Первое чудо Августовская икона нам явила, когда мы еще не успели выехать из Петербурга. Я попросил диакона Максима, который рассчитывал маршрут, устроить первый ночлег в Августове или в Мариамполе. Он по интернету связался с гостиницами, но в этих городах они были либо заняты, либо не удовлетворяли нас по цене. «Батюшка, я заказал гостиницу в городке Алитус близ Мариамполя - это единственный вариант», - доложил он мне. Я немного расстроился, но невелика беда - переночуем и в Алитусе. В это время я активно собирал информацию по Мариамполю и Августову. Знакомый священник, долгое время служивший в Литве, рассказал, что в Мариамполе, к сожалению, нет православного храма, и вряд ли там кто знает о месте явления.
Он же мне посоветовал обратиться к Илье Васильевичу Попову - нашему епархиальному церковному историку, который занимался историей Августовской иконы. Илья Васильевич сказал, что место явления можно отождествить, хотя он и не знает человека, который бы там побывал. Он работал в архивах по этой иконе, и сообщил мне, что икона явилась кирасирам Царскосельского и Гатчинского полков, квартировавшим в усадьбе некоего немецкого барона близ Мариамполя. И тут он произнес слова, которые меня привели в удивление:
- Эта усадьба располагалась в 10-12 км от Мариамполя в сторону Алитуса
Я не поверил своим ушам.
- Алитуса? - переспросил я.
- Да-да. Есть такой небольшой городок.
- Представляете, мы как раз в нем и будем ночевать!
Я это воспринял как маленькое чудо, знак того, что Матерь Божия нас ведет. Тут же позвонил о.Максиму, чтобы он ни в коем случае не менял место нашего ночлега, рассказав ему эту историю.
Илья Попов поведал также, что почитателем этого образа был старец Николай Гурьянов, который долгое время служил в Литве (перед о.Залита). У него в келейном углу был большой список этой иконы и он знал место ее явления. "Но я лично не знаю сейчас ни одного человека, ктобы побывал там. Вы будете первый, вернетесь - обязательно расскажите, что вам удалось найти..."
Выехали мы на микроавтобусе и минивэне в составе 18 человек рано утром 11 августа. На границе с Эстонией наши таможенники потребовали у водителя лицензию на международные перевозки, необходимую для передвижения на автобусе. Поскольку наш водитель никогда не занимался коммерческими перевозками заграницей, у него ее, естественно, не было. Едва начавшееся паломничество грозило завершиться возвратом в Петербург.
Я пытался объяснить таможеннику:
- Знаете ли вы, Кого не пропускаете? Вы не пропускаете икону Божией Матери, которую ждут в Сербии!
- Не надо! - отвечал он, - Я не пропускаю автобус на законном основании.
- Тогда помогите нам!
- Если бы у вас было меньше 10 кресел, мы бы могли квалифицировать вас как легковую машину и пропустить.
- Что ж нам теперь - кресла свинчивать? - пошутил я.
- Можете попробовать, - ответил он тоже шуткой.
Но после продолжительных переговоров мы поняли, что воплощение этой шутки - единственный вариант проехать. В течении двух часов мы раскручивали кресла и в таком виде пересекли границу, в Эстонии поставив их на место.
Весь день мы ехали по территории трех государств и только вечером, в десятом часу, добрались до Алитуса. Я предполагал, что мы приедем в Мариамполь днем. Может быть, найдем каких-то краеведов, побываем в местом музее, расспросим об «усадьбе немецкого барона». Но в десятом часу расспрашивать было уже некого. Бросив вещи в гостинице, мы отправились на поиски 10-го км от Мариамполя в сторону Алитуса.
Ночь покрыла Литовскую Землю. Меня стало охватывать волнительное ожидание. За окнами мелькали какие-то небольшие селения. На небе выступили звезды. В автобусе мы молились Матери Божией. И вот наконец - верстовой столб с цифрой 10. Слева и справа от дороги раскинулись поля и одинокие домики. С правой стороны, если смотреть в сторону Мариамполя, - небольшой холм с одиноким старым мощным деревом. В сиянии луны пейзаж напоминал картину Куинджи. Мы проехали по грунтовой дороге по полю, а затем с иконой прошли к этому дереву. Икону поставили таким образом, чтобы десница Божией Матери указывала именно на запад - как и видели русские воины. Зажгли свечи. Ни одна из них не погасла - кругом стояла полная тишина. Я посмотрел на часы: было пол двенадцатого ночи. Здесь мое волнение еще более усилилось - ведь именно в этот час и даже минуту и было явление Божией Матери. И оно было именно здесь - может быть не прямо в этом месте, но где-то совсем рядом, в радиусе не более 1-2 км. Мы невольно переживали эффект исторического присутствия. Невольно представилось, как почти 100 лет назад на этом месте был разбит бивак русских воинов. Как они молились под покровом темной августовской ночи перед сражением. Как на этом небе предстала пред ними Пречистая Богородица. А перед нами Она предстояла на иконе.
Этот молебен на месте явления Августовской иконы мы все запомним навсегда. В конце, во время чтения молитвы мы все опустились на колени. Здесь же я и освятил саму икону. Потом, когда смотрел фотографии, сделанные ночью со вспышкой, они мне невольно напомнили иконографию Августовской иконы. На память об этом молебне мы сорвали по листику с этого древа и вложили в молитвословы.
Мы явственно ощутили благодать этого места. Как здесь не хватает поклонного Креста! А может быть, даже часовни или храма! А если бы сохранилась та самая "усадьба немецкого барона", она могла бы стать и обителью Августовской Божией Матери. Здесь проникаешься значимостью этого места и хочется как-то его почтить.
В Алитус мы вернулись около часу ночи. А на утро нужно было вставать рано, потому что был воскресный день, и мы торопились на Литургию в Польшу в храм близ город Августова.