Игуменья Мария Балашовская

Жизнь и духовное возрастание настоятельницы Балашовского Покровского женского монастыря

0
711
Время на чтение 38 минут

Яркой личностью второй половины XIX - начала XX вв. является настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (Мандрыка).

Почти 60 лет жизни она отдала служению Богу, несла послушание в Свияжском Иоанно-Предтеченском монастыре, два десятилетия являлась старшей в живописной мастерской Казанско-Богородицкого монастыря, слыла в Казани не только известным иконописцем, но художницей и духовным стихотворцем.

К сожалению, стихи монахини Марии в дореволюционных изданиях до сих не обнаружены, хотя судя даже по письму архимандрита Антония (Вадковского), будущего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 29 ноября 1884 г. к своим родителям можно сделать вывод, что она была высокодуховным стихотворцем.[1]

Особенно её духовно-организаторский талант в укреплении монашеских традиций раскрылся в Балашовском Покровском женском монастыре, становлению которого она отдала более тридцати лет жизни. Но безжалостное время почти стёрло из памяти её подвижническую жизнь. Безвозвратно исчезли почти все, написанные ею иконы. Не известен год её смерти. Утрачено место последнего упокоения. По крупицам исследователи из Казани, Саратова, Балашова собирают разрозненные сведения об этом замечательном человеке, деятеле Русской Православной Церкви.

Будущая монахиня Мария родилась в 1841 г. в малороссийской дворянской семье. Её отец - Мандрыка Захар Николаевич (род ок. 1811 - умер между 1841 и 1845 гг.) был есаулом Оренбургского казачьего войска. Мать - Екатерина Захаровна Мандрыка (в девичестве - Рокасовская), рано овдовев одна воспитывала единственную дочь.  

Екатерину определили  в престижный по тому времени Казанский Родионовский институт благородных девиц. Основание института связано с именем Анны Петровны Родионовой (1751 - 1827), на средства которой и было в 1841 году открыто это учебное заведение.

Согласно уставу, в институт принимались девочки из семей дворян, духовенства, купцов 1- м 2-й гильдии в возрасте от 8 до 13 лет. Срок обучения составлял шесть лет. Программа включала - Закон Божий, русский язык и литературу, французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю, рисование, музыку, рукоделие.

Родионовский институт благородных девиц был закрытым учебным заведением со спартанскими условиями проживания. Воспитанницы проводили в институте всё время. Даже летом они не разъезжались по домам на каникулы. Занятия проводились с девяти утра до шести часов вечера, за исключением воскресений.

Особое воздействие на формирование характера будущей монахини оказали два человека - начальница Института Екатерина Дмитриевна Загоскина (1807 - 1885), одна из просвещённейших женщин Казани, о которой многие известные люди Казани отзывались с уважением. Среди её знакомых, в частности, - писатели Лев Николаевич Толстой, Пётр Дмитриевич Боборыкин, композитор Милий Алексеевич Балакирев.

Духовным наставником воспитанниц был священник домовой церкви во имя св. мученицы царицы Александры протоиерей Ираклий Иванович Лепоринский (1817 - 1888). Он прослужил в Институте почти 47 лет (с 24 августа 1841 г. по день кончины 29 апреля 1888 г.). Сын священника Петропавловского собора, выпускник Казанской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии он часто беседовал с воспитанницами, знал подробности их школьной жизни и домашние условия. Глубокое благочестие, строгость жизни, неослабное усердие к своему делу и чуткая отзывчивость на духовные нужды воспитанниц - всё это способствовало среди начальства, сослуживцев и учащихся возрастанию его авторитета.[2]

По окончании института Екатерина в течение четырёх лет прожила в родительском доме. 23 сентября 1861 г. поступила послушницей в Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь Казанской епархии.

Двадцать лет её жизни связаны с Казанско-Богородицким монастырём. В эту обитель она была определена по ходатайству предводителя Казанского дворянства 18 января 1864 года.[3] С 17 октября 1866 г. по октябрь 1884 г. была старшей в живописной мастерской обители. 9 декабря 1882 г. пострижена в монашество с именем Мария.

В 1867 году при монастыре была открыта рукодельная школа, чему предшествовал рапорт игуменьи обители Каллисты[4] викарию Казанской епархии преосвящённому Гурию в декабре 1866 года. Именно этот рапорт, опубликованный Евфимием Маловым, и содержит наиболее детальные сведения о будущей рукодельной школе: «Во вверенном мне монастыре вследствие предложения Его Преосвященства предложена к открытию рукодельная школа. Программа занятий в этой школе предполагается следующая: 1) Закон Божий, 2) русский язык, 3) краткая русская история, 4) арифметика, 5) география в общем обозрении, 6) рисование и живопись, 7) шитьё и разные вышивания, 8) уборка икон ризами и 9) разного рода рукоделья.

В школу эту будут приниматься девицы разного звания и возраста с непременным условием: во всё время пребывания их в школе они должны жить в монастыре и считаться в числе послушниц. В настоящее время для составления этой школы есть уже ввиду 32 девицы, живущие в монастыре.

Из них 8 будут заниматься исключительно золотошвейными и жемчужными работами под руководством мастерицы, рясофорной послушницы сего монастыря из духовного звания, девицы Марии Ивановой Хотинской; 10 девиц будут обучаться вышиванью по канве, сукну, бархату гарусом, шелками, шерстями, синелью, бисером и шитью гладью под присмотром и руководством мастерицы, рясофорной послушницы сего монастыря из духовного звания, девицы Дарьи Ивановой Виноградовой и послушницы купеческого звания девицы Елизаветы Ильиной Никитиной; 11 девиц будут упражняться в рисовании и живописи при руководстве пока учителя 2-й казанской гимназии по сему предмету Александра Иванова и одной из числа тех же самых девиц из дворян Екатерины Захаровой Мандрыка, и три девицы по преимуществу будут заниматься и уже занимаются украшением икон фольговыми ризами. Мастерицею при трёх последних по сему предмету будет рясофорная послушница сего монастыря из духовного звания девица Анастасия Яковлева Замятина.

Все почти эти девицы, кроме означенных рукоделий, рисования и живописи, будут учиться и в настоящее время уже обучаются партесному церковному пению, которое преподаёт им приглашённый для сего игумениею сего монастыря регент архиерейского хора казанского кафедрального собора протоиерей Пётр Миловидов. Преподавать Закон Божий изъявил готовность епархиальный духовник, казанской Покровской церкви протоиерей Стефан Иванов Адоратский, учить русскому языку и краткой русской истории согласилась бывшая некогда классною дамою в казанском училище девиц духовного звания, а ныне по болезни оставившая училищную службу и занимающаяся частными уроками девица из благородного звания Анна Петрова, а на преподавание арифметики и географии в общем обозрении изъявила своё согласие и готовность вышеупомянутая девица, учительница рисования Екатерина Захаровна Мандрыка, как имеющая в своём аттестате отличные отметки по сим предметам».[5]

Указом Св. Синода от 13 февраля 1867 г. (№ 776) рукодельная школа при Казанско - Богородицком женском монастыре была открыта, о чём был поставлен в известность архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров).[6]

Во второй половине XIX столетия подобные монастырские школы создавались не только для нужд самой обители - для написания т.н. «раздаточных» икон богомольцам и паломникам, для подарков высочайшим особам, посещавшим монастырь, но и для написания икон в другие, главным образом, сельские церкви, для создания всевозможных богослужебных предметов. Золотошвейная мастерская располагалась в корпусе монастырской церковно-приходской школы, а живописная - в Крестовоздвиженском корпусе на первом этаже,[7] в начале 1900-х годов она была переведена на второй этаж.[8]

В 1873 году, спустя шесть лет в иконописной мастерской трудилось 13 монашествующих, из них двое рясофорных послушниц и одиннадцать белиц (Список приводится в приложении).[9] Позже, в разные годы живописной мастерской монастыря заведовали рясофорная послушница дворянского происхождения Нина Андреевна Таршина, в обители  с 1886 года и монахиня Анатолия, в монашестве с 1909 года.[10]

Примечательно то, что среди белиц, работавших под руководством рясофорной послушницы Екатерины Мандрыки была и 15-ти летняя крестьянская девица из Вятской губернии Уськова Анна Васильевна.[11] И она же проходит по последнему списку монашествующих святой обители в 1927 г. за год за закрытия монастыря как монахиня Анатолия, [12] пережив всех, с кем в Казанском монастыре трудилась монахиня Мария.

В живописной мастерской писались иконы не только для храмов самого монастыря (в частности,  иконы в  Крестовоздвиженской церкви; в 1870 году поновлялись иконы четырёх евангелистов, «писанные на железе, каждая вышиною по 5 аршин», помещавшиеся на третьем ярусе монастырской колокольни по четырём простенкам), но также исполнялись заказы и для других церквей Казанской епархии.  Так, под  руководством рясофорной послушницы Екатерины Мандрыки в 1877 г. были написаны иконы для иконостаса домовой церкви во имя Введения во храм пресвятой Богородицы при земской школе для образования народных учительниц.[13]

Эта церковь была освящена Архиепископом Казанским и Свияжским Антонием (Амфитеатровым) 27 ноября 1877 г.[14] Большой вклад в организацию строительства домовой церкви внесли председатель попечительного Совета школы, действительный статский советник Алексей Гаврилович Осокин, член попечительного Совета П.П. Горлов, гласный губернской земской Управы П.П. Котелов и начальница школы Анна Петровна Веригина.

«Иконостас был дубовый, столярной работы, без позолоты, в один ярус. Царские двери дубовые, точно плетённые, резьба - ореховая. Иконостас вырезан в мастерской известного иконостасных дел мастера Михаила Александровича Тюфилина».[15]

Школа находилась на пересечении улиц Поперечно-Вторая гора - Вторая гора (ныне Айвазовского - Волкова). Кирпичное двухэтажное здание сохранилось в хорошем состоянии. Ныне в нём находится на первом этаже районный клуб детского технического  творчества «Факел», на втором - вечерняя (сменная) школа № 34. В бывшей домовой церкви - спортзал.

За этот период были написаны иконы на бронзовых царских вратах кафедрального Благовещенского собора, «небольшая, но драгоценная плащаница живописной работы, убранная серебряной парчою, камнями и жемчугом» для церкви Первой казанской гимназии. Исполнялись в мастерской и иконы для целых иконостасов сельских церквей. 4 марта 1876 года Е.З. Мандрыке, руководившей живописным классом, была объявлена признательность Епархиального начальства «за усердное занятие».[16]

Работы монастырской мастерской экспонировались на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года и были отмечены наградами: почётным отзывом «За превосходную работу риз и шитьё золотом» и Большой серебряной медалью «За хорошее качество живописи на иконах».

Живописная школа Казанского монастыря была одной из ведущих в регионе и по численности работающих в ней и по количеству и качеству продукции. Если в Казанском монастыре на основании архивных документов автором выявлено свыше 70 иконописцев, то в Елабужском Казанско-Богородицком женском монастыре - 13, в Свияжском Иоанно-Предтеченском -  10, в Чистопольском Свято-Успенском - около 10 живописцев. [17]

В начале XX в. всех послушниц, занимающихся живописью, было 34. При игуменье Маргарите (настоятельница монастыря с 1903 по 1910 гг.) деятельность живописной школы заметно разнообразилась. Кроме иконной живописи на дереве, сёстры научились живописи на полотне, атласе, бархате и стекле; они умели выжигать на дереве по трафаретам. Бывшая воспитанница монастыря, дочь священника Р.А. Иванова, выпускница Казанской художественной школы, по просьбе игуменьи Маргариты, даже обучала сестёр писать с натуры.[18]

Ныне в фондах государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан хранится портрет под условным названием «Монахиня» (фонд хранения ж - 448). Портрет написан маслом на холсте, овальной формы, размером 52 x 43 см. Справа по овалу внизу сохранилась подпись автора «Е.Мандрыка. 1871». Произведение в фонд музея поступило в 1962 г. из собрания государственного музея ТАССР (ныне Национальный музей Республики Татарстан). До этого времени место нахождения портрета не установлено. [19]

 Мы поддерживаем мнение казанского искусствоведа Ключевской Е.П., что автором произведения является монахиня Мария, тогда ещё рясофорная послушница Казанско-Богородицкого женского монастыря. Исследователь полагает, что произведение до последнего времени безосновательно приписывалось Елене Николаевне Мандрыке (1806 - 1893), дочери генерал-лейтенанта Николая Яковлевича Мандрыки (7 января 1777 - 6 июля 1853),[20] подруги жены профессора казанского императорского университета Александры Андреевны Фукс.[21] Елена Николаевна была сестрой отца монахини Марии Захара Николаевича, значит она ей приходилась тётей.

Елена Николаевна так же училась в институте благородных девиц - только в Санкт-Петербурге, в Смольном. Как отмечали современники - была красива, умна. Имела платонический роман с казанским помещиком Эрастом Перцовым,[22] который женился на её младшей сестре Варваре Николаевне (1812 - 1891). Смерть отца сильно подействовала на неё. Оставшись без средств к существованию, она 7 июля 1853 г. по указу консистории поступает послушницей в Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, где через год - 16 сентября 1854 г. облечена в рясофор, а 27 ноября 1860 г. постригается в монашество под духовным именем Эсфирь.[23] В этот же монастырь в 1861 г. поступила её племянница Екатерина. В этой обители монахиня Эсфирь нашла упокоение в 1893 г. в возрасте 87 лет и была похоронена на монастырском некрополе.[24]

Можно предположить, что послушница Казанского монастыря Екатерина Мандрыка написала портрет своей тёти, монахини Эсфирь. На портрете «Монахиня» изображена умудрённая жизненным опытом женщина. Если учесть, что Елена Николаевна Мандрыка родилась в 1806г., то в 1871 г. её было 65 лет.

Казалось, что монахиня Мария так до конца своих земных дней отдаст свой богоугодный талант иконописца, живописца и стихотворца казанской земле, но судьба распорядилась иначе. На 44-м году жизни, по всей видимости, по рекомендации епископа Саратовского и Царицынского Павла (епископ - с 5 апреля 1882 по 16 декабря 1889) она была направлена в Балашов. Епископ Павел был учеником архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Амфитеатрова) ещё по Киевской академии, который в 1853 г. постриг его в монашество. В 1878 - 1882 гг. был викарным епископом Казанской епархии. Пользовался полным доверием владыки. В отсутствие архиепископа Сергия (Ляпидевского), которого вызвали в Санкт-Петербург для присутствии в Св. Синоде, с мая 1880 по апрель 1882 года управлял Казанской епархией. Из столицы в Казань архиепископ так и не вернулся.[25]

25 января 1884 года в Аткарске по дороге в Москву скончалась настоятельница Балашовской Покровской женской общины Саратовской епархии игуменья Сара (Мария Васильевна Ананьевская, 1822 - 1884), которая с 30 октября 1872 г. была  настоятельницей этой женской общины. По своему происхождению она была из дворян Тульской губернии.[26]

На освободившуюся вакансию в октябре 1884 г. и отбыла монахиня Мария. Это ответственный период её духовной жизни достаточно подробно освящён саратовским исследователем А.П. Новиковым.[27]

Указом Св. Синода от 12 февраля сего 1885 г., за № 526, по ходатайству Преосвященного Павла Епископа Саратовского и Царицынского, начальница Балашовского Покровского общежительного женского монастыря монахиня Мария была удостоена сана игуменьи, с утверждением, на основании циркулярного указа от 20 марта 1862 года, в должности настоятельницы упомянутой обители.[28]

Преобразование общины в монастырь по разным причинам затянулось на целых десять лет. И лишь в октябре 1884 года, благодаря стараниям епископа Павла,[29] Балашовская Покровская община была возведена в степень общежительного женского монастыря. Определение Св. Синода гласило: «Находящуюся в городе Балашове Саратовской епархии Покровскую женскую общину возвести в монастырь, с богадельнею при оном и училищем для малолетних сирот женского пола с тем, чтобы число инокинь в сем монастыре было такое какое обитель может содержать на свои средства, при чём наименовать оный монастырь Балашовским Покровским женским общежительным монастырём».[30]

Одним из  самых значительных предприятий игуменьи Марии стало сооружение нового монастырского собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство началось весной 1887 г. при поддержке Преосвящённого Павла. Саратовский городской архитектор А.М. Салько[31] за прообраз нового собора взял казанскую Воскресенскую церковь.[32] Эту идею, по всей вероятности, ему подсказал архиепископ Павел, который долгие годы служил в Казани. Строительство предполагалось завершить за шесть лет. Но из-за недостатка прежде всего финансовых средств завершить возведение собора до 1918 г. так и не удалось.

В годы управления игуменьи Марии значительно выросло монастырское хозяйство. К 1908 г. в монастыре было не менее 25 разных зданий, в т.ч. три каменных двухэтажных корпуса, два каменных дома, семь деревянных домов, пять деревянных флигелей и три бревенчатых избы, в которых находились кельи, трапезная с хлебной и квасной, просфорная, живописная школа, ткацкая и рукодельная мастерские, странноприимный дом, больница, детский приют и церковно-приходская школа, где обучалось 37 мальчиков и 64 девочки.

Кроме того, монастырь имел баню, прачечную, каретник, конюшню, амбар, два каменных погреба, два пруда, большой фруктовый сад. Вся территория обители была обнесена каменной оградой со святыми воротами и тремя башнями.[33]

Бывший епископ Саратовский и Царицынский, Пензенский и Саранский Преосвященный Павел с 1902 года пребывал на покое в Балашовской обители, проживая в отдельном доме. Последний год жизни владыка чувствовал себя нездоровым и сильно ослабел. Но каждый праздничный и воскресный день, а иногда и в будние дни совершал Богослужение и занимался литературными трудами. Он упокоился в ночь с 3 на 4 июня 1908 г. в возрасте 82 лет. Протяжный и грустный звон колоколов всех монастырских и приходских церквей в 12 часов ночи возвестил жителям гор. Балашова об отшествии из сей земной жизни старца - святителя.[34]

После отпевания в Сергиевской храме монастыря гроб с телом усопшего провожали два архипастыря - епископ Пензенский и Саранский Митрофан и епископ Вольский Палладий, двадцать два протоиерея и священники.

Преосвященный Павел был погребён в особом склепе, устроенном в правом приделе нового строящегося собора. За годы советской власти собор был разрушен. Исчезла и усыпальница епископа Павла. В последнее время местными краеведами и археологами ведутся её поиски.

По случаю кончины Преосвященного Павла настоятельницей монастыря игуменьей Марией было получено большое количество телеграмм с соболезнованиями: от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, епископа Саратовского и Царицынского Гермогена, председателя Совета Министров П.А. Столыпина, профессора Киевской Духовной академии С.Т. Голубева, родных и многочисленных духовных чад.

Приведём тексты отдельных телеграмм: «Балашов, игумении Марии. Вечная память в Бозе почившему Владыке, распоряжений просите от Преосвященного Саратовского. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний»;  «Балашов, игумении Марии. Искренно соболезную об утрате доброго и святого отца растущей обители вашей. Покров Божией Матери, ваша ревность, молитвы почившего святителя да охраняют и созидают виноград сей в дальнейшем преуспеянии. Спаси Христе Боже! Епископ Саратовский и Царицынский Гермоген»; «Балашов, игумении Марии. Глубоко скорблю о кончине Преосвященного Павла, шлю сердечное соболезнование в постигшей монастырь тяжёлой утрате. Статс-секретарь Столыпин.» [35]

После смерти Преосвященного Павла для обители наступили тяжёлые времена. Выяснилось, что несмотря на внешнее благополучие, за монастырём накопилось долгов на значительную по тому времени сумму в 100 тысяч рублей. Настоятельница Мария заявила, что не в состоянии не только погасить долги, но и оплачивать проценты по срочным обязательствам. Монастырь по-существу оказался банкротом. В этой ситуации игуменья Мария поступила самоотверженно: всю ответственность за случившееся она взяла на себя, хотя вины её в этом деле, как вскоре выяснилось, не было. Но разбирательств и проверок избежать не удалось.[36]

В борьбе за справедливость игуменья Мария оказалась не одинокой. В Санкт-Петербурге на её защиту встал ряд влиятельных лиц.  Среди них был и Александр Николаевич Мандрыка (26 мая 1876 - ?), который приходился ей двоюродным братом. С 27 декабря 1905 г. он  флигель-адъютант Е.И.В., а с 1 сентября 1908 г. - командир роты Его Величества, с 6 декабря 1908 г. - капитан. Не так уж много информации можно найти об этом человеке, поэтому автор может позволить себе привести текст телеграммы на имя Питирима, архиепископа Курского по поводу невозможности его участия в торжествах прославления святителя Иоасафа Белгородского (4 сентября 1911 г.). «Белгород. Питириму, архиепископу Курскому. Глубоко скорбя, что лишён возможности лично присутствовать в родном Белгороде на торжестве прославления новоявленного угодника Божия святителя Иоасафа, мысленно молитвенно с Вами в эти дни знаменательные для меня и моей семьи дни. Александр Мандрыка». [37]

Александру Николаевичу, пользовавшемуся особым благоволением и доверием царской четы, удалось организовать приём у императрицы. Игуменья Мария была дважды принята императрицей Александрой Феодоровной (24 февраля и 5 апреля 1910 г.). «24 числа (февраля месяца) в 7 часов вечера в Царском Селе я представлялась Государыне Императрице Александре Феодоровне, - сообщала игуменья епископу Саратовскому и Царицынскому Гермогену. - На Царскосельский вокзал за мною выслана была придворная карета. Государыня приняла меня милостиво, расспрашивая подробно о моём служении и положении обители. За себя лично я ни о чём не просила, не обмолвилась о последовавшем распоряжении Св. Синода. Но сколько было можно, я умоляла Царицу лишь о том. Чтобы сохранить от напастей, исходящих от недоброжелателей, покровителя нашей обители и поборника Православия в лице Вашего Преосвященства».[38]

Второй раз она была принята императрицей 5 апреля 1910 года. «На этой неделе, - писала игуменья епископу Гермогену, - я ещё раз была в Царском Селе и усилила просьбу о защите Вашего Сиятельства от нападения врагов видимых и тайных, из последующего разговора я могла заключить, что об Вас там заботятся».[39]

Не сразу и вспоминается, чтобы кто-либо из Казани или Балашово был принят на самом высоком императорском уровне, разве, что настоятельница Казанско-Богородицкого женского монастыря игуменья Назарета в 1817 году была облагодетельствована подобным приёмом у императрицы Елизаветы Алексеевны жены императора Александра I.[40]

Поддержку ей оказал также митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский),[41] который знал монахиню с самой лучшей стороны ещё по казанскому периоду, будучи тогда экстраординарным профессором Казанской Духовной академии.

Перед своим отъездом из Казани в Балашов монахиня Мария, зная о несчастье, которое обрушилось на архимандрита Антония (потеря в течение трёх лет жены и двоих малолетних детей), подарила, писанную ею на золотом чеканном фоне икону Божией Матери «Скоропослушница».[42]

«Казань. 29 ноября 1884 г.

Дорогие мои родители, Папаша и Мамаша!

Посылаю Вам вместе с сим стихотворение, составленное на мое пострижение монахинею Казанского монастыря Марией. Этой чрезвычайно умной монахини - поэта и художника - она превосходная иконописица - теперь в Казани ее нет. Она переехала в Ваши места. С октября она назначена настоятельницею женского монастыря в г. Балашов Саратовской губ. Пред отъездом она подарила мне большую превосходную икону Божией Матери Скоропослушницы. Написана эта икона ею при следующих обстоятельствах, как она сама рассказывала: два раза во сне она видела саму Божию Матерь, приказывавшую написать эту икону, в третий раз видела св. Тихона, который напомнил ей, что нужно исполнить волю Владычицы. Тогда она принялась за работу. Икона вышла чудна. Я всячески отказывался от подарка. Куда, говорю я, поставлю такую большую икону. Но она настоятельно вручила её мне, сказав, что если мне она не нужна, так отдайте её, кому хотите, - а я только хочу оставить ее у Вас. Теперь я эту икону полюбил, хочу заказать на нее киот и оставить у себя навсегда...

По поводу «Рассказов Странника» завёл переписку с Преосв. Феофаном. Прислал мне несколько книг и о недоумениях велел писать. Жду назначения в инспектора...

Любящий Вас, сын Ваш Архимандрит Антоний.» [43]

Архимандрит Антоний при своём отъезде в августе 1885 г. подарил икону Михаило-Архангельскому храму духовной академии. После революции она некоторое время находилась в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре, а в конце 1940-х годов её передали в храм Ярославских чудотворцев, где она находится и поныне, притягивая к себе молитвенные взоры прихожан и паломников.

Как писала игуменья епископу Саратовскому и Астраханскому Гермогену: «Митрополит Антоний, принявший меня впервые формально и холодно, потом снизошёл до приглашения запросто на чашку чая. В этот раз я встретила у него лично и от бывших у него гостей, петербургской знати, самый лучший привет».[44]

Настоятельница Мария ещё дважды встречалась с митрополитом Антонием, для личных объяснений была представлена обер-прокурору Св. Синода Лукьянову Сергею Михайловичу (обер-прокурор Св. Синода с 5 февраля 1909 по 2 мая 1911 гг.), познакомилась с любимой фрейлиной императрицы Танеевой А.А. (Вырубовой), заручившись её поддержкой.

По совету митрополита Антония саратовский епископ Гермоген[45] вошёл в Св. Синод с опровержением доклада ревизоров. В итоге она была полностью оправдана и ещё более энергично взялась за управление вверенной ей обители. К 1917 году в монастыре проживало 96 монахинь, 264 послушницы и 33 воспитанницы детского приюта. Динамично развивалось и монастырское хозяйство.

           С Балашовским монастырём связана последняя страничка жизни игуменьи Митрофании (в миру баронессы Прасковьи Григорьевнв Розен) (15 ноября 1825 - 12 августа 1899), дочери генерала, героя Отечественной войны 1812 года барона Григория Владимировича Розен.

В памяти потомков она осталась как устроительница общин сестёр милосердия в Санкт-Петербурге, Пскове и Москве, как влиятельная и почитаемая фигура московского духовенства, как обвиняемая в попытках мошенничества завладеть чужим имуществом будучи игуменьей Введенского Владычного монастыря в Серпухове. Но прямого личного интереса Митрофании следствие не нашло: похищенное предназначалось на поддержку монастыря и общины. Хотя суд присяжных признал её в 1874 г. виновной по основным эпизодам дела и приговорил к четырнадцатилетной ссылке в Енисейскую губернию, заменённую проживанием в монастырях Ставрополья, Полтавщины и Нижегородской губернии.

Вот, как вспоминала игуменья Митрофания своё знакомство с настоятельницей Балашовского монастыря. «В 1893 году обстоятельства сложились так, что я должна была переехать в Усманский монастырь Тамбовской епархии, здесь я тоже составила летопись этого монастыря. Во время моих поездок по Рязанской дороге (имеется ввиду ж.д. - А.Е.) я совершенно случайно познакомилась с игуменьей Балашовского монастыря, матерью Марией. Мы с ней так сошлись и полюбили друг друга, что я, переехавши в Усмань, часто ездила и подолгу жила в Балашеве. В один из своих приездов туда, я заболела и очень долго пробыла в его обители. Во время моей болезни мы с матерью Марией стали друг другу, как сестры. Она мне заменила духовную сестру, настолько ее внимание и уход за мной были родственны и искренни».[46]

В конце жизни игуменья Митрофания с мая 1896 по июнь 1898 г. прожила в Иерусалиме. Сохранилось большое количество  тёплых и обстоятельных писем, адресованных игуменье Марии, опубликованных в журнале «Русская старина» за 1902 год.[47]

Лучше всего она чувствовала себя в Балашовском Покровском монастыре, где мечтала быть похороненной. Для этой обители, будучи иконописцем, она в Иерусалиме написала икону «Распятие».

К сожалению, при советской власти монастырь был упразднён, а сорок его насельниц - тихие и смиренные женщины - были репрессированы: девять из них были отправлены в ссылку, столько же получили различные сроки тюремного заключения, а 22 монахини - расстреляны.[48]

Судьба игуменьи Марии до сих пор не известна. По крайней мере, она ещё в конце января 1917 г. упоминается в Саратовских епархиальных ведомостях, как организатор, проходивших в Балашовском монастыре краткосрочных курсов (с 23 по 31 января 1917 г.) по подготовке миссионеров из лиц духовного звания.[49] А весной 1919 г. в связи с ликвидацией монастыря и создания на его базе трудовой артели, к ней балашовские чиновники обращаются по старинке, как к настоятельнице монастыря,[50] хотя себе в новых условиях она определила должность, как «насадительница культуры трудовой артели».

Можно предположить, что её жизнь оборвалась в годы послереволюционного лихолетья.

Игуменья Мария, моли Бога о нас!

 

Приложение

 

Основные вехи жизненного пути монахини

Марии (Мандрыки)

 

1841

В дворянской малороссийской семье есаула Оренбургского казачьего войска Захара Николаевича Мандрыки родилась дочь Екатерина

1853,

7 июля

Елена Николаевна Мандрыка тётя Екатерины Захаровны поступила в Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь Казанской епархии по Указу казанской Консистории

1854,

16 сентября

Белица Елена Мандрыка облечена в рясофор

1860,

27 ноября

Русофорная послушница Елена Мандрыка пострижена в монашество с именем Эсфирь

1861,

23 сентября

Екатерина Захаровна Мандрыка определена послушницей в Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь

1862

Основание Балашовской женской богадельни на средства купца Иллариона Ивановича Иванова

1864,

18 января

Екатерина Мандрыка определена по ходатайству предводителя Казанского дворянства в Казанско-Богородицкий женский монастырь

1866, 17 октября - 1884, октябрь

Екатерина Мандрыка старшая в живописной мастерской Казанского монастыря

1867,

13 февраля

Открытие рукодельной школы в Казанском монастыре

1871

Рясофорная послушница Екатерина Мандрыка написала портрет предположительно монахини Эсфирь

1873

 В Казанском монастыре подвизалось: монахинь - 52; рясофорных послушниц - 61; белиц - 186. Всего - 299 человек.

 

В живописной мастерской Казанского монастыря под руководством рясофорной послушницы Екатерины Мандрыка работало: рясофорных послушниц - 2; белиц - 11. Всего 13 человек.

1874

 В Балашовской женской общине проживало: 120 сестёр, 12 стариц и 5 малолетних детей. Всего: 137 человек.

1876,

4 марта

Рясофорной послушнице Екатерине, руководившей живописным классом, была объявлена признательность епархиального начальства «за усердие»

1877

Под руководством рясофорной послушницы Екатерины Мандрыки написаны иконы для иконостаса домовой церкви во имя Введения во храм пресвятой Богородицы

1882, 5 апреля -

1889, 16 декабря

Казанский викарный епископ Павел (Вильчинский) назначается на Саратовскую и Царицынскую кафедру

1882,

9 декабря

Пострижение в монашество в Казанском монастыре с именем Мария

1884,

25 января

Скончалась начальница Покровской женской общины монахиня Сара (Мария Васильевна Ананьевская) (1822 - 1884)

1884,

до октября

Монахиня Мария написала икону Божией Матери «Скоропослушница» и подарила её архимандриту Антонию (Вадковскому) будущему митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому

1884,

19 - 28 октября

Св. Синод переименовал Покровскую женскую общину в Балашовский Покровский общежительный женский монастырь

1884,

октябрь

Монахиня Мария отбыла в Балашовский Покровский женский монастырь Саратовской епархии

1885,

12 февраля

Указом Св. Синода монахиня Мария утверждена в должности настоятельницы монастыря

1887,

весна

Начато сооружение монастырского собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы, за прообраз взята архитектура казанского Воскресенского собора, архитектор А.М. Салько

1890

Работы живописной мастерской Казанского монастыря экспонировались на Казанской научно-промышленной выставке и были отмечены наградами

1893

Знакомство с баронессой Прасковьей Григорьевной Розен, в монашестве Митрофанией

1893

Смерть в Свияжском монастыре монахини Эсфирь (Е.Н. Мандрыки)

1898,

25 сентября

Торжественная встреча в монастыре редкостной Святыни Иерусалимской - точной копии с Голгофского Распятия с Предстоящими, присланную от маститого палестинского старца игумена Вениамина (ум. 10 сентября 1897)

1903, 21 марта - 1912, 17 января

Сщмч, епископ Гермоген (Долганёв) на Саратовской и Астраханской кафедре

1903, 27 - 30 июня; 1905, 30 апреля - 4 мая

Посещения архиепископом Саратовским и Астраханским Гермогеном Балашовского монастыря

1910,

24 февраля и

5 апреля

Монахиня Мария дважды была принята Государыней Императрицей Александрой Феодоровной

1912, 17 января - 1914, 30 июля

Епископ Алексий (Дородницын) на Саратовской и Астраханской кафедре

1912,

13 - 16 октября;

1913, 24 мая

Посещения архиепископом Саратовским и Астраханским Алексием Балашовского монастыря

1914, 30 июля - 1917, 25 августа

Епископ Палладий (Добронравов) на Саратовской и Астраханской кафедре

1915, ноябрь; 1916, июнь, ноябрь

Посещения архиепископом Саратовским и Астраханским Палладием Балашовского монастыря

1916

 В Казанском монастыре подвизалось: монахинь - 65; рясофорных послушниц - 238;  послушниц - белиц - 176. Всего - 479 человек.

1917

В Балашовском Покровском женском монастыре подвизалось: монахинь - 96; рясофорных послушниц - 264. Всего: 360 человек.

1919,

март

Последнее упоминание о монахине Марии в епархиальной печати

1919

 В Свияжском Иоанно-Предтеченском женском монастыре подвизалось: монахинь - 41; рясофорных послушниц - 230; проживающих по письменным разрешениям - 57. Всего - 328 человек.

 

В живописной мастерской Свияжского монастыря работало: рясофорных послушниц - 2; белиц - 5. Всего 7 человек.

1920

 В Свияжском Иоанно-Предтеченском женском монастыре подвизалось: монахинь - 38; рясофорных послушниц - 206; проживающих по письменным разрешениям - 36. Всего - 280 человек.

 

В живописной мастерской Свияжского монастыря работало: рясофорных послушниц - 2; белиц - 5. Всего 7 человек.

1927

 В Казанском монастыре подвизалось: монахинь - 67; рясофорных послушниц - 230; рясофорных послушниц, которые по преклонности лет и по болезни, послушание не несли - 13; послушниц - белиц - 44. Всего - 354 человек.

 

В живописной мастерской Казанского монастыря работало: монахинь - 1; рясофорных послушниц - 14; белиц - 8. Всего 23 человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведомость

о Казанском I-класса Богородичном девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре

за 1873 год [51]

 

Живописная мастерская.

 

Рясофорные послушницы:

 

1. Екатерина Захарова Мандрыка, 32 года. Дочь поручика. В сем монастыре по свидетельству предводителя Дворянства с 18 января 1864 г.;

Определена послушницей - 19 августа 1868 г.;

Облечена в рясофор - 21 марта 1871 г.

Учит в школе живописи.

2. Мария Михайловна Макарова, 35 лет. Дочь дьякона.

Определена послушницей - 26 февраля 1864 г.;

Облечена в рясофор - 21 марта 1871 г.

 

Белицы:

 

3. Агриппина Ивановна Болдырева, 32 года. Дочь дьякона.

В сем монастыре - с 7 октября 1857 г.

4. Елена Петровна Мелановская, 33 года. Дочь дьякона.

В сем монастыре - с 1861 г.

5. Параскева Васильевна Ермакова, 34 года. Крестьянская дочь.

В сем монастыре - с 1 марта 1861 г.

6. Павла Петровна Платунова, 28 лет. Купеческая дочь из Слободского Вятской губернии.

В сем монастыре - с 29 декабря 1865 г.

7. Анастасия Петровна Пустошинцева, 16 лет. Крестьянская дочь из с. Чекурчи Арской волости.

В сем монастыре - с 1871 г.

8. Екатерина Абрамовна Шадрина, 19 лет. Мещанка.

В сем монастыре - с 21 мая 1871 г.

9. Васса Борисовна Куклина, 18 лет. 

В сем монастыре - с 17 июля 1871 г.

10. Анна Прокопьевна Ронжина, 19 лет. Крестьянка Котельнического уезда

В сем монастыре - с 27 августа 1871 г.

11. Евдокия Степановна Конышева, 17 лет. Крестьянская дочь.

В сем монастыре - с 4 июня 1872 г.

12. Анна Васильевна Уськова, 15 лет. Крестьянская дочь Сендинского сельского общества Вятской губернии.

В сем монастыре - с 30 сентября 1872 г.

13. Мария Николаевна Орининская, 13 лет. Дочь псаломщика Духосошественского прихода.

В сем монастыре - с 3 января 1873 г.

 

Монашествующие

Казанско-Богородицкого женского монастыря (1873 г.)

1.             Настоятельница - 1;

2.             Монахини - 51;

3.             рясофорные послушницы - 61;

4.             белицы - 186.

Всего - 299 человек

 

Благодарность архиепископа Казанского и Свияжского

Антония (Амфитеатрова)

 

«Законоучителю священнику Магницкому, учительнице Петровой и учительнице иконописи Марии Мандрыкиной преподать Божие благословение и признательность Епархиального Начальства за усердное и успешное руководство школою.

Выразить также полную благодарность игуменьи монастыря и с сотрудницами по управлению обителью за попечительность истинно благотворную для множества девиц, пользующихся в сей обители и благонадежным приютом и добрым обучением, в числе коих около 30 девочек, большею частью сирот, дочерей священно-церковно-служителей Казанской епархии».

 

Архиепископ Казанский и Свияжский Антоний

4 марта 1876 года[52]

 

 

Анатолий Елдашев, доцент Казанской Духовной семинарии, лауреат Макариевской премии (2011 г.)

 



[1] М.Б. Митрополит Антоний Санкт-Петербургский и Ладожский. СПб: Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, 1915. - Приложение. Письма митрополита Антония. С. 21.

[2] Курганов В., протоиерей. Поучение при погребении о. протоиерея Ираклия Ивановича Лепоринского // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной семинарии за 1888 год. - Казань: Типография Императорского университета, 1888. - С. 256.

[3] НА РТ, ф. 484, оп. 67, д. 1, лл. 29 об., 30. «Ведомость о Казанском I-класса Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год».

[4] Игуменья Каллиста, настоятельница Казанского монастыря в 1865 - 1867 гг. Переведена из Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, где была настоятельницей 23 года. -  См.: Зеленецкий Александр, протоиерей. Казанский Богородичный первоклассный женский монастырь. Краткий исторический очерк с фотографическими снимками. Казань, 1910. - С. 102 - 103. Елдашев А.М. Монастыри Казанского края: очерки истории. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. - С. 33 - 34.

[5] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. - Казань: Университетская типография, 1867. - С. 91 - 93. Малов Евфимий, священник. Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние. - Казань: Типография Императорского Университета, 1879. - С. 100 - 101.

[6] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. - Казань: Университетская типография, 1867. - С. 93.

[7] Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 50.

[8] Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 134.

[9] НА РТ, ф. 484, оп. 67, д. 1, л. 29 об., 30, 34 об., 35, 36 об., 37, 37 об., 38, 39. об., 40, 47 об., 48, 48 об., 49, 49 об., 50, 50 об., 51, 51 об., 52. «Ведомость о Казанском I-класса Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год».

[10]  Ключевская Е.П. Из истории православного искусства Казанской епархии в XVIII - начале XX вв. // Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной семинарии Выпуск 1 (22). 2012. - Казань: Казанская Духовная семинария, 2012. - С. 158.

[11] НА РТ, ф. 484, оп. 67, д. 1, л. 51 об., 52.

[12] НА РТ, ф. 484, оп. 87, д. 1, л. 13 об., 14.

[13] Малов Е.А. Историческое описание церквей г. Казани. Выпуск 1. - Казань: Типография Императорского университета, 1884. - С. 184.

[14] Малов Е.А. Указ. соч. - С. 185. Ершов А.Ф. Двадцатипятилетие Казанской земской школы для образования народных учительниц: 1871 - 1896. Исторические записки. Издание Казанского Губернского земства. - Казань: Типография Губернского правления, 1897. 63 с.

[15] Малов Е.А. Указ. Соч. - С. 184.

[16] Малов Евфимий, священник. Указ соч. - С. 103.

[17] НА РТ. Ф.1292, оп. 1, д.8, лл. 4-5; оп. 1, д. 3, лл. 3 - 14; оп 1, д. 6, лл. 11 - 31; Ф. 4, оп. 114, д. 6; оп. 113, д. 14.

[18]  Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 134.

[19]  См.: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Русское искусство XVII - начала XX века. Каталог. - Казань, 2005. - С. 120.

[20] Генерал-лейтенант, начальник IV округа корпуса внутренней стражи Мандрыка Н.Я. был похоронен в третьем отделении кладбища Кизического Свято-Введенского мужского монастыря, находящемся по левую сторону от храма Введения Пресвятой Богородицы. См.: Никанор, епископ. Кладбище Кизического монастыря. История его и описание. - Казань: Типография Губернского Правления, 1892. - С. 11. Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Т. I. - Казань: Типография И.С. Перова, 1906. - С 85. На его могиле была чугунная плита с вызолоченным крестом, окружённая железной решёткой и с надписью: «Генерал-лейтенант Николай Яковлевич Мандрыка родился 7 января 1777 года, в городе Прилуках, умер 6 июля 1853 года в Верхотурском уезде». Никанор, епископ. Указ. соч. - С. 43. Его могила утеряна.

[21] Ключевская Е.П. Словарь казанских художников. Вторая половина XVI - начало XX века. - Санкт-Петербург: Славия, 2009.  - С. 43.

[22] Перцов Эраст Петрович (1804 - 1873) - литератор, публицист. Петербургский знакомый А.С. Пушкина. Во время своего пребывания в Казани  7 сентября 1833 г. Пушкин обедал у Перцовых - Эраста и его братьев Александра, Владимира и Платона, а вечером того же дня вместе с Э.П. Перцовым был у супругов Фуксов. Знаток истории Казани, он сообщил ему полезные сведения о временах пугачёвщины.

[23] НА РТ. Ф.310, оп. 32, д. 2, л. 4 об., 5.

[24] Модзалевский В.Л. Малороссийский родословник. - Киев, 1912. - Т. 3. - С. 367.

[25]  Липаков Е.В. Архипастыри Казанские 1555 - 2007 гг. - Казань: Центр Инновационных технологий, 2007. - С. 245.

[26] Государственный архив Саратовской области. Ф. 427, оп. 1, д. 32, л.4, 10, 84. Некролог начальницы Балашовской женской общины матери Сары, скончавшейся 25 января 1884 г.  // Саратовские епархиальные ведомости, 1884 г., № 6.- С. 174 - 179.

[27]Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь // «Балашовский край». Краеведческий альманах. Приложение к «Российскому историческому журналу». 2001. № 1. С. 3 - 15.

[28]  Саратовские епархиальные ведомости. № 4. 28 февраля 1885 г. - С. 102.

[29] Епископ Павел (Вильчинский Иоанн Елевферьевич) род в 1826 г в семье священника Винницкого уезда Подольской губернии. Окончил Подольскую Духовную семинарию (1849) и Киевскую Духовную академию (1853). В 1856 - 1878 гг. - профессор Полтавской Духовной семинарии, инспектор Харьковской Духовной семинарии, ректор Владимирской Духовной семинарии. В 1878 - 1902 гг. - епископ Сарапульский, Чебоксарский, викарий Казанской епархии, епископ Саратовский и Царицынский, Астраханский и Енотаевский, Могилёвский и Мстиславский, Пензенский и Саранский. Почётный член Казанской Духовной академии (1899). Из-за бескомпромиссности и «отсутствия трепета» перед духовным и светским начальством его карьера складывалась не слишком благополучно. 4 июня 1902 г. уволен на покой. Скончался 4 июня 1908 г. в Балашовском Покровском женском монастыре. Духовный писатель. А настоящее время на территории бывшей обители ведутся поиски могилы епископа.

[30] Определение Святейшего Синода от 19/29 октября 1884 года, за № 2240, о переименовании Балашовской Покровской женской общины в общежительный монастырь // Саратовские Епархиальные ведомости. 1884, № 22.

[31] Салько Алексей Маркович (1839 - 1918), архитектор, внесший большой вклад в архитектуру Саратова.

[32] ГАСО. Ф. 656, оп. 1, д. 229, л. 5 об. «Об утверждении проекта на постройку храма при Балашовской женской общине» (21 февраля - 19 марта 1887 г.)

[33] Новиков А.П. Указ. соч. - С. 5 - 6.

[34] С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог) // Саратовский Духовный вестник. 13 июля 1908, № 28, воскресенье. - Саратов: Типография союза печатного дела, 1908. - С. 4.

[35] С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог) // Саратовский Духовный вестник. 13 июля 1908, № 28, воскресенье. - Саратов: Типография союза печатного дела, 1908. - С. 6.

[36] Новиков А.П. Указ . соч. - С. 7.

[37] Паломничество Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в Курскую губернию на прославление святителя Иоасафа Белгородского в 1911 году. - Нижний Новгород: Вознесенский Печерский монастырь, 2013. - С. 113.

[38] ГАСО. Ф. 1132, оп. 1, д. 162, л. 2 об., 3. Ссылка на Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь // «Балашовский край». Краеведческий альманах. Приложение к «Российскому историческому журналу». 2001. № 1. - С. 8.

[39] ГАСО. Ф. 1132, оп. 1, д. 162, л. 5 об. Ссылка на Новиков А.П. Там же.

[40]  Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 94.

[41] Митрополит Антоний (Вадковский) (1846 - 1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Священного Синода, почётный член Петербургской академии наук, Казанской, Московской и Петербургской Духовных академий, почётный доктор богословия и права Оксфордского и Кембриджского университетов. Почётный член Императорского Православного Палестинского общества, Петербургского совета детских приютов, доктор богословия. Воспитанник Тамбовской Духовной семинарии (1866), выпускник Казанской Духовной академии (1870).

[42] Размер иконы Божией Матери «Скоропослушница» 150 на 100 см (обмер произведён автором)

[43]  М.Б. Митрополит Антоний Санкт-Петербургский и Ладожский. СПб: Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, 1915. - Приложение. Письма митрополита Антония. С. 21.

[44] ГАСО. Ф. 1132, оп. 1, д. 162, л. 5 об. Ссылка на Новиков А.П. - С. 8.

[45] Епископ Гермоген (Долганёв Георгий Ефремович - 1852 - 1918). С 1898 - ректор Тифлисской Духовной семинарии, подписал приказ об исключении из этого учебного заведения Иосифа Джугашвили. С 21 марта 1903 по 17 января 1912 - епископ Саратовский и Астраханский. С 8 марта 1917 - епископ Тобольский и Сибирский. 15 июня 1918 - утоплен большевиками в р. Туре. Останки захоронены в Тобольском Софийско-Успенском соборе. Канонизирован в августе 2000 Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора РПЦ в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. В 2005 - были обретены его мощи. См.: Софийско-Успенский собор. Гор. Тобольск // Православные храмы. Путешествие по святым местам. Выпуск № 24. 2013. - С. 31.

[46] Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании // Русская старина. 1902. - С. 302. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании. - М.: Никея, 2010. - С. 74 - 75.

[47] Записки...- С. 209 - 224, 589 - 620.

[48] Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь // «Балашовский край». Краеведческий альманах. Приложение к «Российскому историческому журналу». 2001. № 1. С. 8 - 14.

[49] Миссионерские курсы в г. Балашове  // Саратовские епархиальные ведомости, 1917 г., № 2.- С. 66 - 67. Кунцевич Л.З. Миссионерские курсы для монахинь Саратовской епархии // Саратовские епархиальные ведомости, 1917 г., № 6.- С. 211 - 212.

[50] Филиал ОГУ «Саратовский государственный архив» в г .Балашове. - Ф. 51. - Оп. 1. - Д. 148. - Л. 131.

[51] НА РТ. Ф. 484, оп. 67, д. 1, л. 29 - 52. «Ведомость о Казанском I-класса Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год».

[52] Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 133.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Михайлович Елдашев
Ленин: современное прочтение
К годовщине Октябрьского переворота 1917 года
06.11.2015
Бог в российской истории
По поводу книги Леонида Решетникова «Вернуться в Россию. Третий путь или тупики безнадёжности»
24.11.2013
Все статьи Анатолий Михайлович Елдашев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 18:37
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 15:16