Невзгоды и прелести «вольной» жизни

Беседа с начальником православного воинского лагеря «Русская земля»

Семья 
0
1301
Время на чтение 10 минут

Когда мне предлагают отправить сына в летний лагерь, перед мысленным взором вспыхивает один и тот же образ: ночью ребята сидят в палате на подоконнике и пьют пиво. А утром курят в кустах у ворот, не особо прячась при этом. А когда я слышу словосочетание «православный лагерь», мне сразу вспоминается вопрос, заданный на каком-то форуме: «Можно ли православным купаться»? Наверное, он не имеет отношения к практике православных лагерей, но заставляет задуматься.

Нельзя ли так, чтобы можно было и купаться, и громко разговаривать, и играть, и носиться по лесу? Молиться - это уж как Бог даст, но, по крайней мере, чем-то полезным заниматься и не деградировать? Не пить пива и не курить - но и «хорошим» тоже не притворяться?

В православном лагере «Русская земля» я не была, но мне нравится, что он называется воинским. Его начальник, Евгений Гуреев, начисто лишен елейности: он преподаёт рукопашный бой. Но на бесчувственного командира Евгений тоже непохож: он весел, искренен, и у него трое детей.

 

- Евгений, давайте начнем с пролога! Как я понимаю, «Русская земля» зарождалась как обычный спортивный лагерь, в котором ребята занимались рукопашным боем?

- Можно и так сказать! Мы устраивали лагеря, и я там был одним из тренеров. Один из лагерей стал православным, а второй так и остался просто спортивным. Дело в том, что в наши лагеря стали приезжать мальчики, которые не имели понятия о рукопашном бое, а мы их в течение месяца заставляли им заниматься.

- Как же эти мальчики оказывались в спортивном лагере?

- Мамы звонили, говорили: «Друзья ездили, им очень понравилось. Природа! Дети спортом занимаются! Можно и нам приехать?» Мы, конечно, соглашались.

Народа становилось все больше и больше, и тем детям, которые не занимались в течение года, это шло не в прок. Поэтому программу стали немножко видоизменять. А так как мы православные люди, то мы «православную составляющую» вывели на первое место.

- Где в то время располагался лагерь?

- Чаще всего мы ездим в Изборск. Это одна из столиц Древней Руси, упоминания о ней относятся ко времени призвания варягов: считается, что «Рюрик сел вСтарой Ладоге, а Трувор - в Изборске». В 2004 году, когда всё начиналось, мы очень хорошо поняли друг друга с изборским батюшкой, и с тех пор почти всегда ездим туда. В Изборске два храма. Первый храм, Никольский, знают все, он стоит прямо в крепости. А второй, поменьше, находится внизу, это очень уютная церковь Рождества Богородицы. Как раз в этом храме и служит отец Алексий (Вовченко), который нам очень помогает.

- Евгений, каковы основные принципы лагеря «Русская земля»?

- Первое - это Православие, незыблемый стержень русской культуры. Второе - это фольклор. Мы ходим в фольклорные экспедиции, с бабушками знакомимся, записываем их. Настоящие фольклорные песни сразу не выучишь, но тот, кто к нам из года в год ездит, уже довольно сложные песни поет. Ведь это же совершенно отдельная культура, архаичная, на современный вокал непохожая. И третья составляющая - это русская природа. Дети непосредственно на природе и живут, переживают все невзгоды и прелести «вольной» жизни.

Мы постоянно живем в палатках. Правда, у нас есть база для маленьких детей и для девчонок - вдруг дождь пойдет, и надо будет посушиться. На базе у нас и баня, и дом большой, и мы, если что, можем жить там практически целым лагерем. А зимой у нас 30 человек размещаются там без вопросов.

Летом численность лагеря от 60 до 80 человек. Бывало и больше, когда мы популярность начали набирать. Один раз за сезон было 250 человек.

Детям и родителям на собраниях мы сразу говорим, что в лагерь мы едем не отдыхать, а работать. Каждый ребенок знает, что никакого лежания на солнышке не будет. Весь день ребята проводят на занятиях и тренировках.

- Как обычно строится день в лагере?

- Утром - молитва, зарядка, уборка лагеря, завтрак. Между завтраком и обедом проходят два занятия. Около часа длится обед. Потом еще два занятия, ужин, а после ужина - вечора. Это такая «православная дискотека» на фольклорной основе: конкурсы, театральные игры. В десять часов у нас декларируется отбой, но обычно вечоры затягиваются. Если мы в половине одиннадцатого уляжемся, то это уже хорошо. В семь утра - подъём для мальчиков.

У мальчиков и девочек ведь разные программы, и живут они отдельно друг от друга. Девочек чуть поменьше, и день у них стоится помягче. Например, они могут подольше поспать. И своя программа у малышей - детей от 7 до 9 лет. В полевых условиях они за собой следить ещё не могут.

- На какие занятия ходят ребята?

- Во-первых, на лекции по основам Православия - это для всех, и для больших, и для маленьких. Я стараюсь проводить их в неформальном ключе, потому что в лагере бывают дети, которые поначалу не все понимают. Сейчас подростков в Церкви очень мало. До какого-то возраста они ходят в храм с родителями, а потом исчезают.

- А Вы видите какое-то разрешение этой проблемы?

- Это долгий разговор! Конкретного рецепта дать не могу. В первую очередь этим должны заниматься родители. Во-вторых, государство должно создавать условия, при которых идеология будет строиться на Православии. А у нас сейчас идеологии нет, и дети, как самые чуткие, реагируют на это первыми. Взрослые еще могут как-то себя замотивировать. А дети, если видят вокруг себя референтные группы с совсем другими ценностями, честно на это реагируют. И, в-третьих, это - труд самих православных, организация воскресных школ. Но эти школы должны быть менее формализированы. Вот у нас в лагере, я считаю, в этом вопросе минимум формальностей. Формально мы не перед кем, кроме нашего духовника и родителей, не отвечаем.

- А чем они занимаются, кроме основ Православия?

- Рукопашным боем, военной подготовкой, фольклором, туристической подготовкой, выживанием в лесу и на местности, ориентированием, джигитовкой, скалолазанием. Это неполный список. Девчонки еще медподготовкой занимаются, рукоделием. Парни тоже рукодельничают: режут по дереву, лепят. Есть у нас и кузнечное дело. А ещё ныряем с аквалангом: в самом Изборске есть озеро, да и вокруг много озёр.

Мы частые гости в храме Рождества Богородицы. Работаем на монастырском поле, помогаем храму. Каждый день, при любой погоде, купаемся в источнике. Источник очень сильный во всех смыслах! Температура, наверное, плюс четыре. Батюшка говорит, это для того, чтобы всю компьютерную и телевизионную грязь с детей смыть. Результаты есть, я по глазам вижу!

Ребенок в лагере должен быть постоянно занят, а занятия должны перемежаться, дополнять друг друга. Пусть ребенок попробует пожить так, как до него тысячу лет назад жили на Руси.

- Лагерь «Русская земля» называется воинским. Значит, основное внимание вы уделяете военному делу?

- Воинский - это не военный! Хотя мы и военными делами с мальчиками занимаемся. К нам ребята из спецназа приезжают, проводят занятия по тактике и стрельбе. Мы играем в пейнтбол, страйкбол, сейчас стали лазертаг осваивать: это когда бегают и стреляют друг в друга лазером, почти как на войне.

Православие - ведь это воинская религия. Многие понятия в Православии - воинские, это не слюнтяйство какое-нибудь. Ведь православный человек ведет войну со злом, брань духовную. Это не игра, не буддийское отстраненное созерцание. Это война, понимаете?!

Для нас идеал русского православного мальчика - это, конечно, добытчик, творческий человек, умеющий решать проблемы. Но он ещё и воин, защитник. В любом мальчике должна быть воинская культура, воинские чувства. А если этого не будет, то наша нация распадется!

Я детям часто рассказываю, что во всех воинских искусствах уделяется большое внимание духовному началу. Но это начало может быть двояким: ведь бывает духовность с плюсом и минусом. Я считаю, что в восточных боевых искусствах больше к темным силам уклонение идет. Они сидят и поют мантры перед тренировками, медитируют.

И православного воина без духовного начала быть не может. Благодаря этому все мировые походы оканчивались в России, мы всех непрошенных гостей обратно провожали. Ведь на нас все двенадцать языков шли! Я детей спрашиваю: «Если вы занимаетесь рукопашным боем несколько лет, то это дает вам возможность на улице или на войне всех победить?» «Да, дает!», - отвечают. А практика показывает, что это не так. Даже очень натренированный и сильный человек в критической ситуации может испугаться, сдаться, если у него нет внутреннего духовного стержня. А он может появиться только в духовном служении, на Литургии.

Я детям говорю, особенно тем, которые впервые приехали: «Запомните, чем вам здесь хуже - тем лучше для вас. Если вы промокли, пожалуйста - есть костер, есть баня, где вы можете развесить свои вещи. Но за всем этим вы должны смотреть сами. Да, после марш-бросков будут мозоли, но даже они принесут вам пользу». Кстати, дети трудности легче переносят. Каждый мальчик в детстве должен пережить всё это и преодолеть себя. Иногда мальчик приезжает домой из лагеря и говорит: «Мама, я больше туда никогда не поеду!!» А уже через несколько дней начинает чемоданы собирать, чтобы зимой или на следующий год в лагерь ехать.

- Где, кроме Изборска, вы разбивали лагерь?

- Ездили в Новороссийск, Творожково - это Струго-Красненский район Псковской области. Делали выезд в Пушгоры - несколько дней пожили, поработали в заповеднике. Ездили с лагерем в Абхазию, жили там в школе рядом с Ново-Афонским монастырём. Ново-Афонский монастырь стоит на горе, а если от него спуститься на 100 метров к морю, то на склоне горы будет школа. Но пока поездки на юг мы приостановили: недешево это для родителей. Да ведь мы-то и не отдыхать ездим! Для детей отдых - это смена деятельности. А для того, чтобы отдохнуть в буквальном смысле слова, им достаточно посидеть или полежать две минуты. И они опять полны энергии! Часами загорать на пляже им тоже не нужно: дети просто с ума от скуки будут сходить! В Абхазии мы на пляжи, конечно, ходили, но старались там занятия по аквалангу проводить. А однажды устроили показательную уборку пляжа, телевидение пригласили... Но всё-таки на юге какое-то расслабление идёт.

- В лагере у детей нет ломки из-за того, что их оторвали от компьютера, от телевизора?

- У кого-то есть, конечно. Как минимум - есть непонимание. Одно время мы вообще электронные приборы запрещали в лагере. Сейчас телефонами они пользуются, но я чувствую, что нужно запретить и это. Потому что в телефоне сейчас всё есть - и аудио, и видео, человек уже начинает ходить в наушниках. Думаю, в этом году мы полностью от телефонов откажемся.

- Евгений, ведь тогда родители будут плакать!

- Родители плачут, конечно. Но вспомните, как мы в пионерские лагеря ездили. Ни у кого не было сотовых телефонов - и ничего, жили!

- Родители приезжают навещать детей?

- Некоторые навещают, но мы это не приветствуем. Смены у нас короткие - две-три недели. Нужно, чтобы ребёнок себя самостоятельным почувствовал, окунулся в другую среду. Это как раз часть воинской идеи. Пусть возьмёт себя в руки, поймёт: он в лагере, на природе, мамочке не поплачешься в подол! Даже когда родители просто звонят, ребёнок после этого несколько часов отходит, в голове что-то прокручивает. Кто-то даже плакать уходит. А когда к кому-то приезжают, это тяжело для других детей: к Серёжке приехали, а ко мне когда приедут?

- Из мальчиков вы пытаетесь воспитывать настоящих мужчин. А что делают в лагере девочки? Настоящих женщин ведь сейчас очень мало. Им не хватает женственности точно так же, как мужчинам - мужественности. Все как будто бесполы немного...

- У нас есть идеал русского православного юноши - и есть идеал девушки. Они совсем разные, никакого «унисекса» нет. Поэтому программа для девочек и для мальчиков разная.

Девочки могут проснуться, помолиться, позавтракать и пойти в поле цветы собирать. Это тоже занятие, потому что в Изборске растет столько лекарственных цветов и трав... Они шьют себе сарафаны, и в этих сарафанах настолько преображаются! Уже одно это работает на женственность. А кроме того, что они так одеваются, они же еще и поют песни! У нас есть девчонки, которых я называю «гвардией лагеря»: они подбираются из тех, кто уже поет в церковном хоре. А если девочка приезжает в первый раз, то она вливается в коллектив «старичков» и начинает вместе с ними петь довольно серьезные песни.

- То есть дети в лагере ходят в русских костюмах?

- Да, это условие нашего лагеря: чтобы у каждого ребёнка с собой был костюм. У мальчиков - рубаха, у девочек - сарафан. Рубаха - это утилитарная вещь! Гимнастерка советского солдата - ведь это и есть русская рубаха. Она идет ниже пояса и носится поверх штанов. Когда ты ползешь, она не задирается, и грязь под одежду не попадает. Для нас сарафаны и рубахи - это не «древлеотеческий» пережиток, а современный национальный русский костюм. В этом вопросе можно брать пример с японцев: они могут выйти в кимоно на улицу или на какое-то мероприятие. Они не рассматривают это как нечто зазорное. А вот если кто-то выходит в русской рубахе... В КВН часто делают номера про что-то «русское», но рубахи надевают при этом без пояса. И я всегда детям говорю, что, если по телевидению кто-то выступает в рубахе без пояса, то он этим опошляет русскую культуру. Про таких людей говорили: «распоясался»! Это ведь даже неприлично было - ходить без пояса!

- Евгений, а бывает, что кто-то недоволен лагерем?

- Бывает! Ведь он очень экстремальный и необычный, поэтому некоторые просто уходят. Сейчас ведь большинство воспитывает детей совершенно в другом ключе. К проблемным детям родители относятся, как к небожителям - до тех пор, пока ребенок в тюрьму не попадет.

И начинается: «Ах, как он мог такое сделать, он же был такой хороший мальчик...» Кстати, в этом году мы берем в лагерь психолога, чтобы он поработал с детьми. Конечно, работа будет больше сводиться к диагностике, и потом он сможет дать родителям рекомендации: какие есть недоработки, проблемы, на что надо обратить особое внимание. Конечно, общая нравственная деградация детей налицо. Те вещи, которые были немыслимы в лагере в 2004 году, сегодня уже приходится специально оговаривать.

- Что, например?

- Сейчас для ребенка выпить пива - это как лимонада глотнуть. Хотя мы и стараемся брать детей из православных семей. В 2004 году дети об этом даже не помышляли, а сейчас на это приходиться обращать внимание. Но я надеюсь, что ситуация будет как-нибудь выправляться. У меня нет фатальных взглядов на ту тему, я не считаю, что все вокруг разваливается. Просто на данный момент ситуация такая! Все-таки здоровых сил в русской душе хватит и не на такие испытания.

- Кстати, в лагерь «Русская земля» действительно принимают только детей из России?

- К нам приезжают дети из разных стран: из Англии, Швеции, Германии, США. Но мы берем их в лагерь, только если они православные и считают себя русскими.

***

Если вам захотелось задать начальнику лагеря дополнительные вопросы, это можно сделать по телефону 8-911-925-67-89.

 лагерь Русская земля

Лагерь Русская земля   

 Лагерь Русская земля

 Лагерь Русская земля

 Лагерь Русская земля

 Лагерь Русская земля

Лагерь Русская земля

Лагерь Русская земля 

Лагерь Русская земля 

Лагерь Русская земля 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 3., Павел Тихомиров:Собака лает,караван идет.

Павел,хочу ответить Вам.С Натальей спорить не хочу,считаю что каждому своё-одни дело делают, другие гадят из-за угла.Я , Гуреев Е.Ю. , являюсь руководителем данного лагеря.В прошлом году(о котором пишет Наталья)у нас были многочисленные проверки(милиция,прокуратура,роспотребнадзор,инспекция по делам несовершеннолетних и т.п.).На финальном испытании были представители прокуратуры и милиции.Опросили ВСЕХ родителей. Недовольных не оказалось НИ ОДНОГО.Так что сами делайте выводы.Спорить и оправдываться у меня нет желания и времени, поэтому больше я сюда писать не буду.Пора на занятия со старшей группой, они сейчас пришли с занятий по конному спорту и с рукопашного боя.Кстати, у них сегодня будет банный день, а у девченок был вчера, знатно попарились в нашей прекрасной бане.Да, сельские туалеты иногда воняют, это правда, поэтому мы засыпаем их торфом. С уважением, Евгений Гуреев.
Начлаг / 28.06.2013, 08:11

5. Нам не нужна бомба, мы просто хотим предупредить других родителей!

Если Вы сомневаетесь в том, что лагерь стоит 23.000 - можно позвонить Гурееву напрямую и уточнить, телефон его широко рекламируется. Если не найдете - мы дадим:) Кстати, можете спросить его по поводу санитарных условий - он Вас заверит, что все там в порядке, но в лагере он типа чужих не приветствует, поэтому в дом с воняющими туалетами Вас никто не пустит и сгоревшую баню не покажет, а покажут только палаточные лагеря, где ТУАЛЕТОВ НЕТ ВОВСЕ! Мальчики, а их в смену с 24 июня по 15 июля 2012 года около 75 человек ходят в окрестные поля и леса. По поводу денег - тоже очень странная ситуация.Наша дочь пробыла в лагере ПЯТЬ дней и плохо себя почувствовала, папа приехал ее забирать. Так вот - Гуреев вернул нам только половину суммы, то есть 11.500 со словами, что ОН ВООБЩЕ НИКОГДА НИКОМУ ДЕНЬГИ НЕ ВОЗВРАЩАЕТ. Если у заинтересованных органов или журналистов появится интерес и они захотят подробнее узнать о ситуации в лагере - с удовольствием ответим, мейл ecobelova@gmail.com
NataliaIvanova / 04.07.2012, 09:50

4. Ответ на 3., Павел Тихомиров:

Действительно, высказанное Натальей смущает.. Однако еще больше смущает, что тема про наших детей, судя по откликам, никого не волнует! И ювеналка не волнует, - на митинги по 500 человек собирается, и внешкольное развитие и воспитание (школьное-то упразднили)- тоже не волнует. Вот "пусек" мы уже три месяца во все тяжкие обсуждаем за то, что в храм вошли. А подростков наших, которых в храм не затащишь, - не обсуждаем! Что-то у нас не так, ребята...
Сава / 04.07.2012, 07:43

3. Ответ на 2., NataliaIvanova:

тоимость лагеря не маленькая- 23.000.

В Америке стоимость смены в скаутском лагере около 600 долл., т.е. около 18 тыс. Думаю, сортиры там не смердят. Правда, говорят, туда непросто попасть, а обычные лагеря стоят под 2 тыс. за трехнедельную смену. Что же касается предмета разговора, то если Вы подпишетесь полным именем и сообщите точную дату пребывания Вашего ребенка в описываемом лагере и кое-какую дополнительную информацию, то Ваша реплика может стать настоящей бомбой. А высказанное Вами в таком виде смущает, но требует проверки.
Павел Тихомиров / 04.07.2012, 04:43

2. Мы очень недовольны этим лагерем!

Отправили туда дочь и забрали через неделю... Полная анти-санитария, про баню не верьте - ее нет (сгорела), дети неделями ходят не мытыми, это никого не волнует. Девочками никто особо не занимается, там процветает дедовщина, типа мы тут уже не в первый раз и туалеты мыть не будем. Про туалеты отдельная история - они настолько воняют, что дети в них просто ходить отказываются. Но мыть они их обязаны.Гуреев набрал в эту смену 100 детей, стоимость лагеря не маленькая- 23.000. Не сложно подсчитать, что на круг за смену больше 2 миллионов выходит.Совсем не мало. Баню или душ , по крайней мере организовать можно. Но видимо это не главное...Очень жалеем, что связались с этим сомнительным лагерем...
NataliaIvanova / 03.07.2012, 19:47

1. Помоги, Господи!

Прочитал я про все это, и так на душе хорошо стало, что и сказать нечего.... Помоги вам, Господи!... Варвара моя подрастет, обязательно к вам отправлю.
Сава / 19.05.2012, 16:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Семья
Формула семьи: Скачковы
«Господь помогает нам руками других людей»
20.11.2024
Для выживания России нужны радикальные меры!
О плюсах и минусах обновлённой демографической стратегии
19.11.2024
Многодетным – дополнительный выходной!
В Госдуме предложили четырехдневную рабочую неделю для многодетных родителей
19.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Маткапитал утратил свою актуальность?
Протоиерей Максим Миняйло предложил заменить материнский капитал на МРОТ за каждого ребенка
15.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12