«Умом Россию не понять...» пророчески сказал поэт. Кстати, предок Фёдора Тютчева схимник Варлаам родом из Брянска. Он упокоился в 1641 году и был похоронен на некрополе Спасо-Преображенского монастыря, что в Казанском кремле. Могильный камень сохранился.
А как можно понять, не пропустив через себя историю тысячелетнего российского пласта без веры в Бога, без веры в созидательные силы народа, без веры в будущее?
Возвращение к Богу, к заповедям Божиим, к основам морали и нравственности, исстари присущих нашим благочестивым предкам - эта тема красной нитью пронизывает всю книгу Леонида Решетникова.
Сегодня нам нелегко, трудно. Но скажите, когда было иначе? В XIII веке? Когда Русь была выжжена ордами Батыя и обложена непомерной данью. В 1236 году пали столицы Волжской Булгарии Биляр и Булгар. До сих пор перед моими глазами стоят картины массовой резни, когда в ходе археологических раскопок Биляра в 1967 - 1969 годах под руководством профессора Халикова А.Х. были выявлены многочисленные очаги сопротивления защитников города, когда смерть их застала в самых неестественных позах с проломленными черепами, отсечёнными руками, пронзёнными стрелами. В XIV веке? Когда встав с колен, собравшись с силами Русь нанесла поражение полчищам Мамая на поле Куликовом. Но победа Дмитрию Ивановичу, прозванному Донским далась тяжёлой ценой, с поля брани вернулся домой лишь каждый десятый воин. В XV веке? Когда лишь спустя сто лет Иван III Васильевич прекратил выплату дани Золотой Орде. В XVI веке? В XVII веке? Когда в результате династического кризиса, пресечения правящего рода Рюриковичей сработали центробежные силы, в стране заполыхала Смута. Россия была отдана на откуп и поругание польским и шведским интервентам, разбойникам всех мастей. А в дальнейшем реформы патриарха Никона по-существу надолго раскололи православное русское общество. В XVIII веке? Когда население России в результате непрерывной череды затяжных петровских войн, походов и реформ уменьшилось почти на четверть. В XIX веке? В прошлом столетии Россия умылась большой кровью миллионов своих сограждан. А как могло быть по-другому? Если народ в массе своей не поддержал помазанника Божиего, отвернулся от него, изгнал из своего сердца. «Кругом измена, трусость и обман», записал Император в своём дневнике.
История Руси - России должна была пресечься ещё тогда в XIII веке и в начале XVII века, да и в смуту февраля - октября 1917 года. Но раз сохранилась в тех сложнейших катаклизмах и нестроениях, значит была ещё нужна Богу.
Излом 1917 года, подрыв тысячелетнего русского национального кода произошёл не вдруг и не сразу. К нему Россия шла, если не с Радищева и Новикова, то по крайней мере с 1825 года, с восстания декабристов. Декабристы разбудили Герцена, тот своим «Колоколом» поднял разночинцев, те - народников, а там и до марксистов и большевиков было уж и недалеко.
Сначала от Бога отвернулась т.н. элита, а потом стали постепенно отходить и отдельные народные слои. В этой связи остаётся недостаточно ещё изученная тема - роль учащихся духовных учебных заведений в расшатывании устоев Церкви и империи. Последние исследования казанских историков Липакова и Хохлова рисуют картину активного участия студентов Казанской Духовной семинарии в революционных разрушительных процессах осенью 1905 года, когда при штурме здания семинарии на Воскресенской улице (ныне Кремлёвская) были ранены и погибли десятки человек, в т.ч. и полицейские.
А разве отход от Бога Сталина, бывшего учащегося Тифлисской Духовной семинарии Иосифа Джугашвили об этом красноречиво не свидетельствует? Так, что разрушение Руси - России шло как изнутри, так и извне.
У нас, у казанцев, тоже был свой доморощенный атеист, вольтерианец, друг европейского бунтовщика Вольтера - дворянин Василий Ипатович Полянский, дядя Льва Толстого. Возможно, его воззрения и воплотились через столетие в «Новую религию» его племянника?
Россию не раз «закрывали», обливали ушатами грязи, неоднократно подписывали смертельный вердикт, пытались взорвать изнутри, орды и полчища врагов сметали города и веси. Но она Русь - Россия стоит наперекор своим врагам вот уже второе тысячелетие и об этом тоже повествует книга Леонида Решетникова.
Эта книга - предупреждение, она по праву становится в один ряд с фильмом архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря «Гибель империи. Византийский урок». Эти произведения духа заставляют задуматься каждого мыслящего человека, остановиться в том бесконечном и бессмысленном беге по кругу, в котором ныне пребывает большинство населения страны. Когда одни ввергнуты в психоз денежного обогащения, теряя совесть и скукоживая свою душу, а другие поставлены на грань физического выживания. Сегодняшняя прозападная неолиберальная модель вопиющего социального расслоения общества, как справедливо отмечает автор, это тупик. И чем глубже мы в него входим, тем тяжелее будет из него выйти. Счастье большинства, что оно этого не понимает, ему просто некогда, нет времени об этом задуматься.
Решетников поднялся над сиюминутной суетой и там с высоты он увидел,не каждому историку и исследователю это дано, будущее страны: её взлёт, динамику развития. Не вернёмся к Богу, не вернёмся к Духовности, не вернёмся к империи (не в западном, не в британском понимании), то неминуем крах, распад некогда большой страны. Мы и так сжались, как шагреневая кожа, территориально до границ середины XVII века, потеряв все завоевания: начиная с Петра I и до Николая II. Необходима консолидация всех здоровых сил общества.
Россия как цивилизация мешала и мешает многим на Западе. Ему не нужны конкуренты. Ему нужен колосс на глиняных ногах. Россия всегда была в их списке на уничтожение под № 1. Это произошло с ней в 1917 году, с Советским Союзом в 1991 году. Запад навязывает нам тип человека, свободный от всех моральных принципов. Он формирует привыкание нашей общественности и в первую очередь молодёжи к аморальности, бездуховности, безнравственности. Здоровая часть общества живёт в несвойственных ей условиях террора среды.
Современной России нет места в будущем глобальном миропорядке и раскладе геополитических сил. Западу нужна даже не наша территория, он её не в состоянии освоить, даже гипотетически, необходимо сырьё, дешёвая рабочая сила, сверхприбыль.
В страну опять, как и накануне 1917 года проникла зараза чужебесия. Ныне, как никогда необходима политическая воля не только власть предержащих, но и широких слоёв населения. Необходима цементирующая государственная идеология. Без неё духовный кризис общества только разрастается. Сегодня для России необходимо взаимодействие власти и общества.
Сегодняшняя ситуация требует от политиков всех уровней и гражданского общества отказа от политических и партийных амбиций, отказа от упрощённых решений во имя спокойствия и единства России. Надо понимать, что мы все вместе плывём в одной лодке по бурному житейскому морю. Раскачивание лодки чревато непредсказуемыми и необратимыми последствиями.
Это вторая книга Решетникова, с которой я ознакомился в последнее время. Первая - «Русский Лемнос», история исхода из Крыма армии Врангеля в 1920 году. Мы в большей степени знаем о Галлиполи, чем о Лемносе. Эта книга-прорыв, книга откровения. Повествование об истории выживания в невероятно тяжёлых нечеловеческих условиях на пустынном греческом острове. Наши предки выдержали и это, выстояли, показав всему миру силу русского духа, ибо Дух не ведает страха, пример служения долгу, Отчизне.
P.S. Книгу Леонида Петровича Решетникова надо читать не торопясь, вдумчиво, ибо она пропущена через сердце. Исповедальные чувства очень глубоко потом остаются в душе, памяти читателей. Книгу писал государственник, глубоко любящий Россию, страдающий за неё, за свой народ, желающий ей возвращения ко Христу, Духовного возрастания и только на этой составляющей - экономического подъёма. Ибо иного пути нет, иного не дано. А иное, это распад, хаос, десятки жалких марионеточных новообразований, в которых ничтожные проценты будут жировать за счёт остальных, сверх эксплуатация, которая даже и не снилась в годы Советской власти.
Анатолий Елдашев, историк
6. Ответ на 1., Бондарев Игорь:
5. Re: Бог в российской истории
4. Re: Бог в российской истории
3. Re: Бог в российской истории
2. Re: Бог в российской истории
1. Re: Бог в российской истории