Являясь всецело сторонником библейского монизма, мне хотелось бы акцентировать внимание читателей на некоторых моментах, касающихся основных международных юридических норм. Дело в том, что правовые аксиомы и презумпции древнего Римского права (ставшего юридической основой для большинства современных европейских государств), как будет показано ниже, имеют прямое сходство с тексами Священного Писания и укоренены в Библии. Что, в свою очередь, позволяет предположить о заимствовании последних именно из Книги Книг.
Основной принцип Библейских заповедей в отношениях между Богом и людьми, и людьми между собой - это справедливость, который непосредственно вытекает из нетварных и неизменных свойств божественных энергий, одним из наименований которых является Правда или Праведность. На этом же божественном принципе справедливости и равноправия (перед Законом все равны) постепенно формировалось и древнее Римское право.
Библейские корни основных принципов Римского права:
1. Презумпция невиновности (не доказано - не виновен).
«Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча.» (Втор.13,12-15).
«Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел, и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти.» (Втор.17, 2-5).
«Дабы не проливалась кровь невинного среди земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, и чтобы не было на тебе вины крови... Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится всякое дело. Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя; и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя. (Втор.19,10-19).
2. Не наказывать дважды за одно и то же преступление.
«Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится.» (Наум.1,9).
3. Минимальное число свидетелей преступления не менее двух.
«По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля.» (Втор.17,6).
«Недостаточно одного свидетеля против кого - либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело.» (Втор.19,15).
4. Презумпция знания закона.
«И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф.» (Мал.2,4).
«И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского.» (Исх.6,7).
«Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.» (Ин.15,22).
5. Презумпция справедливости закона.
«Закон Господа совершен.» (Пс.18, 8).
«Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.» (Рим.7,12).
6. Соответствие наказания преступлению.
«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.» (Исх.21,22-25).
«Кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти. Кто убьет какого - либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти.» (Лев.24, 15-21).
7. Неотвратимость наказания.
«Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами.» (Лев.26,14-17).
«А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым.» (Иер.22,5).
Как видим, Римское право имеет глубокие библейские, божественные корни, а не человеческие (хотя человеческий фактор, разумеется, присутствует), как пытаются утверждать сторонники нравственного монизма, напрочь отрицающие юридическую сторону Искупления. Современные модернистские богословы настаивают на любви как на основном, главном и приоритетном свойстве Божества (вспоминается даже гностическое «Бог есть любовь и только любовь»), но забывают о другом энергийном свойстве - Справедливости. Божественные свойства неизменны, и даже Новозаветная Жертва их не изменила. Поэтому никак нельзя рассматривать божественную любовь без справедливости (как, собственно, и справедливость без любви), - это неизменный атрибут Божества! «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.» (1Ин.4,10). Здесь и Любовь, и Справедливость, и юридизм одновременно. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою.» (Гал.3,13). Понятие искупления чисто юридическое, без которого в принципе невозможно спасение, когда говорится, что Христос умер за нас и вместо нас, заплатив за нас Выкуп. Но у Бога в этом юридизме и заключается истинная божественная Любовь, так как Христос Сам был «Жертва, но и Архиерей, Жрец, но и Бог» (свт.Григорий Богослов), «Приносяй и Приносимый» (литургия свт.Василия Великого). Причем, Выкуп, заплаченный за нас, несравненно превосходит все прегрешения человеческие, включая первородный грех. Потому что Христос, добровольно принеся Себя в Жертву Святой Троице, не только искупил нас от греха, проклятия и смерти, восстановив, таким образом, справедливость, но и возвел в самое Царство Небесное, посадив одесную Бога-Отца. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.» (Еф.2,4-7). Таким образом, становится через веру понятным, что у Бога в Любви - Справедливость, а в Справедливости - Любовь. Но Любовь из них больше.
18. Ответ на 17., Ник Ликашин:
17. Ответ на 12., М.Яблоков:
16. Ответ на 13., СТРОИТЕЛЬ:
15. Ответ на 12., М.Яблоков:
14. Ответ на 1., В.М.: Ого! от ОАО
13. иерей Илья Мотыка
12. Ответ на 10., иерей Илья Мотыка:
11. Ответ на 9., иерей Илья Мотыка:
10. Re: Римское право и сотериологический юридизм
9. Re: Римское право и сотериологический юридизм