По святителю Феофану Затворнику внешнее без внутреннего существовать может (это как раз то, что мы порицательно называем фарисейством), но внутреннее без внешнего - нет. Внутреннее (содержание) всегда должно проявляться и выявляться в каких-то определенных и конкретных внешних формах, по которым, собственно, и можно судить о внутреннем (содержании), так как само по себе внутреннее невидимо - его видит только один Господь. Так, к примеру, Православная вера выражается в традиционном богослужении, пении, чтении, каждении, иконописи, колокольном звоне и прочем.
Форма и содержание - не есть независимые философские категории. Между ними существует некоторая нелинейная обратная связь. Это и понятно. Изменяя форму, можно, таким образом, влиять и на содержание, причем аж до полного и качественного его изменения и переход на совершенно новый уровень существования. В применении к богословию это значит отступить от благочестия и перейти к неправоверию и ереси. Так нетрадиционные формы богослужения уверенно могут говорить о неправославии совершающих их.
Святые отцы утверждают, что следование только одной внешней форме, утеряв (полностью или частично) содержание, может привести к полной апостасии (отступлению) и богоборчеству. Однако о чем идет речь? - О видимости следованию форме или о точном ее хранении и соблюдении?
Для наилучшего понимания проблемы рассмотрим крайнюю ситуацию: возможно ли полная утрата содержания при точном и правильном соблюдении формы? Так сказать, абсолютная форма без содержания?- Думается, что это представляется совершенно невозможным. Форма непременно так же будет частично или полностью утрачена, причем видимо(!), останется только лишь ее некий внешний суррогат.
Например, могут ли униаты (католики восточного обряда) полностью и в точности сохранить православную форму богослужения, приняв при этом в качестве вероучения латинскую ересь и поминая за богослужением римского папу-ересиарха? -Нет. Иначе, это послужило бы соблазном для многих православных людей, и они бы не смогли по внешним признакам отличить Православие от погибельной ереси. Таковое невозможно по милосердию Божьему, хотящему всем спастись и в разум истины прийти.
Итак, устойчивое хранение правильной формы с утратой содержания невозможно. Таким образом, церковные обновленцы и модернисты, произвольно и самочинно изменяя традиционную форму богослужения, непременно все больше и больше отступают от Святоотеческого Предания и Православия, медленно , но уверенно превращаясь в еретическое сообщество.
Для способных еще к покаянию обновленцев и модернистов хотелось бы напомнить слова святого русского старца:
«Что приняла и облобызала Святая Церковь - все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах - исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит. Наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть столп и утверждение Истины и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее; то есть, что она пребудет неизменно до конца - до второго пришествия. Всякое желание внести якобы усовершенствование, изменения в правила и учение Святой Церкви, есть ересь, желание создать свою особую церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления Духа Святого и есть хула на Духа Святого, которая не простится во век. Хранит Господь, яко зеницу ока Своего, людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом и делом, день и нощь служащих Ему. А таковые есть хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедающие благочестие, Ею преданное» (прп.Серафим Саровский).
32. Re: Соотношения формы и содержания в проблемах церковного обновленчества и модернизма
31. Ответ на 28., Метафора:
30. Ответ на 20., πλάνιος:
29. Ответ на 28., Метафора:
28. Re: Соотношения формы и содержания в проблемах церковного обновленчества и модернизма
27. могут ли униаты сохранить православную форму Нет. Иначе, это послужило бы соблазном для многих православных людей
26. Ответ на 24., Галина :
25. Re: Соотношения формы и содержания в проблемах церковного обновленчества и модернизма
24. Re: Соотношения формы и содержания в проблемах церковного обновленчества и модернизма
23. Ответ на 21., πλάνιος: