытки с их стороны были. Но они закончились неудачей. Преимущественно потому, что эти мыслители поставили во главу угла очищения своей церкви не Православие, а собственный ум, в нем одном надеясь найти себе поддержку и опору.

Но при этом наиболее проницательные мыслители Возрождения и новой философии понимали, что само по себе мышление человека несовершенно и нуждается в очищении. Каким же образом? А на основе все той же древней идеи Платона о «исконной чистоте» ума, который надо лишь очистить от его предрассудков. Наиболее ясно выразил эту идею Фрэнсис Бэкон в своем «Новом Органоне», который назвал эти предрассудки «призраками» ума. И выделил четыре вида последних: «призрак рода, призрак пещеры, призрак рынка и призрак театра». Причем второй призрак - «пещеры», явно навеян пещерой Платона. Бэкон ошибочно считал, что стоит уму освободиться от этих «призраков», и он начнет мыслить правильно и плодотворно. Э.Кант, хорошо знакомый с этим учением Ф.Бэкона, в значительной степени развивает его идею. Считая, что ум сам по себе начнет мыслить правильно, если очистить его от апостериорных представлений, оставив лишь априорные.

Другими словами говоря, ошибка моих оппонентов и апологетов Канта состоит том, что они необоснованно отрывают это его учение от общей задачи философии, особенно новой философии, рассматривая учение Э.Канта само по себе, что неосновательно. Конечно же, Кант, пытался очистить ум от апостериорных представлений не просто так, не потому, что ему так хотелось, ибо тогда непонятно, а зачем он вообще это делал. Конечно же, сей философ, в рамках общефилософской задачи, считал, что очистив ум от всего, навеянного ему чувствами, он сможет сделать мышление самодовлеющей творческой силой, способной сдвигать горы, и уж, во всяком случае, способной дать удовлетворительные ответы на насущные духовные нужды его времени.

А это, согласно вышеприведенному православной учению о греховной поврежденности всех сил души, том числе и ума, - неосновательно. Сколько ум не очищай сугубо философскими методами (в частности, очищением его от апостериорных представлений), он все равно останется поврежденным грехопадением и, если не будет просвещен светом благодати Божией, обязательно будет генерировать заблуждения и лжеучения. Примером чего и является сама философия Э.Канта. Тут можно согласиться с его апологетами и моими оппонентами, что Кант, как трудолюбивый немец, действительно последовательно (другой вопрос, насколько правильно) реализовал свою идею об очищение ума от апостериорных представлений. Но беда в том, что сама по себе эта идея - неверна. Как я уже сказал, сколько ум от этих представлений не очищай, он все равно будет заблуждаться, поскольку поврежден грехом.

А.Карпов укоряет меня, что Кант мне не нравится, и он отчасти прав. Ведь почему я обратился к философии Э.Канта? Потому что считаю и свой разум нечистым, зачастую погрешающим. Поэтому и ищу, чем бы можно было его очистить? Вот я и купился на красивую немецкую этикетку под названием «Критика чистого разума». Однако оказалось, что там этого «чистого разума» кот наплакал, что и вызвало мое раздражение! Но, как видите, в этом раздражении нет ничего личного, все по работе.

А между тем, задача очищения своего ума стоит не только предо мною. Как известно, со второй половины еще 19 века и поныне в Русской Православной Церкви появился ряд мыслителей и учителей, которые, как и я, учат, не будучи святыми отцами. Но святые очищали свой ум аскезой и были просвещены Духом Святым, а как нам, не святым, очищать его, чтобы рассуждать право и правильно? Вот я и обратился первоначально к мыслителям-философам в поисках этого, но мало что там нашел. Поэтому спешу успокоить апологетов Канта, которые думают, что я собираюсь и дальше его критиковать. Ничего подобного, он мне больше не интересен, ибо, несмотря на свою декларацию (имеется в виду название - «Критика чистого разума») ничего дельного и полезного для меня не сказал.

Правда, кто-то может заметить мне: вы же сами говорили, что надо очищать ум аскезой, в частности, молитвой, вот и молитесь. А я и пытаюсь, да плохо получается. Как сказал некто: «Копать не могу, просить стыжусь» (Лк.16,3). Вот я и обратился первоначально к «сынам века сего», которые «догадливее сынов света в своем роде» (Лк.16,8). Да вижу, толку от этого мало.

Поэтому вернусь к нашему, православному учению. Что оно говорит о настоящей критике нечистого разума?

(Продолжение следует)

P.S. В дальнейшем я не собираюсь заниматься полемикой с неумеренными ревнителями Канта, Кураева и других подобных сомнительных авторитетов. И на это есть две важные причины. Во-первых, основной и конечной целью этой статьи являются отнюдь не абстрактные богословско-философские рассуждения, а уяснение и изложение одного из существеннейших аспектов православного учения о спасении. Кто желает, тот это учение примет и будет спасаться. Кто не желает, может попробовать «спасать» свою душу с помощью учения протодиакона Андрея Кураева или Канта. Как говорится, вольному воля, и каждый волен сеять в своей душе все, что пожелает. Но при этом следует помнить пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь».

Во-вторых, всем хорошо известно, что сейчас творится на Украине. И мы все, православные люди Украины, в том числе и я, активно боремся против наступления западной фашистской чумы. Поэтому у меня нет времени и сил еще и размениваться на нелепую, глупую и бесполезную полемику с людьми, которые кроме своих духовных идолов ничего не хотят слышать и видеть.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

91. Re: Критика нечистого разума

Заменим слово "анализ" словом "религия","православная вера". читаем: "Наша критика, правда, должна также дать полное перечисление всех основных понятий, составляющих указанное чистое знание, однако она совершенно правильно воздерживается от религии, а также от полного перечня производных из них понятий отчасти потому, что такое расчленение не было бы целесообразным, поскольку оно не связано с затруднениями, встречающимися в синтезе, ради которого предпринята вся эта критика, а отчасти потому, что попытка взять на себя ответственность за полноту религиозных выводов нарушила бы единство плана, между тем как этого вовсе не требует поставленная цель. Этой полноты православной веры и выводов из априорных понятий, которые мы изложим в настоящем сочинении, нетрудно будет достигнуть, если только сначала будут установлены эти понятия как разработанные принципы синтеза и если в отношении этой основной цели ничего не будет упущено." Критика...стр.59. Другими словами,Кант предлагает науку под религию.Под православную веру в том числе. Но Кант дает науку под религию,а саму православную веру увидеть научным образом должны уже - мы. То есть,нет другой науки для религии вообще,чем та,которую предлагает Кант в своей Критике....Другие науки - это другие науки. А наука для религии - Кант. И пора этим овладевать.
Бондарев Игорь / 12.02.2014, 11:45

90. Re: Критика нечистого разума

" ...такая критика есть по возможности подготовка к органону или, если бы это не удалось, по крайней мере к канону, согласно которому, во всяком случае в будущем, могла бы быть представлена аналитически и синтетически совершенная система философии чистого разума, все равно, будет ли она состоять в расширении или только в ограничении его познания....такая система возможна и даже будет иметь вовсе не столь большой объем..." Критика...стр.58. Органон - в том числе и для идеологии. Аналитические суждения - дух. Синтетические - опыт материи(тот же дух,только в падении :синтетическое - это аналитическое в падении,или - априорное синтетическое,то есть Наука).
Бондарев Игорь / 12.02.2014, 07:44

89. Re: Критика нечистого разума

Канта надо возводить в Православие.Потому,что Кант дает науку религии (метафизике). Возведя Канта в Православие мы рискуем достигнуть науки о мире райском и падшем (соответственно об априори мира и его апостериори). Кстати, благодаря Канту (и его определению априори и апостериори;аналитического и синтетического) можно говорить о том,что прочитать Шестоднев можно лишь через априорные синтетические законы логики. Потому,что в Шестодневе (рай) нет апостериори. Апостериори - мир после грехопадения;материя. Шестоднев - априори. А Кант дает науку метафизике.То есть показывает - как понять мир априори и мир апостериори. Мир рая и материи. И этому надо учиться на Канте - возводя Канта в Православие.И,разумеется - самим учиться. Как говорят о Пушкине ,что он - наше все. Так Кант - наше все! Правда,еще не стал нашим...
Бондарев Игорь / 11.02.2014, 20:39

88. Ответ на 81., Андрей Карпов:

процесс не является изолированным

Изолированной может быть система, а не процесс )))
М.Яблоков / 06.02.2014, 13:34

87. Ответ на 86., Андрей Карпов:

Не держите удар...

Вы даже представления не имеете что такое прикладная наука и чем она занимается ) о чем с вами можно говорить?
М.Яблоков / 06.02.2014, 13:21

86. Ответ на 82., М.Яблоков:

Ваши гуманитарные познания умиляют )

Не держите удар...
Андрей Карпов / 06.02.2014, 12:28

85. Ответ на 84., Метафора:

Я думала, что процессами управляет только Господь.

"Не говорите человеку что он идиот, это не вежливо, просто скажите что у него гуманитарный склад ума..." (с)
М.Яблоков / 06.02.2014, 11:34

84. М.Яблоков

Я думала, что процессами управляет только Господь.
Lucia / 06.02.2014, 11:17

83. Ответ на 80., Адриан Роум:

Святая глупость Отцы назвали это просто сердцем,Им познаем мы правды свет, К Вольтерам и великим просвещенцамУ нас в народе уваженья нет.Претензия перфектных, точных чиселНавяжет свой глумливый миф,И ложь ума - игры лукавой бисер,В прогрессе обещает нам прорыв.Юродивой России славлю мудрость,В ней вера превышает ум,Блаженную ее, святую глупостьНе одолеет прагматизма бум.

Глупость - это не говорить о примате духа над материей,когда приходит время торжества Духа над цивилизацией содома. Для этого надо указать - что не достало Просвещению,чтобы утвердить приму Духа. А не достает полноты библейской картины, с точки зрения Науки. И отсекать сегодня Науку от Библии - верх глупости.Потому,что отсекая Просвещение - отсекаем и науку. Но,в Просвещении - прима материализма,и ПОЭТОМУ его критикуем. С тем,чтобы прийти к приме Духа и ВТОРИЧНОСТИ материи,а не саботировать науку и материализм.
Бондарев Игорь / 06.02.2014, 10:32

82. Ответ на 81., Андрей Карпов:

Ваши гуманитарные познания умиляют )
М.Яблоков / 05.02.2014, 14:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
ВРНС – инструмент единения русского народа
Новый комментарий от Игорь Ал
27.11.2024 21:37
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
27.11.2024 21:30
Предсказание Сталина
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 21:29
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 20:55
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52
Мученик за веру Христову!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 16:20