Жизненный и творческий путь о. Гавриила Костельника. От католицизма к Православию

Доклад на ежегодной конференции Союза Православных братств

Русинский вопрос 
0
632
Время на чтение 9 минут

Символично и неслучайно само место рождения о.Гавриила Костельника - небольшое русинское село Русский Крстур, в переводе - Русский Крест (Сербская Воеводина, ранее - Венгерская часть Австро-Венгрии, потом - Югославия, ныне - Сербия. Здесь 15 июня 1886 года семье Федора Костельника и Анны (из дома Макай), предки которой были переселенцами из Закарпатья (середина 18 столетия) Господь даровал младенца Гавриила (Габора, Гавро), наделив его многими талантами. Он один из шестерых детей получил высшее образование, защитив два доктората (по богословию и философии).

Еще во время учебы в Виньковской и Загребской гимназиях Гавриил Костельник внимательно присматривается к жизни католической митрополии, анализируя явления, происходящие с православными после принятия ими унии. Изредка посещает и православный храм, навсегда пленивший впечатлительную поэтическую душу юноши непревзойденной красотой восточного богослужения.

Именно на это время приходятся и первые поэтические опыты юного Костельника. В 1904 году он пишет известному галицкому этнографу и общественному деятелю Владимиру Гнатюку: «Сам не знаю, как это случилось, но в прошлом году (когда мы в гимназии изучали поэтику) снизошло на меня вдохновение к поэзии - и так, как никто тогда и подумать не мог: по-русски, то есть на моем «мацеринским языку»... Сначала было тяжело, так как ни грамматики, ни книг на нашем наречии нет, не на что было опереться ...» Владимир Гнатюк, благодаря своим экспедициям в Бачку в 90-х годах ХІХ ст. и научным публикациям, фактически спас бачванских руснаков от забвения. Совместно с русским лингвистом Александром Шахматовым он в том же 1904 году помогает Костельнику издать в Жовкве (Галиция) первый поэтический сборник «Из моего села» на бачванско-сремском диалекте.

В 1906 году, в начале учебы в Загребском университете, Костельник знакомится с Франем Марковичем - профессором философии на возобновленном философском (мудрословном) факультете. Уже в следующем году, при поддержке маститого профессора, выходит первый поэтический сборник Г. Костельника на сербско-хорватском языке «Романсы и баллады» («Romance i Balade», Загреб, 1907).

Следовало ожидать, что, имея такого покровителя, Г. Костельник продолжит трудиться на ниве хорватской культуры. Однако он решает стать священником. Ректор греко-католической семинарии, будущий епископ югославских униатов, Дионисий Няради, одобряя устремления всесторонне одаренного воспитанника, при поддержке митрополита Андрея Шептицкого, в 1907 году направляет Г. Костельника продолжить образование во Львовской духовной семинарии. Незадолго до своей мученической смерти в работе «Священник наших времен» (Львов, 1946 г.) о. Гавриил так напишет об этом своем выборе: «Хоть я и чувствовал себя полухорватом, однако хотел писать для моего русского народа (наименование «украинец» тогда еще не было нам известно), но еще не думал, что останусь в Галиции. Мне лишь интересно было посмотреть, что там такое в Галиции? Русинское самосознание распирало меня, чтобы лучше самоутвердиться».

По окончании Львовской духовной семинарии Гавриила Костельника как одного из самых одаренных студентов при поддержке митрополита Андрея Шептицкого направляют для дальнейшего обучения во Фрейбургский университет (Швейцария), который он оканчивает с отличием и степенью доктора философии. Тема диссертации: «Об основных принципах познания» (на латинском языке). Научный интерес к вопросам в области логики, теории познания и психологии Г. Костельник сохранит на всю жизнь. Синтезом всех своих философских изысканий он считал свой труд «Логика». В работе есть разделы, посвященные нетипичным для логики вопросам и относящиеся скорее к области метафизики. Рассматриваются: проблематика взаимодействия души и тела, проблематика чуда и даже явления парапсихологии (например, стигматизация). Кстати, в одной из фундаментальных работ Гегеля «Наука логики» метафизика также рассматривается как составная часть логики. Возможно, Г. Костельник, по примеру Гегеля, намеревался написать свою «Большую логику».

Академик Юлиан Тамаш указывает на то, что Г. Костельника не могла не заинтересовать деятельность Львовско-Варшавской школы аналитической философии. Так, Казимир Твардовский открыл возможный путь к примирению веры с наукой благодаря своему интересу к экспериментальной психологии, теории познания и логике. Эти идеи были созвучны взглядам Костельника, считавшего, что вера и наука не противоречат друг другу, а напротив, взаимодополняются. Однако, сам Костельник, очевидно из идейно-религиозных соображений в своих философских трудах практически не ссылается на представителей этой школы.

В 1936 году на Всеправославной конференции в Афинах было положено начало неопаламизму - богословскому движению за возрождение учения святого Григория Паламы. В его основе - учение о различии между непостижимой Божией сущностью и Его энергиями, доступными человеческому познанию и непосредственно участвующими в освящении (деификации) человека. Насколько это философское движение, отразившееся, прежде всего, на восточной патристической христианской традиции, было созвучно творческим поискам Костельника, опирающегося, в первую очередь, на достижения ядерной физики и других естественных наук, - тема отдельного исследования.

Сам Костельник отмечал, что на Востоке его прежде всего привлекал «сильный восточный индивидуализм». Отсутствие индивидуализма и самостоятельности, по мнению Костельника, составляло главную проблему греко-католиков: «Это вечная болячка нашей Церкви - внутренняя неопределенность, несамостоятельность в жизни, слепое и неограниченное подчинение чужим влияниям». Такая неопределенность, как утверждает Костельник в работе «Новая эпоха нашей Церкви» (Львов, 1926), не способствует творчеству, не может принести никаких плодов на ниве философской и богословской мысли. Со времени введения унии почти вся богословская литература греко-католической Церкви была лишь плагиатом произведений римо-католических теологов.

Но вернемся от этих философских обобщений к рассмотрению дальнейших вех жизненного пути Г. Костельника. Итак, молодой доктор философии возвращается в 1913 году из Швейцарии во Львов. В этом же году, после женитьбы на дочери директора Перемышльской гимназии Элеоноре Риттер фон Зарицкой, он вначале рукополагается в сан диакона, а затем - священника. Много лет спустя в вышеупомянутом сочинении «Священник наших времен» Костельник признается, что долго привыкал к Галиции, и если бы не женитьба, то, вероятно, не удержался бы там.

События Первой мировой войны вынуждают Г. Костельника покинуть Галицию и временно перебраться в родной Русский Керестур. Весной 1915 года он начинает писать хронику, посвященную истории русинов не только в Русском Керестуре, но и на всей территории бывшей Югославии.

«Керестур - как наши руснаки говорят - всем руснакам мать, всем руснакам голова». Такими словами начинается хроника Г. Костельника. Доктор Янко Рамач считает, что такая высота помыслов людей, столь долго пребывавших в тяжелом материальном и этнически-культурном положении - это есть феномен, заслуживающий изучения не только с точки зрения истории, но также социологии и психологии. Откуда такое название - Русский Крест, не зависящее ни от политических веяний, ни от перемен названия самого государства?! Что символизирует собой этот Русский Крест? Знают ли об этом сами русины? И хотят ли знать так, как стремился к этому Костельник?...

В 1924 году отец Гавриил пишет стихотворение «Ослепленный соловей», которое профессор Юлиан Тамаш назвал парадигмой исторической судьбы русинов Бачки: утратив исторические ориентиры, они лишь могли, как ослепленные соловьи, сильнее возносить глас о смысле существования в потемках истории. «В иных краях есть обычай ослеплять соловья в клетке, чтобы красивее пел». Это разъяснение сам Костельник дает как сноску для толкования названия стиха. О каком ослеплении речь? К какому утешению для себя и своих кровных земляков стремился отец Гавриил? Конечно же, к духовному. К тому, которое может дать лишь Господь, Творец всего сущего:

«Песня моя, песня Богу!

Скажи Творцу, что я Его ищу и тоскую о Нем.

Понимаю страдания первых христиан,

их жертвой и мы ныне живем.

Великое дело Ты сотворил из их мук!

Сотворишь ли его и из наших?

Избрал ли Ты нас на твердый сей камень?»

(«Песня Богу. Вечная драма человека». - Львов, 1922. - 205 с.)

С 1920 до конца 1929 года отец Г. Костельник, будучи главным редактором журнала «Нива», ощутил потребность «выработать в себе ясный взгляд на все происходящее, коль скоро довелось вести других за собой».

Тем временем сама жизнь вынуждала греко-католиков глубже задумываться над дальнейшей судьбой унии. После заключения Рижского мира в 1921 году к Польше были присоединены православные земли Холмщины, Волыни и Западной Белоруссии. Для православных там сразу же наступила тяжкая година исповедничества.

Для о. Г. Костельника и его единомышленников, которые «приходили к трезвому разуму», приходит время освобождения от латинского мировоззрения. В 1925 году Г. Костельник совершает поездку в Рим. Пышный папский Рим навсегда стал чуждым его сердцу. Оно раскрылось в искреннем молитвенном подъеме лишь в православном храме Загреба, знакомом ему еще с юности, который он посетил, возвращаясь домой. Как потом вспоминал о. Гавриил, там он пережил незабываемые мгновения глубокого сущностного единения с восточным православием.

В «Ниве» и других изданиях о. Г. Костельник все чаще выступает в защиту греческого обряда в униатском богослужении, настаивает на очищении унии от исторических латинских наслоений.

Большой резонанс имела статья Г. Костельника «Я так думаю», опубликованная в «Ниве» (1927 г.), где решительно осуждается усвоенный униатами у католиков обычай служить Литургию на изготовленных впрок и засушенных Агнцах.

В следующем году о. Гавриил Костельник встает на защиту существенной части восточного чина Божественной литургии - призываний Святого Духа на освящаемые Дары, или так называемой «эпиклезы». Издание книги «Спор об эпиклезисе между Востоком и Западом» повлекло для о. Гавриила Костельника очень серьезные последствия, в частности, снятие с должности редактора «Нивы». Митрополит Андрей Шептицкий берет его под свой непосредственный надзор. На епархиальном соборе 1943 года отец Костельник открыто выступает с критикой Ватиканских догм. Митрополит, резко прервав оратора, лишил его слова. Костельник покинул собрание. С того времени он углубленно исследует и разрабатывает тему истоков унии, все более сближаясь с Православием.

«Сам Бог знает, - писал впоследствии о. Г. Костельник, - чего я натерпелся духовно в те времена... Меня терзала печаль о моем бесталанном народе, и занялся я исследованием католицизма, унии и православия на основании первоисточников (Соборов, папских посланий и т. д.) и написал целую серию книг на эти темы, чтобы мой народ смог узнать истинную правду, если Бог даст когда-нибудь увидеть свет моим трудам» («Апостол Петр и Римские папы или догматические основания папства», Львов 1945 г.). Эта работа была завершена еще в 1931 году.

Подробное исследование о святых Кирилле и Мефодии о. Гавриил сделал вскоре после выхода в свет брошюры на эту тему, изданной вышеупомянутым епископом униатов Югославии Дионисием Няради. К 30-м годам следует отнести и остальные сочинения о. Г. Костельника на эту тематику: «Развитие папства в первых пяти веках», «Непогрешимость папы и Римской Церкви», «Примат Латинской Церкви и униатские Церкви», «Как римские теологи воюют».

Все перечисленные сочинения о. Г. Костельника и по сей день не утратили своей актуальности. Они дают неоценимый базовый материал по экзегетике, догматике, канонике, истории, литургике и другим областям церковной науки; документально знакомят читателей с истоками и историческим развитием всего того, что в ХІ веке разъединило Римскую церковь и вселенское Православие. В трудах о. Г. Костельника читатель также найдет обстоятельное разъяснение причин и условий, способствовавших возникновению новых католических догматов, развития на Западе нового церковного порядка на основе трех римских приматов (папы, Рима и Латинской церкви). Наконец, сочинение Костельника раскрывают психологию собственно католичества, суть римской редакции христианства.

История и живой наглядный опыт современности засвидетельствовали, что уния на Украине, созданная усилиями Рима, польского правительства и латинского епископата, стала национальной и церковной трагедией.

В апреле 1945 года Г. Костельник обнародовал заявление, в котором утверждал: «Я был униатом и утратил достоинство пастыря, я был националистом и потерял достоинство человека, но этого мало. Национализм осиротил меня и мою жену. Мы стали несчастными родителями... В нашем крае нет семьи, которая бы не оплакивала какую-нибудь жертву национализма. Мы говорим национализму - довольно крови! Мы говорим унии - довольно позора!

Я представляю тех священников нашей церкви, которые видят свою цель в том, чтобы порвать с Римом и уничтожить позорную Брестскую унию. Таких священников в нашей церкви большинство. Кое-кто из них склонен к оглядке «на лес» - на бандеровцев, мол, что скажут «лесовики». И мы знаем: из леса нам будут угрожать, знаем - нас ждут всевозможные трудности, нужда и даже опасность - об этом позаботятся выкормыши Рима, душпастыри «лесовиков».

Но мы не боимся...»

Мария Титенич, режиссер, Член Союза журналистов Украины

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Титенич
«Он подтолкнул!..»
Чего же все-таки не учли создатели фильма «Матильда»?
24.03.2017
Все статьи Мария Титенич
Русинский вопрос
Укрорейх перешел к жёсткой политике уничтожения Православия в преддверие срока окончания полномочий Зеленского
Выступление на Круглом Столе движения «Русская весна» 13 марта 2024 го года
16.03.2024
«Необандеровские романтики легко меняют идеологически перчатки»
Бандеровщина, как любой нацизм, – идеология ущербных людей, остро ощущающих невостребованность, но относящих свои проблемы на счёт «враждебного», «не понявшего» их «величия» общества
23.01.2024
Карпатские русины в поисках идентичности
Борьба карпато-русского и украинского движения в Подкарпатской Руси в 1920-е годы
23.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Гибель династии как пролог Смуты
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 04:59
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 04:13
Разгром Запада
Новый комментарий от Кожухевич
23.04.2024 04:05
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Кожухевич
23.04.2024 04:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03