По благословению председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ, митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) 25 января 2013 года в Международном славянском институте (http://slavinst.ru) прошла научная конференция «Миссия православных ученых: первый выдающийся русский учитель и математик России Леонтий Филиппович Магницкий как защитник веры и Церкви» (1). Конференция была включена в программу XXI Международных Рождественских образовательных чтений «Традиционные ценности и современный мир» (24 - 27 января 2013 г., Москва) (http://mroc.otdelro.ru/) по направлению «Сохранение традиционных ценностей средствами православной миссии», которое курировал Синодальный миссионерский отдел. Конференция стала продолжением ярких научно-общественных встреч, посвященных Леонтию Магницкому - выдающемуся русскому учителю-энциклопедисту, которые в течение ряда лет проводились «Верхневолжским духовно-просветительским центром "Наследие Селигера" им. Л. Ф. Магницкого» при монастыре Нило-Столобенская пустынь (http://nilostolobenskaja-pustyn.ru/)(2).
Важно отметить, что конференции предшествовали паломнические и научные поездки ученых Международного славянского института в монастырь Нило-Столобенская пустынь, встречи с наместником древнего православного духовно-исторического центра архимандритом Аркадием (Губановым) и насельниками монастыря: руководителем Верхневолжского духовно-просветительского центра "Наследие Селигера" им. Л. Ф. Магницкого иеродиаконом Иоанном (Захаровым), выдающимся современным композитором, пианистом, хоровым дирижером и поэтом монахом Киприаном (Строкиным) и другими духовными подвижниками. Итогом знакомства с благословенной национальной святыней - «жемчужиной Селигера», ее музеями и хранителями стало заключение договора о сотрудничестве в области духовно-нравственного просвещения между монастырем Нило-Столобенская пустынь и Международным славянским институтом.
Началом совместной работы стала научная конференция «Миссия православных ученых: первый выдающийся русский учитель и математик России Леонтий Филиппович Магницкий как защитник веры и Церкви», организаторами которой выступили Международный славянский институт и «Верхневолжский духовно-просветительский центр "Наследие Селигера" им. Л. Ф. Магницкого» при поддержке Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения и Российского земского движения.
Леонтий Филиппович Магницкий (Теляшин) (1669 - 1739) - уроженец Осташковой слободы, распологавшейся близь монастыря Нило-Столобенская пустынь. Этой обители, основанной преподобным Нилом Столобенским в XVI веке (3), он обязан началом своего духовного становления и первыми познаниями. Он принадлежит к числу тех русских гениев, которые были не только предтечей Ломоносовской эпохи в истории русского образования, но и смело противостояли духовному натиску протестантизма (4, 5, 6). Выдающийся учитель-математик жил и творил в Петровское время, когда ломался традиционный жизненный уклад, происходило быстрое развитие международных экономических и научных связей, начинали развиваться русская наука и образование, обострилось религиозное противостояние. Очевиден его вклад в изменение отношения общества к вопросам воспитания и образования юношества и началу процесса подготовки специалистов в российских учебных заведениях. Летопись его жизни и творчества еще не завершена. Конференция его имени была призвана провести некоторые мировоззренческие параллели между судьбоносными драматичными периодами русской истории начала XVIII века и начала XXI века.
Приветствия участникам Конференции направили - митрополит Иоанн (Попов), глава Белгородской митрополии, председатель Синодального миссионерского отдела; игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Ново-Иерусалимского Воскресенского ставропигиального мужского монастыря; архимандрит Аркадий (Губанов), наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь; князь Г.Г.Гагарин, предводитель Российского дворянского собрания; А.А.Агеев, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и генерал-майор А.А.Федосеев, заместитель начальника Академии МЧС России.
С докладами выступили: президент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, ректор Международного славянского института, доктор экономических наук профессор К.А.Смирнов; старший научный сотрудник астрономического отделения физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, канд. физ.-мат. наук А.К.Магницкий (один из потомков легендарного Леонтия Магницкого); президент Международной ассоциации православных ученых, доктор философии (Ph.D.), иерей Сергий Торнаги; директор научной библиотеки Воронежского государственного университета, доктор исторических наук, профессор А.Ю.Минаков (7); академик РАЕН, профессор кафедры методики, педагогики и психологии Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина, доктор филологических наук, профессор А.С.Мамонтов; академик РАЕН, член союза писателей России А.А.Пецко (8); академик Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, историк П.В.Тулаев (9); заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России Ю.А.Дунаев; профессор Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, известный московский скульптор О.А.Уваров.
Интересные доклады были представлены сотрудниками Международного славянского института: проректором по научной работе, доктором экономических наук, профессором И.М.Братищевым (10); деканом факультета иностранных языков доктором филологических наук, профессором П.В.Морослиным; деканом факультета экономики и организации предпринимательства, кандидатом экономических наук, профессором Т.Е.Никитиной; кандидатом филологических наук, доцентом Т.Я.Стояновой; старшим преподавателем кафедры «Естественнонаучных дисциплин» А.В.Рукосуевым и др.
Рассматривая миссию православных ученых, участники конференции вспомнили слова святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, сказанные им на Соборных слушаниях «Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий» (18-20 марта 1998 года, Москва): «...люди, создавшие самые современные научные знания и новейшие технологии, нуждаются в прочной опоре - духовной традиции православия».
Так сможет ли православие стать реальной опорой нашим молодым ученым, чтобы они, в свою очередь, стали опорой российской науке и своему Отечеству?
Об этом задумывался один из основоположников российской космонавтики, руководитель кафедры теоретической механики Московского физико-технического института, академик Борис Викторович Раушенбах, писавший, что сегодня «все чаще людям в голову приходит мысль: не назрел ли синтез двух систем познания, религиозной и научной?» (11).
Действительно, «наука и вера, наконец-то должны крепко взяться за руки и вести наш народ вперед», считает директор Российского Федерального Ядерного Центра ВНИИЭФ, академик РАН Радий Иванович Илькаев (12). А президент Российской академии наук, академик Юрий Сергеевич Осипов подчеркнул, что «...в настоящее время в отношениях религии и науки набирают силу процессы их явного сближения. И если в начале Нового времени, в эпоху Просвещения наука стремилась обрести полную автономию от религии и, наконец, вытеснить ее с позиций мировоззренческого и духовного центра культуры, то теперь происходит их сближение и взаимодействие в формировании ценностей культуры, ориентирующейся на человека. При этом процесс обновления затрагивает и сами религиозные институты, а не только науку... Не случайно многие естествоиспытатели и математики, начав свои изыскания людьми неверующими, каждый своим путем, по-разному, но приходили в конце концов к вере, ибо создание любой стройной научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании, как говорят в нашей среде, Абсолютного Бытия» (12).
Выдающийся представитель русского космизма, великий врач-гуманист, академик Российской академии медицинских наук Влаиль Петрович Казначеев со свойственной ему принципиальностью и смелостью утверждает, что «...Вера это проблема фундаментальной науки и культуры, где предмет Веры, Творца становится единым предметом решения выживания человечества, выживания нации России в XXI веке. Вера это уникальное свойство нашего интеллекта, его необъятной памяти. Это свойство есть предмет интегрального нового направления в познании природы человека, его культуры, его личных и социальных устремлений. От установки (доминанты) в пространстве смыслов Веры зависит и соматическое, социальное и биологическое состояние человека...» (13).
Другой известный врач-энциклопедист, доктор медицинских наук, профессор Александр Александрович Крель писал: «Если признавать «связь между человеческой душой и Божественным Духом», то проблема целостной лечебной практики, направленной на восстановление целостной жизнедеятельности человека во всех ее фундаментальных проявлениях, разрастается до масштабов, которые не способны быть измерены исключительно научными подходами» (http://journal.celenie.ru/).
Таким образом, многие наши современные ученые, способные соединять инновации с традициями, приходят к мысли о том, что научный труд должен быть оплодотворен духовно, а для этого важно «научить разум жить с Откровением».
Если обратиться к принципиальным соображениям ученых-богословов, то, по словам митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), «...сегодняшняя наука уже понимает, что никакого универсального, всесильного и всеблагого научного знания - нет и быть не может. Научное знание - не только изменчиво, но и принципиально относительно, частично, то есть не универсально. Сегодня здравая наука осознает свою историчность и потому не претендует на псевдобогословскую «вечную значимость» своих достижений». Продолжая, митрополит Иларион подчеркивает, что «современная наука в принципе отчуждена от внутреннего жизненного мира отдельного человека с его духовными поисками и нравственными проблемами. Именно по этой причине наука методологически игнорирует Бога». В то же время, он отметил, что «...потенциал Православной Церкви как крупнейшего религиозного института страны исключительно значим для российских университетов. Наша Церковь готова к диалогу, более того - уже его ведет и развивает. В таких ведущих российских вузах как Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» открыты научно-образовательные центры по диалогу религии и науки, где совместно с представителями Церкви обсуждаются актуальные проблемы, находящиеся на стыке богословия и естественных наук. Планируется открытие подобных центров и в других крупных университетах страны. Эти центры являются хорошим примером доброго сотрудничества Церкви и научного сообщества».
Может ли здесь возникнуть предмет для спора? Вряд ли, ведь научное знание и религиозное знание относятся к разным познавательным категориям, о чем гениально сказал М.В. Ломоносов: «природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга - видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии».
Конференция стала хорошей возможностью обсудить духовную миссию православных ученых, которым всегда была присуща интеллектуальная честность, бескорыстное служение науке и стремление к благу Отечества. На ней прозвучали имена таких корифеев науки, как М.В.Ломоносов, Н.И.Пирогов, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), И.И.Сикорский, братья Вавиловы, Д.Е.Мелехов, А.Г.Чучалин, Р.И.Илькаев и др., в творчестве которых научный и религиозный способы познания никогда не противопоставлялись друг другу, а высокая умственная культура приоткрывала путь к постижению сокровенного.
В докладах участников конференции было показано, что важнейшей областью соприкосновения науки и религии должен стать целостный мир человека, общее религиозно-культурное пространство России и всей православной русской цивилизации, вечные законы нравственности. Подчеркивалось, что для православных ученых важно всегда оценивать прогресс нравственным измерением.
Одна из главных задач конференции заключалась в анализе и осмыслении собранного за последние годы материала о великом русском математике, богослове, филологе и поэте Леонтии Филипповиче Магницком, привлечение научного, творческого и издательского интереса к увековечиванию памяти первого русского учителя математики, а также создание информационного поля для осмысления обществом величия его трудов во славу и процветание России.
Конференция стала важным этапом в деле увековечивания памяти Л.Ф.Магницкого - математика-энциклопедиста и педагога, подготовившего плеяду русских ученых, мореплавателей, инженеров, судостроителей, архитекторов, геодезистов, астрономов и геологов. Учебник Л.Ф.Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная...» стал мощным фундаментом становления российской национальной школы (14). «Записка Леонтия Магницкого по делу Тверитинова» служит первоисточником огромной важности для понимания мировоззренческой борьбы в период Петровских реформ в России (15). Противостояние Л.Ф.Магницкого протестантской модели рационально-религиозного способа мировосприятия и поведения, духу самоправедности, влиянию протестантских религиозных идей на российское общественное сознание - служит ярким примером защиты православной историко-культурной традиции.
Именно поэтому особое внимание участников конференции было уделено роли Л.Ф.Магницкого как защитника Православной Веры, его мощному православно-национальному иммунитету, привитому в детстве и юности в духовных центрах - Нило-Столобенской Пустыне, Симоновом и Иосифо-Волоколамском монастырях.
На примере Л.Ф.Магницкого были рассмотрены мировоззренческие проблемы и роль православных ученых в конкретном противостоянии духовной агрессии, их возможности в пробуждении общественного интереса к вечным вопросам бытия и познанию Истины, возвращению к духовным приоритетам развития России, методы и пути влияния православных ученых на выход из мировоззренческого кризиса и формирование у молодежи нравственности, православного понимания хода истории и строения русской православной цивилизации, которую святейший патриарх Кирилл называет цивилизацией Святой Руси.
Участники Конференции приняли резолюцию (http://slavinst.ru), в которой отметили большую и последовательную работу «Верхневолжского духовно-просветительского центра "Наследие Селигера" им. Л. Ф. Магницкого» при монастыре Нило-Столобенская пустынь, осуществляющего культурно-просветительные, образовательные и другие общественно-значимые программы, способствующие обогащению православного педагогического опыта, воспитывающие уважение к историческому и научному наследию русских ученых, неразрывно связанных с Православием, укрепляющие патриотическое самосознание народа, в особенности - подрастающего поколения.
В резолюции конференции была подчеркнута важная роль, которая принадлежит православным общественным просветительским объединениям в развитии новых форм миссионерской и образовательной деятельности, открывающих перед ними перспективы и реальные возможности как прямого, так и сетевого взаимодействия со школами, вузами, библиотеками, музеями, театрами и т.д. Дальнейшее развитие подобных духовно-просветительных центров на базе крупных монастырей-музеев, таких как Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, Нило-Столобенская пустынь и другие с привлечением к их программам работы с молодежью ученых-историков, искусствоведов, археологов, музейных сотрудников, членов научных обществ, педагогов, художников, писателей и др., - должно стать мощным стимулом для расширения миссионерской, научной, культурно-просветительской и рекреационной деятельности РПЦ.
Важный просветительский итог конференции состоял в раскрытии малоизвестных страниц истории российского образования и церкви, восстановлении исторической памяти о великом русском учителе Л.Ф.Магницком, в развитии уважения к православным ученым, а также попытке извлечь необходимые практические уроки, чтобы преодолеть негативные тенденции в современной жизни российского общества.
В своей резолюции участники конференции поддержали предложение Верхневолжского духовно-просветительского центра "Наследие Селигера»" им. Л. Ф. Магницкого» при монастыре Нило-Столобенская пустынь, Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения и Российского земского движения по созданию и установке памятников Леонтию Филипповичу Магницкому на его родине в г. Осташкове и в Москве.
На конференции обозначилось новое пространство для углубления православного научно-общественного взаимодействия, которым становится Международный славянский институт и Международная Кирилло-Мефодиевская академии славянского просвещения.
Прошедшую в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений конференцию можно рассматривать, как начало Магницких чтений, то есть еще одного звена в развивающейся сети церковно-общественных форумов в сфере образования, науки и культуры, которые призваны сыграть существенную роль в углубления диалога Русской Православной церкви и общества и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Владимирцев Вячеслав Анатольевич, проректор по развитию и международным связям Международного славянского института, канд. мед. наук, д. психол. наук, профессор
Литература
1. Владимирцев В.А. Во славу и процветание России//Содружество. 2013. N1 (328). С. 16.
2. Селигер - родина Л. Ф. Магницкого, первого выдающегося русского учителя / [сост.: Иоанн (Захаров); Твер. регион. общ. орг. "Верхневолжский духовно-просветительский центр "Наследие Селигера" им. Л.Ф. Магницкого]. - [Старица: Старицкая типография], 2010. - 80 с.
3. Жизнь и подвиги преподобного Нила Столобенского. /сост. Священник В.Успенский - М.: Крестовоздвиженское православное братство, 2011. - 160 с.
4. Галанин Д.Д. Леонтий Филиппович Магницкий и его арифметика. Вып. 2. Арифметика-политика, или гражданская. Вып. 3. Арифметика-логистика. С приложением наглядного пособия XVIII века Арифметика-феорика, или зрительная, сост. Василием Киприановым / М.: Тип. О.Л. Сомовой, 1914. - 207 с.
5. Канноне Саша. Первый учитель//Прямые инвестиции. 2010. N 2 (94). С. 104 - 109.
6. Малых А.Е., Данилова В.И. Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739) //Вестник Пермского университета. 2010. Вып. 4 (4). С. 84-94.
7. Минаков А.Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX в.: Монография / А.Ю. Минаков. - Воронеж. Изд-во ВГУ, 2011. - 599 c.
8. Пецко А. А. Великие русские достижения. Мировые приоритеты русского народа / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2012. - 560 с.
9. Тулаев П.В. Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) как символ эпохи преобразований Петра Великого// Русское поле - содружество литературных проектов. http://www.ruspole.info/taxonomy/term/1032
10. Научное наследие Д.И.Менделеева как основа создания мир-ситемы XXI века. Материалы Международной теоретической и научно-практической конференции 23 - 24 ноября 2007 года/Международный Славянский Институт, Международная Кирилло-Мефодиевская академия славянского просвещения и др. - М.: Издательство МГОУ, 2008. - 353 с.
11. Раушенбах Б. В. Пристрастие. - М.: Издательство "Аграф", 1997. - 432 с.
12. Становление отношений Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ и Русской православной церкви. Первые десять лет сотрудничества / Автор-сост. И. Г. Жидов. - Саров: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», 2008.
13. Казначеевские чтения N2, 2009. Глобальные проблемы ноосферы: природа, человек, общество, культура. Сборник докладов участников международной научно-практической конференции «Глобальные проблемы ноосферы: природа, человек, общество, культура», прошедшей 26-27 сентября 2009 г. В Новосибирске / Под общей редакцией академика В.П. Казначеева. - Новосибирск: ЗСО МСА, 2009 г. - 250 с., илл.
14. Симонов Р.А. 300 лет Арифметики Леонтия Магницкого. http://www.naukarun.ru
15. Памятники древней письменности. 38. Записка Леонтия Магницкого по делу Тверитинова. - СПб : Типография Добродеева, 1882. - 287.