О достоинстве царей православных

Консервативная классика  400-летие дома Романовых 
0
655
Время на чтение 8 минут

 Ниже мы переиздаем один из фрагментов третьей части книги  «Путешествие по св. местам русским» выдающегося русского православного мыслителя, церковного историка, духовного писателя, публициста, поэта, Андрея Николаевича Муравьева (1806-1874).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Муравьев А.Н.  Путешествие по св. местам русским. - Ч.III. Изд.5. - СПб.: Тип. II Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1863.  - С. 91-99.)  подготовил профессор А. Д. Каплин.

+   +   +

Почему же собственно православные искреннее могут любить своего Государя? - Ответ на это весьма прост: потому что, без сего чувства любви, они бы не могли быть истинно православными, хотя бы и велича­лись таким названием: ибо что такое православный? -  это тот, кто право следует учению Церкви; а чему учит Церковь Православная? - «Бога бойтесь, царя чти­те» (1 Петра 2, 17). «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, и существующие власти от Бога учреждены». Если Апостол Павел говорит это о языческих кесарях, от которых и сам в последствии пострадал, что же сказал бы он о христианских? Достаточно, для обличения непокорных, того, что пишет он далее в послании к Римлянам: «посему противящийся власти противится Божиему постановлению, а противящиеся подвергнутся осуждению: ибо начальники не страшны для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться на­чальства? - делай добро и получишь от него похвалу: ибо начальник есть слуга Божий тебе на добро; если же делаешь зло, бойся, ибо не напрасно меч носит; он Божий слуга, грозный отмститель делающему злое, и потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, которые тем самым занимаются. Итак отдавайте всякому что должно: кому по­дать - подать, кому оброк - оброк, кому страх -  страх, кому честь - честь» (Рим. XIII, 1 - 7).

Царство

Не вполне ли изображены здесь все обязанности подданных, не только к своему Государю, но даже и к поставленным от него властям? и могут ли внимающие сему учению, во святыне храмов, не пови­новаться Слову Божию, во всей простоте души своей, если они действительно православны? Если же кто-либо вздумал бы, лицемерно, объяснять по своему заповедь божественную, испытывая, чтó подобает от нас ке­сарю? - он услышит обличительный голос самого Господа фарисеям: «воздадите убо яже кесарева кесареви и яже Божия Богови» (Луки XX.,25). И конечно те, которые веруют, по словам Апостола, что Господь наш Иисус Христос «есть сияние славы Отчей и образ его существа» (Евр. 1, 3), будут послушны его гласу и покоряться Царям земным: ибо и они носят на себе образ Божий, как избранные Богом, для управления созданными от него человеками. Искренняя, благоговейная любовь к сему царственному образу Божию на земле, необходимо исполняет сердце тех, которые са­ми в себе уважают божественный образ, по коему вначале сотворен человек: чувствуя собственное свое достоинство, они тем паче благоговеют пред царским, воздавая по заповеди божественной: «ему же честь - честь».

Достойно внимания, что православный христианин, как бы в засвидетельствование того, до какой степени он уважает достоинство своего Государя, дает ему и одинаковые наименования с Владыкою небесным: ибо также к нему относит и выспреннее титло Царя и умилительное - Отца. Поистине, в этом случае, без какой-либо отвлеченной мысли, но просто от избытка сердца проглаголали уста, и трогательное изречение об­ратилось в навык. В противоположность сему родственному, присному названию Отца, как торжественно и не доступно обычному сближению выспреннее титло Царя! - Оно показывает, что умеющие искренно, с детскою простотою любить своего Государя, умеют и благоговеть пред ним: ибо сердечное их чувство, проникнутое глубоким уважением, нисколько не умаляет в их глазах высокого предмета их любви. Титло сие прямо взято из Библии; оно также кратко, как все те имена или вернее сказать звуки, которыми выражались ближайшие сердцу и мыслям предметы, начиная с имени Божия. Архистратиг небесных сил Михаил назван Царем у пророка Даниила (XII): так священно сие наименование, взятое как бы с небесного образца; видно, что первоначальный корень его на востоке, отколе истекли все начала общественные и отколе посетил нас Восток свыше, т. е. сам Го­сподь. Там оно преимущественно освящено верою, и у нас Церковь Православная связала царей и народ такими духовными узами, которых не в силах рас­торгнуть мудрования человеческие.

Она освятила лице царя духовным помазанием того священного мира, которое еще в Ветхом Завете воз­ливалось на главу царей, первосвященников и пророков, и давало им знаменательное название Христа Го­сподня или Помазанника, от греческого слова хрисма, т. е. помазание. И так это уже не есть простое началь­ство, которое Запад признает в своих властителях; нет, это есть вместе и владычество, свыше даруемое; и Церковь, свято охраняя сие священное досто­инство, возглашает даже, в неделю Православия, анафему тем, которые дерзнут помыслить, что не Божественным Промыслом царствуют Православные Ца­ри и не получают при помазании особенного дарования Духа Святаго, для прохождения своего великого звания. Вот как важно, не только в церковном, но и в гражданском отношении, сие торжественное Богослужение Сборного воскресения первой недели Великого поста, которое однако ж многие, по неведению, осуждают, жалуясь на немилосердное будто бы и несвойственное Церкви проклятие. Они не разумеют, что греческое слово анафема, собственно отлучение, не означает клят­вы, а только отчуждение тех, которые, не исполняя условий Православного общества, сами себя чрез то сделали чуждыми ему, прежде даже нежели оно их от себя отсекло. Не то же ли всегда делает всякое гражданское общество, с явными нарушителями сво­их коренных постановлений? Церковь же не останав­ливается на одном отлучении произвольно отпадших от нее членов, но вместе с тем милосердствует о них, и молит Господа о их обращении на путь истин­ный. С одной стороны, она следует строгой заповеди самого Господа, о тех, кои преслушают Церковь (Матф. XVIII, 17), и употребляет даже самое изречение Апостола Павла: «но и аще мы, или Ангел с небесе, благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет» (Галах. I, 8); с другой же стороны, Церковь, с нежностию матери, заботится и об отпадших, внушая им истинное учение, и об оставшихся в ее лоне, дабы не увлеклись злым примером. Для сего обличает пред ними, всенародно, те разрушительные начала, которые потрясают все основы благосостояния человеческого, начиная с веры в Бога и во святую Церковь его, посредницу между Богом и людь­ми, и оканчивая обличением дерзающих восставать на Помазанников Божиих и сомневаться в дарованной им благодати, для управления вверенного им царства. Вот истинное христианское основание благосостояния государственного, которое мы видим в нашей Право­славной Церкви; и потому так прочно стоит на сих началах Царство, которого подданные чтут Христа Господня, в лице своего Помазанника-Царя: ибо однаж­ды присягнули ему в неколебимой верности, по гласу Святой Церкви.

Каким образом Церковь, с благоговейною заботливостию, охраняет достоинство царское, так равно и Православный Царь, в свою чреду, охраняет властию, свыше ему данною, Православную Церковь от всякого внешнего безпорядка или насилия: ибо он носит, в отношении Церкви, еще другое священное звание, - ее природного Защитника и Покровителя. Это самое более и более скрепляет узы его, не только с Церковию, но и с народом: ибо православные, видя в нем ревностного блюстителя общей матери своей Церкви, сами проникаются тем живейшею любовию к его священ­ному лицу, которое так тесно связано со всем, что только есть близкого и святого их собственному серд­цу. Вот почему верные сыны Православной Церкви, не по имени только, а по искреннему исповеданию, пре­имущественно пред другими, должны быть исполне­ны благоговейной любви к своему природному Госу­дарю.

И в этом случае, как равно и в других, Православие составляет златую средину между напряженным учением римской церкви и послабленным протестантов. Первая постоянно отвлекает внимание духо­венства и народа к духовной главе, пребывающей вне государства, которая не связывает воедино все члены его между собою, хотя и служит символом единства, и даже иногда нарушала, ради собственных видов, свя­щенную связь Церкви и народа с Государем, произвольным разрешением данной ему присяги. С другой сто­роны, испуганные такими действиями протестанты, ког­да отделились от общения с церковию римскою, думали оградить неприкосновенность прав своих государей, объявив каждого из них духовною главою своего отдельного общества, ибо не разумели в чем состоит истинная сила достоинства царского. Они могли так поступать потому только, что, уничтожив у себя иерархию церковную и самое таинство священства, безотчетно смешали светское с духовным, а между тем сами похитили у своих державных святость помазания церковного. Теперь мы видим на Западе горькие последствия сего извращенного порядка, тогда как на Востоке сохранилось истинное понятие о достоинстве царском.

Церковь Православная, Соборная, в полном смысле сего слова, признающая Главою своею единого Христа Бога, по духу правил Вселенских Соборов, чуждает­ся самодержавия духовного, которое вовлекло римскую церковь в уравнение всех высших степеней иерархических, пред единою выспреннею кафедрою своего первосвященника; напротив, она отчетливо воздает каждой степени церковной подобающую ей почесть, и в то же время, чуждая недоумений протестантства, с заботливостию освящает единственное достоинство Цар­ское, не сливая оного с многообразными степенями цер­ковными, «духовное излагая духовно» по словам Апо­стола (1 Кор. 11, 13). Она высоко возносит лице Помазанников Божиих, своих защитников, благоговея пред священною Главою царства, на которую излилось благодатное миро древних царей Израилевых, по глаголу самого Бога пророку своему Самуилу, о избранном на царство Давиде: «наполни рог твой елея и аз ти покажу, яже совершиши, и помажеши ми, его же ти реку» (1 Царств ХVII, 2, 3).

Когда же таким образом освящен и превознесен Богом избранный Государь, дело Церкви есть: свято блюсти не только собственный долг в отношении Самодержца, но и крепкий союз его с народом, непре­станно напоминая ему клятву верности и угрожая страхом отлучения за нарушение присяги. Это совер­шенно противное тому, что мы видим на Западе, и по­тому мы не встречаем там нигде той чрезвычайной любви, какую питает православной народ к своим православным Государям, подобну телу, неразрывно связанному, жизненными жилами, с своею главою. Чувство сие не изменяло ему и в самые тяжкие годины испытаний: ибо все безропотно переносил он, как бы следствие гнева Божия за свои грехи: таков плод духовного воспитания Церкви, которая ни в чем не от­клонялась от заповеди Божественной и не вмешивалась в мирское там, где ей не подобало.

Венчание на царство

Если раскроем скрижали отечественной истории, мы увидим на каждом шагу истину сего события, повто­ряющуюся от времен равноапостольного Владимира и до наших: везде Церковь сочувствует Царству и сиротствует вместе с народом, когда нет законного Го­сударя, как то было в тяжкую эпоху, предшествовав­шую избранию Михаила, где она явилась первым двигателем сего спасительного дела. Какая Церковь в мире может нам выставить что-либо подобное мученическим лицам наших первых трех Патриархов, пострадавших столько же за Церковь, сколько и за царство? Многострадальный Иов, за верность юному за­конно венчанному царю, насильственно извлечен из самой святыни храма и, в рубище, с безчестием сослан в заточение, где слепнет от горя. Гермоген, посреди разгрома целого царства и бури самозванцев и нашествия польского, один во главе всех, стоит за права святой Руси и умирает с голода, потому что не хочет умолкнуть, сзывая верных сынов к спасению отчизны; и вот наконец Филарет, от самого корня освящающий саном своим новое величественное древо Царское, девять лет томится в темнице поль­ской, чтобы только не уступить, постыдным договором, ни одного участка родной земли, над коею уже властвует сын его Царь!

 

Здесь остановимся и скажем только: умилительно видеть, как столь необъятное тело всея Руси, столько изъязвленное, в течение многих лет, внутренними крамолами безначалия, внезапно исцеляется, чрез одно избрание царственной Главы, хотя и отроческой! До та­кой степени все в нем благорасположено, и вещест­венно и духовно, к тому необходимому единству, кото­рое одно только может содержать, в нераспадающейся целости, все части исполинского государства! - Так нравственное начало любви, глубоко вкорененное Церковию в православном народе, к священному лицу своих Государей, всегда спасало и спасать будет святую Русь, доколе сохранится в ней ее животворящая стихия - Православие.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Николаевич Муравьев
Крестный ход на Крещатик в день Св. Владимира
К 1000-летию блаженного успения Св. Благоверного Великого князя Владимира, Крестителя Руси
26.07.2015
«Прославляя его, мы прославляем добродетель...»
Впечатления кончины и погребения митрополита Московского Филарета (Дроздова)
01.12.2013
«Много ли было когда образцов подобной щедрости, и скоро ли опять они повторятся?»
Воспоминание о графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской
17.10.2013
Все статьи Андрей Николаевич Муравьев
Консервативная классика
Все статьи темы
400-летие дома Романовых
Все статьи темы
Последние комментарии
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.11.2024 12:35
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
14.11.2024 12:33
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Калужанин
14.11.2024 12:33
Скандал в Германии в пользу России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:27
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
14.11.2024 12:20
«Фактически это раскол»
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.11.2024 11:55
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
14.11.2024 11:28