Несколько лет тому назад я ехала в Великий Новгород из Старой Руссы. Когда мы проезжали мимо одного места мой попутчик, глядя в окно старенького автобуса, произнес:
- Какие здесь были бои...
- Да, - кивнула я, зная, что тело новгородской земли все в шрамах от Великой Отечественной.
- Сколько якутов-охотников нашли здесь свой последний приют.
- Якутов?
- Якутов. А вы разве не слышали о подвиге якутских стрелков?
Я виновато улыбнулась.
* * *
В тот далекий и морозный день 15-го февраля 1943 года бригады, сформированные в Уральском военном округе, прибыли на Северо-Западный фронт. 3-я, 19-я и 40-я отдельные лыжные бригады вошли в состав 12-го гвардейского стрелкового корпуса 27-й армии.
19-я бригада получилась самой интернациональной - полторы тысячи русских, шестьсот якутов, двести пятьдесят украинцев, сто татар, семьдесят белорусов и около двухсот человек других национальностей. Тем не менее, это была по существу воинская часть, сформированная в основном из посланцев Якутской республики.
Приближалось 23-е февраля. Командование 27-й армии Северо-Западного фронта готовило к празднику наступление на Старую Руссу. Настроение в ротах было приподнятое. Ждали, когда же начнется!
И вот в ночь на двадцать третье февраля 1943 года бойцы нескольких отдельных лыжных бригад, в том числе и 19-й, вышли на задание. Перед ними была поставлена боевая задача: форсировать озеро Ильмень и овладеть его южным побережьем. Пользуясь внезапностью удара, лыжный десант должен был взять под контроль дорогу Старая Русса - Шимск, перерезать коммуникации, ведущие на Шимск, и тем самым обеспечить успех главной группировке 27-й армии, которая готовила наступление на Старую Руссу с севера и юго-запада. Идти предстояло тридцать километров по льду Ильменского озера от острова Маяк Железный до берега. В полночь бригады прибыли к Железному Маяку. Он являлся пунктом сосредоточения.
Лыжники шли в белых маскировочных халатах, которые надежно укрывали их в кромешной тьме. Советские бойцы несли на себе автоматы, артиллерийские орудия и снаряды.
Так получилось, что 19-я отделилась от остальных частей корпуса. Бездорожье, глухая ночь, ориентир только по компасу....
К пяти утра был замечен высокий берег. Это так называемый Ильменский глинт (от дат. Klint, что означает «обрыв, уступ») - высокий обрыв-уступ - самое протяженное обнажение морского девона на Русской равнине.
Идти до глинта предстояло километра три. На высоком берегу стояли несколько деревень, занятых немцами. Из них ближе всех - деревня Ретлё. Первыми дойдя до берега, второй батальон и часть третьего бросились на деревню. После короткого боя, немцы, ошеломленные внезапностью, отступили.
Первый батальон и большая часть третьего пытались атаковать деревни Устрека и Заднее поле. Эти населенные пункты, занятые противником, представляли собой отдельные опорные укрепления с целым рядом дзотов и хорошими наблюдательными пунктами.
Бойцы не успели захватить деревни до рассвета. Враг оказал жесточайшее сопротивление. Фактор внезапности нападения был упущен.... Противник прижал наших массированным артиллерийским огнем ко льду. Немцы удобно расположились на высоком берегу Ильменя и бойцы на открытом ледяном пространстве были у них, как на ладони. Одновременно шла бомбежка с воздуха.
Бойцы же 2-го батальона и части 3-го, развивая наступление из деревни Ретлё, отбили у немцев деревни Горка и Конёчек. Воины дрались с беспримерной отвагой, вступая в рукопашные схватки с противником. Никто и ничто не могло остановить их.
Завладев Горкой и Конёчком, бойцы кинулись нашим на подмогу, предприняв атаку с фланга на немецкие позиции в деревне Устрека. Однако эта попытка была сорвана немецкой контратакой.
Во второй половине дня немцы, подтянув резервы, и теперь значительно превосходя советских воинов в численности, предприняли новую атаку. При поддержке авиации в бой вступили артиллерия и минометы. Немцам удалось занять освобожденные деревни и оттеснить советских бойцов к озеру. Остатки 2-го и 3-го батальонов, истратившие боеприпасы, оказались прижаты к берегу.
Немецкие самолеты бомбили наших. Одновременно в небе кружили по двадцать пять - тридцать бомбардировщиков. Фашисты сбросили свыше десяти тысяч авиабомб. Белая территория превращалась в кровавую равнину.
Людям негде было укрыться на голом льду. Погибали и от пуль, и от осколков, и под ломающимся льдом тонули в водах Ильменя. Потери оказались огромные, но советские воины держались стойко.
Бой шел целый день, к вечеру лед оказался усыпан павшими. В ночь с двадцать третьего на двадцать четвертое февраля остатки войск отошли к Железному Маяку. А двадцать пятого перед уцелевшими была поставлена новая задача - овладеть деревней Взвад Старорусского района. Эта деревня казалась крепким орешком, до зубов вооруженные гитлеровцы укрепили ее - водная преграда, широкие минные поля, проволочные заграждения с током делали место неприступным. Однако бойцы 19-й отдельной лыжной бригады овладели сначала соседними деревнями, а затем, окружив с юго-запада Взвад, заняли и его. Но какой ценой! Бригада понесла невосполнимые потери. Старая Русса еще год оставалась в лапах фашистов и была освобождена только в феврале 1944-го.
Через две недели остатки бригады расформировали. Горстка оставшихся бойцов влилась в 150-ю стрелковую дивизию. Дивизия дошла до Берлина. Ей выпала честь штурмовать рейхстаг.
Давно отгремела война, но ежегодно 23-го февраля приезжают поклониться праху своих предков сыны Якутии. В честь якутских стрелков на новгородской земле были установлены памятники - первый (в 1968 году) находится между поселком Шимск и городом Старая Русса, в 90 километрах от Великого Новгорода. Это стела, на которой написаны имена погибших якутов. Второй памятник воздвигнут в год 55-летия Победы. Он расположен в 60-ти километрах от административного центра области, в поселке Устрека и представляет собой четыре расколовшиеся льдины, на которых стоит каркас урасы - старинного жилища якутов, внутри - гранитные плиты, напоминающие саркофаг. На плитах высечены имена опознанных погибших. В Якутске возведен мемориал «Журавли над Ильменем».
На открытии одного из памятников были сказаны такие слова:
- Нам просто необходимо помнить об этом подвиге, о совершивших его людях, чтобы любить нашу страну, учить любить ее наших детей и внуков из поколения в поколение, чтобы сохранить дружбу между народами страны, которые отстояли нашу общую свободу и счастье.
В городе Якутск одна из улиц получила название Ильменской, в память о боях земляков на озере Ильмень. А в память об отдельной 19-й бригаде одна из улиц Старой Руссы стала называться улицей Якутских стрелков.
Который год проводится «Лыжный десант» в честь битвы на озере Ильмень. Традиционно в День защитника Родины лыжники бегут по тем местам, по которым пришлось пройти бойцам отдельных лыжных бригад 12-го гвардейского стрелкового полка 27-ой армии Северо-Западного фронта.
Трагедия на озере Ильмень явилась самой кровопролитной для якутов военной операцией за все время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.