Плавать найдется кому

Беседа с лауреатом Международной литературной премии им. Гончарова

0
371
Время на чтение 9 минут

В Ульяновской области состоялось вручение инициированной Губернатором Сергеем Морозовым I Международной литературной премии имени И.А. Гончарова. Одним из лауреатов стал автор романа «Хорошая пристань» Борис Агеев (номинация «Мастер литературного слова»). Литературная премия, посвящённая 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова, учреждена Правительством Ульяновской области и Союзом писателей России в 2006 году в рамках подготовки к празднованию юбилейной даты. Она вручается в седьмой раз в целях выявления и поддержки талантливых литераторов и исследователей, работающих в традициях русской классической литературы. В этом году по инициативе главы региона Сергея Морозова при поддержке Союза писателей России принято решение о присуждении премии статуса международной.

- Насколько автобиографичны Ваша проза вообще и роман-одиссея «Хорошая пристань» в частности?

- Доверяю непосредственному опыту. В некоторых случаях полагаюсь на возможности сочинительства, окутанного «облаком» воображения, но и они питаются красками и деталями лично пережитого, пропускаются сквозь решето действительности. И невозможно ведь выдумать больше, чем предоставляет сюжетов, случаев и образов сама жизнь. Почти все мои литературные труды в этом смысле автобиографичны. Под горячим пером литератора должно случиться ожидаемое преображение действительности как художественного феномена, одновременно происходит и акт самопостижения. Помню об этом.

В «Хорошей пристани» маяк и маячная жизнь описаны в большом количестве реалистических подробностей как чрезвычайное явление - и читатель должен эту особенность заметить. Подробности - тоже из опыта, а его невозможно выдумать.

Со школьным другом уехали странствовать на Дальний Восток, работали грузчиками в порту, «мореманили», плавали на торговых судах, а потом пришли одновременно к разудалой мысли, что у каждого человека должен быть свой остров. Подвернулся Карагинский. Одиссея прервалась робинзонадой. Друг отбыл на маяке две зимовки, я остался ещё на две. Четыре с половиной маячных года оставили в сердце заметы и царапины, а в памяти - неподъёмную тогда загадку общей жизни и значимость самостояния личности в условиях обескровленного психологической и физической удалённостью маячного городка.

Впечатления прошлого и воспоминания о маяке должны были отстояться и отложиться в памяти, чтобы стать исходным «сырьём» для будущей литературной работы. Они и стали. Черновики некоторых эпизодов одиссеи отмечены 1976 годом, годом уезда с маяка, остальное писалось в последнее время, которое, увы, - всегда последнее. На очереди вторая книга романа.

Напомню о жанровой особенности одиссеи: это литературное произведение о возвращении...

 

- Какие основные жизненные уроки вынесены вами из камчатских «университетов»?

- Были ли «университеты»? Человек, доведись до такого, взрослеет и мудреет с годами на любом месте. Было бы странно, если бы тени под южными пальмами или цвета мёрзлой камчатской тундры навевали какие-то особые жизненные выводы.

 

- «Внутренние перемены во все времена были духовно трудными, но единственно истинными», - к такому выводу пришел главный герой «Хорошей пристани». А какие перемены произошли в Вашей душе в период жизни на маяке?

- Если по цитате из Плутарха, начертанной на полу комнаты маячного обывателя: плыть необходимо, жить - не необходимо. Остановка плаванья на острове Карагинском привела героя романа к собственным выводам. Жить трудно, но необходимо, а плавать найдётся кому. Необходимо взрослеть. Взрослеть нужно всю жизнь. Внутренняя перемена самая достоверная часть взросления, ибо настигает через нравственные страдания.

Имею в виду не ожесточение после непереболевшего нравственного урока, а неизбежность просветления сознания и души.

Потом необходимо плыть...

 

- Создаётся впечатление, что маяк - не просто место, где Вы работали и приобретали жизненный опыт, а некий символ «разумной жизни». И таким «маяком» является каждый из огромного количества населённых пунктов российской глубинки?..

- Может быть, не каждый. До моей родной деревни Кочановки, что во Льговском районе, где я летом и живу, со скрипом, но когда-нибудь из райцентра доедет «скорая». А на маяке, случалось, люди погибали, потому что некому было оказать элементарную медицинскую помощь. Но как феномен цивилизации, способ обживания мало приспособленной для житья климатической зоны и обслуживания скудной на тепло территории - да. Следы разумной жизни останутся после вымирающей Кочановки, остались они и на опустевшем ныне маяке «Карагинский». Маяк или деревня - это удел, в котором нужно взрастить сады, условно выражаясь. Мы их взращивали, кому сколько было дано. И не наша забота, что по нашим следам пойдут мародёры с миноискателями. Они будут нашаривать затаившийся под камнями фундаментов и под корнями деревьев металл древних пятаков и алтынов, но не будут знать, какая жизнь здесь кипела, какие страсти бушевали на квадратных километрах их поисков.

На маяке мы ощущали себя форпостом, первым обжитым селищем в ледяной пустыне. Ощущение не всегда было явным, а текучее множество людей, населяющих маяк, не осознавая до поры общей цели, продолжало бороться за свою долю в этой жизни. Но коснись вопроса об общей цели, все согласились бы с этой моей мыслью.

 

- Одного из своих героев Вы характеризуете словами Даниэля Дефо «Из всех возможных путей я выбрал самый худший». А как часто перед Вами стояла проблема выбора? Всегда ли он был правильным? И чем, с Вашей точки зрения, нужно в первую очередь руководствоваться, делая жизненно важный выбор?

- «Самый худший» путь - самый лёгкий, как потом выясняется. К трудному же пути ведут узкие врата. А выбор всегда есть. Больше того известно - разум, речь и свобода выбора отличают человека от животного. Выбор человек делает даже не каждый день, а каждое мгновение: в том числе и какую клавишу нажать в следующую секунду...

Выбор из чувства самосохранения близок по его логичной завершённости - и человек его делает почти в ста процентах случаев. Но тому ли мы учились в школе: «Самое дорогое у человека - это жизнь...»? Почему мать жертвует собой, выхватывая зазевавшегося ребёнка из-под колёс автомобиля? И солдат идёт в бой, зная, что может быть в любую секунду убит? Значит, не жизнь самое дорогое, - а материнская любовь или солдатский долг. «Худший» выбор - смотреть со стороны, как гибнет ребёнок или - сбежать с поля боя.

Знание о ценностях выше, чем жизнь, и делают человека человеком.

Я не всегда делал правильный выбор. Особенно, когда выбрать нужно было в одну секунду. Но оставалось ощущение удовлетворённости, когда я понимал, что в нужную секунду выбор был сделан правильный...

А главный, «правильный» выбор всегда и везде один - между добром и злом.

 

- Ваша романная проза отличается обилием деталей и подробностей, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными, - но значимы для произведения в целом. Это художественный приём или свойство творческой личности - замечать то, мимо чего другие проходят?

- Опять же - обилие подробностей исходит из стремления придать маяку единственное значение: маяки ныне исчезли из жизни - и как явление в литературе не осмыслено. Остаётся и задача достоверности. А подробности не было нужды придумывать - в памяти сидят занозами.

Добавлю, что «свойство замечать» у литератора такое же, как у нелитератора -избирательное. Но литератор обладает ещё и «свойством» «подать» деталь, обыграть подробность, остановить на них взгляд...

 

- Как Вы относитесь к творчеству И.А.Гончарова и какие писатели близки вам по духу и мастерству?

- В том, что настигла именно Гончаровская премия, увидел несколько совпадений. Книга Ивана Александровича Гончарова «Фрегат «Паллада»» со мной сорок лет. Добралась до Камчатки, куда в своё время автору доплыть не удалось, вернулась на мою родину. Большие цитаты из сухопутной части гончаровского труда приводил в своих статьях, чтобы «доказать» неслучайность складывания такого мирового явления, как Российская империя. Несколько поглавных эпиграфов в «Хорошей пристани» взяты оттуда же.

Вообще «Фрегат «Паллада»» оказал подспудное влияние на собственное решение странствовать, он тревожил воображение, отвечал неизбежным в молодости порывам мечтательности. Да и теперь иногда открываю книгу с любой страницы и с удовольствием ею зачитываюсь, отдавая должное полноте описаний и достоинствам добротного русского языка. Но теперь воспринимаю Гончарова уже с собственным отношением, отмечаю и авторскую дотошность очеркового исследования действительности и критичную наивность его некоторых выводов...

Иван Александрович в противовес лодырю Обломову вывел тип Штольца, обрусевшего немца, являющегося источником активизма русской жизни, её преобразующим началом. И самого Гончарова по многим признакам мы бессознательно относим к обломовскому типу, забывая, что он успел за свою жизнь написать несколько неподъёмных романов вкупе с толстым собранием путевых очерков. Да ещё совершил путешествие вокруг Европы, Африки и Азии, штормовал в море, пёкся на экваторе, трясся по непроезжим дорогам от Якутска до Питера. Кто же он - Обломов или Штольц? Думаю, и то и другое вместе...

Впрочем, в конце жизни он где-то меланхолически отметил, что и лежать на диване в Обломовке, света белого не видя, и путешествовать на военном корабле вокруг белого света - одно и то же... И умные люди во всех уголках земли похожи друг на друга, и дураки везде одинаковы. Зачем же куда-то ехать из Обломовки, чтобы в этом убедиться?

Учусь у Ивана Александровича мудро-стоическому отношению к действительности.

Что до других авторов, оказавших влияние... Кусок сухого хлеба втягивает в себя молекулы влаги даже из окружающего воздуха. Не считаю зазорным учиться у всех, даже у товарищей по литературной артели.

 

- Каковы впечатления от поездки в Ульяновскую область на церемонию вручения Первой Международной премии имени И.А.Гончарова?

- Конечно - Волга! Точнее, то, что от неё осталось. Каскад водохранилищ у самого Ульяновска, в старину - Симбирска, создаёт картину поразительного простора. Дивился, сколь много воды можно собрать в одном месте.

Сам город порадовал приличной сохранностью старины. Даже большевистский период симбирской истории немного ему повредил. Обычай натягивать европейское сайдинговое шкурьё на советские кости только-только дотуда доехал... Испытал чувство удовлетворения при въезде в город со стороны аэропорта. С левой стороны дороги там установлен огромный баннер с репродукцией картины А.Дейнеки «Оборона Севастополя». Все помнят матроса, замахнувшегося связкой гранат на ворога, идущих в штыковую его товарищей, убитых фашистов на выжженных зноем каменных ступенях... И подпись по-английски: «Welcom, NATO!». Так сказать, адекватный ответ на открытие ихнего перевалочного пункта под Ульяновском...

Потом уже оценил амбиции города стать культурной столицей России. Готовятся давно и систематически: 200-летие Гончарова лишь одно из счастливых «изобретений» на пути к этой цели. В Симбирске родились ещё историк Карамзин, художник Пластов, политический деятель Ульянов-Ленин... А сколько другого славного народу перебывало!

Потекли федеральные деньги, - и вот создаётся собственная киностудия, открываются музеи, планируется строительство консерватории. С содроганием оцениваю сумму в 23 миллиона в год на издание книг ульяновских авторов! У них это почему-то работает даже без принятия закона о творческих союзах... Система государственных грантов на развитие музеев, библиотек, музыкальных коллективов. Нет, не хватает сил это описывать!..

Лучше пожелаю им удачи и процветания.

...И ещё запомнился японец. Говорили, будто он давний исследователь творчества Гончарова и не мог пропустить такое важное событие, как его двухсотлетие. Где он ни появлялся, тотчас раздавался шёпоток узнавания: «Японец... Японец...» Он везде ходил, маленький, худенький, задирал голову, осматривал то ли здания, то ли вывески на них, то ли небо, под которым довелось родиться Гончарову. Ни с кем не разговаривал, никому не задавал вопросов.

А я вдруг вспомнил, что видел этого японца в мае этого года в Орле, куда меня привели литературные дела. Более того, он был три года назад и у нас в Курске, на фестивале: «Нам дороги эти позабыть нельзя»! Многие куряне вспомнят этого японца. Он так же ходил, всё осматривал, задрав голову, ни с кем не разговаривая - загадочный и легко узнаваемый, со всеми признаками мощного интеллекта и всесветной любознательности.

Нет, не случайно Иван Александрович ездил на фрегате в закрытую Японию с дипломатической миссией Путятина. Япония-таки нами ответно заинтересовалась...

Вопросы принесла Тамара Кравец («Городские известия», Курск)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Агеев
О вере пытать на путях и на торжищах…
Грустные заметки о быстротекущем
05.06.2023
Ангел чёрный. В тени крыла
Заметки о партикулярной брани Русского мира
03.06.2015
Мягкий, как свинец
Несколько догадок о русском
12.04.2012
А такой рати ещё не слыхано!
"Слово о полку Игореве" в религиозном контексте
07.07.2010
Все статьи Борис Агеев
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58