По большому счету Августовскую икону точнее было бы называть Мариампольской, поскольку явление Богоматери было вблизи именно Мариамполя. Но тем не менее за иконой утвердилось название Августовской, или точнее «Августовская Победа». Это название удачно сочетает как место явления - Августовские леса, так и время явления - 31 августа (в ночь на 1 сентября), а также упоминание победы русских воинов в так называемом Августовском сражении (или Августовской операции). В любом случае, так или иначе название польского города Августова оказалось запечатленным в названии иконы, и мимо него теперь православному паломнику не проехать.
12 августа было воскресенье, и мы с диаконом Максимом не желали остаться в этот день без Литургии. С помощью Деяна Накича удалось связаться с польским архиереем и благословиться у него. Тот нас связал с священником Лукой, который служит на приходе в Элке близ Августова. Отец Лука учился в Санкт-Петербургской духовной академии, прекрасно говорит по-русски, очень обрадовался паломникам из России. Он рассказал, что в Августове есть небольшой храм, настоятель там - отец Марек, но служба в нем была в субботу, а в воскресенье будет в городке Элк, куда он и пригласил нас. Он предложил нам в Августове послужить молебен Матери Божией.
Рано утром мы выехали из Алитуса в сторону Августова. По дороге читали правило, а также Акафист Августовской Богоматери, который начали в Литве, а закончили в Польше. Ехали через те самые Августовские леса, которые оказались дремучими сосновыми борами. Высокие сосны подступали к самой обочине дороги, казалось, что едем по парку. Здесь в Польше к лесам бережное отношение, каждое дерево сосчитано, срубить даже одно дерево - вопрос на государственном уровне. Августовские леса напомнили мне Тихвинские - такие реликтовые сосны. Подумалось, как Матерь Божия любит северные сосновые леса!
Элк расположен километрах в 30 от Августова. В нем есть православный приход апостолов Петра и Павла. Мы немного сбились с пути, припозднились, но у входа в храм нас ждали прихожане, которые с колокольным звоном встречали Августовскую икону. Я был впервые в Польше и впервые видел столько поляков вместе. Как приятно было в этих незнакомых лицах видеть братьев и сестер по вере. Еще вчера я даже не подозревал о их существовании, а сегодня мы были едиными членами Вселенской Православной Церкви.
Я рассказал о нашей поездке в Сербию с иконой Августовской Богоматери. Признаюсь, была мысль, что мы окажемся первыми, кто принес из России список этой иконы в этот край. Каково же было мое удивление, когда отец Лука сказал, что две недели назад сюда (в Августов и в Элк) приносили старинный чтимый список этой иконы из Кременско-Вознесенского монастыря на р. Дон в Волгоградской епархии. С этой иконой казаки совершали крестный ход в Калининградскую область в г. Гусев.
После Литургии мы совершили молебен пред иконой, все прихожане приложились к ней, а затем мы отправились в Августов. Маленький храм, хотя и расположенный в центре города у центрального парка и площади с памятником своему основателю польскому королю Августу, тем не менее находиться в глубине двора между домами. Не зная, не найдешь. Храм, по размерам, скорее часовня, устроен в приспособленном помещении, то ли в бывшем гараже, то ли флигеле дома. До революции в городе стоял большой православный храм Покрова Богоматери в русском стиле, но он был уничтожен вскоре после провозглашения независимости Польши в 1918 году.
В этом уютном храме нас ждали августовские прихожане, которые встретили трогательным местным приветствием: «Слава Иисусу Христу». Отвечать надо было словами: «Слава во веки!». Чего не отнимешь у поляков, в том числе и православных - так это глубокого благочестия.
Наш большой список Августовской иконы закрыл почти весь иконостас. Мы послужили молебен с Акафистом. Этот Акафист я нашел в Интернете, составлен он был с большим патриотическим чувством, но с огромным количеством ошибок и русизмов. Я его кардинально поправил для келейного чтения. В период пребывания иконы на Леушинском подворье я не раз читал его. Но когда мы начали читать его здесь в Польше, сразу бросилась в глаза патриотическая идея Акафиста. В нем много раз прославлялось русское воинство, а также возносились молитвы о победе русского оружия. На территории Польши в сослужении польского батюшки это читалось несколько некорректно: «Радуйся, русских сил умножение! Радуйся, русскому народу помогающая!» и т.д. Отец Лука стал запинаться в этих местах, а потом нашел выход. Он стал дополнять акафист польским патриотизмом, получалось что-то вроде: «Радуйся, русских и польских сил умножение! Радуйся, русскому и польскому народу помогающая!» Получился акафист польско-русской дружбы. Августовская икона явила себя в это день как покровительница не только России, но и Польши.
После этого необычного молебна отец Лука сказал важные слова: «Вот уже второй раз подряд к нам приходит Августовская икона. Я думаю, что это не случайно. Матерь Божия напоминает нам о Своем чудесном явлении, бывшем близ нашего города. Я думаю, что третий раз Августовская икона должна прийти в наш город и остаться в нем. Нам нужно написать список, который пребывал бы в нашем храме».
Никакие другие слова не могли бы меня так обрадовать, как эти. Я поблагодарил отца Луку за такое благое желание, сказав, что для нас город Августов все более осознается как новое святое место паломничества, и наша группа не будет последней.
Для меня это был важный день. Не скрою. Я, как и многие русские, имею некоторое осторожное отношение к полякам в силу многих исторических причин. Но в этот день через образ Матери Божией я открыл для себя православную Польшу, православный польский народ и полюбил их.
Мы уезжали из города Августова с молитвой, чтобы здесь быстрее явился список Августовской Богоматери.
Впервые опубликовано в дневнике протоиерея Геннадия Беловолова
1. Вопрос. Православные поляки не русские ли?