По сложившейся традиции отечественного образования на уроках литературы разговор всегда шел о душе человеческой. В разные времена говорили об этом по-разному, но «вечность» темы всегда обязывала учителя - словесника ориентироваться в нравственных категориях и понятиях.
Вот уже несколько лет речь идет не просто о нравственном, а о духовно-нравственном воспитании на уроках литературы. Это направление намного серьезнее, глубже, так как речь идет о духовной составляющей в гуманитарном образовании, о попытках формирования основ универсального мировоззрения, отражающего всю полноту бытия. На этом пути учителю литературы не обойтись без Священного Писания и Священного Предания, святоотеческого наследия Православной церкви.
Сегодня наши дети живут в экстремальных условиях агрессивного информационного пространства, отражающего не только все наши социальные и экономические преобразования в условиях свободного рынка, но и активно утверждающего качественно новые отношения между людьми. Фундаментально меняется внутреннее состояние человека в результате насаждаемых приоритетов: материального благополучия, комфорта, наслаждения благами жизни любой ценой возводится в настоящий культ. СМИ обещают рай на земле, но достижение его связано с грехом как нормой жизни.
В сложившихся неблагоприятных для полноценного развития детей обстоятельствах учитель, рассматривая на уроках тот или иной литературный материал, должен обратить особое внимание на такие основополагающие духовно - нравственные понятия, как грех, добродетель, душа, добро и зло, целомудрие, подвиг, жертвенность и другие, представление о которых у подрастающего поколения очень часто или совсем отсутствует, или носит неопределенный, «размытый» характер.
Более того, учитель литературы призван сегодня стать инструктором по духовной безопасности детей. В условиях современного рабства вещам и технологиям важно успеть заронить в беззащитную и хрупкую душу ребенка зерна доброты, красоты человеческих отношений, любви к прекрасному; необходимо привить вкус и зажечь интерес ко всему высокому, чистому, благородному, чтобы открыть те великие сокровища, которые заложены Творцом в каждом ребенке.
Путеводителем в мире «вечных» понятий является книга схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского», рекомендованная в 2003 году Министерством образования в качестве пособия по духовно-нравственному воспитанию. Это ценный подарок каждому учителю - словеснику. Обращение к статьям книги и использование их на учебных занятиях значительно способствует повышению образовательного и воспитательного потенциала урока литературы.
Так при изучении в 5 классе сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» учащимся предлагается ознакомление с основными духовно-нравственными понятиями, которые помогут определить идею художественного произведения и раскрыть замысел автора.
Предлагается познакомиться со следующими статьями:
«Добро и зло» / «Терпение»
«Дела добрые» / «Молитва»
«Ссора» / «Чувства»
«Испытания» / «Любовь»
В период работы над сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» необходимо раскрыть детям суть противоположных понятий греха и добродетели. В этих довольно пространных статьях «Симфонии» учитель, погружаясь в глубины святоотеческой мудрости, может выбрать все необходимое для детей данной возрастной группы и донести суть: «Грех есть нарушение Закона Божия, нарушение заповедей Божиих и противление воле Божией». Важно вместе с детьми сделать серьезный вывод: этот закон действует в мире независимо от наших желаний, и от выполнения или нарушения его зависит судьба человека, его счастье, состояние его души.
Так греховные поступки Фильки, героя сказки «Теплый хлеб», повлекли за собой цепь роковых событий. Очень важно, чтобы дети осознали, что любой грех - это источник беды, мук совести и даже смерти, и боялись его совершать.
В 6 классе при изучении А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестей Белкина» («Метель») учителю предоставляется уникальная возможность обратиться к теме человеческого счастья, любви, тайне брака и супружества. Рекомендуется ознакомление с такими статьями пособия, как:
«Таинство» / «Супруги»
«Храм» / «Верность»
«Чудо» / «Счастье»
Это поможет в приобщении детей к глубине и таинственности пушкинской прозы, извлечении незабываемых уроков из прочитанного и рождению важнейших выводов о природе человеческого счастья.
Во втором полугодии в 6 классе можно провести урок-проект по нескольким изученным произведениям, объединенным под названием «Уроки доброты» («Евангельская притча и милосердном самарянине», сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца», рассказы В.А.Астафьева «Конь с розовой гривой» и В.Г.Распутина «Уроки французского»). Урок организован как эстафета: следуя по маршруту от одного произведения к другому, ребята преследуют цель: выяснить, как в мире живет и действует доброта и любовь.
Евангельская притча помогает понять очень важный закон жизни, знакомит с основной Заповедью Божией: «Люби ближнего как самого себя». Любовь к ближнему, добрые дела человека, готовность к самопожертвование свидетельствуют о красоте души человека. Опираясь на основные понятия «Симфонии», мы анализируем образ Антипыча, который передал свою доброту и любовь собаке Травке в «Кладовой солнца», знакомимся с мудрой бабушкой из рассказа «Конь с розовой гривой», подарившей незаслуженный пряник своему внуку, чтобы он всегда помнил о своем раскаянии в совершении злых дел, восхищаемся учительницей Лидией Михайловной («Уроки французского»), преступившей закон ради любви к своему ученику и пожертвовавшей очень многим: честью, работой, положением. Из статьи «Симфонии» мы узнали, что добрыми делами нельзя гордиться, они должны стать естественной потребностью человеческой души.
В 7 классе запланирован урок-проект «Русские женщины» как итоговое занятие по трем программным произведениям: «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма, поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины». Целью урока является знакомство учащихся с основными национальными особенностями русского женского характера и расширению представления о внутреннем (духовном) богатстве на примере женских образов.
Речь на уроке пойдет о трех ключевых свойствах, трех особенностей женской души:
- мудрости (образ Февронии Муромской)
- верности (образ Алены Дмитриевны)
- любви к ближнему (образ княгини Екатерины Трубецкой)
Бесценным помощником в период подготовки к данному проекту является «Симфония по творениям Тихона Задонского» как источник информации о духовно-нравственных понятиях. Разработать основные этапы этого урока, составить проектные задания для творческих групп помогает обращение к таким статьям «Симфонии», как:
«Мудрость» «Верность» «Любовь»
«Рассуждение» «Целомудрие» «Подвиг»
«Терпение» «Чистота» «Жертвенность»
«Смирение» «Брак» «Ближний»
«Святость» «Таинство» «Самоотречение»
«Супруги»
Пришлось очень серьезно поработать с этим благодатным материалом, чтобы, учитывая возраст учащихся и ограниченное время урока, выбрать самое основное, наиболее значимое и доступное для осмысливания и составить информационные таблицы, с которыми и работали дети на уроке.
Надо отметить, что этот урок вызвал у учащихся искренний интерес: опираясь на толкования очень непростых истин, они учились анализировать поступки героинь, инсценировали отдельные эпизоды, слушали и пели русские народные песни.
На заключительном этапе урока, получив творческое задание составить букет женских добродетелей, дети с особым чувством восхищения рисовали цветы, каждый из которых символизировал то или иное свойство души русской женщины: ромашка - «скромность», незабудка - «верност»ь, роза - «любовь», мак - «самопожертвование». Очень важно, чтобы подросткам открылась истинная красота человеческой души, которая может вдохновит юные сердца на новые подвиги любви и бескорыстного служения ближнему.
Опыт обращения к женским характерам в 7 классе поможет учащимся встретиться с любимыми героинями Тургенева, Толстого, Достоевского на уроках литературы в старших классах.
Но, пожалуй, самым результативным является обращение к «Симфонии» в период изучения в 8 классе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
В приведенной ниже таблице представлены четыре этапа проектной деятельности учащихся на итоговом занятии по повести А.С.Пушкина.
Этапы урока - проекта |
Духовно - нравственные понятия |
I этап. «Самозванец» (образ Е.Пугачева) |
«Злонравие», «Гордость», «Жестокость», «Кощунство», «Ненависть» |
II этап. «История одной дружбы: Пугачев и Гринев» |
«Родство душ», «Милость», «Милостыня», «Закон», «Клятва», «Верность», «Ближний», «Любовь к ближнему» |
III этап. «Два офицера: Гринев и Швабрин» |
«Друзья», «Зависть», «Обида», «Ожесточение», «Ненависть», «Ссора», «Оскорбление», «Отмщение» |
IV этап. Уроки истории (важнейшие выводы Пушкина о русском бунте, «бессмысленном и беспощадном») |
«Отечество», «Народ», «Свобода», «Царство Небесное»
|
На заключительном этапе урока необходимо сделать вывод о том, что условием благоденствия общества великий святитель Церкви Тихон Задонский и гениальный Пушкин считают нравственное усовершенствование человека, красоту его души.
Без таких понятий, как грех, душа, страх Божий, Суд страшный, спасение невозможно полноценное изучение гениальных творений Гоголя - комедии «Ревизор» в 8 классе и поэмы «Мертвые души» в 9 классе.
Опыт изучения программных произведений русской и зарубежной литературы, базирующийся на ключевых нравственных понятиях, собранных в книге схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского», свидетельствует о приобщении наших воспитанников к неиссякаемому источнику святоотеческой мудрости, сокровенным знаниям о природе и свойствах человеческой души с высокой целью созидания совершенного внутреннего человека/
Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №22 (г.Сергиев Посад)