Хроника событий, связанная с принятием Закона Республики Молдова «Об обеспечении равенства», предстаёт наглядным примером того, как решение рядового и необходимого на первый взгляд вопроса можно превратить в инструмент спекуляций и нападок на традиционные моральные ценности.
О предмете вопроса
25 мая 2012 года Парламентом Республики Молдова был принят Закон «Об обеспечении равенства». Преамбула Закона гласит:
- Настоящий закон создаёт необходимую базу для применения Директивы 2000/43/ЕС Совета от 29 июня 2000 года об обеспечении выполнения принципа равенства лиц независимо от расовой или этнической принадлежности, опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза № L180 от 19 июля 2000 года, и Директивы 2000/78/ЕС Совета от 27 ноября 2000 года о создании общих стандартов в поддержку равноправия в сфере занятости и труда, опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза № L 303 от 2 декабря 2000 года.
Целям же закона, можно только порадоваться (Ст.1. п.1):
- Целью настоящего закона является предупреждение и борьба с дискриминацией, а также обеспечение равных прав всем лицам, находящимся на территории Республики Молдова, в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах жизни независимо от расы, цвета кожи, национальности, этнического происхождения, языка, религии или убеждений, пола, возраста, ограниченных возможностей, взглядов, политической принадлежности, а также на основе любого другого подобного признака.
Казалось бы, чего лучшего можно пожелать? Тогда почему уже более года, начиная с обсуждения законопроекта, никак не остынет напряжённость со стороны общественности к данному нормативному документу?
Троянский конь
Достаточно найти одну фразу в п.1 Статьи 7, чтобы обнаружить причину столь бурной реакции: «Запрет дискриминации на основе сексуальной ориентации применяется в сфере занятости и трудоустройства».
Всего два слова, «сексуальной ориентации», всколыхнули в равной степени, как противников присутствия данной синтагмы, так и их оппонентов. Митинги, протесты, пикеты представителей гражданского общества и отдельных партий, попытки затянуть в активное противостояние Церковь - это только видимая часть событий.
Кто оказался вовлечённым в противостояние новым и чуждым моральным нормам? Политические партии левого толка, общественные движения в большинстве пророссийской направленности, Православная Церковь Московского Патриархата. Замечу, что представители ни одной другой официальной либо иной конфессии не проявляют никакой активности в данном вопросе, свой взгляд на причины сего факта постараюсь раскрыть ниже.
Хочется обратить внимание, что практически во всех информационных источниках протесты преподносятся только с позиций отмены Закона целиком, умалчивая о варианте решения конфликта путём исключения злосчастной синтагмы из Закона. Вроде разница не существенная, но в ней есть своя скрытая подоплёка, направленная на искажение извне информационной картины происходящего.
Взгляд из Запада
Что видит западный среднестатистический обыватель? Невежество политических партий и гражданского общества, участвующих в протестах, «мракобесие» Православной Церкви. Проблемы сексуальных меньшинств в так называемых «цивилизованных странах» давно успешно адаптированы и превратились в как само собой разумеющийся и обыденный факт. Акцентирование внимания на «корень зла» в лице Закона в целом, подразумевает отторжение нравственных принципов равенства сразу по всем перечисляемым критериям.
Налицо очередной яркий пример ведения информационной войны по разрушению общественных моральных устоев. Получается так, что для мирового сообщества происходящие события предстают в свете усердного старания одних воплотить в жизнь европейские правовые нормы принципов равенства, а другие это бескомпромиссно отвергают и отчаянно сопротивляются. Первые преподносятся в качестве положительных героев, а вторые в образе варваров. Но даже эта разыгранная карта не является вершиной явно провокационного замысла авторов внедрения Закона в принятом виде.
У кого полномочия, тот и решает
Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. Далее по тексту Закона, Статья 10:
Субъектами, наделёнными полномочиями в области предупреждения и борьбы с дискриминацией и обеспечения равенства, являются:
а) Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства;
b) органы публичной власти;
с) судебные инстанции.
Из чего следует, что основными полномочиями в соблюдении норм настоящего Закона наделён Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства, состоящий из пяти членов назначаемых Парламентом на пятилетний срок. Органам же публичной власти отведена роль статистов, что наглядно отражено в одном из «хитроумных» пунктов компетенций, добавленном скорее из-за явного недостатка контента: «координируют деятельность в данной области децентрализованных и неконцентрированных структур».
А судьи кто?
В любом спорном разбирательстве окончательным является решение судебной инстанции, а судебное решение выносится строго в соответствии с «буквой закона». Попытаемся рассмотреть практическое применение действий судебного органа при рассмотрении фактов нарушения Закона в части дискриминации на основе сексуальной ориентации. Что в этом случае будет являться основанием для вынесения судебного решения? Расшифровка термина «сексуальная ориентация» не включена в основные понятия настоящего Закона, нельзя найти объяснений ему и в других нормативных документах. Именно в подобных случаях прибегают к помощи так называемой «экспертной оценке».
И в самом деле, не зря в преддверии принятия Закона «Об обеспечении равенства» появился ряд правозащитных организаций сексуальных меньшинств, интенсивно мелькающих в СМИ и обращающих на себя внимание. Теперь становится вполне очевидным, кто будет привлечён экспертом, на кого будут возложены функции выявления и подтверждения в суде фактов дискриминации на основе сексуальной ориентации - то ли месье, то ли мадам, потому как одних внешних признаков для этого явно недостаточно.
Кто «крайний»?
Откровенно инспирированный план с точки зрения информационной атаки рассчитан на дискредитацию определённых политических и общественных сил. Кого подставляют под этот сценарий можно легко обнаружить в числе участников протестов. В первую очередь партии левой направленности и общественные движения восточного вектора, отстаивающие традиционные нравственные ценности.
Затягивание в данное противостояние Православной Церкви Молдовы Московского Патриархата уж сильно смахивает на подстрекательство, провоцирующее клир переступить черту конституционных норм светского государства. Шквал обвинений в адрес руководства Митрополии и ни одной претензии в адрес представителей клира других конфессий. И это несмотря на официальное обращение митрополита Кишинёвского и всея Молдовы Владимира, неоднократные протесты служителей и верующих, которые остались без должного внимания СМИ.
Позвали, но никто не услышал...
Заявление Митрополита Кишинёвского и всея Молдовы Владимира осуждает «узаконивание гомосексуальной практики» и не оставляет сомнений в твёрдости своей позиции:
- В связи с этим Кишинёвское-Молдавская митрополия выступает против всяких оговорок, связанных с правами сексуальных меньшинств, квалифицируя их как покушение в адрес христианской идентичности народа, и выступает за изменение этого закона путём исключения формулы «сексуальная ориентация», как и всех положений, касающихся сексуальных меньшинств.
Парадоксально, те, кто яростно выступает от имени истинных христиан с обвинениями в адрес Митрополии за неубедительно активную позицию, забыли, что христиане - это не только служители, но и верующие, к числу которых они себя пытаются отнести. Никто из обвинителей не удосужился открыто поддержать позицию Митрополии и, заручившись благословением Владыки Владимира отстаивать свою христианскую позицию.
Напротив, все нападки на Православную Церковь направлены на подталкивание служителей к открытому противостоянию со светской властью, к нарушению вековых канонов: «Воздатите кесарева кесареви и божия богови» (Мф., гл. 22, ст. ,15-21). Церковь своё слово сказало, но его пытаются скрыть, чтобы оно не было услышано.
Чтобы чувства не обманули разум
Любая юридическая неопределённость должна быть исключена, отбросив все эмоции и включив разум. Синтагма «сексуальная ориентация» в этой формулировке использована не случайно, поскольку является наиболее пространной и расплывчатой. Применение формулы «нетрадиционная сексуальная ориентация» в своём названии уже подразумевает некое отклонение от нормы, что неприменимо в её использовании как юридического термина.
Тем не менее, мотивация исключения синтагмы из Закона ввиду отсутствия нормативной оценки её определения - более чем достаточна. В противном случае необходимо будет сформулировать и включить в текст Закона не только общее определение понятия «сексуальная ориентация», но и провести его оценку по всем возможным классам и «разновидностям», указав при этом допустимые и неприемлемые регулируемые Законом правовые нормы. Кстати, можно предложить заняться этим именно авторам и лоббистам сей законотворческой инициативы, соблюдая все правила публичной огласки. Заодно, потехи ради, проверить насколько долго их хватит и на чём они запнутся...
Пока идут разборки в навязанной чужой игре, где безумный радикализм побеждает человеческий разум, содомиты правят балом, несут в массы свои разлагающие псевдоморальные ценности и уже на принятых Законом основаниях собираются вершить правосудие. Более того, запущена попытка раскола Православной Церкви изнутри, разделения верующих на клир и прихожан, с дальнейшим противопоставлением их друг другу.
Проблема усугубляется тем, что касается не только Молдовы. Сегодня пытаются реализовать разобщение православного общества и на Украине, применив подобную схему.