Критика нечистого разума

0
1691
Время на чтение 7 минут
Предисловие

Прочитав название сей статьи, человек, хотя бы немного знакомый с философией, сразу же сообразит, что оно сформулировано по аналогии с названием самого известного труда знаменитого немецкого философа Эммануила Канта «Критика чистого разума».

Да, действительно, философии (в особенности западноевропейской) свойственно пытаться получить в качестве субстрата умственных рассуждений этот самый «чистый разум» и им критиковать все и вся, что, по преимуществу, и имел в виду в своем заумном труде этот философствующий немец.

Из уважения к нему не хочется повторять одну русскую пословицу об «умных» немцах, но с названием Канту не повезло. Я, правда, не силен в языках и не знаю, какой смысл оно имеет в немецком языке, но в русском звучит явно двусмысленно. Ведь из слов «критика чистого разума» совершенно непонятно, кто, собственно, кого критикует: чистый разум кого-то, или он сам является предметом критики, или, наконец, имеется в виду и то, и другое?

Так вот, для справки: в названии моей статьи как раз имеется в виду и то, и другое. Сначала я скажу несколько слов об этом нечистом разуме и его неосновательной критике, а затем подвергну критике его самого.

 

Тщетность философских попыток получить чистый разум

 

Согласно учению Православия, человек есть существо падшее, ведь все мы пали вместе с Адамом в грехопадении. Причем в результате этого пали и греховно повреждены все силы человеческой души, в том числе и ум, который вследствие грехопадения не способен как, например, ангельские умы, к чистой умственной деятельности, т.е. наш ум от рождения является не чистым. И его чистота достигается не философскими рассуждениями, а деятельным очищением человека рамках православно-христианской аскезы, в частности, молитвой. Как говорят святые: «Молитва очищает ум». Что и подразумевал святитель Григорий Богослов, который говорил, что настоящий богослов тот, кто молится.

Таким образом, очистить ум лишь путем философских рассуждений в принципе невозможно. Поэтому философия и философы еще с древности весьма ошибались, исходя из мнения о природной чистоте разума, и мня, что с помощью умственных ухищрений его лишь следует очистить от некоторых его предрассудков, и этим он вернется к своей исконной чистоте. Но этой чистоты нет в природе ума падшего человека, поэтому нельзя ее и достигнуть путем лишь умствований, в том числе, и крайне заумных. Такие умствования могут лишь привести наш ум от одних (более грубых) предрассудков и другим (более тонким) предрассудкам.

Как говорит и об этом ап.Павел: «Они...осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Рим.1,21-22). Что с особой силой проявляется в критической деятельности этого нечистого разума, который самому себе в своем горделивом самомнении кажется «чистым».

На счет этого есть весьма выразительный евангельский пример. Как говорит Св.Писание: «Приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22,23-30).

Заметим, что саддукейская секта - это сообщество природных иудеев за несколько веков до Рождества Христова, во время агрессии языческой античной культуры против традиционного иудейства (этот период описан в библейских книгах Макковеев) поддавшихся влиянию этой культуры, в частности, влиянию ее скептической философии. Под воздействием которой они, как им казалось, подвергали сомнению, т.е. фактически отрицали некоторые основные догматы богооткровенной ветхозаветной религии, в частности, догмат о всеобщем воскресении, а также подвергали сомнению и отрицанию закон Моисеев, по крайней мере, в ряде его заповедей.

Поэтому они и ставят перед Христом, как им кажется, обоюдоострый вопрос, отвечая на который, по их мнению, надо либо отрицать некоторые заповеди закона, либо отвергнуть догмат воскресения. При этом самим себе саддукеи кажутся вольнодумцами, свободно мыслящими людьми, своим «чистым разумом», подкрепленным скепсисом всей античной философии, борющимися с религиозными предрассудками. Вот она ветхая критика «чистого разума»!

Но посмотрим, насколько же он реально чист?! Во-первых, сразу же следует заметить: утверждая, «что нет воскресения, ни Ангела, ни духа» (ср.Деян.23,8) и этим отвергнув соответствующие общеизвестные библейские истины, саддукеи произвольно вводят в мышление грубый предрассудок, собственно и состоящий в том, что всего этого нет. Но истины о всеобщем воскресении, существовании Ангелов, духов и духа подтверждаются авторитетом Св.Писания, а также опытом духовной жизни человека. А чем подтверждается ложное мнение саддукеев, что всего этого нет? Ничем, кроме их жалких умствований, построенных на самовольных и самопальных предположениях, выдаваемых за «несомненные истины», т.е. за «догматы и аксиомы», а на самом деле - очевидные предрассудки.

И действительно, ведь, во-вторых, эти люди, отринувшие Библию и поэтому мнящие себя и свой ум свободным от всех предрассудков, на самом деле наивно считали, что брачно-половые отношения между людьми столь абсолютно нерушимы, что должны сохраняться и после воскресения мертвых. А разве это не грубый предрассудок?! Библейским догматом они не верят, зато вводят свой, совершенно произвольный и ложный догмат; в чем их и обличил Христос.

Добавим к этому еще и то, что саддукеи, сами воспитанные на иудейской бытовой традиции, считали, что женщина ну никак не может иметь семь мужей. Опять глупость и предрассудок! У некоторых народов в рамках матриархата полигамия существовала не в виде традиционного многоженства, а в виде многомужества. Когда женщина могла иметь несколько мужей. Скажем, такие брачные отношения до недавнего времени бытовали в Полинезии. Так что это вполне возможно, правда, не в иудействе. Но раз саддукеи такие «вольнодумцы», то им следовало учитывать и то, что бывает вне иудейства. Чего они на самом деле не делали, показывая сим нечистоту своего ума, который не способен учесть все возможности и формы того или иного явления.

Таким образом, на этом евангельском примере видно, что люди, пытающиеся только на основании философско-умственных рассуждений очистить свой ум и с помощью его критиковать истинные догматы и аксиомы, а также действительные заблуждения и предрассудки, сим лишь впадают в новые заблуждения и вводят другие предрассудки. Это относится не только к малограмотным саддукеям, но и ко многим маститым философам.

Так, если вернуться к «Критике чистого разума» Э.Канта, легко заметить, что этот философ, подвергая критике некоторые истины христианской веры и ряд постулатов научного знания, вводит свои, произвольные «аксиомы» и «догматы». Их у него там такая масса, что примеры этого я беру, просто ткнув наугад почти в любое место его сочинения.

К примеру, Кант утверждает: «Во всех суждениях, в которых мыслится отношение субъекта к предикату (я имею в виду только утвердительные суждения, так как вслед за ними применить сказанное к отрицательным суждениям нетрудно), это отношение может быть двояким. Или предикат В принадлежит субъекту А как нечто содержащееся (в скрытом виде) в этом понятии А, или же В целиком находится вне понятия А, хотя и связано с ним» (1).

Но откуда это несомненно следует? При желании можно вымыслить и другие, более изощренные варианты. Но в любом случае это произвольный постулат мышления, вводимый Кантом, и ничем не подтвержденный кроме собственного авторитета этого философа. Поэтому легко могущий быть предметом сомнения и критики.

Другой пример. Кант мнит, что: «Всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцания и для подведения его под высшее единство мышления» (2).

Но, скажем, богооткровенные истины начинаются отнюдь не с чувств, а воспринимаются духом или умом, в том смысле, как понимали его свв.отцы, т.е. умом, просвещенным благодатью. Даже если не принимать христианство в качестве истинного учения, а лишь в качестве некоторого мнения, все равно следует признать, что это, вышеприведенное утверждение Канта отнюдь не является истиной в последней инстанции, т.к. в природе существует другое, противоречащее ему мнение. А там, где есть хотя бы два противоречащих друг другу мнения, уже есть и сомнение, поскольку само это последнее слово означает со-мнение, т.е. наряду со моим мнением есть еще другое мнение, противное ему.

Да и то сказать, что сама эта критическая направленность философской деятельности Канта обусловлена духом его времени, как он и сам признает, заявляя: «Наш век - век критики» (3). Говоря другими словами, в 18 веке критиковать модно. Но ведь мода - это один из самых распространенных предрассудков! И я вообще подозреваю, что некоторые выводы, к которым приходит Кант, а именно, этот самый его «категорический императив», представляющий собой философско-этическое гипертрофирование значения естественной нравственности, крайне далек от чистого разума. А является элементарной умственной проекцией менталитета закомплексованного разнообразными моральными и псевдоморальными правилами да запретами пруссака. Где уж тут быть чистому разуму?! Как в упомянутом евангельском примере, где мнящие себя вольнодумцами саддукеи на самом деле закомплексованы в рамках своей иудейской культуры, немного разбавленной философскими заблуждениями языческой античности.

Итак, суммировать все вышесказанное можно словами преп.Макария Великого и преп.Исаака Сирина: «Души, украшенные знанием, разумом и острейшим понятием, суть якоже грады великие. Но надлежит смотрети, укреплены ли они силою Духа Святаго, да не яко враги, нападши, разорят их. Премудрии бо века сего: Аристотель, Платон, Сократ (добавлю еще от себя, и Кант с компанией других более поздних и подобных ему философов; прот.Г.Городенцев), по искусству своему и знанию вещей, были яко грады великие, но опустошены от врагов; зане Дух Божий не обитал в них» (4). Т.к. «иное дело - проницательность, а иное - свет. Первая без второго ведет к погибели обладающего ею» (5).

Итак, с этим все понятно. Но вот какой возникает при этом важнейший вопрос: а можно ли в свете Православия получить эту самую, столь вожделенную для западноевропейской философии критику чистого разума?

(Продолжение следует)

Примечания

1. Эммануил Кант. Критика чистого разума. Введение. IV. О различии между аналитическими и синтетическими суждениями.

2. Там же. Трансцендентальная диалектика. Введение. II. О чистом разуме как источнике трансцендентальной видимости. А. О разуме вообще.

3. Антология мировой философии. Классический немецкий идеализм. Кант. II. Сочинения критического периода. А.Теория познания. Исходные принципы критики чистого разума. Т.3. М., 1971 г., с.100

4. Преп.Макарий Великий. Духовные беседы. Ч.1, М., 1851 г., с.145

5. Преп.Исаак Сириянин. Слова подвижнические. Творения свв Отцов в русском переводе. Т.23, М., 1854 г., с.90

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

42. Re: Критика нечистого разума

Кант:"Или предикат В принадлежит субъекту А как нечто содержащееся (в скрытом виде) в этом понятии А, или же В целиком находится вне понятия А, хотя и связано с ним". Откуда это следует? Элементарно. Возьмем основные четыре закона логики. Как ни крути, сколько не выражай вариантов, все они входят в два объема логики : да, да и нет,нет. Вот и вся "проблема". А защищается это всего двумя законами логики - тождества и исключенного третьего(остальные два закона дают множество вариантов описываемых связями в логическом квадрате).То есть,либо да, либо нет. Вот и вся логика . Либо в логике, либо вне ее. Последнее позволяет существовать логике в себе самой, но остается/является трансцендентностью.Или априорностью, как угодно. Далее. Кант:"Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцания и для подведения его под высшее единство мышления." Автор пишет:Но, скажем, богооткровенные истины начинаются отнюдь не с чувств... Давайте конкретно определимся: или речь идет о человеке, и его познании, или о Боге и Его вложении истины в человека. Несомненно, что Кант говорит всегда только в первом значении. И не надо приписывать Канту упрека в проповеди, которую он не ведет. А то, что автор заметил амфиболию в названии работы "Критика чистого разума" - так в этом и значение этой работы : не допустить "слива" нравственности и совести,данной нам априори как и разума, в свойство апостериорное, но и в опыте совесть и разум остаются быть первичными и не теряют (а находят) себя в априорности. Вот это и доказывает Кант.Ищет и находит.Это самый бодрый и внимательный к Истине ученый-философ, который защищает разум перед Истиной на фоне попыток рассудка приписать хаосу и заблуждению права первенствовать в разуме, делая последнее дело посредством "слива" чувств...в некие аморфные абстракции об Истине.
Бондарев Игорь / 08.10.2014, 16:35

41. Ответ на 39., М.Яблоков:

Не обсуждали бы вы Канта...Здесь из язычника некоторые пытаются состряпать чуть ли ни св.отца Церкви...

Мне кажется, никого из него делать не нужно. Зачем? Кант он и есть Кант. А ведь сам он всегда удивлялся, почему его не понимают, когда он так все аккуратно по полочкам разложил.
Lucia / 20.01.2014, 16:23

40. Ответ на 35., Андрей Карпов:

Вы, конечно, можете думать, как Вам угодно, но любой мулла четко определит, кто есть язычник...

Вы совершенно не знаете ислам. Там, как минимум три бога, но но здесь тема не об этом. Да и про монотеизм Эхнатона и Заратустры - вполне известные вещи. То есть одна из задач критики чистого разума - органичить схоластические спекуляции. Разумом к Богу прийти невозможно, Бог - по Канту - это условие разума, то есть тот фактор, который делает возможным, в частности, моральные суждения. В нашем разуме есть идея Бога, и только через неё возможна нравственность. Бог лежит не позания разумом у Канта, так что Вы не правы.

Это Вы совсем не правы. По блж.Августину - вера рождает духовный разум. Духовный, заметьте, а не плотской. Плотской разум не приводит к нравственности, а, скорее, совсем наоборот. "Самый надежный путь достижения истины есть не тот, который начинается от разума, а затем ведет далее, от рациональной уверенности к вере, а, наоборот, тот, который начинается от веры, а затем ведет далее, от Откровения к разуму." (блж.Августин).
М.Яблоков / 20.01.2014, 15:48

39. Ответ на 38., Метафора:

Не обсуждали бы вы Канта...

Здесь из язычника некоторые пытаются состряпать чуть ли ни св.отца Церкви...
М.Яблоков / 20.01.2014, 14:52

38. Re: Критика нечистого разума

Не обсуждали бы вы Канта.... Погода вот есть. Глобальное потепление. Похолодание.
Lucia / 19.01.2014, 16:51

37. Ответ на 35., Андрей Карпов:

Вы главного не поняли. Язычник - это тот, кто поклоняется диаволу.
М.Яблоков / 19.01.2014, 10:47

36. Ответ на 35., Андрей Карпов:

Что же касается Канта, то в предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума", он писал: "Я не могу, следовательно, даже допустить существование Бога, свободы и бессмертия для целей необходимого практического применения разума, если не отниму у спекулятивного разума также его притязаний на трансцендентные знания, так как, добиваясь этих знаний, разум должен пользоваться такими основоположениями, которые, будучи в действительности приложимы только к предметам возможного опыта, все же применяются к тому, что не может быть предметом опыта, и в таком случае в самом деле превращают это в явления, таким образом объявляя невозможным всякое практическое расширение чистого разума. Поэтому мне пришлось ограничить (aufheben) знание, чтобы освободить место вере". То есть одна из задач критики чистого разума - органичить схоластические спекуляции. А теперь заменим слова "спекулятивный разум" на "еврейство" и "большевизм".А "знание" на "народы". И это уже доктрина не Канта,а Гитлера. Сам бы Кант на это никогда бы не дал "добра".Однако,стремление к целям "необходимого практического применения разума" сделали свое дело руками Гитлера.
Бондарев Игорь / 17.01.2014, 22:07

35. Ответ на 26., М.Яблоков:

фараон Эхнатон был монотеистом. Но неужели при этом не был язычником? Тоже можно сказать и про Заратустру и Магомета. Существует Церковь Христова, содержащая благодатью Святого Духа, святое Православие. А есть всё остальное - язычество, в какие бы маски оно не рядилось. Монотеизм - еще не говорит о неязычестве. Можно поклоняться и служить одному диаволу. Кант - языческий философ. Так как единственным средством познания Бога считал разум. Это платонизм.

У слова "языческий" есть ещё и второй семантический горизонт - то есть "относящийся к языкам (народам". Языческое мировоззрение, это мировоззрение, не выходящее за пределы языка-народа. В этом отношении Эхнатон был, конечно, язычником. Да и нет данных, что по введению культа Атона, в Египте был устоновлен именно монотеизм. Да, Амон и некоторые другие боги преследовались, но в целом языческая картнка мира сохранялись. В частности, фараон и его жена именовались богами Шу и Тефнут. Что касается Заратустры и Магомета - то их воззрения не укладываются в язычество... Вы, конечно, можете думать, как Вам угодно, но любой мулла четко определит, кто есть язычник... Попытка положитьв одну корзину язычество и Ислам - это отказ от анализа и понимания. Существовать с такими воззрениями внутри Православия можно, но перескаться или вести диалоги с иноверцами - упаси Господь! Что же касается Канта, то в предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума", он писал: "Я не могу, следовательно, даже допустить существование Бога, свободы и бессмертия для целей необходимого практического применения разума, если не отниму у спекулятивного разума также его притязаний на трансцендентные знания, так как, добиваясь этих знаний, разум должен пользоваться такими основоположениями, которые, будучи в действительности приложимы только к предметам возможного опыта, все же применяются к тому, что не может быть предметом опыта, и в таком случае в самом деле превращают это в явления, таким образом объявляя невозможным всякое практическое расширение чистого разума. Поэтому мне пришлось ограничить (aufheben) знание, чтобы освободить место вере". То есть одна из задач критики чистого разума - органичить схоластические спекуляции. Разумом к Богу прийти невозможно, Бог - по Канту - это условие разума, то есть тот фактор, который делает возможным, в частности, моральные суждения. В нашем разуме есть идея Бога, и только через неё возможна нравственность. Бог лежит не позания разумом у Канта, так что Вы не правы.
Андрей Карпов / 17.01.2014, 12:18

34. Ответ на 33., М.Яблоков:

Такое у нас высшее образование.Зато у нас горячее сердце, холодный разум и твердая рука ))

Хорошо не горячая голова и холодные руки....)))
Lucia / 17.01.2014, 11:51

33. Ответ на 31., Метафора:

Такое у нас высшее образование.

Зато у нас горячее сердце, холодный разум и твердая рука ))
М.Яблоков / 17.01.2014, 08:54
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 20:55
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Владимир Петрович
27.11.2024 20:22
ВРНС – инструмент единения русского народа
Новый комментарий от Игорь Ал
27.11.2024 19:45
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52
Мученик за веру Христову!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 16:20
Граната обезьяне будет обязательно передана
Новый комментарий от АБС
27.11.2024 16:03