Начало распада СФРЮ. Война в Словении

Фрагмент книги «Югославская война 1991-1995». Часть 2

Новости Москвы 
0
519
Время на чтение 8 минут

Часть 1


Главным противником для словенцев была ЮНА, но в данном случае сами словенцы были убеждены в том, что, выходя из состава распадающейся СФРЮ, они поступают вполне законно, и до июня 1991го года никаких нападений на ЮНА не предпринимали.

Война в Словении, без сомнения, не имела глубоких исторических корней и была искусственно начата, искусственно велась и столь же искусственно закончилась. Это была, скорее, управляемая война, где сами боевые действия играли второстепенную роль. Вероятно, все было решено на политическом верху и требовалось лишь оправдать выход Словении из Югославии, что своей антиконституционностью должно было дать повод не только для распада Югославии, но и для начала югославской войны. Нужна была лишь картина югославской, тем самым и сербской агрессии на «маленькую» Словению, дабы разжечь пропагандистскую компанию в мире и во всей Югославии.

В самой Словении далеко не все словенцы были сторонниками словенского сепаратизма и многие из них, голосуя за независимость, к самим сербам враждебных чувств не испытывали. Исторически словенцы, даже представители тех или иных организаций которые поддерживали словенский национализм, не были неприятелями сербов, и у словенцев исторических противоречий с сербами никогда не было. Еще во время Второй Мировой войны сербские четники, отступив в 1945 году в Словению, встретили здесь благоприятное отношение.

В самой СФРЮ Словения не граничила ни с Сербией, ни с сербскими землями в Хорватии, а сербы, переселившиеся в Словению, не были какой-то единой организованной и значительной силою, а к тому же в значительной мере они были уже, ассимилированы.

Правда в Словении десятками лет поддерживалась нетерпимость к «южанам», как к дикарям, и нередко это имело свои оправдания, однако «южанами» в Словении в еще большей степени считались албанцы, чем сербы, а весьма были нелюбимы словенцами «босанцы» (боснийцы), которые были не только сербами и мусульманами, но и хорватами.

С началом войны, подобная нетерпимость вылилась лишь в аресты несколько сотен «южан», подозревавшихся в «проюгославской» деятельности, в том числе в отношении около сотни водителей грузовиков и автобусов из Сербии.

Тем не менее руководство Словении довольно умело вело Словению к независимости, используя целый ряд ошибочных или прямо провокационных шагов руководства СФРЮ.

В то время практически ни одно республиканское руководство не выступало за сохранение СФРЮ, а руководство Сербии вело самостоятельные переговоры с руководством Словении, о чем не было оповещено командование ЮНА.

Единственной силою, выступавшей за сохранение Югославии, оказалась ЮНА. И на штабном совещании верховного командования ЮНА 12-го ноября 1990 года министр обороны СФРЮ генерал Велько Кадиевич заявил, что «ЮНА не позволит дабы из Югославии сделали второй Ливан».

Сам генерал-полковник Велько Кадиевич и начальник генерального штаба ЮНА генерал-полковник Благое Аджич обсуждали два варианта действий ЮНА:

- либо моментальное применение жестких мер по свержению руководства Словении, сторонником чего был Благое Аджич;

- либо более мягких мер, которые бы побудили руководство Словении отказаться от декларации о независимости, сторонником чего был Велько Кадиевич.

В книге «Контрудар (мой взгляд на распад Югославии)» вышедшей в 2007 году в Москве, генерал армии Велько Кадиевич так описывает решения югославского военного командования посвященные обстановке в Словении:

«7 мая 1991 года Штаб Верховного командования принял следующие решения:

«СОЮЗНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ПО ВОПРОСАМ ОБОРОНЫ генерал армии Велько Кадиевич передал председателю Президиума СФРЮ доктору Бориславу Йовичу следующее:

1.Поскольку Президиум СФРЮ и другие союзные органы в связи с положением в стране не приняли во внимание оценки и предложения союзного секретариата по вопросам обороны (Штаба Верховного командования), югославское общество уже вступило в состояние гражданской войны.

2. Способ, при помощи которого ранее Югославская народная армия была использована для воспрепятствования межнациональным столкновениям, более нельзя считать эффективным.

3. На любую агрессию, проявляющуюся в отношении представителей, частей и объектов ЮНА в связи с первыми военными жертвами, войска будут отвечать по правилам проведения военных действий, что означает применение огня. Штаб Верховного командования не позволит, чтобы экстремистское поведение воюющих сторон наносило ущерб Югославской народной армии.

4. Исходя из конституционной обязанности вооружённых сил обеспечить безопасность в стране, Штаб Верховного командования требует от всех союзных и республиканских органов, от которых зависит состояние общества, создать нормальные условия для урегулирования югославского кризиса.

5. Штаб Верховного командования отдал приказ повысить боевую готовность Югославской народной армии и провести мобилизацию для соответствующих частей. В случае, если федеральные и республиканские органы власти не обеспечат мир, ЮНА могла бы эффективно реализовать это в соответствии со своей конституционной ролью и обязанностями. Требую немедленно ознакомить все федеральные и республиканские органы власти с представленной позицией».

Однако в штабе 5ой военной области данный приказ выполнять было невозможно ибо согласно книге генерал-полковника Еврема Цокича «Начало конца» с приходом на должность командующего 5-ой Военной областью генерала Конрада Колншека, вопреки ранней практике ЮНА высокие командные должности главным образом стали получать высшие офицеры - выходцы из Хорватии и Словении, на территории которых находилась 5-ая Военная область.

Согласно Цокичу, главную роль в этом играл находившийся в отставке генерал Мартин Шпегель, хорват по национальности, недовольный тем, что не смог получить дальнейшего повышения в ЮНА и отправленный на пенсию. Шпегель, уйдя в отставку, стал ближайшим помощником Франьо Туджмана и при этом пользовался поддержкой адмирала в отставке Бранко Мамулы, который в свою очередь пользовался большим влиянием на генерала армии Велько Кадиевича.

Последний же, несмотря на планы по свержению руководства Словении, по сути, желал «цивилизованного выхода» Словении из СФРЮ,тем более тогдашний премьер-министр Антэ Маркович были против введения военного положения и свержение руководства одной из республик.

Это не было в интересах ни одного из республиканских, ни союзного правительства, в том числе Сербии: ибо Милошевич не испытывал никакого желания делится властью с ЮНА.

В итоге возник резервный план Верховной команды по выводу сил ЮНА из Словении и Хорватии на те территории в Хорватии, которые были под контролем сербов. А само командование ЮНА во главе с генералом Велько Кадиевичем с началом войны в Словении обратилось к Президиуму СФРЮ с предложением по плановой реформе СФРЮ, предусматривающий предоставление Словении независимости и создания конфедерации.

 

Данным решениям способствовало и то что к тому времени в Хорватии уже шло к тому времени полным ходом шло создание вооруженных сил и массовое вооружение хорватских добровольческих отрядов создаваемых партиями ХДЗ и ХСП. Для этой цели хорватская «усташская» эмиграция организовала массовый ввоз оружия как морем, так и по воздуху в Хорватию. Уже позднее 31-го августа два самолета ВВС ЮНА заставили спуститься на аэродром Плесо под Загребом транспортный самолет компании „Uganda airlines" с грузом оружия, закупленным канадским гражданином хорватского происхождения Антоном Кикашем.

Оружия тогда поступало в Хорватию столько, что в Западной Герцеговине уже шла открытая торговля им. Западная Герцеговина находилась формально в составе Республики Боснии и Герцеговины, но фактически пребывала под хорватской властью.

Впрочем, перебрасывалось оружие и по наземной границе. Так в октябре 1990-го года военная контрразведка ЮНА сделала видеозапись разговора отставного генерала ЮНА Мартина Шпегеля, являвшегося помощником Туджмана, о планировавшейся поставке оружия, закупленного хорватами в Венгрии, которая представляла тогда настоящий рынок вооружения, поступавшего со складов бывших социалистических армий и выводимых советских войск.

Тогда через пограничный пункт Пак недалеко от Вараждина перешел целый конвой состоящий из десятка грузовиков в котором согласно данным военной контрразведки было вооружение, закупленное в Венгрии, однако, находившиеся в засаде диверсанты и офицеры военной контрразведки ЮНА получили приказ из Генштаба ничего не предпринимать и колонна благополучно прошла.

В дальнейшем в апрельском номере журнала «Войска» Министерства обороны СФРЮ за 1993 год («Kršenje embarga na uvoz oružja u Hrvatsku". Čedomir Popović. «Vojska», april 1993.) появились данные о том что в течении октября, в двух турах 12 и 20 октября 1990 года в Хорватию было переброшено 18 тысяч автоматов Калашникова

Сам судебный процесс против группы генерала Мартина Шпегеля в военном суде ЮНА обернулся массовыми демонстрациями 7-го апреля в Загребе и здание военного суда, где оно шло, было осаждено десятками тысяч хорватов. После призывов Туджмана к народу выступить против ЮНА, сторонники ХДЗ линчевали в Сплите одного солдата военной полиции ЮНА, вытащив его из бронетранспортера, а также тяжело повредили и другого военного полицейского, причем оба полицейских были македонцы.

Закупаемое оружие послужило вооружению растущей в числе милиции, чей резервный состав пополнялся под руководством функционеров ХДЗ и к весне этот состав вырос до тридцати с лишним тысяч.

Эта милиция и приняла участие в первых боях с хорватской стороны в марте 1991 года в Западной Славонии в районе Пакраца.

Как пишет в своей книге «Начало конца» генерал-полковник Еврем Цокич, командовавший тогда силами 32-го корпуса ЮНА в этом районе, 1 марта 1991 года милиционеры сербской национальности и местные сербские добровольцы вошли в «станицу» (отделение) милиции в Пакраце и захватили все имеющееся там вооружение. После этого они оттуда ушли и там остались полицейские хорватской национальности вместе с местными вооруженными гражданами хорватской национальности. На следующий день 2 марта 1991 года к ним на помощь прибыли силы специального назначения МВД Хорватии. По прибывшим войскам ЮНА из хорватского БТР несколько раз открывался огонь, и в ответ огонь открывали и военнослужащие ЮНА.

Дело тогда обошлось без жертв. Прибывшая делегация президиума СФРЮ договорилась восстановить порядок на условиях, что «специальная» полиция Хорватии отбудет из Пакраца, а сербы возвратят оружие. Тем не менее, генерал Цокич, благодаря давлению Степана Месича, был смещен со своей должности командующего 32 корпусом.

Помимо милиции силами правящего ХДЗ были созданы вооруженные силы вопреки еще действовавшему законодательству СФРЮ и вопреки указу правительства СФРЮ от 3 января 1991 года о роспуске незаконных вооруженных формирований.

Президент Хорватии Франьо Туджман указом от 20 апреля 1991 года дал начало новой хорватской армии, тогда названной «Збор народной гарды (Zbor narodne garde)» -«Корпус народной гвардии», а первым начальником Генерального штаба ЗНГ стал генерал ВВС ЮНА Антон Тус

При этом руководство Хорватии проигнорировало требование союзного правительства от 10 мая 1991 года о демобилизации резервистов хорватского МВД, о сборе оружия и о расследовании причин возникновения вооруженных конфликтов. В итоге обещания хорватской стороны о сдаче 20 000 стволов стрелкового оружия (хотя ЮНА оценивала их число в 60 000) обернулись сдачей лишь одной тысячи.

К концу мая ЗНГ насчитывали свыше 30-ти тысяч человек, а 28-го мая 1991 года в Загребе на футбольном стадионе на Краничевой улице прошел ее первый парад.

 

Продолжение следует

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Начало распада СФРЮ. Война в Словении

Интересно. Но что ж так безграмотно? Например: "сербской агрессии на «маленькую» Словению" Агрессия ведется против кого-либо, а не "на" кого-либо. "доктору Бориславу Йовичу" Не БорисЛаву, а Борисаву. "«Збор народной гарды (Zbor narodne garde)»" И определиться с политикой передачи оригинальных названий тоже не мешало бы. Если пишете "Збор народне гарде", то и Кадиевича надо называть "савезным секретаром одбраны", а не министром обороны.
Врангель / 06.06.2013, 11:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Валецкий
Салафизм и фактор фульбе в Сахеле
В современной истории Африки значительная часть фульбе попала под влияние идей исламского фундаментализма (салафизма)
15.07.2024
Все статьи Олег Валецкий
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
К этому можно относиться как к мерзости
Новый комментарий от Павел Тихомиров
22.01.2025 06:20
Церковный «собор» в Киеве 1918-1919 годов
Новый комментарий от Vladislav
22.01.2025 01:33
Воспользуется ли Россия расколом Запада?
Новый комментарий от учитель
22.01.2025 01:11
Русский Гомер
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.01.2025 22:17
Валите из России, поклонники Трампа!
Новый комментарий от Русский Иван
21.01.2025 22:15
Нехарактерный миграционный случай
Новый комментарий от Русский Иван
21.01.2025 22:09
Энергия заблуждения
Новый комментарий от РомКа
21.01.2025 21:40