Когда мне предлагают отправить сына в летний лагерь, перед мысленным взором вспыхивает один и тот же образ: ночью ребята сидят в палате на подоконнике и пьют пиво. А утром курят в кустах у ворот, не особо прячась при этом. А когда я слышу словосочетание «православный лагерь», мне сразу вспоминается вопрос, заданный на каком-то форуме: «Можно ли православным купаться»? Наверное, он не имеет отношения к практике православных лагерей, но заставляет задуматься.
Нельзя ли так, чтобы можно было и купаться, и громко разговаривать, и играть, и носиться по лесу? Молиться - это уж как Бог даст, но, по крайней мере, чем-то полезным заниматься и не деградировать? Не пить пива и не курить - но и «хорошим» тоже не притворяться?
В православном лагере «Русская земля» я не была, но мне нравится, что он называется воинским. Его начальник, Евгений Гуреев, начисто лишен елейности: он преподаёт рукопашный бой. Но на бесчувственного командира Евгений тоже непохож: он весел, искренен, и у него трое детей.
- Евгений, давайте начнем с пролога! Как я понимаю, «Русская земля» зарождалась как обычный спортивный лагерь, в котором ребята занимались рукопашным боем?
- Можно и так сказать! Мы устраивали лагеря, и я там был одним из тренеров. Один из лагерей стал православным, а второй так и остался просто спортивным. Дело в том, что в наши лагеря стали приезжать мальчики, которые не имели понятия о рукопашном бое, а мы их в течение месяца заставляли им заниматься.
- Как же эти мальчики оказывались в спортивном лагере?
- Мамы звонили, говорили: «Друзья ездили, им очень понравилось. Природа! Дети спортом занимаются! Можно и нам приехать?» Мы, конечно, соглашались.
Народа становилось все больше и больше, и тем детям, которые не занимались в течение года, это шло не в прок. Поэтому программу стали немножко видоизменять. А так как мы православные люди, то мы «православную составляющую» вывели на первое место.
- Где в то время располагался лагерь?
- Чаще всего мы ездим в Изборск. Это одна из столиц Древней Руси, упоминания о ней относятся ко времени призвания варягов: считается, что «Рюрик сел вСтарой Ладоге, а Трувор - в Изборске». В 2004 году, когда всё начиналось, мы очень хорошо поняли друг друга с изборским батюшкой, и с тех пор почти всегда ездим туда. В Изборске два храма. Первый храм, Никольский, знают все, он стоит прямо в крепости. А второй, поменьше, находится внизу, это очень уютная церковь Рождества Богородицы. Как раз в этом храме и служит отец Алексий (Вовченко), который нам очень помогает.
- Евгений, каковы основные принципы лагеря «Русская земля»?
- Первое - это Православие, незыблемый стержень русской культуры. Второе - это фольклор. Мы ходим в фольклорные экспедиции, с бабушками знакомимся, записываем их. Настоящие фольклорные песни сразу не выучишь, но тот, кто к нам из года в год ездит, уже довольно сложные песни поет. Ведь это же совершенно отдельная культура, архаичная, на современный вокал непохожая. И третья составляющая - это русская природа. Дети непосредственно на природе и живут, переживают все невзгоды и прелести «вольной» жизни.
Мы постоянно живем в палатках. Правда, у нас есть база для маленьких детей и для девчонок - вдруг дождь пойдет, и надо будет посушиться. На базе у нас и баня, и дом большой, и мы, если что, можем жить там практически целым лагерем. А зимой у нас 30 человек размещаются там без вопросов.
Летом численность лагеря от 60 до 80 человек. Бывало и больше, когда мы популярность начали набирать. Один раз за сезон было 250 человек.
Детям и родителям на собраниях мы сразу говорим, что в лагерь мы едем не отдыхать, а работать. Каждый ребенок знает, что никакого лежания на солнышке не будет. Весь день ребята проводят на занятиях и тренировках.
- Как обычно строится день в лагере?
- Утром - молитва, зарядка, уборка лагеря, завтрак. Между завтраком и обедом проходят два занятия. Около часа длится обед. Потом еще два занятия, ужин, а после ужина - вечора. Это такая «православная дискотека» на фольклорной основе: конкурсы, театральные игры. В десять часов у нас декларируется отбой, но обычно вечоры затягиваются. Если мы в половине одиннадцатого уляжемся, то это уже хорошо. В семь утра - подъём для мальчиков.
У мальчиков и девочек ведь разные программы, и живут они отдельно друг от друга. Девочек чуть поменьше, и день у них стоится помягче. Например, они могут подольше поспать. И своя программа у малышей - детей от 7 до 9 лет. В полевых условиях они за собой следить ещё не могут.
- На какие занятия ходят ребята?
- Во-первых, на лекции по основам Православия - это для всех, и для больших, и для маленьких. Я стараюсь проводить их в неформальном ключе, потому что в лагере бывают дети, которые поначалу не все понимают. Сейчас подростков в Церкви очень мало. До какого-то возраста они ходят в храм с родителями, а потом исчезают.
- А Вы видите какое-то разрешение этой проблемы?
- Это долгий разговор! Конкретного рецепта дать не могу. В первую очередь этим должны заниматься родители. Во-вторых, государство должно создавать условия, при которых идеология будет строиться на Православии. А у нас сейчас идеологии нет, и дети, как самые чуткие, реагируют на это первыми. Взрослые еще могут как-то себя замотивировать. А дети, если видят вокруг себя референтные группы с совсем другими ценностями, честно на это реагируют. И, в-третьих, это - труд самих православных, организация воскресных школ. Но эти школы должны быть менее формализированы. Вот у нас в лагере, я считаю, в этом вопросе минимум формальностей. Формально мы не перед кем, кроме нашего духовника и родителей, не отвечаем.
- А чем они занимаются, кроме основ Православия?
- Рукопашным боем, военной подготовкой, фольклором, туристической подготовкой, выживанием в лесу и на местности, ориентированием, джигитовкой, скалолазанием. Это неполный список. Девчонки еще медподготовкой занимаются, рукоделием. Парни тоже рукодельничают: режут по дереву, лепят. Есть у нас и кузнечное дело. А ещё ныряем с аквалангом: в самом Изборске есть озеро, да и вокруг много озёр.
Мы частые гости в храме Рождества Богородицы. Работаем на монастырском поле, помогаем храму. Каждый день, при любой погоде, купаемся в источнике. Источник очень сильный во всех смыслах! Температура, наверное, плюс четыре. Батюшка говорит, это для того, чтобы всю компьютерную и телевизионную грязь с детей смыть. Результаты есть, я по глазам вижу!
Ребенок в лагере должен быть постоянно занят, а занятия должны перемежаться, дополнять друг друга. Пусть ребенок попробует пожить так, как до него тысячу лет назад жили на Руси.
- Лагерь «Русская земля» называется воинским. Значит, основное внимание вы уделяете военному делу?
- Воинский - это не военный! Хотя мы и военными делами с мальчиками занимаемся. К нам ребята из спецназа приезжают, проводят занятия по тактике и стрельбе. Мы играем в пейнтбол, страйкбол, сейчас стали лазертаг осваивать: это когда бегают и стреляют друг в друга лазером, почти как на войне.
Православие - ведь это воинская религия. Многие понятия в Православии - воинские, это не слюнтяйство какое-нибудь. Ведь православный человек ведет войну со злом, брань духовную. Это не игра, не буддийское отстраненное созерцание. Это война, понимаете?!
Для нас идеал русского православного мальчика - это, конечно, добытчик, творческий человек, умеющий решать проблемы. Но он ещё и воин, защитник. В любом мальчике должна быть воинская культура, воинские чувства. А если этого не будет, то наша нация распадется!
Я детям часто рассказываю, что во всех воинских искусствах уделяется большое внимание духовному началу. Но это начало может быть двояким: ведь бывает духовность с плюсом и минусом. Я считаю, что в восточных боевых искусствах больше к темным силам уклонение идет. Они сидят и поют мантры перед тренировками, медитируют.
И православного воина без духовного начала быть не может. Благодаря этому все мировые походы оканчивались в России, мы всех непрошенных гостей обратно провожали. Ведь на нас все двенадцать языков шли! Я детей спрашиваю: «Если вы занимаетесь рукопашным боем несколько лет, то это дает вам возможность на улице или на войне всех победить?» «Да, дает!», - отвечают. А практика показывает, что это не так. Даже очень натренированный и сильный человек в критической ситуации может испугаться, сдаться, если у него нет внутреннего духовного стержня. А он может появиться только в духовном служении, на Литургии.
Я детям говорю, особенно тем, которые впервые приехали: «Запомните, чем вам здесь хуже - тем лучше для вас. Если вы промокли, пожалуйста - есть костер, есть баня, где вы можете развесить свои вещи. Но за всем этим вы должны смотреть сами. Да, после марш-бросков будут мозоли, но даже они принесут вам пользу». Кстати, дети трудности легче переносят. Каждый мальчик в детстве должен пережить всё это и преодолеть себя. Иногда мальчик приезжает домой из лагеря и говорит: «Мама, я больше туда никогда не поеду!!» А уже через несколько дней начинает чемоданы собирать, чтобы зимой или на следующий год в лагерь ехать.
- Где, кроме Изборска, вы разбивали лагерь?
- Ездили в Новороссийск, Творожково - это Струго-Красненский район Псковской области. Делали выезд в Пушгоры - несколько дней пожили, поработали в заповеднике. Ездили с лагерем в Абхазию, жили там в школе рядом с Ново-Афонским монастырём. Ново-Афонский монастырь стоит на горе, а если от него спуститься на 100 метров к морю, то на склоне горы будет школа. Но пока поездки на юг мы приостановили: недешево это для родителей. Да ведь мы-то и не отдыхать ездим! Для детей отдых - это смена деятельности. А для того, чтобы отдохнуть в буквальном смысле слова, им достаточно посидеть или полежать две минуты. И они опять полны энергии! Часами загорать на пляже им тоже не нужно: дети просто с ума от скуки будут сходить! В Абхазии мы на пляжи, конечно, ходили, но старались там занятия по аквалангу проводить. А однажды устроили показательную уборку пляжа, телевидение пригласили... Но всё-таки на юге какое-то расслабление идёт.
- В лагере у детей нет ломки из-за того, что их оторвали от компьютера, от телевизора?
- У кого-то есть, конечно. Как минимум - есть непонимание. Одно время мы вообще электронные приборы запрещали в лагере. Сейчас телефонами они пользуются, но я чувствую, что нужно запретить и это. Потому что в телефоне сейчас всё есть - и аудио, и видео, человек уже начинает ходить в наушниках. Думаю, в этом году мы полностью от телефонов откажемся.
- Евгений, ведь тогда родители будут плакать!
- Родители плачут, конечно. Но вспомните, как мы в пионерские лагеря ездили. Ни у кого не было сотовых телефонов - и ничего, жили!
- Родители приезжают навещать детей?
- Некоторые навещают, но мы это не приветствуем. Смены у нас короткие - две-три недели. Нужно, чтобы ребёнок себя самостоятельным почувствовал, окунулся в другую среду. Это как раз часть воинской идеи. Пусть возьмёт себя в руки, поймёт: он в лагере, на природе, мамочке не поплачешься в подол! Даже когда родители просто звонят, ребёнок после этого несколько часов отходит, в голове что-то прокручивает. Кто-то даже плакать уходит. А когда к кому-то приезжают, это тяжело для других детей: к Серёжке приехали, а ко мне когда приедут?
- Из мальчиков вы пытаетесь воспитывать настоящих мужчин. А что делают в лагере девочки? Настоящих женщин ведь сейчас очень мало. Им не хватает женственности точно так же, как мужчинам - мужественности. Все как будто бесполы немного...
- У нас есть идеал русского православного юноши - и есть идеал девушки. Они совсем разные, никакого «унисекса» нет. Поэтому программа для девочек и для мальчиков разная.
Девочки могут проснуться, помолиться, позавтракать и пойти в поле цветы собирать. Это тоже занятие, потому что в Изборске растет столько лекарственных цветов и трав... Они шьют себе сарафаны, и в этих сарафанах настолько преображаются! Уже одно это работает на женственность. А кроме того, что они так одеваются, они же еще и поют песни! У нас есть девчонки, которых я называю «гвардией лагеря»: они подбираются из тех, кто уже поет в церковном хоре. А если девочка приезжает в первый раз, то она вливается в коллектив «старичков» и начинает вместе с ними петь довольно серьезные песни.
- То есть дети в лагере ходят в русских костюмах?
- Да, это условие нашего лагеря: чтобы у каждого ребёнка с собой был костюм. У мальчиков - рубаха, у девочек - сарафан. Рубаха - это утилитарная вещь! Гимнастерка советского солдата - ведь это и есть русская рубаха. Она идет ниже пояса и носится поверх штанов. Когда ты ползешь, она не задирается, и грязь под одежду не попадает. Для нас сарафаны и рубахи - это не «древлеотеческий» пережиток, а современный национальный русский костюм. В этом вопросе можно брать пример с японцев: они могут выйти в кимоно на улицу или на какое-то мероприятие. Они не рассматривают это как нечто зазорное. А вот если кто-то выходит в русской рубахе... В КВН часто делают номера про что-то «русское», но рубахи надевают при этом без пояса. И я всегда детям говорю, что, если по телевидению кто-то выступает в рубахе без пояса, то он этим опошляет русскую культуру. Про таких людей говорили: «распоясался»! Это ведь даже неприлично было - ходить без пояса!
- Евгений, а бывает, что кто-то недоволен лагерем?
- Бывает! Ведь он очень экстремальный и необычный, поэтому некоторые просто уходят. Сейчас ведь большинство воспитывает детей совершенно в другом ключе. К проблемным детям родители относятся, как к небожителям - до тех пор, пока ребенок в тюрьму не попадет.
И начинается: «Ах, как он мог такое сделать, он же был такой хороший мальчик...» Кстати, в этом году мы берем в лагерь психолога, чтобы он поработал с детьми. Конечно, работа будет больше сводиться к диагностике, и потом он сможет дать родителям рекомендации: какие есть недоработки, проблемы, на что надо обратить особое внимание. Конечно, общая нравственная деградация детей налицо. Те вещи, которые были немыслимы в лагере в 2004 году, сегодня уже приходится специально оговаривать.
- Что, например?
- Сейчас для ребенка выпить пива - это как лимонада глотнуть. Хотя мы и стараемся брать детей из православных семей. В 2004 году дети об этом даже не помышляли, а сейчас на это приходиться обращать внимание. Но я надеюсь, что ситуация будет как-нибудь выправляться. У меня нет фатальных взглядов на ту тему, я не считаю, что все вокруг разваливается. Просто на данный момент ситуация такая! Все-таки здоровых сил в русской душе хватит и не на такие испытания.
- Кстати, в лагерь «Русская земля» действительно принимают только детей из России?
- К нам приезжают дети из разных стран: из Англии, Швеции, Германии, США. Но мы берем их в лагерь, только если они православные и считают себя русскими.
***
Если вам захотелось задать начальнику лагеря дополнительные вопросы, это можно сделать по телефону 8-911-925-67-89.
6. Ответ на 3., Павел Тихомиров:Собака лает,караван идет.
5. Нам не нужна бомба, мы просто хотим предупредить других родителей!
4. Ответ на 3., Павел Тихомиров:
3. Ответ на 2., NataliaIvanova:
2. Мы очень недовольны этим лагерем!
1. Помоги, Господи!