Желания и цели русского сообщества Молдовы очевидны - стремление к интеграции на постсоветском пространстве, отстаивание своих конституционных прав, несмотря на попытки русофобов уничтожить русскую идентичность.
Привычными и даже обыденными становятся компании и мероприятия, связанные с развитием Русского мира, поддержкой российских соотечественников, проектами ТС и Евразийского союза.
Преобладающая часть населения каждой страны СНГ ратует за обновление стратегии развития постсоветского пространства, особенно эту идею поддерживают русскоязычные граждане, в т.ч. и я. Но, чем больше пытаешься проанализировать будущее новой Евразийской модели, вникнуть в детали, то, тем больше и больше возникает вопросов, а порой и появляется скепсис.
Меня как-то попросили высказать свою точку зрения по поводу динамики интеграции стран в рамках Русского мира и Евразийского союза. Я всегда положительно относился к данным нововведениям, хотя вынужден признать наличие весьма скудной информации по этой теме, если не считать сугубо эмоциональных статей и выкладок. Я не уверен в надежности декларированных результатов, как и сомневаюсь в детальном изучении всех слабых и сильных сторон существования будущего пространства.
Вышесказанное легко можно продемонстрировать на примере с Украиной.
Были произведены расчёты прямой выгоды Украины от вступления в Таможенный союз. Получились цифры порядка 6,5-9 млрд. долл. в год, весомую долю из которых составляет снижение цен на углеводороды. Отразится ли эта «экономия» на кармане конечного потребителя (рядовых граждан страны) в виде снижения цен на коммунальные платежи, продукты питания и товары первой необходимости? Есть твердая убежденность в том, что местные элиты постараются использовать выгоды ТС только себе на пользу.
Процесс евразийской интеграции начал делать первые шаги. Предстоит проделать огромную исследовательскую и аналитическую работу. Нет ни одного официального деполитизированного общественного или государственного института, занимающегося проблемами реинтеграции. А такие институты должны быть, и даже с филиалами в «недружелюбных» к интеграционной идее странах.
В чем чувствуется существенный рывок за последние несколько месяцев, так в расширении информационных ресурсов. Но есть и нехватка, однообразность информации. Не «пересолить» бы столь важную тематику до переизбытка, парализовав её на стадии восхваления. Объективно характеризует ситуацию в информационном поле восточная мудрость - сколько не говори «халва», а во рту слаще не станет.
Бурные обсуждения пути развития Русского мира иногда приводят к срывам, разобщению и раздорам в среде соотечественников. Хроника официальных мероприятий зачастую, к сожалению, ограничивается «красной датой в календаре», иногда создается впечатление об «отчётно-перевыборном» характере собраний.
В прошлом месяце была анонсирована международная конференция «Что хотят русские в Молдове?», инициированная руководителем информационно-аналитического портала ava.md, доктором истории Виталием Андриевским и писателем, поэтом и публицистом Денисом Башкировым. Я с удовольствием принял приглашение присоединиться к организации данного мероприятия.
Предстоящая Конференция вызвала серьёзный интерес и поддержку у таких авторитетных российских учреждений как Институт русского зарубежья, Фонда «Русское единство», Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Радио «Голос России». От лица организаторов выражаю им особую признательность и благодарность.
Изъявили желание принять участие на правах партнеров директор Фонда «Содружество» Борис Шаповалов и ряд общественных деятелей русского сообщества Республики Молдова.
Каковы ожидания от намеченной Конференции?
Желания и цели русского сообщества Молдовы очевидны - стремление к интеграции на постсоветском пространстве, отстаивание своих конституционных прав, несмотря на попытки русофобов уничтожить русскую идентичность.
Есть ироничное утверждение: если принять во внимание мнение о том, что русских в стране осталось чуть более 5%, то вполне уместно горевать - русские в Молдавии являются вымирающей диаспорой. Никто не в состоянии назвать точную цифру количества русских в Молдове. Есть только приблизительные оценки - от 5% до 30%. Это вопрос и самоидентификации, за которую необходимо бороться.
Поддержка и развитие русского языка, системы образования на русском языке, существование русскоязычных средств массовой информации, сохранение исторически-культурного наследия, совершенствование структур управления русских общественных организаций - вот главные задачи на сегодняшний день.
Хочется особо выделить пристальное внимание Президента РФ Владимира Путина к проблемам образования на русском языке в ближнем зарубежье. Соответствующие поручения были в январе текущего года направлены на исполнение Правительству РФ.
Следует заметить, что образование на русском языке не самоцель, а реализация программы по подготовке профессиональных кадров. Особенно если учитывать факт того, что РФ является главным и важнейшим партнером практически всех стран СНГ.
Не менее актуально поручение президента России по формированию механизмов помощи зарубежным русскоязычным СМИ. Поддержка русскоязычных СМИ, привлечение авторов и стимулирование авторских работ, защита масс-медиа в «неблагоприятных условиях» - фронт работы огромен. Придётся изрядно потрудиться и над созданием институциональных структур по общественному контролю и управлению СМИ, по изучению общественного мнения.
Вместе с тем, нельзя отодвигать на второстепенный план весомую в интеграционном процессе религиозную составляющую - Православие, и традиционный Ислам для регионов Закавказья и Средней Азии. Но эта тематика нуждается в осторожном, более глубоком и детальном изучении.
Кому как не общественным организациям соотечественников решать поставленные задачи?
Именно представители русских диаспор должны стать главными действующими лицами предстоящей в Кишинёве Конференции «Что хотят русские Молдовы?».
Искренне надеюсь на то, что мероприятие пройдёт в плодотворном русле, направленном на преодоление сложившихся за последние два десятилетия проблем и на повышение эффективности внедрения Евразийских интеграционных инициатив.