itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сколько спорного может вместиться в одном бесспорном символе

Об одном русском прочтении болгарской независимости

Новости Москвы 
0
802
Время на чтение 6 минут

За последние 20 лет - годы демократии в Болгарии («свободии», как называет ее простой народ, подчеркивая отличие от настоящей свободы), мы стали свидетелями многих издевательств над русскими памятниками, а то и участниками «живых цепей» в защиту их от сноса или поругания. Свидетелями того, как за одну ночь скульптурная группа памятника Советской Армии в Софии была раскрашена под героев американских комиксов, как пловдивского «Алёшу» чуть было не «перефасонировали» (использую газетную терминологию по данному случаю) в бутылку кока-колы. Но все это касалось памятников советского периода. На памятники освобождения Болгарии от османского ига открыто никто не посягал. Но вот, на днях с экрана телевизора, а потом и в других СМИ прозвучал призыв к гражданам ответить в «фейсбуке» на вопрос: хотят ли они, чтобы Патриарший кафедральный собор в Софии носил имена св.св. братьев Кирилла и Мефодия, или же хотят какое-либо другое имя (цитата из передачи Канала 1 БНТ «История BG» от 19.11.2012).

То есть как это - хотят? Собор задуман, построен и освящен в 1924 году с именем святого благоверного князя Александра Невского (с приделами во имя св св. Кирилла и Мефодия и во имя св. царя Бориса - крестителя болгар). Да, во время Первой мировой войны, когда Болгария и Россия оказались в разных военных союзах, в 1915 г. собор переименовали, и такое положение оставалось до 1920 г. Но, по справедливому замечанию участника дискуссии в студии «Истории BG», болгарского публициста Георгия Тодорова, это было переименованием «не родившегося Петко», ведь храм рождается с освящением. Впрочем, вряд ли эта дискуссия и голосование были затеяны справедливости ради. И - случайно ли? - в дни траура по Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму, спустя всего две недели после его блаженной кончины. Не терпится...

«История BG», продукция Болгарского национального телевидения - передача совсем новая. Первый ее выпуск от 29.10.2012 г. был посвящен 100-летию Первой балканской войны, тогда ведущим в студии был д-р истории Горан Благоев. Во втором, вышеупомянутом выпуске от 19.11., посвященном 100-летию Патриаршего кафедрального собора во имя св. Александра Невского в Софии, этот «большой друг» России присутствовал в качестве гостя вместе с настоятелем собора епископом Тихоном, двумя кандидатами философских наук из Софийского университета, публицистом Георгием Тодоровым и многочисленными учащимися классической гимназии на заднем плане.

Ведущий передачи, д-р философии Андрей Захариев, начиная дискуссию по поводу Патриаршего собора, сразу взял быка за рога:

«Есть ли что-то спорное в этом бесспорном символе Болгарии?»

По мнению д-ра Благоева, собор воплощает много политики - геополитики, государственной идеологии, а «Александр Невский - не какой-нибудь святой, Александр Невский - русский святой воин, и культ его, как святого воина и князя, налагает Петр Первый своим декретом. Его не создает Русская Церковь - не канонизирует. Он налагает свою иконографию - в России она сохраняется до революции, видим ее и в храме-памятнике св. Александра Невского. Петр Первый запрещает изображать святого в монашеском одеянии - ему не нужен святой владетель-монах, ему нужен святой - воин, через которого он сможет обосновать русские претензии на Прибалтику».

Оставим за кадром «образованность» двух докторов (кандидатов наук по-нашему) - Благоева, считающего св. Александра Невского неканонизированным святым, и Захариева, назвавшего его чуть позже «самодержцем» - возможно это «оговорка по Фрейду», тем более, что доктор истории поддерживает доктора философии в его заблуждении, называя благоверного князя «тотальным символом русского самодержавия».

Вступивший в беседу публицист Георгий Тодоров, очень вовремя напомнил о существующей иерархии, на вершине которой - Бог. О необходимости сверять с Ним начало, середину и конец, если мы хотим понять суть какого-либо явления. Напомнил о том, что все христианские храмы посвящены Богу, а люди становятся святыми лишь через Христа. Ведущий назвал это «другой тезой» в дискуссии, а не другим - духовным - вИдением. Без которого невозможно понять русской жертвы, а ведь этот собор - памятник 200 тысячам русских, погибших за свободу Болгарии, благодарность православного болгарского народа своим братьям по крови и вере.

«Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени». (Достоевский Ф. «Дневник писателя»).

Федор Михайлович как в воду глядел!

София зимаВ тот же день, 19.11.2012, на сайте «Культура БГ» вышла статья (16 страниц шрифтом в 12 пунктов) Горана Благоева « Храм как политическая конъюнктура» с подзаголовком «Об одном болгарском прочтении русского самодержавия».

В качестве эпиграфа к статье можно взять выражение «Все дороги ведут в Рим». В Третий Рим. Грозное напоминание Болгарии о том , что Москва есть Третий Рим д-р Благоев узрел даже в выборе архитектурного стиля для собора в Софии - неовизантийского.

Но А.Н. Померанцеву досталось не только за это. Более даже - за беспрецедентную якобы алчность: автор статьи настаивает на том, что знаменитый русский архитектор загнул за проект 10% от стоимости собора (!), не собираясь уступать ни стотинки. А еще прихватил «хорошо оплаченный проект» храма в с. Шипка, который, если верить Благоеву, посвящен Рождеству Христову отнюдь не случайно, а с намеком на Храм Христа Спасителя (Рождества Христова) в Москве, построенного в честь победы над Наполеоном.

Если большой спец по истории и не знает, что решающая победа на Шипке была одержана в дни празднования Рождества Христова, то неужели не помнит заснеженные сюжеты «шипченских» картин В. Верещагина? Нет, никаких церковных и гражданских календарей, никаких времен года в политике не существует. Как не существует для д-ра Благоева духовного мира. А в посвящении этих двух - в Москве и на Шипке - храмов Рождеству Христову, для него «несомненна параллель между победоносными войнами Александра I и Александра II».

Кстати, вот и суждение Благоева об Александре II:

«Конъюнктура новосозданного княжества не просто связывает Русского Императора с харизмой Царя освободителя, а переносит некритично в болгарскую среду имя, которым его прославили русские крестьяне из-за отмены крепостного права в 1861 г.».

Интерьер собора св. Александра Невского в Софии, как видится автору вышеупомянутой статьи, «подсказывает сильное влияние» того же храма Христа Спасителя в Москве. Львиную долю росписи собора, разумеется, загребли себе русские - какой-то там Васнецов, Бруни, Савинский, Мясоедов... Что до патрона софийского храма, то «демонстрация через иконы упования новгородского святого князя на помощь Божию, которая не оставляет его в судьбоносном сражении со шведами, имеет еще один план. Это должно внушить подданным почитание мужества и глубокой веры других «Александровцев» - Александра I в войне с французами и Александра II в войне с турками. Очевидно такого же эффекта добивались и через изображения святого в софийском храме-памятнике».

«Итак», - подводит нас к скорбному заключению д-р Благоев. - «В очередной раз православие поставлено обслуживать государственные интересы: золотые (неоднократно позолоченные за русские деньги - прим. переводчика), ослепительные купола этого храма по ошибке и невежеству указывают миру, что идеал Болгарии - святость русского идеала. Не является ли это неестественным для будущего и прошлого народа, который имел в прошедших своих веках столько великих царей? Не унизительно ли любящему свою независимость до самопожертвования народу то, что для него создают чуждых его идеалам кумиров и вкладывают в его грудь два сердца - одно болгарское и одно русское, при условии, что последнее должно биться сильнее первого?»

«...Любящему свою независимость до самопожертвования народу...»

А что сказать о народе, готовом пожертвовать собой ради чужой независимости? Что у него в груди большое христианское сердце, которое бьется сильнее, чем сердце болгарское или сердце русское.

Да, при нынешнем плюрализме возможно любое прочтение русского самодержавия. Но остается правда истории - то самое сражение на Шипке в дни Рождества Христова: Христова правда и Христова победа.

Янина Алексеева, г. София, Болгария

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 7., Иоанна:

Прочитал, Иоанна... Горько, конечно, но не удивительно. Такие взгляды ведь совершенно свободно циркулируют и в среде Русской Церкви - здесь у нас. Даже здесь - на форуме. Думаю. в какой-то степени это и мировоззрение, а в какой-то - политическая конъюнктура. Впрочем, в любом случае - вам там от этого не легче ((
Артур / 05.12.2012, 06:03

7. Ответ на 6., Артур:

Спасибо, дорогой Артур. Рада, что отозвались. Отвечаю на вопрос. Ревность, может, и есть, хотя никто не умаляет роли болгар и Болгарской Церкви. Во время визита в Болгарию Святейший об этой роли сказал, так и на это обиделись, назвали „снисходительным похлопыванием по плечу младшего брата”. В общем, как в песне про дедушку и ослика. Знаете, что комплексы неполноценности вышибаются комплексом превосходства – это классика, Альфред Адлер. И вот какие перлы это рождает: „Всякое заигрывание национализма с православным или каким бы то ни было другим исповеданием обыкновенно беременно тем, что может быть названо фашизоидным. Думаю, что в настоящее время именно это делает русское государство, и я еще раз скажу вам чему это обязано – абсолютному идеологическому краху этой по существу азиатской коммунистической державы, которая в настоящее время не имеет ресурса, чтобы присутствовать на мировой исторической сцене с какими бы то ни было другими идеями, кроме как с такими злоупотреблениями сокровенным, как, например, православие, религиозность и так далее”. И „ … превратили православие в некий своеобразный фашизоидный авангард, с которым русская сторона осуществляет свой натиск на Европу”. http://podvorie-sofia.ru/arhiv-otvet-na-peredachu-vera-i-obshhestvo-kanal-1-bnt-ot-11-yanvarya-2009-g/ Это слова профессора, богомольца Патриаршего подворья в Софии, на Первом канале Болгарского национального ТВ. Через наше Подворье проходит линия фронта.
Иоанна / 04.12.2012, 19:56

6. Ответ на 5., Артур:

Я имел в виду ревности со стороны болгар, конечно...
Артур / 04.12.2012, 17:25

5. Re: Сколько спорного может вместиться в одном бесспорном символе

C Праздником, дорогая Иоанна! Больно читать это всё… ((((. И пока читал, тоже Леонтьев вспоминался, вот уважаемый Ерусалимец опередил… Конечно, мы сопереживаем вашей общине и молим Бога за Вас! Скажите, пожалуйста, а не чувствуется во всем этой следа такой ревности, что ли… Все же Болгарская церковь старше Русской и с самого начала пользовалась известной автономией?
Артур / 04.12.2012, 16:54

4. помолитесь о нас, дорогие братья и сестры!

Прошу прощения, неточно выразилась. Война болгарских русофобов-обновленцев против нашего Патриаршего подворья в Софии идет не один год. Год назад война перешла в открытую фазу, а с Великого поста Подворье подвергается „ковровым бомбардировкам” определенных СМИ – после того, как отец настоятель отказался принять ИХ ультиматум, предполагающий: - „деликатное присутствие русских священников”, их „чисто церемониальные функции” (цитата из интервью главы повстанцев) на Подворье (= отказ от реального руководства храмом); - соблюдение конституционных прав (не шучу!) „богоизбранных” мирян; - никаких увольнений и перемещений болгарских клириков, хористов и персонала без согласования с „руководством”; - никаких посягательств на календарь (на новоюлианский, как во всей Болгарии, отнимающий у проживающих в стране русских дни особо чтимых ими икон и русских святых); - никаких отмен чтения в храме (Псалтири, Евангелия и др.) на болгарском (!); - и, разумеется, никакой русской литургической традиции ; - вообще никаких русских традиций и русского духа в ИХ храме. Наше дело – ремонтировать, реставрировать, чистить и мыть ИХ храм к празднику, все ж храм – собственность Российской Федерации. Подробности на русском языке: http://ru.pravoslavie.bg/?p=4156&cpage=1#comment-73187 http://ru.pravoslavie.bg/?p=4745 http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/12/01/zhizn_i_borba_russkogo_hrama/ И просьба помолиться о нас!
Иоанна / 04.12.2012, 14:39

3. Ответ на 1., Екатерина Домбровская:

Спасибо, дорогая Екатерина. Справедливости ради нужно сказать, что болгар русофилов еще много, и что они сами страдают из-за этого разделения со своими соплеменниками – на русофилов и русофобов. В войне русофобов против Патриаршего подворья в Софии (= против Русской Православной Церкви и России), продолжающейся ровно год, болгары-русофилы с нами, русскими, как и некогда - на Шипке! С праздником всех Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! На Русском подворье в Софии, увы, календарь, как и во всей Болгарии, новоюлианский, так что праздничной службы нет.
Иоанна / 03.12.2012, 16:19

2. Автору

Хорошо о различии болгарского и греческого национализмов писал старик Леонтьев. Читали, поди, дорогая Иоанна? Греческий национализм пропитан религиозным, православным началом, а болгарский - изначально безрелигиозен. Впрочем, Вам там, в Софии виднее!
ерусалимецъ / 27.11.2012, 16:12

1. Re: Сколько спорного может вместиться в одном бесспорном символе

@«...Любящему свою независимость до самопожертвования народу...» А что сказать о народе, готовом пожертвовать собой ради чужой независимости? Что у него в груди большое христианское сердце, которое бьется сильнее, чем сердце болгарское или сердце русское.@ Замечательное напоминание патриотам всех стран и национальностей, что силу жизни, правду в самом себе несет только христианский патриотизм, и христианская политика. Что и оставила нам в наследство наша Великая духом и делом Россия. Низкий поклон автору за сильный, мужественный и убедительный взгляд на то, чем сегодня болен мир.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Янина Алексеева
Все статьи Янина Алексеева
Новости Москвы
«У них появилась возможность на пустом месте зарабатывать огромные деньги»
О произволе курьеров-мигрантов, которые откровенно нарушают правила дорожного движения, создают аварийные ситуации
22.02.2024
«Заботиться о себе слишком много — великий грех»
По словам Патриарха Кирилла, все силы, вся энергия монашествующего должны быть обращены на служение Господу
21.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от kuzanez
24.02.2024 03:47
Новые люди и мировой товновперлид
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.02.2024 03:31
Разберёмся: что не так с «цифрой Мурза»
Новый комментарий от Константин В.
23.02.2024 23:17
23 февраля – красный день календаря
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.02.2024 22:24
Chronicles: Дональду Трампу повезло с врагами
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.02.2024 19:53
Память русской души
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.02.2024 19:34
Немного о Сталине
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.02.2024 18:25