Соотношения формы и содержания в проблемах церковного обновленчества и модернизма

0
1313

По святителю Феофану Затворнику внешнее без внутреннего существовать может (это как раз то, что мы порицательно называем фарисейством), но внутреннее без внешнего - нет. Внутреннее (содержание) всегда должно проявляться и выявляться в каких-то определенных и конкретных внешних формах, по которым, собственно, и можно судить о внутреннем (содержании), так как само по себе внутреннее невидимо - его видит только один Господь. Так, к примеру, Православная вера выражается в традиционном богослужении, пении, чтении, каждении, иконописи, колокольном звоне и прочем.

Форма и содержание - не есть независимые философские категории. Между ними существует некоторая нелинейная обратная связь. Это и понятно. Изменяя форму, можно, таким образом, влиять и на содержание, причем аж до полного и качественного его изменения и переход на совершенно новый уровень существования. В применении к богословию это значит отступить от благочестия и перейти к неправоверию и ереси. Так нетрадиционные формы богослужения уверенно могут говорить о неправославии совершающих их.

Святые отцы утверждают, что следование только одной внешней форме, утеряв (полностью или частично) содержание, может привести к полной апостасии (отступлению) и богоборчеству. Однако о чем идет речь? - О видимости следованию форме или о точном ее хранении и соблюдении?

Для наилучшего понимания проблемы рассмотрим крайнюю ситуацию: возможно ли полная утрата содержания при точном и правильном соблюдении формы? Так сказать, абсолютная форма без содержания?- Думается, что это представляется совершенно невозможным. Форма непременно так же будет частично или полностью утрачена, причем видимо(!), останется только лишь ее некий внешний суррогат.

Например, могут ли униаты (католики восточного обряда) полностью и в точности сохранить православную форму богослужения, приняв при этом в качестве вероучения латинскую ересь и поминая за богослужением римского папу-ересиарха? -Нет. Иначе, это послужило бы соблазном для многих православных людей, и они бы не смогли по внешним признакам отличить Православие от погибельной ереси. Таковое невозможно по милосердию Божьему, хотящему всем спастись и в разум истины прийти.

Итак, устойчивое хранение правильной формы с утратой содержания невозможно. Таким образом, церковные обновленцы и модернисты, произвольно и самочинно изменяя традиционную форму богослужения, непременно все больше и больше отступают от Святоотеческого Предания и Православия, медленно , но уверенно превращаясь в еретическое сообщество.

Для способных еще к покаянию обновленцев и модернистов хотелось бы напомнить слова святого русского старца:

«Что приняла и облобызала Святая Церковь - все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах - исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит. Наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть столп и утверждение Истины и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее; то есть, что она пребудет неизменно до конца - до второго пришествия. Всякое желание внести якобы усовершенствование, изменения в правила и учение Святой Церкви, есть ересь, желание создать свою особую церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления Духа Святого и есть хула на Духа Святого, которая не простится во век. Хранит Господь, яко зеницу ока Своего, людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом и делом, день и нощь служащих Ему. А таковые есть хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедающие благочестие, Ею преданное» (прп.Серафим Саровский).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

32. Re: Соотношения формы и содержания в проблемах церковного обновленчества и модернизма

Хотелось бы вот еще на что обратить внимание. Форма со временен претерпевает некоторые естественные изменения, но без утраты содержания. Например, служение литургии апостолами по внешней форме вряд ли соответствовало нашему. Хотя по сути - это одно и тоже. Поэтому и обратная связь между формой и содержанием определяется не как прямопропорциональная зависимость. Если рассматривать Церковь Христову (а не просто формальную систему), то здесь есть еще один важнейший фактор - это Дух Святой, Живущий в Церкви со дня Пятидесятницы, наставляющий ее на всякую истину(Ин.16,13). Благодать Святого Духа, почивающая на свв.отцах Церкви, руководила ими в необходимых соответствующим условиям изменениях формы богослужения, что, разумеется, не влияло на содержание. Подобное никак нельзя отнести к современным обновленцам и модернистам, не стяжавших благодати Святого Духа, и неспособных, по слову свт.Тихона, вообще ни к какому христианскому подвигу, и руководствующихся не благодатью Святого Духа, а гордыней и зловерием.
М.Яблоков / 13.01.2014, 10:00

31. Ответ на 28., Метафора:

http://ruskline.ru/m...sya_v_bane_s_evreem/

"Судьба как каждого человека в отдельности, так и всей Церкви и всего мира в целом, - полностью зависит от его духовного состояния. Господь смотрит как великий Врач на состояние пациента, и в соответствии с этим дает лекарство или принимает соответствующие меры." Великий манипулятор. Если судьба каждого и зависит в большей мере от его состояния, то Церкви и всего мира в целом, тоже от него, от человека, от его духовного состояния? Как выразился Осипов - "Да. Звучит очень хорошо. Но скажу вам:" не очень умно. Забыл, или напутал профессор - Церковь Христос - Основание, Тело и Глава, ну и от чьего духовного состояния зависит? Судьба Врача, прости Господи, Независима, поскольку Сам и есть Независимость. И не убережет тех кто уклоняются от Него и "адаптируют Христа". Естественно не потому что это Ему не под силу, как Врачу, и не потому что лекарство не годное. А потому что очень не хотят быть от Него зависимыми, точнее хотят только себе и от себя зависимые. Вот у этих, от своего духовного состояния полностью и зависит их достойный финал.
Савва / 12.01.2014, 22:41

30. Ответ на 20., πλάνιος:

Точно также двоеперстие и более древняя форма и более содержательная форма : выражает учение о том, что единый Христос двухприрожный распялся на Кресте; три перста мизинец, безымянный выражают учение о том, что Бог это три ипостаси. Когда же заменяли через насилие и кровь на троеперстие, то заменяли на новую форму, менее содержательную (два перста по учению реформаторов, БМС были праздными, то есть ничего не изображали). В вашей статье есть интересные мысли о взаимоотношении формы и содержания. Вы писали её против папежников, но ваши же мысли прекрасно опровергают преступность Реформы 17 века.

Какая "несправедливость": Господь дает святого Серафима Саровского "преступным никонианам" и не замечает "правильных" "древлеправославных".
Лебедевъ / 12.01.2014, 15:53

29. Ответ на 28., Метафора:

http://ruskline.ru/m...sya_v_bane_s_evreem/ Судьба как каждого человека в отдельности, так и всей Церкви и всего мира в целом, - полностью зависит от его духовного состояния.

Т.е. по этому оригеновскому богослову получается, что Церковь Христова может оказаться не свята и погрешима, как и любой человек?! Потрясающе! Совершенство чистоты есть начало богословия, а мы превращаем богословие в совершенство (которого никогда не будет, кстати) знаний

Т.е. Св.Церковь богословствует несовершенно?! Православная вера - это что-то несовершенное, требующее постоянного совершенствования?! Похоже, этот оригеновский (платоновский) богослов вообще не понимает, что такое Церковь! сколько духов, бесов или ангелов, поместится на кончике иглы! Вот, где богословие.

Это что православное богословие?! Когда это Церковь Христова задавалась таким вопросом?! Или Осипов не различает Православную Церковь от латинских еретиков?
М.Яблоков / 12.01.2014, 11:25

28. Re: Соотношения формы и содержания в проблемах церковного обновленчества и модернизма

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/11/26/mozhno_li_mytsya_v_bane_s_evreem/
Lucia / 11.01.2014, 18:08

27. могут ли униаты сохранить православную форму Нет. Иначе, это послужило бы соблазном для многих православных людей

Соблазном для православных людей при наступлении унии послужило обман, кровавое насилие, шкурные интересы. Бог не попускает искушений превыше человеческих сил. Но нечистый работает поэтапно, начинает с малого, затем уже меняется форма и содержание. К примеру последний раскол на украине, вначале откололись от Москвы, затем только через несколько лет поменяли язык богослужения итд. Паства деградирует постепенно. Если зеленую ветвь отрубить , то зелень еще некоторое время продолжает сохраняться. Раскольники по своей сути совершили "благое" дело, очистив Церковь от своего присутствия, а вот с модернистами и обновленцами внутри Церкви дело обстоит гораздо сложнее...
eka / 11.01.2014, 17:17

26. Ответ на 24., Галина :

Мне кажется, что разговор немного ушел в сторону от темы, поэтому я хотела бы вернуться и выразить мое полное единомыслие с автором статьи.

Благодарю за поддержку )
М.Яблоков / 11.01.2014, 12:27

25. Re: Соотношения формы и содержания в проблемах церковного обновленчества и модернизма

После грехопадения человека и мира, мир изменился. Дух стал формой,а содержанием мира стало отрицание. Вопрос в том, как относиться к отрицанию. Если помещать источник духа в отрицание - это одно.А если снаружи - совсем другое. Другими словами, если вы находитесь внутри формулы закона Клавия - вы субъективны и вам свойственен когнитивный диссонанс определяемый самой формулой "высказывание вытекающее из своего собственного отрицания, истинно". Если вы выходите из формулы и становитесь наблюдателем - вы получаете опыт аутентичный объективной форме духа. Например,Н.Толоконникова занимаясь сексом в Зоологическом музее, сознательно находится внутри отрицательного содержания данного мира.То есть пребывает в когнитивном диссонансе субъективно,не ведает его. Мы видим в этом б...во,только и если только,когда сами сумели выйти из субъективного в объективное. Тогда мы видим противоречие между отрицанием и формой Духа,выражающемся в том,что нам становится неприятным созерцание данного действия. Наш объективный опыт соединяется с формой Мира в его состоянии,каким мир был сотворен Богом вначале. В раю было предначертано мужчине и женщине стать семьей по достижению опыта возделывания Сада Едема до определенного статуса, который можно назвать уровнем культуры (или цивилизации в этом же смысле). Культурная же форма предлагает семье ,как минимум: дом, спальню и объективное уважение к семье,отношения двух которых остается их субъективным делом, и поэтому отчужденным для созерцания кем либо другим,кроме двух субъектов супругов относительно друг друга,которым это открыто позволяется(то есть объективно супругам позволяется супружеское субъективное,когда оно сохраняется культурной формой духа общества.То есть самими супругами и обществом в уважении тех и тех друг к другу.)
Бондарев Игорь / 11.01.2014, 07:49

24. Re: Соотношения формы и содержания в проблемах церковного обновленчества и модернизма

Мне кажется, что разговор немного ушел в сторону от темы, поэтому я хотела бы вернуться и выразить мое полное единомыслие с автором статьи.
Галина / 11.01.2014, 02:50

23. Ответ на 21., πλάνιος:

Уважаемая Галина, книги Натальи Михайловой к такой науке как "история" не имеют отношения, по той причине, что 1. автор не снабжает их ссылками на документы и авторитетные первоисточники..... А её вывод о том, что обновленчество и старообрядчество одного корня кроме улыбки ничего не мог вызвать у читателя.

Смотря у какого читателя, уважаемый. Я, например, согласна с выводом Михайловой и тоже считаю, что старообрядчество и обновленчество - одного поля ягоды. Тем более, что свои работы Н.Михайлова подтверждает ссылками. В этом легко убедиться, если открыть ее статью "Исторические очерки о старообрядчестве" на сайте "Благодатный огонь" http://www.blagogon.ru/articles/74/
Галина / 11.01.2014, 00:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Яблоков
Все статьи Михаил Яблоков
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35